«Вы лучше не меня, а детей побольше покажите», — постоянно повторяет Владимир Протасеня, когда мы, сидя за деревянным столом на его участке под Слуцком, расспрашиваем о коллекции советских автомобилей. Наш герой уже больше 40 лет дает вторую жизнь ретромашинам и ведет технический кружок в местной школе, привлекая к реставрации юных подопечных. В его гаражах несколько десятков автомобилей, которые могли бы стать экспонатами в музее. Рассказываем про некоторые интересные экземпляры.
— В конце 1980-х у меня был свой автосервис. В какой-то момент я столкнулся с большой нехваткой специалистов: «старички» уходили на пенсию, а молодежь мне казалась технически неграмотной. Вот я и решил: надо брать дело в свои руки и начинать самому выращивать кадры, — рассказывает о себе Владимир, житель Козловичей — деревни в Слуцком районе.
Ученики нашего героя в это время, затолкав в гараж очередного донора, собираются на тренировку по мотоболу. Да, к соревнованиям по футболу на мотоциклах их тоже готовит наш герой. «Пока не в лидерах, но в чемпионатах участвуем», — делится команда.
— С идеей организовать технический кружок (сейчас правильно называть объединением по интересам) пошел в исполком. Там, узнав, что у меня педагогическое образование, поддержали. Примерно 80% моих выпускников связали впоследствии свою жизнь с авто- и мототехникой.
Раньше кружок посещало по 35 человек, сейчас примерно 15. Но и количество учеников в школе за пару десятилетий уменьшилось: с 300 до 86 — такие цифры озвучивает наш герой.
— Увлечения и любовь к технике должны прививаться с детства. Некоторые мои воспитанники сейчас уже своих детей приводят ко мне в объединение. Помимо машин мы восстанавливаем и ремонтируем спортивные и дорожные мотоциклы, картинги.
В коллекции Владимира около 40 машин: примерно 15 из них восстановлены и готовы в любой момент принять участие в какой-нибудь ретровыставке. Своя мастерская с холодным и теплым цехом у нашего героя есть на одном участке с его домом — навесы скрывают бесчисленное количество запчастей и уставших (или не очень) кузовов. Еще одна мастерская находится на территории школы. Несколько гаражей с машинами разбросаны по Козловичам и Слуцку. Какие-то принадлежат Владимиру, другие он арендует.
— Машины начал собирать, когда мне было 20 лет. В то время с поиском интересных экземпляров помогали в ГАИ, давали список номеров владельцев интересных ретромоделей. Но многие автомобили литовцы успели повыкупать.
Мне нравится советский автопром. Он более дубовый, чем иностранный, но зато и более ремонтопригодный. Однако живых машин остается все меньше и меньше. Например, ГАЗ-67, -69 вообще не найти в нормальном состоянии. Почему так происходит? Культуры владения у нас нет. Для нашего человека автомобиль раньше был престижем и роскошью. Трофейные иномарки выезжали максимально, а потом, когда сталкивались с нехваткой запчастей, ставили на них те детали, которые были под рукой. С трактора — генератор, с какой-то телеги — стартер, руль чуть ли не с велосипеда… И продолжали убивать машину до состояния металлолома.
Владимир признается: автомобили в коллекции не то что не считает, а даже иногда забывает, где и какой экземпляр поставил. По гаражам своего выезда ждут «Москвич-412» и полноприводный 411-й, плавающий ЛуАЗ-967, «Волги» ГАЗ-21 и -22, амфибия ГАЗ-011, ЗИЛ-164, ГАЗ-93…
— Что считаете верхушкой творения советского автопрома?
— Мне кажется, «Эмка» (ГАЗ М-1) 1932—36 годов. Она технологически продумана, хоть многое взято с «американца». И «Победа» интересная машина, там даже фильтр воздушный из конского волоса. Опыт по реставрации я начинал набирать на ГАЗ-67.
Модель выпускалась с 1943 года. Таких военных полноприводных автомобилей на ходу в коллекции Владимира три.
— Каких годов выпуска они — сказать трудно. На восстановление этого экземпляра ушло 3—4 машины, — рассказывает мужчина про автомобиль, который хранится в школьном гараже. — Здесь все запчасти оригинальные. Помогали реставрировать учащиеся, на три машины ушло лет 15.
А вот, уже в другом гараже, скучает легендарная инвалидка-моргуновка СМЗ С-ЗА, которая выпускалась с 1958 по 1970-е годы. В автомобиле в свое время использовался мотоциклетный двигатель Иж-49 мощностью 8 лошадиных сил.
— При покупке на одометре было всего лишь 300 километров. Нашел его у какого-то дедушки, автомобиль простаивал в гараже десятилетия. Комфортно ездить на таком аппарате было невозможно. Вот и бывший владелец, выбравшись в магазин, на обратном пути врезался в забор и больше за руль не садился.
Все атрибуты есть: тюбетейка, мануал по ремонту…
Напоследок заглядываем еще в один гараж. Там, укрытый полиэтиленом, ждет какого-нибудь официального мероприятия ВАЗ-2101 «Жигули», перекрашенный под автомобиль ГАИ прошлых лет.
— Собирали его к 80-летию белорусской Госавтоинспекции. Но в этом случае речь не о реставрации, а об обычном ремонте. Полностью на ходу и на учете, как положено. Оборудовали спецсигналами, они есть в свободной продаже.
Как нахожу такие живые экземпляры? Когда долго машинами занимаешься — они сами в руки стекаются. Но сейчас даже если звонят и зовут приехать посмотреть что-то, стараюсь этого не делать, потому что знаю — точно куплю. Это болезнь! Нужно лечиться, — смеется Владимир. — Был бы еще музей, куда все эти машины поставить…
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро