КРАСНОВ

Стоишь в полосе, а сзади несется грузовик — что делать? По следам резонансных аварий на МКАД и скоростных трассах

30 459
15 декабря 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onlíner, носят иллюстративный характер
КРАСНОВ

Стоишь в полосе, а сзади несется грузовик — что делать? По следам резонансных аварий на МКАД и скоростных трассах

Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onlíner, носят иллюстративный характер

Самые резонансные аварии на МКАД в уходящем году связаны с остановившимся в полосе движения транспортом. Сначала грузовик сбил людей, которые находились на кольцевой после мелкого ДТП, на следующий день микроавтобус врезался в грузовую машину, простоявшую долгое время в среднем ряду. А чего стоит происшествие на могилевской трассе: автомобиль с детьми вынужденно остановился перед возникшим препятствием, и его чуть не снес грузовик. Вместе с Юрием Красновым, инструктором и преподавателем по вождению, разбираемся, как действовать в таких ситуациях.

Оценивай ситуацию

Вспомните происшествие на трассе М4 Минск — Могилев. В средней полосе остановился легковой автомобиль, водитель вышел на дорогу, в машине остались двое детей. И всех их едва не снес грузовик, который лишь в последнее мгновение стал тормозить и все-таки успел свернуть в сторону, задев стоящую легковушку по касательной.

Поначалу было много догадок относительно того, почему автомобиль вообще остановился в среднем ряду. Если ДТП, то где другой участник? Или, может быть, поломка? Оказалось, все еще проще. Ехал трактор, из трактора посыпался мусор на дорогу, вот водитель и остановился перед возникшим препятствием. Это, кстати, вызвало много споров: следовало ли тормозить из-за какого-то мусора, ведь все могло обернуться куда хуже.

— Однозначно оценить поступок водителя очень сложно. Упал ли этот мусор прямо перед его машиной или автомобилист заранее видел, что в полосе что-то лежит? В любом случае прежде всего нужно было включать «аварийку», а дальше действовать по обстановке. Была возможность объехать — нужно было объезжать. В крайнем случае можно остановиться на обочине и уже дальше решать, что делать, не забывая, что это скоростная трасса, — указывает ведущий рубрики.

Если препятствие появилось в непосредственной близости от автомобиля, то вариантов было не так много. И ПДД (п. 87.2) указывают безо всякой двусмысленности: «при возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства».

С одной стороны, лучше даже пробить колеса, но не оставаться в полосе под ударом у несущегося грузовика. С другой — не случится ли так, что от наезда на непонятный предмет машина потеряет управление? Другой вопрос, стоило ли выходить из автомобиля, видя, что сзади приближаются грузовики.

— Мы можем только рекомендовать водителям в непредвиденной ситуации включать «аварийку» и по возможности съезжать вправо. Нельзя медлить, скорости высокие. Даже если машина сломалась, съезжай на обочину, не останавливайся в полосе, — отмечает Краснов.

Кстати, мы съездили на могилевскую трассу, чтобы оценить обстановку, и почти в том же месте, где все случилось, словили флешбэк: у проезжавшего мусоровоза потоком воздуха сорвало тент, всякая всячина усеяла правую полосу. Никто не стал тормозить — себе дороже. Но момент показательный: техника вывозит мусор на полигон, в любую секунду может случиться что-то непредвиденное.

Не отвлекайся

— Я бы задал вопрос водителю грузовика: куда он вообще смотрел? Другая машина, которая поначалу, видимо, закрывала ему обзор, съехала вправо вовремя, а сам он затормозил далеко не сразу. Важное правило скоростной дороги: не отвлекайся, смотри как можно дальше, старайся увидеть препятствие, которое мешает двигаться в твоей полосе. Это может быть неподвижный объект, например стоящая после ДТП машина, или какой-то тихоход, тот же трактор. Сколько раз фуры сносили трактора на скоростных дорогах? — продолжает инструктор.

Наверняка вы тоже замечали такие ситуации: в правой полосе где-то впереди едет трактор, все его видят, поэтому держатся левее. Вдруг кто-то перестраивается вправо, намереваясь всех опередить, и резко тормозит, начинает паниковать, чуть не врезается в этот трактор. Он ведь ехал по той же дороге, что и все остальные, — куда он смотрел, куда торопился?

У водителей грузовиков своя специфика. Сидят они высоко, видно им многое, только успевай реагировать.

— У водителя легкового авто в плотном трафике всегда существует проблема: обзор закрыт. И это стандартное ДТП на той же МКАД: один водитель едет, видит препятствие, но не включает заранее ни указатель поворота, ни «аварийку», а просто резко уходит влево или вправо. И другой водитель, который ехал следом и ничего не видел, в это препятствие врезается, — говорит преподаватель.

Взаимопомощь — основа всего

И это приводит нас к другой проблеме: у многих водителей нет привычки предупреждать остальных.

— Когда ты за рулем и видишь ДТП, ты должен сразу подумать о тех, кто едет за тобой. Врезается ведь не тот, кто видит, а тот, кто сзади и не видит. Поэтому недостаточно просто самому выйти из ситуации, нужно помочь остальным — это самое главное правило, — Краснов верен своим убеждениям.

Он указывает на то, что сигнализировать об опасности нужно корректно:

— Включи аварийную сигнализацию. Именно «аварийку», а не указатель поворота, даже если перестраиваешься. Указатель поворота ни о чем не скажет тому, кто движется следом: водитель просто решит, что ты решил перестроиться — что здесь такого? А «аварийка» привлечет внимание, укажет, что есть проблема, заставит насторожиться. Соответственно, ты попытался помочь и, возможно, предотвратил ДТП. Никто не даст гарантии, что это сработает, но ты сделал то, что мог.

Обращай внимание на сигналы

Ну и обратная сторона: нужно замечать сигналы на дороге и уметь их читать. Включил кто-то «аварийку» — это не случайность и не ошибка, это тебя предупреждают об опасности.

— Нужно анализировать, почему все тормозят, почему начинают метаться из стороны в сторону, — все это сигналы, что впереди что-то не так. Что нужно делать, когда впереди что-то не так? Правильно: снижать скорость, — отмечает ведущий рубрики.

Про знак аварийной остановки

После таких ДТП всегда много разговоров про знак аварийной остановки: а был ли он выставлен, а на каком расстоянии? Действительно, в ПДД есть четкие указания на этот счет (п. 54): «знак аварийной остановки и фонарь с мигающим красным светом устанавливаются на расстоянии, обеспечивающем в конкретной дорожно-транспортной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности, но не менее 15 метров от транспортного средства в населенных пунктах и не менее 40 метров — вне населенных пунктов».

Но на практике это сделать бывает не так просто. Кольцевая дорога, машины носятся в трех полосах, скорости в лучшем случае под 100 км/ч. И эти метры еще нужно пройти со знаком в руках.

— А потом этот знак собьет первый же автомобиль. И для чего был этот риск? Двадцать знаков про запас с собой тоже возить не будешь. Скажу так: я видел случаи, когда на месте ДТП были машины ГАИ с работающими маячками, все вокруг ограждали конусы (а они куда заметнее того знака аварийной остановки), и все равно находились водители, которые ничего не замечали и сносили эти конусы. Хорошо еще, что только их. Так что знак — не панацея. Нужно быть начеку и оценивать дорожную обстановку — это куда надежнее, — считает инструктор.

Есть возможность — съезжай вправо

На той же могилевской трассе мы видели последствия недавнего ДТП: одну машину развернуло поперек крайней левой полосы, другая осталась стоять в средней.

— Когда вот так занята бóльшая часть ширины дороги — это неплохой вариант. Как минимум в двух полосах транспорт снижает скорость, люди ищут возможность перестроиться, все замедляется. Хуже, когда перекрыта только одна полоса, а по двум другим несутся машины. Очень важно, чтобы водители в проблемной полосе как можно раньше включали аварийную сигнализацию, сообщая остальным о проблеме, — напоминает Краснов.

Преподаватель рекомендует всегда искать возможность проезда справа:

— Я сам в проблемной ситуации стараюсь уходить правее. Там обочина — если что, можно попытаться уйти туда. А попадешь в затор в левой полосе — сзади фура не успеет остановиться, начнет складывать машины. Куда тебе деваться?

Это миф, что в правой полосе все едут медленно, а в левой, дескать, препятствий не случается. На кольцевой мы нагнали технику дорожников, которая следовала вдоль разделительного ограждения с малой скоростью — вероятно, убирала проезжую часть. И машина прикрытия есть, и прицеп у нее специальный, снижающий тяжесть последствий в случае столкновения. Вот только испытывать его все равно никому не хочется.

— Это еще одна проблема: о проведении дорожных работ водители часто узнают в последний момент. Хорошо, сейчас светло, да и прицеп этот видно издалека. Но ведь так не всегда бывает. А представим, что обзор плохой, еще и изгиб дороги, — вот и предпосылки к серьезному ДТП, — говорит ведущий рубрики.

Правила надо менять

Но это все касается ситуаций, когда у водителя есть гипотетическая возможность перемещаться, маневрировать. Между тем если случилась авария, правила обязывают участников немедленно остановиться и не принимать мер по изменению положения транспортного средства (п. 31.1 ПДД).

— Правила надо менять. Нельзя, чтобы машины оставались в полосах движения, в особенности на скоростных дорогах, таких как МКАД. Недавние ДТП — лишнее тому свидетельство. Произошла авария — пусть автомобили сразу убирают на обочину. Специально обученные люди потом разберутся, как все случилось и кто виноват. И страховая система как-то со всем этим справится. Что нам важнее: жизни людей или страховая система? — задается вопросом Краснов.

Бросить машины, чтобы не менять их местоположение, и отойти самим — не решение.

— А куда уйти? Вокруг все несутся, многим просто плевать на то, что произошло, они торопятся. Под колеса им идти? На обочине стоять? Так будет затор — понесутся и по обочине. А что делать, когда обочины нет? Вот сейчас: снег, все заметено, куда людям деваться? Это сложные вопросы, и каждый раз ситуация уникальна. Но мое мнение таково: люди вместе с транспортом должны по возможности покидать проезжую часть. Ради собственной безопасности и безопасности всех остальных, — считает преподаватель.

Любые средства хороши, чтобы предупредить водителей

Всякий раз такие происшествия заставляют специалистов в области безопасности движения возвращаться к вопросу о необходимости внедрения системы оповещения водителей. В планах было запустить мобильное приложение, ходили разговоры об установке информационных табло, была даже разработана целая концепция такого проекта, техническое задание и бизнес-план. Но на этом пока все и остановилось.

— Безусловно, любые средства хороши, чтобы предупредить водителей об опасности. Установка информационных табло на тех же развязках — уже одно это было бы хорошей базой. Предупреждения в приложении на смартфоне — тоже вариант. Можно было бы установить подсветку на опорах освещения вдоль той же МКАД: эта подсветка бы моргала, если впереди авария, причем чем ближе к месту ДТП, тем чаще это моргание. Это серьезный вопрос, от решения которого зависят жизни людей. Чем больше будет информации у водителя, чем раньше он ее получит, тем лучше он сможет среагировать и тем безопаснее будет на дорогах, — убежден Юрий Краснов.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by