Почему конфискуют маршрутки? Съездили в рейд с Транспортной инспекцией

27 101
11 июля 2023 в 8:00

Почему конфискуют маршрутки? Съездили в рейд с Транспортной инспекцией

Страшная авария, которая произошла с маршруткой под Смолевичами 20 февраля, заставила всколыхнуться сферу пассажирских перевозок. Контроль и проверки усилились: ГАИ, Транспортная инспекция и налоговая регулярно отчитываются о прошедших рейдах и их результатах. «Злостным нарушителям» (по крайней мере, таковыми их считают инспекторы) перестали грозить пальчиком и штрафами, перейдя к более радикальным мерам — изъятию машин. Конечно, перевозчикам это по душе не пришлось, тем более многие себя виновными не считают и пеняют на операторов. Мы побывали на том самом конкурсе, на котором происходит процесс принятия «нерегуляров» в ряды «регуляров», а после вместе с транспортниками съездили в рейд по междугородним маршруткам.

Чем «регуляры» отличаются от «нерегуляров» и зачем нам, пассажирам, об этом знать?

Четко разграничил требования к регулярным и нерегулярным маршрутным такси 2018 год и обновленный закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». С того момента «регуляры» должны были возить людей по определенному расписанию, маршруту и только после заключения договоров с операторами и контролирующими органами. Кроме того, у них должна быть лицензия и навигационное оборудование, позволяющее контролировать соблюдение ПДД и режим труда и отдыха. К «нерегулярам» требования в разы проще и по одному и тому же маршруту им следовать не нужно.

В общем, маршрутка, которая каждую субботу в 7 утра отвозит вашу маму на дачу, — «регуляр» (должна быть таковой, по крайней мере). Заказной бус, что разово «забросил» школьный класс вашего ребенка на экскурсию, — «нерегуляр».

Самое распространенное нарушение среди маршрутчиков — это когда «нерегуляры» маскируются под «регуляров». «Ну и какая мне разница, кто меня в пятницу домой после тяжелой рабочей недели доставит?» — можете спросить вы, но Транспортная инспекция ответ на этот вопрос уже давала:

— При регулярных перевозках учитываются пассажиропоток, требования режима труда и отдыха, скоростной режим, характеристики дорожных условий, маршрут согласовывается с ГАИ. При нерегулярных перевозках ничего из перечисленного по факту не учитывается. А это, на наш взгляд, прямым образом влияет на безопасность. Потому, считаем, нельзя такие нарушения назвать негрубыми или не грозящими безопасности пассажиров.

Что трудного в том, чтобы работать полностью легально? Своей позицией с редакцией уже делились некоторые перевозчики. Елена, работающая в этой сфере с 2005 года, в одной из предыдущих публикаций утверждала, что дело не в желании сэкономить на обязательных платежах. Якобы многим перевозчикам оператор просто не дает возможность получить разрешение на регулярные перевозки: «Разрешение выдает “Миноблпассажиртранс”, оттуда нам приходят ответы: “не требуется организация по дополнительным рейсам на данном направлении”».

Правда ли, что желание перевозчиков работать законно «душат» уже на первом этапе — при попытке получить разрешение на выполнение регулярных перевозок? В ответ на этот вопрос Транспортная инспекция пригласила нас вживую посмотреть на то, как проводится конкурс на право стать «регуляром». К нему мы еще вернемся.

— Насчет того, что оператор не считает нужным выпускать на линию частников в дополнение к уже существующим «регулярам» — тут только он сам и заказчик (в Минске это горисполком. — Прим. Onlíner) решают, сколько транспортных средств им нужно на определенный маршрут. И если они спрос изучили и там действительно автобусы и маршрутки курсируют пустыми — зачем им еще кто-то? — задает риторический вопрос начальник управления филиала Транспортной инспекции по Минску и области Александр Коваленко.

 

— «Нерегуляры» создают недобросовестную конкуренцию — мы об этом уже неоднократно говорили. У «регуляра» заключены все необходимые договора, оплачена и установлена навигация. А перед ним за пять минут приезжает нерегулярный перевозчик и забирает себе всех пассажиров. Это разве честно?

— «Нерегуляры» часто приводят аргумент в свою пользу — мол, у них и кондиционеры установлены, и машины более новые, и вообще полный all inclusive в салоне. Вот клиент и голосует за них рублем.

— Если бы они не переманивали незаконно пассажиров и, значит, прибыль — может, и регулярные перевозчики смогли бы себе позволить новые авто с кондиционерами и другими опциями.

Как проходит конкурс на право стать регулярным перевозчиком и работать по закону?

Ладно, давайте разберемся, что делать владельцу пассажирского буса, который внезапно захотел возить клиентов из Минска в Могилев и обратно? Как вообще попасть в эту «касту»?

— Для начала нужно подать документы — с паспортом маршрута и его схемой, дополнительно приложить примерное расписание, — объясняет Юрий Супранович, директор предприятия «Столичный транспорт и связь».

— Например, перевозчик хочет стартовать от Центрального автовокзала — важно, чтобы на это время не был запланирован другой транспорт по тому же маршруту. Если у нас в столице вопросов к плану не возникает — информация отправляется «принимающему» оператору. Там также смотрят, чтобы желаемое расписание не совпадало с графиком другого перевозчика. Могилевский оператор согласовывает время — мы проводим конкурс, собирается комиссия. Сперва изучаются документы (лицензия, техосмотр, страховки и т. д.), затем транспортное средство осматривается вживую. Если все хорошо — в течение 20 дней перевозчик должен заключить с нами договор и получить карточку маршрута, — добавляет Юрий Супранович.

Комиссия — почти десять человек. Это специалисты предприятия «Столичный транспорт и связь», ГАИ, Транспортной инспекции и заказчика — комитета экономики Мингорисполкома. В определенный день они назначают «смотрины». Маршрутчики выстраиваются в стройные ряды и ждут, когда комиссия со всех сторон изучит транспортное средство — основное и резервное, если такое есть.

Изменилось ли количество желающих принять участие в конкурсе после того, как маршрутки стали активно изымать? Участники комиссии утверждают, что в разы. «Смотрины» теперь проводятся раз в две недели.

Но конкурс на то и конкурс — маршрутные карточки получат не все. У комиссии есть специальный чек-лист: за соответствие определенным пунктам можно получить дополнительные баллы. Например, за кондиционер — плюс 10. Желтый цвет кузова — еще 20. Если снаружи и внутри авто в хорошем состоянии — добавляем 60 баллов. Бус оборудован электродвигателем? Целых 50 дополнительных очков. Правда, как признались участники комиссии, пока что электробусы на конкурс ни разу не заявлялись.

Первый в очереди на осмотр — Mercedes-Benz Sprinter. К слову, он принадлежит компании той самой Елены, у которой изъяли Renault Master 2021 года. И хотя результаты «смотрин» будут известны только через несколько дней, Транспортная инспекция словесно похвалила состояние приехавшей на конкурс маршрутки. Перевозчик даже демонтировал подиум (напоминает скамейку, на которую устанавливается задний ряд сидений), из-за которого транспортное средство ранее «развернули». Так что есть все шансы пополнить ряды «регуляров» и в ближайшее время начать возить пассажиров по маршруту Минск — Могилев.

— Могилевский оператор АТЭК не идет нам навстречу — не хочет расширять список временных слотов, по которым мы можем курсировать, — в то же время жалуется представитель перевозчика Юрий. — Хотя востребованность со стороны пассажиров есть.

Участвует в конкурсе и трехлетний Sprinter, который «вошел в историю» как самая первая изъятая маршрутка. Возможно, это и повлияло на решение нерегулярного перевозчика официально стать «регуляром».

— Мы четвертый год в могилевских конкурсах участвуем. И эта машина была победителем одного из них в январе, — рассказывает свою версию владелец Sprinter по имени Сергей, который пригнал на конкурс сразу несколько машин. — Но мы якобы не уложились в сроки для заключения договоров с терминалами, и оператор «вычеркнул» нас из потенциальных «регуляров». Хотя на самом деле мы вовремя написали заявление, это работники терминала задержали документы.

— Хочу заметить: если мы, «нерегуляры», в один день на работу не выйдем, то «регуляры» не обслужат тот поток пассажиров, который сейчас есть. Официально выдано 30 карточек, но по выходным на маршрут выходит 130 машин. Так почему бы не дать всем желающим возможность поработать? Рынок сам отрегулирует цены и расставит все на места: кто-то из перевозчиков уйдет, кто-то останется, — добавляет Сергей.

Какие недочеты нашли у ранее изъятого Sprinter на этот раз? Отсутствие некоторых кузовных заглушек (перевозчик объяснил, что они уже заказаны, но пока не доставлены) и задний ряд сидений, установленный на подиум.

Чем вообще плох подиум? Представитель предприятия «Столичный транспорт и связь» объясняет: конструкция перекрывает аварийный выход — задние двери.

— 24 февраля на трассе Бобруйск — Глуск произошла авария с маршруткой и двумя тракторами (в аварии пострадало четыре человека. — Прим. Onlíner). Боковая дверь в результате столкновения оказалась зажата, а через заднюю покинуть салон было нельзя как раз таки из-за подиума с дополнительными сиденьями. Люди оказались в замкнутом пространстве, паника... К счастью, возгорания не произошло, все выбрались. Поэтому с нашей стороны требования к безопасности ужесточились, — отметил собеседник.

УВД Могилевской области

Из-за пресловутых подиумов разгорелся горячий спор. Маршрутчики настаивали: такая конструкция «разделяет» импровизированный багажный отсек и пассажиров. И при резком торможении чемоданы не полетят «в затылки к людям». Более того, перевозчики не видят вариантов аккуратно демонтировать подиум.

— Этот вопрос нужно поднимать в горисполкоме! Маршрутки через одну таким образом переоборудованы. К тому же машина прошла отдел стандартизации, стала на учет в ГАИ, — приводит аргументы в пользу конструкции Сергей.

Поскольку комиссия не принимает окончательное решение в день конкурса, а проводит дополнительное заседание — у владельца транспортного средства есть возможность предоставить документы, подтверждающие то, что конструкцию законно устанавливало предприятие, имеющее на это лицензию, и машина действительно прошла испытания. Если бумаги будут — комиссия еще раз вынесет на обсуждение вопрос с подиумом и дополнительными сиденьями.

Другое дело — лысая резина на задней оси одной из маршруток. Владельцу сразу сказали о необходимости переобуться. Также комиссия «завернула» транспортное средство с незаводскими ступеньками в салоне. Из-за них расстояние от пола до потолка не соответствует нормам.

В рейд с Транспортной инспекцией. Почему у одних маршрутки изымают, а у других нет?

«Смотрины» завершены, мы выезжаем в рейд с Транспортной инспекцией, чтобы посмотреть, что на деле изменила практика изъятия транспортных средств у нарушителей. Направляемся в конец проспекта Независимости — нам нужно «словить» маршрутку, которая курсирует из столицы в Смолевичи. На нее в Транспортную инспекцию поступила жалоба: якобы водитель грубит пассажирам.

Кажется, многие маршрутчики, увидев знакомые ярко-салатовые жилетки на остановке, спешат побыстрее проскочить ее в крайней левой полосе. Один из водителей тоже пытался проехать мимо как ни в чем не бывало. Но женщина, помахавшая с остановки, видимо, нарушила планы. Пришлось резко перестраиваться и тормозить во втором ряду.

Ну а мы наконец дождались нужной нам маршрутки. Правда, за рулем не тот человек, на которого поступила жалоба. Пока мы рассматриваем ржавые узоры на кромке капота, инспекторы пристально изучают документы водителя (в/у, техпаспорт, техосмотр, страховку — не только на ТС, но и ответственности перед пассажирами) и общаются с людьми в салоне. Все оказались с билетами на руках. Единственный недочет — отсутствие бейджа водителя. Однако это недоразумение было оперативно исправлено.

Следуем в сторону выезда на Могилев. Там внимание привлекает бордовый Volkswagen Crafter с надписью «Минск» и пометкой «заказной». Перед нами «нерегуляр» (к слову, у него должен быть заказ-наряд с указанием перевозчика и заказчика, а также список пассажиров с указанием старшего группы). Но оказывается, что нет: пообщавшись с водителем, инспекторы пришли к выводу, что маршрутка курсирует по регулярному маршруту, не имея на это права.

Билетов у пассажиров нет. Одна девушка рассказала: заказывала «квиток» через специальную платформу. Что интересно — в приложении указан другой номер авто, которое должно выполнять маршрут.

Проверка затянулась, и пассажиры начали нервничать: многих ждет пересадка на другую маршрутку или электричку. Поэтому водителю разрешили завершить поездку и доставить клиентов на финишную точку. Когда мы подъехали на стоянку, где высаживались пассажиры, табличка на маршрутке уже сменилась. «Минск» стал «Бобруйском», но при этом бус остался якобы «заказным». В общем, перевозчику может грозить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность — Транспортная инспекция должна доказать, что «нерегуляр» работает под видом «регуляра». Кстати, в таких случаях конфисковать транспортное средство тоже могут. Почему же в этот раз маршрутка не отправилась на штрафстоянку?

— В первую очередь мы стараемся выявлять и изымать транспортные средства у злостных нарушителей, по которым уже есть «нехорошая» история, — объясняют специалисты Транспортной инспекции. — Также у нас определены наиболее приоритетные направления, где мы ведем более строгий контроль.

— Сколько всего в этом году было изъято транспортных средств?

— В Минске и Минской области — 10 маршруток и один автомобиль службы такси. Раньше этот метод борьбы с нелегалами, когда авто простаивает и не приносит прибыль, не использовался. Но сейчас он показал свою эффективность. Количество желающих узаконить свою деятельность увеличилось в разы — вы сами в этом убедились на конкурсе.

— По каким причинам чаще всего изымается транспортное средство?

— Чаще всего это незаконная предпринимательская деятельность. Также можем изъять, если отсутствует страховка ответственности перевозчика перед пассажирами.

— Нам перевозчики жаловались: мол, процесс изъятия происходит незаконно, протоколы не заполняются…

— С нашей стороны все процессуальные документы составляются. Проблема в том, что большинство водителей идут на конфликт, отказываются от ознакомления с документами. Это их право — мы фиксируем отказ и передаем материалы об административном правонарушении дальше.


В процессе подготовки материала с нами снова связалась Транспортная инспекция. Специалисты захотели рассказать, чем закончилась ситуация с одной из машин Сергея, который на конкурсе обещал предоставить документы о законности переоборудования транспортного средства:

— Перевозчики пригоняют в страну грузовые бусы. Потом с помощью организации, которая занимается переоборудованием, делают авто пригодным для пассажирских перевозок — устанавливают сиденья, монтируют дополнительные стекла. Затем у государственной лаборатории получают сертификат соответствия безопасности. Машина Сергея испытания действительно прошла. Однако позже она стала на учет в ГАИ уже с другой схемой расположения сидячих мест. Грубо говоря, за неделю между этими двумя событиями кто-то — уже кустарным способом — установил подиум, закрепил на него дополнительные сиденья и внес другие изменения в конструкцию. Конечно, такая машина не получит разрешение на участие в регулярных перевозках.


Onlíner рекомендует
ирригатор, мягкая чистка/глубокая чистка, питание от аккумулятора, регулировка струи, в комплекте: чехол, USB-кабель
Onlíner рекомендует
ирригатор, мягкая чистка/массаж, питание от аккумулятора, регулировка струи, в комплекте: гель для полости рта

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by