18 121
01 августа 2023 в 8:00
Источник: Борис Самкович. Фото: Борис Самкович, Александр Якубовский, открытые источники

Гоночная «Эстония»: до наших дней дожили единицы, и две из них находятся в Минске

Источник: Борис Самкович. Фото: Борис Самкович, Александр Якубовский, открытые источники

Коробка от «Запорожца», двигатель от ВАЗа, все остальное было изготовлено в Таллинне еще при СССР. И это настоящий гоночный автомобиль — «Эстония-21.10». Когда-то на трассе в Боровой на таких машинах проводили достаточно крупные соревнования, которые собирали несколько десятков участников и тысячи зрителей. Сегодня это уже история: нет трассы в Боровой, давно свернуто производство гоночных формул в Эстонии. Но в разных странах остаются энтузиасты, продолжающие выступать на легендарной технике. Есть такие ребята и в Беларуси.

В СССР были автоспорт и формулы?

В это трудно поверить, но это факт. Существовало даже несколько самостоятельных производств гоночных формул: МАДИ (Московский автодорожный институт), АЗЛК (Автомобильный завод им. Ленинского комсомола) и ТОАРЗ (Таллиннский опытный авторемонтный завод). Именно в Эстонской ССР на ТОАРЗе и производили львиную долю всей гоночной техники Союза.

Все началось в далеком 1958 году и продолжалось до самого распада СССР. За это время удалось построить около 1200 гоночных машин, главным заказчиком которых был ДОСААФ. Часть техники уходила в братские социалистические страны, но основной «клиент» был дома. В 1980-м была спроектирована «Эстония-21». По одним данным, собрали 295 штук, в других источниках пишут о 302 экземплярах. За 11 лет производства несколько раз был «рестайлинг» модели, а название менялось на «21М» и «21.10». В зависимости от класса, автомобили комплектовались моторами ВАЗ объемом 1300 и 1600 куб. см.

«21-я» стала самым успешным проектом ТОАРЗа. С 1987 по 1990 год на ней четыре раза подряд был выигран Кубок дружбы социалистических стран — наш аналог западной «Формулы-1». Секрет заключался в том, что за основу машины конструктор Рауль Сарап взял Lotus 81 — одну из самых передовых гоночных формул того времени.

Современное фото того самого Lotus 81

Реклама

Удобные логистические решения для вашего бизнеса от STALOGISTIC

Международный логистический оператор с офисами в России, Беларуси, Узбекистане, Литве, Швейцарии, Польше и Казахстане.

* В 2022 году объем контейнерных перевозок — 28 тыс. TEU, выполнено 23,4 тыс. перевозок автомобильным транспортом, общий грузооборот достиг 493 тыс. т.

* Более 2,4 тыс. негабаритных и проектных заказов.

* Более 550 профессионалов, готовых найти для вас лучшие логистические решения. 

Нужна перевозка груза — пишите: sta@stalogistic.com.

«Эстония» в Беларуси

Гоночное кольцо в Боровой в 70-х годах прошлого века было одной из главных трасс в СССР. Это не могло не сказаться на уровне развития автомобильного спорта в республике — он был на большом подъеме. Соответственно, сюда из Эстонии по линии ДОСААФа поступало достаточно много техники.

В 1980-х годах появились профессиональные трассы в Риге, Киеве и Рустави. Трасса же в Боровой физически перестала соответствовать нормам безопасности того времени и отошла на второй план. Но гонки, пусть и не самого высокого уровня, продолжались: традиционные и всесоюзные «Открытие сезона» и «Золотая осень», чемпионаты БССР и Минской области. Благодаря этому поток гоночной техники не остановился. При этом горбачевская перестройка и новый взгляд правительства на экономический уклад жизни позволили не ждать распределения техники от ДОСААФа, а напрямую закупать ее из собственных фондов предприятий. Так машины 21-го семейства появились на заводах «Интеграл», «Азот» и в колхозе «Барацьба». Цена за одну комплектную формулу вместе с дополнительным комплектом дождевых шин доходила до 11 000 советских рублей — это стоимость двух новых «Жигулей».

В 1991 году рухнул СССР, а вместе с ним и отечественный автоспорт того времени. Последнюю гонку провели в сентябре, и затем трасса в Боровой закрылась. На тот момент в стране насчитывалось свыше трех десятков 21-х «Эстоний».

Возродить кольцевые гонки в Беларуси пытались несколько раз: в 1990-х годах были выездные этапы в Литве (трасса Nemuno žiedas в Качергине) и временная трасса на аэродроме в Витебске. Но все это было эпизодично и малоинтересно для участников и спонсоров. В 2004—2005 годах удалось провести несколько соревнований в Минске, в промзоне «Шабаны». Проект был многообещающий, но в итоге свернулся так же быстро, как и начался.

В начале 2010-х годов последним вздохом в ШКГ стала взлетная полоса аэродрома в Быхове. Гонки в этом месте проводили несколько лет, но особой массовостью они не отличались.

С тех пор чемпионат Беларуси по автомобильным кольцевым гонкам проходит преимущественно на российских трассах в рамках местных соревнований. Да, кто-то из белорусов на них приезжает, но в большинстве своем это «разборки» пилотов из России.

Последние из могикан

Минчанин Алексей Кручинин владеет сразу двумя гоночными автомобилями «Эстония-21.10». На одном из них он принимал участие в гонках в Минске в 2004—2005 годах, а затем в Быхове в 2010—2012. Несколько раз выступал на трассах Риги, Киева и Москвы.

Алексей Кручинин. Минск, 2005 год

С Алексеем мы встретились этим летом на трассе картодрома в Стайках. Рядом Дмитрий Бруцкий — известный в Беларуси и России инструктор по автомобильному спорту. За спинами гонщиков две черные формулы.

Дмитрий Бруцкий (белый комбинезон) и Алексей Кручинин на картодроме в Стайках

— Сегодня у нас тесты, — рассказывает Алексей. — Выехали двумя машинами. Первая у меня уже почти 20 лет, а вот вторую собрал совсем недавно, и на треке она всего во второй раз. На обеих стоят двигатели ВАЗ объемом 1,5 и 1,6 литра. Головки одновальные, восьмиклапанные. На «боевом» автомобиле установлено два карбюратора DelLORTo. Если с первой машиной все более-менее ясно, то вторую мы сейчас пытаемся настроить. Это сложно в наших условиях, ведь эта техника не для дорог общего пользования. Получается, что мы можем проверять все наши доработки и изменения только на гоночной трассе. Но попасть в Стайки не так просто, ведь все выходные расписаны на недели вперед: картинг, дрифт, мероприятия автоклубов.

— Вы готовитесь к каким-то соревнованиям или это заезды для души?

— Последние два года я выступаю в соревнованиях Time-Attack в классе RACE. Боремся мы там не с соперниками, а с временем прохождения круга. Из-за отсутствия стационарной трассы для шоссейно-кольцевых гонок мы вынуждены выступать на картодромах. Понятно, что это не то кольцо, которое хотелось бы видеть, но другого просто не имеем. В будущем есть планы двумя этими машинами принять участие в исторических гонках в России.

— Дмитрий Бруцкий выступает в роли вашего тренера?

— Да. У него очень богатый опыт выступления в различных соревнованиях. Отрабатываем точки входа в повороты, точки торможения. Главное отличие Дмитрия от других инструкторов в том, что он может не только показать какие-то элементы на трассе, но и доступно объяснить все действия словами.

Читайте также:


Onlíner рекомендует
12 ГБ GDDR6 LHR, 1320 МГц / 1777 МГц, 3584sp, 28 RT-ядер, трассировка лучей, 192 бит, 2 слота, питание 8 pin, HDMI, DisplayPort
12 ГБ GDDR6X, 1920 МГц / 2550 МГц, 5888sp, 46 RT-ядер, трассировка лучей, 192 бит, 2 слота, питание 8 pin, HDMI, DisplayPort
Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
8 ГБ GDDR6, 1830 МГц / 2670 МГц, 3072sp, 24 RT-ядер, трассировка лучей, 128 бит, 2 слота, питание 8 pin, HDMI, DisplayPort

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by