19 695
28 октября 2023 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: из личного архива героев

Больше 12 000 км на стареньком Volvo. Посмотрели четыре страны без виз — и вы тоже можете

Автор: Вероника Сайко. Фото: из личного архива героев

Минчане Екатерина и Павел проехали на стареньком 25-летнем Volvo S40 больше 12 000 км, заглянув сразу в четыре страны: Россию, Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан. Весь свой маршрут они прокладывали не только в реальности, но и на капоте авто, заранее прикрепив к нему карту. Что увидели по дороге, в какую сумму обошлась поездка и как подготовить возрастную машину к испытанию пустыней? Рассказываем.

Как подготовить возрастную машину к поездке?

— Как родилась идея такой поездки? В феврале мне приснился сон, что мы с Пашей едем в Саратов, — смеется Екатерина, вспоминая детали путешествия. — Поделилась с ним (мой мужчина — заядлый путешественник), а он ответил: «Отлично, поехали, у меня как раз есть идея для маршрута через этот город».

Назвали нашу поездку «Осенний марафон», а на капот машины прикрепили карту, на которой каждый день отмечали свой маршрут. Я впервые выбралась на автомобиле в большое путешествие. Для меня это был экстрим!

— Еще в студенчестве я гонял в Карелию, был на Байкале неоднократно, ездил из Минска во Владивосток, — рассказывает Павел. — Долго вынашивал идею отправиться на Алтай. Но так как я уже путешествовал по трассе, ведущей на Екатеринбург, Омск и Новосибирск, понимал, что повторяться будет неинтересно. Так и родился план поехать туда южным путем: через Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан.

К подготовке автомобиля ребята подошли ответственно: занимались этим почти полгода. По подсчетам наших героев, потратили они на свою уверенность в машине около 1800 рублей.

— Сначала мы долго искали, откуда исходит зловещий звук из-под капота. Подумали, что дело в гидроусилителе, — поменяли его насос. Но звук ни на тон не изменился. Продолжили искать — заменили все ролики. Позже обратили внимание на компрессор кондиционера. Когда снимали — поняли, что его нужно полностью поменять. Сделали, изначальная проблема решилась. Все работы производили вместе с Екатериной — она закончила автотракторный факультет, между прочим.

Что еще нужно было исправить перед поездкой? Люфты в кулисе переключения передач, два шруса… Я постоянно повторял Екатерине: нужно сделать по максимуму сейчас — в пустыне потом такой возможности не будет.

Чтобы в том числе пройти техосмотр, ребята занялись и кузовщиной, отдав машину в руки профессионалов. Мастера переварили арки и пороги. Почти полностью автомобиль был перекрашен. Поменяли также лобовое стекло, перед самым отъездом пересыпали задние суппорты. Было много мелкой работы: то свечи обновить, то подлокотник перешить.

— Без небольшого форс-мажора все равно не обошлось, — продолжает Екатерина. — Доехали до Гомеля — стал некорректно работать спидометр. А когда вернулись в Беларусь, заметили, что задние колеса слегка стали домиком.

Россия, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан. Как строили маршрут?

— За рулем в основном находился Паша. Я проехала около 100 км по Узбекистану, где-то 400 км по России. Наш рекорд — за день мы преодолели 930 км. Но в среднем проходили по 750—830 км. Ночью останавливались в гостиницах, — делится подробностями Екатерина. — Лишь один раз пришлось лечь спать прямо в машине — после 14-часового прохождения границы Казахстан — Узбекистан. Нас предупредили: дальше — пустыня, ехать по ней ночью сродни самоубийству. Гостиниц поблизости, увы, не было, поэтому и выбора не оставалось. С собой, к слову, у нас были и палатка, и спальный мешок, и еда, и вода — на случай, если машина где-то сломается. Еще брали с собой канистру на 20 литров бензина. А вот что я не советую брать с собой в поездку, так это много вещей. Каждое утро нам приходилось играть в тетрис в попытках уместить все вещи в багажнике.

Вся поездка проходила с 14 сентября по 5 октября. По России ехали через Орел, Саратов, Липецк, Тамбов.

— В России проблем с дорогами не было совсем. Но пришлось один раз остаться без связи, несмотря на то, что в каждой стране мы покупали сим-карты. В Саратове у нас отказал навигатор и все GPS-помощники. Кое-как мы нашли гостиницу, но она оказалась закрыта. Поэтому решили ехать в соседний Энгельс, где забронировали другой отель.

Самый сложный участок нашего маршрута — пустыня после границы Казахстана и Узбекистана. Там дороги нет совсем: ехали со скоростью 5—10 км/ч — и так на протяжении как минимум 70 км (а вся пустыня имеет протяженность километров 360). Но зато вокруг очень красиво, верблюды сами выходят навстречу.

Паша хотел посмотреть узбекистанский Муйнак, где находилось Аральское море, а теперь — пустыня с заброшенными кораблями. Это была еще одна обязательная точка на нашей карте. Еще останавливались в Бухаре и Самарканде, чтобы погулять и получше узнать эти города.

Потом отправились в Кыргызстан. Мой мужчина пишет заметки на ресурсе для автомобилистов, там с ним связался парень, который живет в Бишкеке, — у него такая же Volvo. Мы договорились с ним встретиться, он угостил нас кыргызской кухней, провел экскурсию, и мы сделали совместные фотографии наших автомобилей.

В Бишкек ехали по трассе, ведущей через горный перевал и начинающейся от города Ош. Крутые повороты, спуски, подъемы… Автобусам там вообще запрещено ходить.

Заезжали в город Чолпон-Ата, там хотели посмотреть горное озеро Иссык-Куль.

Когда ехали обратно и проходили границу между Кыргызстаном и Казахстаном, в очереди разговорились с перевозчиками бензина. В Казахстане топливо дешевле, чем в Кыргызстане. И вот эти перевозчики за день делают 8—10 «ходок», чтобы перепродать на родине бензин и заработать.

В обратный путь наши герои отправились через Горно-Алтайск. Чтобы добраться домой, миновали Новосибирск, Екатеринбург, Киров, Ярославль.

— На берегу реки Катунь в Горно-Алтайске нашли для брони кедровые домики, в которых стоял очень классный кедровый аромат. Еще в путешествии по России запомнилась автодорога Чуйский тракт — она очень красивая. Мы даже подумываем туда снова съездить.

Дороги и инфраструктура. Где можно оставить подвеску?

На каком участке маршрута оказались самые разбитые дороги? Екатерина считает, что в Узбекистане.

— Там просто яма на яме! Мы ехали очень медленно, чтобы не оставить где-нибудь колесо. А сами узбеки при этом гоняют будь здоров. На чем? В Узбекистане очень много Chevrolet, там расположен завод. Пользуются спросом миниатюрные бусики Chevrolet Damas и Daewoo Damas — обязательно в белом цвете. Там всего лишь 38 лошадиных сил, но местные жители умудряются гонять на них по тем самым плохим дорогам. Lada Largus у них тоже «рулит».

В Кыргызстане разнообразные марки, а в Казахстане и России автопарк примерно такой же, как у нас.

— По придорожному сервису выигрывают Беларусь и Россия. В Узбекистане столкнулись с проблемой: все ездят на метане, в том числе и грузовой транспорт. Нам трудно было найти АИ-92. Даже 80-й бензин нашли быстрее. Пришлось спрашивать у местных — нам подсказали, в какой город заехать, чтобы заправиться.

— Какой будет следующая поездка? Хотим Кавказ до Дербента проехать. А потом повернуть на Азербайджан, Армению, Грузию и вернуться домой через Россию, — делится Павел. — Еще одна идея для поездки — прилететь самолетом в Горно-Алтайск, взять там машину в аренду и проехать полностью весь Алтайск с заездом на озера Телецкое и Байкал — Екатерина там ни разу не была.

Общая сумма затрат на путешествие — 7647 рублей


Основные статьи расходов: 


Подготовка Volvo к поездке — 2730 рублей 

Сборы в дорогу — 305 рублей (покупка лекарств, продуктов, подарков и т.д.)

Траты в путешествии (связь, страховка, платные дороги) — 262 рубля 

Гостиницы — 1274 рубля

Бензин (при среднем расходе 7 л/100 км)— 1600 рублей

Еда — 996 рублей

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро