ВелоПетрович

Как выбрать фонарь для велосипеда? Ночной тест

14 843
03 сентября 2023 в 14:10
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
ВелоПетрович

Как выбрать фонарь для велосипеда? Ночной тест

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

По мере того как сокращается световой день, возрастает потребность в велосипедных фонарях. Причем не важно, катаетесь ли вы по ночам. Весной или осенью достаточно лишь чуть задержаться — и уже сумерки, которые во многом еще более опасное время: тротуары и велодорожки загружены, необходимо обозначать себя в плотном потоке. Поэтому выбираем велофонари: хорошие, недорогие — как всегда. А чтобы снять все вопросы, проведем ночной тест, осветим кромешную тьму ярким лучом света — и сразу все станет понятно.

А нужен ли мощный фонарь?

Говоря по-простому, есть две важные функции, которые выполняет велосипедный фонарь. Первая — он освещает дорогу. Вторая — обозначает велосипедиста на дороге, делает его заметнее для остальных. Чтобы выбрать хороший велофонарь, необходимо определиться с приоритетами именно для вашего стиля катания.

По умолчанию всем хочется просто самый мощный и крутой фонарь: включил — и он светит как прожектор. Проблема в том, что такие модели стоят дорого. Люди разочаровываются и вообще отказываются от покупки любого фонаря, а это большая ошибка.

задний, на подседельный штырь, пластик, сигналы поворота/пульт/зарядка от USB/сигнал строб, питание: аккумулятор
Выбор покупателей
передний, на руль, быстросъемное крепление, пластик, 650 лм, дальность 180 м, зарядка от USB/сигнал SOS/сигнал строб, питание: аккумулятор

Если вы смелый гонщик, который по ночам катается по неторным тропам и сложным маршрутам — без вопросов, нужен классный свет, который даст возможность контролировать ситуацию и хорошо видеть дорогу перед собой, включая все ямы, ветки и оборотней.

Но многие из нас просто катаются по городу, могут немного задержаться в парке, любуясь закатом, а потом возвращаются домой в потемках. Улицы как-то освещены, маршрут знаком. Фонарь нужен, чтобы немного осветить дорогу и чуть раньше заметить совсем уж неприятное препятствие и чтобы привлечь внимание остальных: едет велосипедист, у него скорость быстрее, чем у пешехода, а маневренность хуже, нужно бы с ним аккуратно разминуться. И вот с этим на отлично могут справиться даже очень недорогие модели. И мы можем это доказать.

Какие модели мы протестировали?

На ночную покатушку мы отправились с пятью моделями фонарей, включая передние, задние и комплект. Выбирали варианты с разными характеристиками и из разных ценовых категорий. Оценивали по удобству использования и дальности светового потока.

Комплект ЭРА VA-801

Удобный вариант: комплект велофонарей — передний и задний. За относительно небольшую сумму получаем два весьма компактных светодиодных фонаря. У переднего только один светодиод, у заднего четыре. По три режима работы (разная мощность плюс мигание), зарядка от USB, простое и универсальное крепление с помощью резинок. В общем, получаете именно то, за что заплатили.

Выбор покупателей
передний и задний, на руль/на подседельный штырь, быстросъемное крепление, пластик, 130 лм, дальность 60 м, зарядка от USB, питание: аккумулятор

Забежим вперед и сразу расскажем, что эти фонари в темноте произвели куда более благоприятное впечатление, чем поначалу. Самый скромный заявленный световой поток в 130 лм (люмен) на поверку оказался конкурентноспособным с более мощными моделями. Задний фонарь, простой и честный, также порадовал ярким и заметным свечением. Рынок приучил нас скептично относиться к дешевым товарам, однако преждевременные выводы часто бывают ошибочными и в итоге болезненными для кошелька.

Передний фонарь ЭРА VA-802

Передний фонарь по цене предыдущего комплекта. Заявленный световой поток в 335 лм — увидим, что в действительности могут два таких светодиода в темноте.

Дизайн фонаря понравится не всем. Но некоторая угловатость объясняется попыткой производителя добавить фишку и оснастить фонарь креплением для смартфона. Решение на практике оказалось весьма спорным. Чтобы не слепить встречных участников дорожного движения, световой поток фонаря должен быть направлен вниз. Но ведь неудобно смотреть на экран смартфона под углом, тем более при обратном наклоне. Короче, или выставлять смартфон как удобно, но тогда фонарь бьет аккурат в глаза встречному пешеходу, либо настраивать угол светового потока, но тогда от размещенного смартфона на руле нет никакого толка. Возможно, устройство можно использовать в разных целях в течение суток: днем — как держатель для смартфона, а вечером — как фонарь. Но удачным такое исполнение в любом случае не назовешь.

передний, на руль, быстросъемное крепление, пластик, 335 лм, дальность 85 м, сигналы поворота/зарядка от USB/сигнал строб/клаксон, регулировка яркости, питание: аккумулятор

Еще одна фишка устройства — звуковой сигнал, который оно способно издавать при нажатии на кнопку. Кнопка эта вынесена отдельно, на проводе, который придется обматывать вокруг руля, что общей эстетики не добавит. Сигнал, который должен быть альтернативой классическому велосипедному звоночку, оказался неожиданно громким и резким. Пешеходов он, конечно, разгонит, но вызовет именно испуг, то есть спровоцирует негативную реакцию или даже конфликт. В общем, и здесь решение неоднозначное.

Передний фонарь RockBros BR1800

Самая серьезная из тестируемых нами моделей. Заявленный световой поток — 1800 лм, что относит фонарь в категорию мощных. Металлический корпус и удобное быстросъемное крепление. Светодиода сразу три, плюс батарея повышенной емкости с зарядкой от USB. Присутствует пыле- и влагозащита.

передний, на руль, металл, 1800 лм, дальность 270 м, зарядка от USB/сигнал строб, питание: аккумулятор

Придраться вроде и не к чему, тот случай, когда взял в руку — «маеш рэч». Цена фонаря весьма значительная, хоть и не выше, чем у большинства конкурентов в этом сегменте. Осталось проверить, действительно ли разница с бюджетными моделями будет настолько разительной, чтобы оправдать затраты.

Задний фонарь RockBros LKWD-R1

В пару к мощной фаре подобрали навороченный задний фонарь, обе модели на обзор подкинули наши друзья из On-bike. Фонарь напоминает светодиодный автомобильный блок в уменьшенном масштабе. Светящаяся в нескольких режимах полоса, активные указатели поворотов оранжевого цвета. Они мигают совсем как у автомобиля, есть также вариант с включенной «аварийкой». Управление при этом осуществляется с пульта, который можно закрепить на руле. К счастью, работает это в беспроводном режиме.

задний, на подседельный штырь, пластик, сигналы поворота/пульт/зарядка от USB/сигнал строб, питание: аккумулятор

Интересная опция — подсветка габаритов транспортного средства. На земле появляются красные полосы, обозначающие безопасный коридор для велосипедиста, куда лучше не вторгаться.

В общем, интересных дополнений много, впрочем, не вполне ясно, насколько эффективными они будут в реальной ситуации на дороге. Водителям хорошо понятна такая световая сигнализация, но вряд ли ее ожидают увидеть в уменьшенном масштабе. Пешеходы и другие велосипедисты и вовсе могут не сориентироваться в многообразии миганий. Хотя сама попытка имитировать устоявшийся автомобильный опыт на велосипеде заслуживает внимания.

Передний фонарь ЭРА VA-901

Еще один передний фонарь промежуточного уровня. Заявленный световой поток — 650 лм, что, как утверждает производитель, обеспечивает дальность светового луча аж в 180 метров. Фонарь имеет два режима работы, которые можно использовать совместно. Мы бы назвали их дальним и ближним светом: один выдает более акцентированный луч, другой обеспечивает рассеянный световой поток на небольшом расстоянии перед колесом. Вместе да на самых мощных режимах это работает впечатляюще, по крайней мере вблизи.

Крепление стандартное, позволяющее быстро снять фонарь, если потребуется. Зарядка от USB.

Выбор покупателей
передний, на руль, быстросъемное крепление, пластик, 650 лм, дальность 180 м, зарядка от USB/сигнал SOS/сигнал строб, питание: аккумулятор

В ходе тестирования мы столкнулись с проблемой, которую устранить не удалось и причина которой осталась невыявленной. Фонарь в любом из режимов внезапно отключался после нескольких секунд работы. Списали бы это на недоразумение, если бы не отзыв одного из наших читателей, который столкнулся с аналогичным казусом. Однозначных выводов делать не станем, но и умолчать о ситуации было бы неправильно.

Ночной тест. Какой велофонарь лучше?

Мы сравнивали фонари за городом, в кромешной темное, в разных условиях: и в дождь, и погожей теплой ночью в полнолуние. Задумка — проверить реальную дальность светового луча. Есть неосвещенная дорога, по которой движется условный велосипедист. Есть пешеход, который движется по этой дороге. С какого расстояния велосипедист увидит силуэт пешехода в свете своего фонаря?

Для чистоты эксперимента мы нарушили правила пользования световыми приборами и направляли луч параллельно земле, а не под углом, предположив, что чем дальше добивает световой луч, тем больший потенциал фонаря и при использовании в реальных условиях. Расстояние измерялось с помощью смартфона и специального приложения.

Заодно проверили эффективность световозвращающих элементов на одежде: пешеход скрывался в темноте то в специальном дорожном жилете, то без него.

Начнем с голых цифр как единственного объективного мерила. Если коротко: фаворит доказал состоятельность, аутсайдер приятно удивил, а вот середняки скорее разочаровали. В таблице указано, на каком максимальном расстоянии в свете каждого из передних фонарей был виден силуэт пешехода без световозвращающего жилета на дороге без другого искусственного освещения.

ЭРА VA-801 ЭРА VA-802 ЭРА VA-901 RockBros BR1800
49 метров 36 метров 53 метра 110 метров

Выводы по итогам эксперимента

Первое. Световозвращающие элементы в разы повышают видимость объекта в лучах источника освещения. Пешехода не видно, но полосы на жителе видны очень хорошо, они буквально светятся в темноте, отражая направленный световой поток. По нашим наблюдениям, видимость человека в жилете при одинаковых условиях вырастала примерно в 3 раза. К примеру, если в обычной одежде при свете недорогого фонаря пешехода было видно с 50 метров, то в жилете его можно было рассмотреть и со 150 — впечатляет, согласитесь. И делайте выводы, это имеет значение не только для пешеходов, но и для велосипедистов. Если ездите в темное время суток особенно по проезжей части, то жилет — обязательный элемент экипировки. Наравне с фонарями.

Второе. Открытие всего эксперимента — бюджетная модель ЭРА VA-801. Ожидания от весьма бюджетного комплекта изначально были невысокими. Ну как в самом деле будет светить маленькая фара всего с одним светодиодом? Но оказалось, что светить будет весьма неплохо: почти на 50 метров. Возможно, ширина светового потока была не столь значительной, но на фоне стоимости модели это можно счесть придиркой. Свою задачу обе фары выполняют хорошо, на наш взгляд, это вполне рабочий вариант для города, где есть искусственное освещение и в целом дорожное покрытие можно считать нормальным. Обозначить себя, подсветить путь перед велосипедом — это именно то, что требуется.

Третье. Середняки разочаровали. Модель ЭРА VA-802 и вовсе показала наихудший результат, хотя заявленные характеристики у нее значительно выше, чем у маленькой фары из комплекта. При этом от устройства такого размера мы ожидали большего. Что же в остатке? Не самый удобный держатель смартфона и не самая эффективная фара? Плюс велосигнал, который вызовет у окружающих немало раздражения.

Фонарь ЭРА VA-901 в ходе теста выдал дальность светового потока, лишь незначительно превзошедшую этот параметр у самой бюджетной модели. А заявлено было пятикратное преимущество. По факту нам удалось высветить пешехода примерно с тех же 50 метров. Конечно, охват освещения у более габаритного фонаря куда большие, особенно при активации так называемого ближнего света. Необходимое ли это свойство для города? Спорно. Достаточно ли возможностей этого фонаря для использования в более сложных условиях? Сомнительно.

Четвертое. Дорогая и мощная модель полностью оправдала ожидания. При максимальном уровне свечения фара действительно превращается в прожектор, освещающий и пешехода, и дорогу, и обочину с растущими поодаль деревьями. И со 100 метров был виден силуэт человека впереди, а при направлении фары на дорогу можно было заранее разглядеть все неровности, ямы, камни. А уж со световозвращающим жилетом пешеход не исчезал из виду сколько хватало прямого участка дороги.

Другое дело — стоимость фонаря. Цена невелика при условии, что речь идет о безопасности ночных поездок по слабо изученной местности. А для города потенциал такого устройства может быть даже чрезмерным.

Пятое. Любой велофонарь в темное время суток — лучше, чем отсутствие фонаря. Не всегда нужно переплачивать, выбирая самую дорогую модель. Необходимо соизмерять потребности с предложениями на рынке. Вполне может оказаться, что значительных вложений и не потребуется.

Между тем передний и задний фонарь, световозвращающие элементы на одежде или дорожный жилет существенно увеличивают видимость велосипедиста на дороге, а значит, повышают его безопасность. Это то, чем ни в коем случае нельзя пренебрегать, вне зависимости от того, катаетесь вы редко или часто, выезжаете близко или далеко.

задний, на подседельный штырь, пластик, сигналы поворота/пульт/зарядка от USB/сигнал строб, питание: аккумулятор
Выбор покупателей
передний, на руль, быстросъемное крепление, пластик, 650 лм, дальность 180 м, зарядка от USB/сигнал SOS/сигнал строб, питание: аккумулятор
Благодарим магазины ON-BIKE и AMD.by за помощь в подготовке материала.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by