Самые резонансные аварии на МКАД в уходящем году связаны с остановившимся в полосе движения транспортом. Сначала грузовик сбил людей, которые находились на кольцевой после мелкого ДТП, на следующий день микроавтобус врезался в грузовую машину, простоявшую долгое время в среднем ряду. А чего стоит происшествие на могилевской трассе: автомобиль с детьми вынужденно остановился перед возникшим препятствием, и его чуть не снес грузовик. Вместе с Юрием Красновым, инструктором и преподавателем по вождению, разбираемся, как действовать в таких ситуациях.
Вспомните происшествие на трассе М4 Минск — Могилев. В средней полосе остановился легковой автомобиль, водитель вышел на дорогу, в машине остались двое детей. И всех их едва не снес грузовик, который лишь в последнее мгновение стал тормозить и все-таки успел свернуть в сторону, задев стоящую легковушку по касательной.
Поначалу было много догадок относительно того, почему автомобиль вообще остановился в среднем ряду. Если ДТП, то где другой участник? Или, может быть, поломка? Оказалось, все еще проще. Ехал трактор, из трактора посыпался мусор на дорогу, вот водитель и остановился перед возникшим препятствием. Это, кстати, вызвало много споров: следовало ли тормозить из-за какого-то мусора, ведь все могло обернуться куда хуже.
— Однозначно оценить поступок водителя очень сложно. Упал ли этот мусор прямо перед его машиной или автомобилист заранее видел, что в полосе что-то лежит? В любом случае прежде всего нужно было включать «аварийку», а дальше действовать по обстановке. Была возможность объехать — нужно было объезжать. В крайнем случае можно остановиться на обочине и уже дальше решать, что делать, не забывая, что это скоростная трасса, — указывает ведущий рубрики.
Если препятствие появилось в непосредственной близости от автомобиля, то вариантов было не так много. И ПДД (п. 87.2) указывают безо всякой двусмысленности: «при возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства».
С одной стороны, лучше даже пробить колеса, но не оставаться в полосе под ударом у несущегося грузовика. С другой — не случится ли так, что от наезда на непонятный предмет машина потеряет управление? Другой вопрос, стоило ли выходить из автомобиля, видя, что сзади приближаются грузовики.
— Мы можем только рекомендовать водителям в непредвиденной ситуации включать «аварийку» и по возможности съезжать вправо. Нельзя медлить, скорости высокие. Даже если машина сломалась, съезжай на обочину, не останавливайся в полосе, — отмечает Краснов.
Кстати, мы съездили на могилевскую трассу, чтобы оценить обстановку, и почти в том же месте, где все случилось, словили флешбэк: у проезжавшего мусоровоза потоком воздуха сорвало тент, всякая всячина усеяла правую полосу. Никто не стал тормозить — себе дороже. Но момент показательный: техника вывозит мусор на полигон, в любую секунду может случиться что-то непредвиденное.
— Я бы задал вопрос водителю грузовика: куда он вообще смотрел? Другая машина, которая поначалу, видимо, закрывала ему обзор, съехала вправо вовремя, а сам он затормозил далеко не сразу. Важное правило скоростной дороги: не отвлекайся, смотри как можно дальше, старайся увидеть препятствие, которое мешает двигаться в твоей полосе. Это может быть неподвижный объект, например стоящая после ДТП машина, или какой-то тихоход, тот же трактор. Сколько раз фуры сносили трактора на скоростных дорогах? — продолжает инструктор.
Наверняка вы тоже замечали такие ситуации: в правой полосе где-то впереди едет трактор, все его видят, поэтому держатся левее. Вдруг кто-то перестраивается вправо, намереваясь всех опередить, и резко тормозит, начинает паниковать, чуть не врезается в этот трактор. Он ведь ехал по той же дороге, что и все остальные, — куда он смотрел, куда торопился?
У водителей грузовиков своя специфика. Сидят они высоко, видно им многое, только успевай реагировать.
— У водителя легкового авто в плотном трафике всегда существует проблема: обзор закрыт. И это стандартное ДТП на той же МКАД: один водитель едет, видит препятствие, но не включает заранее ни указатель поворота, ни «аварийку», а просто резко уходит влево или вправо. И другой водитель, который ехал следом и ничего не видел, в это препятствие врезается, — говорит преподаватель.
И это приводит нас к другой проблеме: у многих водителей нет привычки предупреждать остальных.
— Когда ты за рулем и видишь ДТП, ты должен сразу подумать о тех, кто едет за тобой. Врезается ведь не тот, кто видит, а тот, кто сзади и не видит. Поэтому недостаточно просто самому выйти из ситуации, нужно помочь остальным — это самое главное правило, — Краснов верен своим убеждениям.
Он указывает на то, что сигнализировать об опасности нужно корректно:
— Включи аварийную сигнализацию. Именно «аварийку», а не указатель поворота, даже если перестраиваешься. Указатель поворота ни о чем не скажет тому, кто движется следом: водитель просто решит, что ты решил перестроиться — что здесь такого? А «аварийка» привлечет внимание, укажет, что есть проблема, заставит насторожиться. Соответственно, ты попытался помочь и, возможно, предотвратил ДТП. Никто не даст гарантии, что это сработает, но ты сделал то, что мог.
Ну и обратная сторона: нужно замечать сигналы на дороге и уметь их читать. Включил кто-то «аварийку» — это не случайность и не ошибка, это тебя предупреждают об опасности.
— Нужно анализировать, почему все тормозят, почему начинают метаться из стороны в сторону, — все это сигналы, что впереди что-то не так. Что нужно делать, когда впереди что-то не так? Правильно: снижать скорость, — отмечает ведущий рубрики.
После таких ДТП всегда много разговоров про знак аварийной остановки: а был ли он выставлен, а на каком расстоянии? Действительно, в ПДД есть четкие указания на этот счет (п. 54): «знак аварийной остановки и фонарь с мигающим красным светом устанавливаются на расстоянии, обеспечивающем в конкретной дорожно-транспортной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности, но не менее 15 метров от транспортного средства в населенных пунктах и не менее 40 метров — вне населенных пунктов».
Но на практике это сделать бывает не так просто. Кольцевая дорога, машины носятся в трех полосах, скорости в лучшем случае под 100 км/ч. И эти метры еще нужно пройти со знаком в руках.
— А потом этот знак собьет первый же автомобиль. И для чего был этот риск? Двадцать знаков про запас с собой тоже возить не будешь. Скажу так: я видел случаи, когда на месте ДТП были машины ГАИ с работающими маячками, все вокруг ограждали конусы (а они куда заметнее того знака аварийной остановки), и все равно находились водители, которые ничего не замечали и сносили эти конусы. Хорошо еще, что только их. Так что знак — не панацея. Нужно быть начеку и оценивать дорожную обстановку — это куда надежнее, — считает инструктор.
На той же могилевской трассе мы видели последствия недавнего ДТП: одну машину развернуло поперек крайней левой полосы, другая осталась стоять в средней.
— Когда вот так занята бóльшая часть ширины дороги — это неплохой вариант. Как минимум в двух полосах транспорт снижает скорость, люди ищут возможность перестроиться, все замедляется. Хуже, когда перекрыта только одна полоса, а по двум другим несутся машины. Очень важно, чтобы водители в проблемной полосе как можно раньше включали аварийную сигнализацию, сообщая остальным о проблеме, — напоминает Краснов.
Преподаватель рекомендует всегда искать возможность проезда справа:
— Я сам в проблемной ситуации стараюсь уходить правее. Там обочина — если что, можно попытаться уйти туда. А попадешь в затор в левой полосе — сзади фура не успеет остановиться, начнет складывать машины. Куда тебе деваться?
Это миф, что в правой полосе все едут медленно, а в левой, дескать, препятствий не случается. На кольцевой мы нагнали технику дорожников, которая следовала вдоль разделительного ограждения с малой скоростью — вероятно, убирала проезжую часть. И машина прикрытия есть, и прицеп у нее специальный, снижающий тяжесть последствий в случае столкновения. Вот только испытывать его все равно никому не хочется.
— Это еще одна проблема: о проведении дорожных работ водители часто узнают в последний момент. Хорошо, сейчас светло, да и прицеп этот видно издалека. Но ведь так не всегда бывает. А представим, что обзор плохой, еще и изгиб дороги, — вот и предпосылки к серьезному ДТП, — говорит ведущий рубрики.
Но это все касается ситуаций, когда у водителя есть гипотетическая возможность перемещаться, маневрировать. Между тем если случилась авария, правила обязывают участников немедленно остановиться и не принимать мер по изменению положения транспортного средства (п. 31.1 ПДД).
— Правила надо менять. Нельзя, чтобы машины оставались в полосах движения, в особенности на скоростных дорогах, таких как МКАД. Недавние ДТП — лишнее тому свидетельство. Произошла авария — пусть автомобили сразу убирают на обочину. Специально обученные люди потом разберутся, как все случилось и кто виноват. И страховая система как-то со всем этим справится. Что нам важнее: жизни людей или страховая система? — задается вопросом Краснов.
Бросить машины, чтобы не менять их местоположение, и отойти самим — не решение.
— А куда уйти? Вокруг все несутся, многим просто плевать на то, что произошло, они торопятся. Под колеса им идти? На обочине стоять? Так будет затор — понесутся и по обочине. А что делать, когда обочины нет? Вот сейчас: снег, все заметено, куда людям деваться? Это сложные вопросы, и каждый раз ситуация уникальна. Но мое мнение таково: люди вместе с транспортом должны по возможности покидать проезжую часть. Ради собственной безопасности и безопасности всех остальных, — считает преподаватель.
Всякий раз такие происшествия заставляют специалистов в области безопасности движения возвращаться к вопросу о необходимости внедрения системы оповещения водителей. В планах было запустить мобильное приложение, ходили разговоры об установке информационных табло, была даже разработана целая концепция такого проекта, техническое задание и бизнес-план. Но на этом пока все и остановилось.
— Безусловно, любые средства хороши, чтобы предупредить водителей об опасности. Установка информационных табло на тех же развязках — уже одно это было бы хорошей базой. Предупреждения в приложении на смартфоне — тоже вариант. Можно было бы установить подсветку на опорах освещения вдоль той же МКАД: эта подсветка бы моргала, если впереди авария, причем чем ближе к месту ДТП, тем чаще это моргание. Это серьезный вопрос, от решения которого зависят жизни людей. Чем больше будет информации у водителя, чем раньше он ее получит, тем лучше он сможет среагировать и тем безопаснее будет на дорогах, — убежден Юрий Краснов.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by