«‎Простояли в очереди больше часа». Что сейчас происходит на шиномонтажах в городе и за МКАД?

37 471
22 ноября 2023 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка, Максим Малиновский

«‎Простояли в очереди больше часа». Что сейчас происходит на шиномонтажах в городе и за МКАД?

Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка, Максим Малиновский

Тянуть дальше некуда: первый снег хоть и скудный, но выпал. Первое декабря (и, соответственно, ГАИ со штрафами за летнюю резину на машине) тоже не за горами. Как много людей до сих пор не «переобулось» и какие шины в этом сезоне предпочитают белорусы? В конце прошлой недели мы проехались по столичным и пригородным шиномонтажам, взглянули на цены и очереди, а заодно пообщались с продавцом бэушных покрышек.

В ближайшие двое суток не попасть? Заглянули на шиномонтаж за кольцевой

«‎На ближайшие 48 часов записаться к нам вряд ли получится, только если кто-то откажется», — так нам ответили на вопрос о загруженности на «‎Мегаскладе». Этот шиномонтаж находится за МКАД, но в черте города (на ул. Родниковой), поэтому отнесем его к разряду городских.

— Основная волна желающих «переобуться» прошла в октябре. Водители в этом году проявили ответственность и сознательность, потому что обычно большинство тянет до похолоданий и первого снега. Сейчас к нам ‎доезжают люди, которые по разным причинам не смогли поменять шины на зимние раньше, — рассказывает Дмитрий, заместитель директора по коммерческим вопросам группы компаний «Мегасклад».

— От себя добавлю, что не нужно ждать первого декабря, необходимо ориентироваться в первую очередь на погодные условия. Многие водители успокаивают себя, мол, они аккуратно ездят и можно отложить «переобувку». Однако на дороге ты несешь ответственность не только за себя, но и за окружающих. Каждый год печальная статистика пополняется авариями с участием автолюбителей, которые не сменили шины заранее или не позаботились об их качестве. В некоторых странах на летних шинах вообще запрещено ездить уже с начала или середины ноября. А в Литве, например, с 2024 года зимой нельзя будет использовать некоторую всесезонную резину.

для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: H (до 210 км/ч), индекс нагрузки: 102 (850 кг), евроэтикетка: C/B/69 дБ
для внедорожников/минивенов и кроссоверов/легковых автомобилей, без шипов, индекс скорости: R (до 170 км/ч), индекс нагрузки: 107 (975 кг), евроэтикетка: C/F/72 дБ

Какие шины сейчас покупают белорусы? Эксперт отмечает, что бюджетный сегмент стали выбирать заметно чаще.

— Китайский Grenlander по популярности уступает место разве что «‎Белшине». В сегменте подороже в приоритете «‎корейцы» и «‎турция». В премиальном выбор скудный и ограничивается Continental, Pirelli и частично Bridgestone. Шин Michelin на рынке крайне мало, GoodYear — еще меньше.

Очень сильно упало количество водителей, которые раньше могли привезти себе (и заодно знакомым) шины из западных стран — Литвы или Латвии. Сейчас выгода с учетом очередей на границах крайне сомнительная, и это тоже сказалось на спросе. Особенно в западных приграничных регионах — Гродно, Бресте.

«‎Люди перестали гнаться за брендом». Этот шиномонтаж почти в центре

Дальше заезжаем на шиномонтаж GTS на ул. Кальварийской. Это не так уж и далеко от центра. Фишкой этой сети являются фиксированные цены: смена четырех колес размером R13—18 здесь стоит 45 рублей. Если диаметр больше, но не превышает R21, то 50 рублей. Очередей не наблюдаем, работник в опрятной униформе трудится над одной машиной.

— Мы работаем по записи. У нас хорошая загруженность еще с конца сентября, сейчас на день-два все расписано. Первая волна клиентов приходится на конец сентября, потом она стихает. Следующая — весь ноябрь. И в декабре доезжают те, у кого лысая резина, — рассказывает Сергей, сотрудник шиномонтажа.

— Среди наших клиентов хватает тех, кто катается на зимней резине круглый год. Раньше, замечаем, постоянно ставили Continental, GoodYear. Сейчас чаще — «‎Белшину» и китайскую резину. Например, Grenlander. Почему так происходит? Люди как будто перестали гнаться за брендом. Проще сейчас потратить меньше, хоть и менять купленную резину придется на год-два раньше.

Среди услуг шиномонтажа есть зимнее хранение покрышек. Расценки такие: 20 рублей за колесо без диска, 25 — с диском. Срок хранения не ограничен.

— Большинство белорусов продолжают хранить шины по дачам, гаражам и балконам. Но клиентов 10 из 100 пользуются такой услугой — примерно такая статистика.

Шиномонтаж на окраине. Почему не стоит ставить дешевые шины на дорогие авто?

Следуем ближе к окраине — на шиномонтаж «‎Надежные руки» по ул. Шаранговича. Здесь как раз «переобули» большегруз и взялись за Geely Coolray, рядом скучает Tesla.

— Как много людей не ждут 1 декабря, а «переобуваются» заранее? — спрашиваем у руководителя станции Александра.

— Все. У нас хорошие автомобилисты, сознательные. До декабря «переобуются» как минимум 85—90% наших клиентов. Оставшийся процент — это те, кто не сможет поменять резину в силу каких-то обстоятельств. Например, еще ждет зарплату или машину из ремонта. Как и пять лет назад, есть те, кто ставит новые зимние покрышки перед сезоном, а потом катается на них два года. Но среди моих клиентов таких людей мало.

для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 94 (670 кг)
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 103 (875 кг)

Работаем мы по записи. Она распределена на два-три дня вперед. Иногда кто-то отменяет запись, поэтому окошки находятся.

Основная масса клиентов — это наши «‎постоянники», друзья, знакомые. Часть — те, кто проживает недалеко. Достаточно много людей готовы ехать к нам из отдаленных уголков города. В том числе потому, что мы беремся за решение разнообразных проблем, связанных с колесами, — устранение дефектов, вибраций и т. д.

Александр отмечает: примерно 60% клиентов ездят на бюджетных шинах. Остальные смотрят в сторону новых или бэушных «‎европейцев».

— Предпочтения меняются в силу того, что привезти некоторые европейские шины тяжело, но ездить-то на чем-то надо. А китайский и российский рынок заполонены. В штатном городском режиме езды и они, и белорусские шины проявляют себя нормально. Как и любая новая покрышка. Но спустя время качество ее изготовления влияет на износостойкость и другие свойства.

Интересная тенденция: клиенты на дорогих машинах могут поставить себе бюджетные шины и ездить довольными. Хватает и тех, кто для дешевых старых авто приобретает хороший бренд.

Но отмечу с технической точки зрения: дешевые покрышки, установленные на большую дорогую машину, не позволят ощутить комфорт от нее в полной мере. Мы всегда об этом предупреждаем. И большинство клиентов позже с нами соглашаются. Шумность, вибрации, тяжесть езды, расход топлива — это то, на что бюджетные шины могут повлиять негативно.

Здесь принимают только по живой очереди. Сколько придется потратить времени на «переобувку» на авторынке в Малиновке?

Не могли мы не заехать на авторынок в Малиновке. Здесь стройным рядом выстроились шиномонтажки на любой вкус. Большинство принимает без записи: выбирай, какая приглянулась, и становись в очередь. Стучимся в двери первой.

— Как обстоят дела? В начале рабочего дня принимаешь первую машину — и больше не садишься, — делится наболевшим мастер по имени Александр, который работает здесь год. — Максимальная очередь, которая может собраться в течение дня, — пять авто. На одну машину уходит 20—25 минут, вот и считайте.

Нельзя сказать, что с первым снегом начался аврал. Большое количество желающих «переобуться» было еще за неделю до.

— Когда больше народу: в будние или выходные?

— Как пойдет. Самые напряженные дни — вторник и воскресенье. Первый и последний день нашей работы на неделе.

Далеко не отходя, отвлекаем от работы сотрудника соседнего шиномонтажа. Он признается, что ажиотаж уже спал:

— Наши люди «переобуваются» заранее. Все почему-то думают, что в разгар сезона цена подскочит, но нет, этого не произошло и не произойдет. У нас «переобуть» четыре колеса в размере R16 стоит от 50 до 60 рублей. В среднем в очереди по две машины. То есть подождать придется максимум полчаса.

А что расскажут сами автомобилисты?

Решаем устроить небольшой блиц-опрос среди автомобилистов. Рядом с возрастной Honda, которую уже взяли в работу шинники, скучают девушка с парнем. По их словам, в очереди они провели больше часа.

— Когда приехали, перед нами были три машины. Какие покрышки ставим? Зимние, 14-е, китайские, — кратко отвечает молодой человек. Бренд, увы, не припоминает.

— Какие были — такие и взяли. Обошлись в 105 рублей за колесо. На зимней резине ездим круглый год. Зачем эти лишние траты? — смеется Влад.

Подходим к семье, приехавшей на Coolray… То есть, извините, на Belgee X50. Перед этой машиной в очереди было два автомобиля.

— Мы из Старых Дорог, в Минск выбрались на выходные, — рассказывает мужчина. — 70 рублей с нас попросили за «переобувку». В этом году купили LingLong — 250 рублей за штуку, размер R18. Взяли здесь, на рынке, через интернет не заказывали. Почему именно эти шины? А других тут нет. Continental? 560 рублей за колесо — дороговато! Да и не купить их здесь в округе.

Неподалеку «переобувается» владелец Peugeot. Он тоже приехал не один, а с группой поддержки. Видимо, чтобы не скучно было ждать в очереди. Аккуратно вклиниваемся в разговор.

— В какой бренд «переобуваюсь»? Какие-то китайские шины… — мужчина просит работника шиномонтажа подсказать название. — iLink! 170 рублей за колесо. Почему такие решил брать? У «‎Белшины» не было нужного размера. У меня 225/45 R17.

— А «‎Белшина» вас устраивала? Некоторые автолюбители на ее качество жалуются…

— Да, устраивала. Пусть не наговаривают.

— Я 6 лет на «‎Белшине» — и зимой, и летом — отъездил. Все отлично! — присоединяется к диалогу еще один водитель.

Выбор покупателей
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, индекс скорости: H (до 210 км/ч), индекс нагрузки: 91 (615 кг)
Выбор покупателей
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, индекс скорости: H (до 210 км/ч), индекс нагрузки: 91 (615 кг)
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, индекс скорости: W (до 270 км/ч), индекс нагрузки: 94 (670 кг)

Во время нашего шинного «‎рейда» не раз упоминалась «‎бэушка». На рынке мы решили подойти к ее продавцу: он торгует здесь не один год. Как дела в этом сезоне?

— Вы же видите, что с рынком происходит. Скоро подойти пообщаться будет не к кому! Все в интернете… — жалуется собеседник. — Я больше по дискам. Покрышки мало продаются: сейчас по цене европейская «‎бэушка» сопоставима с новой, хоть и дешевой, резиной. Пара в размере R16 (GoodYear, Michelin) будет стоить рублей 300. Так что люди все равно идут покупать «‎Белшину».

— А сколько стоит привезти б/у шины из-за границы?

— €1,3 за килограмм. Как происходит покупка колес? Предлагают на аукционе машину на запчасти. Ты ее выигрываешь, тебе фотографируют колеса. Снимки по качеству так себе, нюансы, конечно же, не показывают. Бывает, на фотографии одно, а приезжает вообще другое. Опять же, машины в основном из Англии, а там народ гоняет на разных протекторах. То есть все четыре колеса могут отличаться друг от друга.

— Кто у нас покупает б/у резину?

— С каждым годом покупателей становится меньше. Тем не менее есть еще ценители брендов. Но им надо, чтоб шины были по состоянию как новые, но по цене ниже, чем любые новые. А где их взять?

Выбор покупателей
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, индекс скорости: H (до 210 км/ч), индекс нагрузки: 91 (615 кг)
Выбор покупателей
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, индекс скорости: H (до 210 км/ч), индекс нагрузки: 91 (615 кг)
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 94 (670 кг)

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by