ВелоПетрович

Колесом к колесу. Чем отличаются шоссейник и гравел?

20 168
02 июля 2023 в 16:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский. Коллаж: Максим Тарналицкий
ВелоПетрович

Колесом к колесу. Чем отличаются шоссейник и гравел?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский. Коллаж: Максим Тарналицкий
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Рано утром мы въехали под зеленые своды Беловежской пущи. В это время здесь слышно только птиц, и мы почти не нарушаем их веселого разговора. Мчимся куда глаза глядят, выбирая маршрут позаковыристее. Дороги здесь идеальные: асфальт гладкий и без единой щербинки, бездорожье ровное и живописное, хоть ночной ливень и старался переиначить его на свой лад. Транспорт у нас самый подходящий — велосипеды. Шоссейник и гравел: прокатимся на одном и на другом, поговорим о характеристиках и особенностях, сравним колесом к колесу.

Старый консерватор и молодой либерал

Шоссейный велосипед — один из старейших видов. И сегодня — это в любом случае история про спорт с достаточно низкой посадкой, значительным приложением усилий и терпежкой на серьезной дистанции. Амортизаторов нет — напротив, производители стремятся к максимальной жесткости, чтобы вся мощь, насколько возможно без потерь, преобразовывалась в скорость. И это диктует условия: к физической форме велосипедиста и качеству полотна на выбранном маршруте. Шоссейный велосипед — для шоссе. На нем можно ехать по грунтовым и проселочным дорогам, если очень нужно, можно попытаться проскочить и по ровному и сухому бездорожью, но это не про спорт и не про удовольствие, а про полное непопадание в условия — это просто не его территория. Зато на асфальте шоссейник — король.

28", шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 22 скор. (2х11), переключатели: задний Shimano Ultegra/передний Shimano Ultegra, тормоз дисковый гидравлический, вес 9.4 кг
Нет в наличии

У нас карбоновый Borant Eclipse в богатой нестоковой комплектации: Dura Ace по кругу, дисковые гидравлические тормоза, карбоновые колеса Vision Metron с высоким профилем, аэродинамичный кокпит из той же серии. На такой велосипед усесться бывает непросто, но шоссе неженок не терпит: сразу оказываемся в довольно агрессивной, низкой посадке.

Заезды по пуще — это полет. Асфальт катит, рельефа нет, густой лес заслоняет от ветра.

28", рама 56cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Shimano Sora/передний Shimano Sora, тормоз дисковый механический, вес 10.1 кг

Альтернатива шоссейнику — гравел, один из самых новых типов велосипеда. Его характеристики и границы возможностей, по сути, не установлены до сих пор. Сегодня ездим на уже знакомом по многим покатушкам Borant Phantom с рабочим и очень надежным обвесом — то, что нужно для заездов практически в любых условиях.

Алексей Борисевич, технический специалист компании Borax:

— Понимание того, что такое гравел, меняется от года к году. И сегодня уже стирается граница между шоссейным велосипедом и гравелом. Появление лет 5—7 назад гравела как отдельного класса велосипедов привело к тому, что шоссейники стали меняться, стали в каком-то смысле походить на гравелы. Последний тренд — аэрогравелы, они же суперуниверсальные велосипеды. А шоссейные модели получают большие зазоры для вседорожных покрышек. В общем, все переплетается друг с другом, провести границу становится все сложнее.

Но если заглянуть в хрестоматию велостроения, то шоссейный велосипед — это в любом случае спортивный велосипед. Какими бы ни были зазоры для покрышек, на шоссейнике ты сидишь более агрессивно. А гравел в современном понимании — это максимально универсальный велосипед с рулем-бараном. И там уже есть подклассы. 

Основной кластер сейчас — гравел на все случаи жизни, эдакий велосипед — швейцарский нож. Ты можешь поставить толстенные покрышки на колесах диаметром 27,5 дюйма и получить внедорожник либо сменить резину — получится более юркий шоссеподобный велосипед, хоть и не такой скоростной.

28", рама 58cm, гравел, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Shimano Claris/передний Shimano Claris, тормоз дисковый механический
Нет в наличии

Посадка

Гравел изначально более щадящий в плане посадки благодаря нюансам своей геометрии, на него легче усесться и при этом чувствовать себя хорошо. Плюс он мягче, комфортнее — это заметно сразу же, как только мы съезжаем в сторону с гладкого асфальта.

Алексей Борисевич:

— Разница посадки на шоссе и на гравеле постепенно стирается. Принципы физиологии, которые задействованы при посадке с рулем-бараном, остаются теми же: мы довольно сильно подаем корпус вперед, пытаемся выставиться параллельнее земле. Определяющее значение приобретают нюансы и то, как вы используете свой велосипед. Если это велотуризм, то, наверное, посадка будет более расслабленной. Если спорт — посадка будет растянутой, агрессивной. Все зависит от того, какую отдачу от тела вы хотите получить.

28", рама S, гравел, хром-молибденовая сталь, вилка жесткая, трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 12.9 кг

Резина

Первое, что бросается в глаза, — колеса, точнее, резина этих велосипедов. Гладкие слики толщиной с большой палец у шоссейника и покрышки гравела, скорее напоминающие то, что мы привыкли видеть на горных велосипедах.

Шоссейные покрышки, к слову, проходят период преобразований. Лет 10 назад стандартом у профессионалов считалась резина толщиной 23 мм. Потом все плавно перешли на 25 мм. У Eclipse, который мы обкатываем сегодня, установлены бескамерные покрышки толщиной 28 мм, и, забегая вперед, возьмемся утверждать, что она заметно лучше ведет себя на неровном покрытии, на тех же лесных тропах, чем двадцатьпятка с 7,5—8 атмосферами.

Чем шире резина, тем меньше давление воздуха в ней, тем она мягче, то есть лучше поглощает все неровности дороги. Для шоссейника это, по сути, элемент пассивной амортизации. Не будем слишком вдаваться в профессиональные термины и объяснять, что такое пятно контакта и как оно влияет на преобразование усилий гонщика в скорость. Обывателю достаточно понимать, что широкая и мягкая резина сделает его поездку комфортнее, а возможно, и быстрее. Жесткое колесо, которое со звоном подпрыгивает на каждом камушке, не добавит вам средней скорости.

Нюанс в том, что в шоссейном велосипеде (по крайней мере, в тех моделях, которые производились всеми еще до недавнего времени) совершенно не было возможности всерьез экспериментировать с резиной. Клещи, то есть ободные тормоза, и вовсе имеют ограничение для ширины резины — 28 мм. Повсеместный переход на диски убрал эту границу, но сама конструкция вилки и рамы не предусматривала возможность установить существенно более широкую резину — она просто не помещалась, зазоров не хватало. Сейчас ситуация постепенно меняется.

Алексей Борисевич:

— Гравел может быть универсальным велосипедом — одним для всего. Люди хотят универсальности. Это нормально — хотеть иметь один велосипед, который будет отвечать всем твоим потребностям. При этом современный гравел — это аппарат с большим потенциалом для того, чтобы его допиливать и апгрейдить до чего-то такого, чего ты пока даже не знаешь толком. Хочешь более злой внедорожник или более скоростной вариант — твой велосипед позволит пробовать.

Шоссейник — нет, без вариантов. Но в шоссе тоже пошли по новому витку, велосипеды становятся более внедорожными. Зачем? Потому что это общий тренд. Производители покрышек ввели модельный ряд для шоссе с толщиной резины и 30 мм, и даже 32 мм — это уже обычное явление. А 10 лет назад, 32—33 мм — это была максимальная ширина циклокроссовой резины.

28", рама 48cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 14 скор. (2х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз клещевой
Нет в наличии

Преимущество гравела во многом и заключается в том, что у владельца появляются широкие возможности при выборе покрышек. Можно ставить шоссейные слики, а можно выбрать внедорожные шипованные шины. Велосипед останется тот же, ваша прикатанная посадка никуда не денется. Вы просто адаптируете его под себя и под те маршруты, которые выбираете на данном этапе. Есть люди, которые предпочитают иметь дома не два велосипеда, а две пары колес — с гладкой резиной и «злые», с протектором — и менять их, отправляясь в ту или иную поездку. По свойствам вы получаете два велосипеда, а по затратам, по месту, которое оказывается занятым в квартире или в гараже, — все еще один, пусть и с довеском.

Алексей Борисевич:

— Это спираль развития. Форм-фактор дорожного велосипеда, который был придуман сто лет назад и почти не поменялся за это время, предполагает использование колес диаметром 28 дюймов с шириной покрышек 40—42 мм, что сегодня является классическим для гравийного велосипеда. И даже передачи (понятно, что 100 лет назад были только синглы) имеют изначальное сходство, передняя звезда на гравелах того же размера, по сути. Отсюда напрашивается вывод, что гравел — все тот же классический велосипед в новом прочтении, с новыми фишками. И если посмотреть на шоссейники столетней давности, то они скорее гравелы: с толстой резиной, с не очень тяжелыми соотношениями передач, с более расслабленной посадкой.

При этом гравел создал прецедент использования велосипеда с рулем-бараном в новых условиях. Причем речь даже не о каком-то экстремальном бездорожье. И это позволило новой, доселе не велосипедной части аудитории спокойно начать кататься в любых условиях. Людям нравится иметь универсальную вещь. Не бескомпромиссную, а универсальную.

Заметна ли разница на практике? Очень заметна. Шоссейная резина вносит свои ограничения: песок да и вообще любая сыпучка становятся непроходимым препятствием, по гравийке или какой-нибудь лесной тропе можно ехать, но нет той уверенности: с любой шишки, камня, ветки под колесом можно неудачно соскочить. Заложить вираж на мягком ненадежном покрытии — немыслимо. Еще больше трудностей добавляет влага.

28", рама 22"/L, шоссейный, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Shimano Claris/передний Shimano Claris, тормоз клещевой
Нет в наличии

Зато на асфальте вы получите все возможные бонусы: она катит, она не шумит и не визжит, как порой резина на горном велосипеде. Узнаете заодно, что асфальт бывает разный, в том числе грубый, крупнозернистый, движение по которому напоминает езду по гравию. Это вдогонку к разговору о широкой и мягкой резине.

Гравел со стоковой резиной в динамике шоссейному велосипеду на асфальте проиграет. Много ли — пропорционально зависит от того, насколько вы сильны. Чем выше ваша средняя скорость, тем сильнее будет ощущаться разница. А во время спокойной покатушки об этом можно даже не задумываться.

28", рама 55cm, гравел, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 9 скор. (1х9), переключатели: задний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 11.7 кг

Гравийный велосипед оказывается в своей стихии, съезжая с асфальтированной дороги. На проселке он способен держать очень высокую скорость, а резина будет загребать, будет держать трассу, при этом вы не будете чувствовать себя в опасности.

По мере того как вы будете накатывать километраж и глубже вникать в собственные предпочтения, вы сможете более тонко выбирать подходящие шины для своего велосипеда. И получать максимальное удовольствие от езды на нем.

27.5", рама L, гравел, хром-молибденовая сталь, вилка жесткая (хром-молибденовая сталь), трансмиссия 10 скор. (1х10), переключатели: задний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 13.5 кг

Цена

Гравел с шоссейником сосуществуют примерно в одной ценовой категории, где практически отсутствует совсем бюджетный сегмент. Другими словами, едва ли вам повезет купить дешевый шоссейник или дешевый гравел. Специфичность в велосипедном мире дорого оценена.

Это отпугивает на первых порах, когда нет твердого убеждения в том, что нужен именно этот велосипед и никакой другой. Поэтому большинство всегда едет на чем-то более бюджетном и более массовом, и здесь есть своя взаимосвязь.

28", рама 54cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Shimano Claris/передний Shimano Claris, тормоз дисковый механический, вес 9.9 кг
Нет в наличии

Стоит ли тратиться на шоссейный велосипед или на гравел? Нет, если вы задаетесь таким вопросом. По всей видимости, вы колеблетесь и не вполне определились с выбором. Покатайтесь на том, что есть под рукой, поспрашивайте друзей, найдите возможность опробовать тот тип велосипеда, который вам кажется интересным.

Как только выбор будет сделан, вы не будете задаваться вопросом: стоит ли? Где взять деньги, где найти подешевле, на каких компонентах можно сэкономить — вот от чего разболится голова.

Алексей Борисевич:

— За время пандемии у людей появился новый вид досуга: сбежать куда-то на велосипеде, в одиночку или с друзьями. Это целая культура: красота, природа, спокойствие — поэтичная история, новое прочтение туризма. Оказалось, что это может быть красиво и приносить еще больше удовольствия!

Но эстетика, на мой взгляд, один из главных трендов, который удерживает ценник настолько высоко. Велосипеды никогда еще не были настолько красивыми. И дорогими. Сердцу не прикажешь: красивая вещь всегда ценится выше. И дело не в том, чтобы похвастаться, просто эта штуковина радует тебя каждый день, заряжает энергией. Любому велосипедисту знакомо это чувство, когда ты смотришь на велик и он одним своим видом греет тебе душу, воодушевляет.

Проводя аналогию с автомобилями: кроссоверы ведь тоже не стали самыми бюджетными машинами на рынке. Но ведь многие готовы доплатить: за универсальность, за эстетику.

Тем не менее я думаю, что гравелы подешевеют и нам осталось ждать недолго. Shimano уже показала новое суперуниверсальное семейство компонентов — Cues, в планах есть реализация бюджетной гравийной навески — это должно сдвинуть рынок к более бюджетным моделям, к массовости.

28", рама 58cm, шоссейный, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 14 скор. (2х7), тормоз ободной механический
Нет в наличии

Область применения

Шоссейный велосипед — это спорт. И многие любители старались приобщиться к нему, вдохновленные этой эстетикой. Вариантов для тех, кто хотел держаться за «баран», а не за «палку», по сути, и не было. Приходилось мириться с тем, что трясет почти везде, кроме хорошего шоссе, но там другая проблема — трафик. Приходилось отказываться от возможности свернуть на какой-то живописный проселок, найти новый маршрут. Шоссейник давал свободу, но и четко очерчивал границы этой свободы.

У гравела свобода та же. Внутренний голос, конечно, будет пилить нервы, нашептывая, что на другой раме мог бы поехать чуть-чуть быстрее. Какая разница? Свернете с любимого маршрута в сторону, проедете краем поля, засеянного подсолнухами, въедете на холм, где, будто на картине пейзажиста, ведут нескончаемый диалог три березы под потемневшим небом — укроетесь от летнего ливня. Возьмите в дорогу чего-то вкусного, чтобы устроить пикник. А на обратном пути встанете из седла да оттанцуете на педалях, насколько хватит сил, — ветер точно так же будет свистеть в ушах.

Алексей Борисевич:

— Мы живем в такое время, когда запрос публики на комфорт в любой сфере возрастает. Девушки перестали носить каблуки, всех теперь устраивают кроссовки, нормальным стало ездить на такси на работу или за хлебом и так далее. Точно так же и с велосипедами. Раньше было четкое расслоение: что для чего. Сейчас родился новый класс людей: они хотят комфорта, но все-таки им нравится съездить куда-то за приключениями и не думать о том, что велосипед где-то тебя растрясет.

Шоссе — это очень четкая и бескомпромиссная экосистема, которой должен соответствовать. Иначе это не удобно и даже не безопасно.

А гравел — это велосипед, который на твоей стороне. Это не та история, когда, если ты не тренируешься, то прости, парень, это твои проблемы.

Onlíner рекомендует
28", рама 54cm, шоссейный, хром-молибденовая сталь, вилка жесткая (хром-молибденовая сталь), трансмиссия 1 скор. (1х1)

Безусловно, останутся люди, преданные бескомпромиссности шоссейников. И это здорово, ведь красота в многообразии. И спринты, и бесконечные споры о том, что лучше, не прекратятся. Пусть не прекращаются. Как дороги — асфальтированные и нет — убегают лентой за горизонт, обещая бесконечные открытия самой жизни.

Алексей Борисевич:

— Не нужно покупать гравел как первый велосипед, когда ты в принципе не понимаешь еще, что тебе действительно нужно. А вот когда начинаются всякие хотелки, когда приходишь к пониманию того, что тебе интересно, можно смотреть на такие велосипеды. Гравел — универсален. Хочешь ехать быстро — проехал с ребятами в пачке быстро. Назавтра захотел с семьей куда-то сгонять — пожалуйста. Велопутешествие куда-то далеко и с палатками — ты на нем же это сделаешь. И все получится на хорошем уровне, с хорошей скоростью, и ощущения будут замечательными.

28", рама S, гравел, хром-молибденовая сталь, вилка жесткая, трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 12.9 кг
28", рама 56cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Shimano Sora/передний Shimano Sora, тормоз дисковый механический, вес 10.1 кг
28", рама 55cm, гравел/туристический, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Shimano Claris/передний Shimano Claris, тормоз дисковый механический, вес 12.9 кг

Благодарим фирменный магазин Borax за помощь в подготовке материала.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by