31 938
29 августа 2023 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий

«Старички Ikarus и ЗИУ». Где работали и как выглядели последние раритеты Минска

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Кажется, все это разнообразие ездило по дорогам буквально вчера. Особого внимание на сей транспорт никто не обращал, он был совершенно привычной частью повседневного пейзажа и каждодневной рутины. Автобусы Ikarus и ЛАЗ, троллейбусы ЗИУ и трамваи РВЗ... Возникало ощущение, что они были всегда и будут присутствовать на улицах вечно. Но незаметно «старички» исчезли. Как это происходило? Попробуем вспомнить на основе архивных фотографий.

Сразу оговоримся — данный материал не претендует на математическую точность и скрупулезность научной диссертации. Это личные мемуары, но герои не вымышлены и совпадения не случайны.

Автобусы

Городские «Икарусы» в моих воспоминаниях четко делятся на два исторических периода — желто-оранжевые из советского детства и всякие разные из юности, которая пришлась на период становления независимой Беларуси. Эта гармошка Ikarus 280.02 попала в Минск из Германии. Тогда, в начале девяностых, с помощью отработавших свое в Европе автобусов марки, хорошо освоенной минскими ремонтниками, пополняли до предела изношенный парк. Неновые машины, надо отметить, приходили в весьма ухоженном виде. Но у нас лоск быстро терялся. Были самые разные цвета, но красный доминировал. Конкретно этот экземпляр списали в 1998 году, при этом некоторые его собратья доработали на минских городских маршрутах как минимум до 2003 года.

Совсем другое дело — туристические Ikarus. Вот они всегда были в подавляющем большинстве красными и при СССР, и после него. Когда с регулярных пассажирских перевозок их уже сняли, кое-где они продолжали трудиться «служебками». Например, этот был приписан к транспортному цеху МАЗа и в 2004 году (когда был сделан этот снимок) еще вовсю работал. Но во второй половине нулевых они стали массово исчезать. По крайней мере, на минских улицах.

Однако оставались всякие экзотические варианты. Вот, например, солнечный май 2007 года. Короткобазный Ikarus 211 во вполне конфеточном состоянии ждет отправления в служебный рейс на стоянке. Обитал он в районе минской ТЭЦ-4. Транспортные фанаты посчитали, что за все время в нашей стране было не более полутора десятков экземпляров этой модели. Когда точно его списали, неизвестно, но есть основания предполагать, что первое десятилетие нового века он пережил.

В областях автобусы Ikarus эксплуатировались значительно дольше, чем в столице. В кадре — Гродно, август 2009 года. Вполне себе бодрый городской Ikarus работает на линии, даже с маршрутоуказателем. В Минске тогда уже наступила почти полная автобусная монополия МАЗа.

Дольше всего в столице эксплуатировались «Икарусы»-технички — переоборудованные «гармошечные тягачи». У них «ампутировали» прицепную часть, изготавливали самостоятельно заднюю стенку, убирали часть сидений из салона. По сути они выполняли роль ремонтных грузовиков и эвакуаторов. Но в конце нулевых исчезли и они.

Этот ЛАЗ-695Н сфотографирован в Минске на площади Победы в сентябре 2004 года, незадолго до своего списания. Во второй половине нулевых ЛАЗы из Минска стали стремительно исчезать. Хотя конкретно эта машина на тот момент была не такой уж и старой — экземпляр 1990 года постройки. С уходом ЛАЗов ушла эпоха, по своей эмоциональной составляющей вполне сопоставимая с «икарусной».

Тем удивительнее было встретить через пять лет, в июле 2009 года, такой же ЛАЗ в Борисове. Правда, это была машина не для регулярных перевозок, а учебная. Вполне вероятно, что этот экземпляр проработал в качестве тренировочного аппарата еще немало лет.

Отдельная тема — ЛиАЗы-677М. Бензиновый карбюраторный двигатель ЗИЛ-509, размещенный в переднем свесе, обеспечивал салон характерным «ароматом». Гидротрансформатор коробки передач издавал незабываемый булькающий звук. Поездка была наполнена своей уникальной «атмосферой». Дольше всех этими ощущениями наслаждались телевизионщики. Белорусское телевидение использовало один такой переоборудованный автобус для перевозки имущества, необходимого для организации прямых телетрансляций. В конце нулевых изредка он еще выезжал, потом исчез.

Троллейбусы

Из всех ЗИУ — мой самый любимый, конечно, вот этот. На фото — ранняя модификация 682В с задними фонарями-лодочками. Конкретно этот экземпляр был построен еще до того, как Горбачев стал генсеком, а на минском маршруте №2 проработал до 2005 года.

А это уже поздняя версия ЗИУ-682В. Но «раритет с лодочками» она пережила ненадолго, списали этот экземпляр редкого для троллейбусного депо №4 голубого цвета в 2006 году.

Во второй половине нулевых оригинальные ЗИУ-682В вообще стали массово исчезать с минских улиц вместе с узнаваемыми ливреями разных депо. Но еще несколько лет, вплоть до 2010 года и позже, на линиях оставались троллейбусы производства завода «Белкоммунмаш», внешне почти идентичные. Однако постепенно пропали и они.

«Гармошки» ЗИУ-683В01 Минск увидел только в 1993 году. В советские времена эта модель к нам не поступала. То есть «гармошки» были самыми молодыми представителями классики завода имени Урицкого в нашей столице. Но попали под нож вместе с основной массой «одиночек». Конкретно этот экземпляр списали в 2007 году.

Трамваи

Tatra T6B5SU — какой же это классный был трамвай! По сравнению со старыми рижскими — быстрый, с широкими дверями, а салон казался просто огромным, окна — аквариумными. Этот снимок сделан на Старовиленском тракте в Минске в апреле 2004 года. На тот момент вагону было всего 10 лет, для трамвая — еще детство. Но в 2011-м этой машины, как и ее коллег данной модели, в Минске не стало. К счастью, их не порезали, а перепродали в другой город. Вот так. На некогда минских «Татрах» можно прокатиться и сегодня. Для этого надо приехать в Екатеринбург.

«Рижанам» так не повезло. Хоть в конце девяностых у многих из них провели капремонт с полной модернизацией кузова и они выглядели как новенькие... Тем не менее уже в 2008-м все экземпляры списали окончательно. Минская классика ушла в историю.

Но ровно та же классика — даже в полностью оригинальном виде — еще несколько лет после Минска вполне себе бодро бегала, например, по Витебску. Этот кадр был сделан в августе 2009-го. До списания и отправки в утиль конкретно этого вагона оставалось еще два года.


Конечно, наверняка в Беларуси были места, где упомянутые автобусы эксплуатировались и дольше. А что касается троллейбусов, то за пределами Беларуси их можно увидеть в пассажирской эксплуатации в немалом числе постсоветских городов. Трамвайная классика? Остался только один город на Земле, старые машины еще перевозят пассажиров. Это Хабаровск. Далековато от Беларуси, но если трамвайная ностальгия совсем замучает, то оживить воспоминания реально.

Читайте также:


Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by