Как заставить фары светить ярче? Проверили недорогие и легальные способы

19 декабря 2023 в 8:00
Автор: Иван Кришкевич. Фото: Александр Ружечка

Как заставить фары светить ярче? Проверили недорогие и легальные способы

Автор: Иван Кришкевич. Фото: Александр Ружечка

«Что-то фары плохо светят, как бы свет улучшить?» — сетуют владельцы машин с «галогенками», особенно двухнитиевыми Н4. Такая оптика и на новых автомобилях не всегда радует своей работой, а с возрастом и пробегом становится только хуже. Что же можно предпринять?

Дано: 9-летний Suzuki SX4, в фарах которого как раз установлены галогеновые лампы Н4. Владельца ближний свет не устраивает, говорит, слабый, не хватает его там, где нет дополнительного наружного освещения дорог. Пройдем проторенной дорожкой тех, кто пробует исправить ситуацию самыми доступными мерами, и расскажем о результате.

Перебирая лампочки

Начнем, конечно, с самого простого и очевидного: попробуем поставить другие лампы. Да, тоже типа Н4, но от именитых производителей и даже с улучшенными характеристиками.

От варианта с повышенной мощностью (например, 100 Вт) сразу отказываемся: да, такие лампы ярче стандартных, но они создают дополнительную нагрузку на электрооборудование автомобиля, а главное, сильно греются и могут повредить отражатель и рассеиватель фары. Такие если и применять, то в специальной оптике и для особых целей. Например, в люстре внедорожника на офроуде. Но мы же про дороги общего пользования говорим, так что это не наш вариант.

Лучше придерживаться штатной мощности 60/55 Вт, тем более что у некоторых производителей есть лампы, которые будут беречь вашу оптику при лучшей эффективности.

Например, Philips H4 X-tremeVision Pro150 (Польша) обещают до 150% большую яркость. Кроме того, за счет более высокой цветовой температуры они должны излучать не характерный для «галогенок» желтоватый, а белый свет. Но и цена соответствующая: блистер с двумя лампами на момент подготовки материала стоил 100 рублей.

Bosch H4 Xenon Blue (Корея) в два раза дешевле: 23,49—25,21 рубля за лампу. Правда, большей яркости производитель не обещает, зато бело-голубой свет должен напоминать ксенон. Посмотрим, как это будет восприниматься вживую, а главное, что потом покажет прибор, оценивающий работу фар.

галогенная, 60 Вт, производитель: Южная Корея, цоколь: H4, напряжение 12В
галогенная, 60 Вт, производитель: Германия, цоколь: H4
галогенная, 55 Вт, производитель: Нидерланды, цоколь: H4

А может, достаточно просто заменить старые лампы на новые, без всяких улучшенных качеств и спецэффектов? Ведь считается, что со временем нить становится тоньше, яркость снижается, так что превентивная замена может иметь смысл. Берем один из самых дешевых на рынке вариантов: Patron PLH4-60/55 (Корея) по 5,80—5,85 рубля за штуку.

Чисто субъективно

Сначала проведем «натурные» испытания — визуально оценим работу фар в реальных условиях. Для этого используем участок дороги без уличного освещения. Автомобиль стоит на одном и том же месте, пешеход — тоже (на удалении 65 шагов, это примерно 50 метров). Все снимки сделаны с одинаковыми настройками камеры, так что картинка должна передать изменения в освещении дороги.

Штатные лампы

Напомним, что лампы Н4 в силу своей конструкции обеспечивают и ближний, и дальний свет (за каждый из режимов отвечает своя нить). Но нас интересует именно ближний свет фар как самый востребованный, поэтому все проверки проводим при таком режиме.

Точкой отсчета остаются те лампочки, что изначально стоят в фарах нашего Suzuki (назовем их штатными). С ними пешеход виден так себе, хотя, казалось бы, он должен хорошо выделяться на фоне снега.

Делаем первое и самое простое улучшение — просто промываем фары. Мы не добиваемся идеальной чистоты, но и этого достаточно, чтобы картинка стала ярче: водитель уже заметно лучше видит нашего пешехода!

Ставим наш самый недорогой вариант, но и с «Патроном» ничего особо не меняется. Возможно, стало даже чуть хуже. Ну, мы хотя бы попытались.

Patron PLH4-60/55

Затем приходит очередь Bosch — и водитель сразу отмечает, что свет стал ярче. Также ему нравится бело-голубой оттенок, который выгодно отличается от желтоватого свечения обычных ламп.

Bosch H4 Xenon Blue

Что же будет с Philips? «Странно, но этот вариант, кажется, похуже», — удивляется водитель. Да и на фото картинка в целом выглядит чуть темнее, чем в случае с Bosch (но лучше, чем со штатными лампами и Patron). И пешехода видно не так хорошо. Хотя последний как раз отметил, что с его позиции свет стал казаться более ярким.

Philips H4 X-tremeVision Pro150

Но все это — чисто субъективное восприятие. А что покажет прибор? И как полученные параметры прокомментируют специалисты?

В цифрах и комментариях

Меняем темную улицу на светлый бокс и объясняем сотрудникам ООО «ФелОкт-Сервис» задачу: мы хотим инструментально оценить качество ближнего света, для начала — с разными лампами.

В нашем распоряжении — прибор проверки света фар MAHA MLT3000. С его помощью специалисты будут фиксировать освещенность, измеряемую в люксах (лк), а также оценивать светотеневую границу, ведь фары должны не только хорошо светить, но еще и не ослеплять встречных водителей.

Как отмечают сотрудники станции, на качество света влияют разные факторы. Это и сами лампы, и их правильное положение в фарах (на самом деле, с «кривой» установкой приходится сталкиваться довольно часто). Многое зависит также от регулировки фар и того, в каком состоянии находятся их отражатели и рассеиватели. Но об этом чуть позже, а пока пытаемся выяснить, что изменит одна лишь замена ламп.

С родной лампой в левой фаре прибор показал 8,6 лк, все регулировки в норме. Но ставим Patron — и получаем лишь 7,5 лк. «Эта лампа чуть хуже, чем старая. К тому же светотеневая граница чуть сдвинулась, но не критично, все остается в пределах допустимого», — констатирует мастер.

Удивительно, но с Bosch результат еще скромнее — лишь 6,3 лк! А ведь это был наш фаворит… «Свет не ярче, а белее», — объясняют специалисты. Как раз тот случай, когда кажется одно, а прибор показывает другое. Зато светотеневая граница хорошая. «С геометрическими размерами у лампы все в порядке», — следует комментарий.

А вот Philips, наоборот, реабилитируется: прибор показывает 8,3 лк. Хороший результат, хотя и хуже, чем у лампы, что была установлена в фаре изначально. Что же там за темная лошадка? Некий Peaklite, купленный на заправке…

«Везде мы имели показатели в пределах нормы, в том числе и по светотеневой границе. Но я бы выбирал между той лампой, что стояла сразу, и Philips, если судить по силе света, — говорит Александр Васильченко, старший мастер ремонтного цеха ООО „ФелОкт-Сервис“. — Хотя я бы еще ориентировался и на свое субъективное восприятие, как все это выглядит в темноте».

Если ориентироваться на полученные цифры, то получается, что при замене ламп одного типа свет можно чуть улучшить или даже чуть ухудшить, но кардинально ситуация не изменится. Специалисты станции соглашаются с тем, что куда большую прибавку могли бы дать, например, светодиоды, но это же означает и серьезное вмешательство в оптику.

Лампа Peaklite (штатная) Patron Bosch Philips
Освещенность, лк 8,6 7,5 6,3 8,3

Нельзя просто так взять и поставить ксенон или светодиоды в фары, предназначенные для галогеновых ламп. Здесь есть вопросы как чисто технические (надо что-то делать с отведением тепла от LED-модулей, обеспечивать правильную и четкую светотеневую границу), так и юридические (например, на станциях диагностики следят за тем, чтобы источники света соответствовали типу фар по маркировке).

светодиодная, 24 Вт, производитель: Германия, цоколь: H7, напряжение 12В/24В
светодиодная, 25 Вт, цоколь: H4, напряжение 12В
светодиодная, 24 Вт, производитель: Германия, цоколь: H1, напряжение 12В/24В

Самый простой, но не самый дешевый вариант — установить заводской ксенон или оригинальные LED-фары. Помимо высокой стоимости проблема подобной оптики еще и в том, что не для каждой модели автомобиля есть такой выбор.

Полировка поможет?

Итак, лампы на работу фар влияют, но не так значительно, как бы того хотелось. Но у нас, напомним, машина и в возрасте, и с приличным пробегом: на одометре 160 тысяч километров. Передняя оптика тоже в соответствующем состоянии, полировка ей не помешает. Но поможет ли она в нашем желании улучшить свет фар?

«Да, состояние рассеивателя влияет на качество освещения. Затертый пластик хуже пропускает свет и неправильно его преломляет, больше размывается светотеневая граница. Когда после полировки обтекатель снова становится прозрачным (практически приобретает первоначальный вид), свет нигде не теряется и не преломляется и все становится лучше», — объясняют специалисты.

Что ж, давайте проверим. Передаем автомобиль в руки работников отдела детейлинга станции. Процесс полировки с виду довольно простой, на деле же есть определенные нюансы и хитрости. Но нас в данном случае интересует, что эта процедура даст помимо эстетического эффекта. Ведь визуально, конечно, фары теперь выглядят как новенькие, но будут ли они лучше светить?

Снова подключаем прибор, и теперь он показывает 13,3 лк против 8,3. Напомним, что в фаре оставалась Philips. Возвращаем штатную Peaklite и получаем 14,6 лк (было 8,6). Это действительно впечатляет!

Понятно, что тут еще сработал «эффект низкой базы»: фары изначально были сильно затерты, поэтому полировка и дала такой результат. Была бы оптика в лучшем состоянии, разница в цифрах не оказалась бы такой солидной.

«Это один из запущенных случаев. У нас все-таки обычно обслуживают более свежие автомобили, у них чаще всего легкие помутнения пластика. Некоторые владельцы не понимают, что состояние рассеивателя влияет на качество света, но это так. Да вы и сами видите», — говорит Максим, сотрудник станции.

Насколько быстро затирается рассеиватель, зависит от интенсивности и режима эксплуатации (на трассе оптика страдает сильнее), а также от того, как владельцы очищают фары — тряпкой или щеткой (пластик быстро царапается).

Из этого опыта делаем два вывода. Первый: состояние рассеивателей фар сильно влияет на качество их работы, так что полировка действительно может дать эффект, особенно в том случае, когда пластик прилично затерт. Ну а второй вывод таков: оптику лучше не запускать и при необходимости приводить в порядок. Благо полировка одной фары стоит от 20—30 рублей. Другое дело, что итоговая стоимость может оказаться в разы выше из-за дополнительных работ, например, по нанесению лака или защитной пленки. Но это тема для отдельного разговора.

Кстати, можно ли еще как-то улучшить оптику нашего автомобиля? Сотрудники станции говорят, что нет. Да, на качество света влияет еще и чистота рассеивателей с внутренней стороны, а также состояние отражателей. В нашем случае все хорошо, смысла что-то делать нет. В старых же машинах с этим могут быть проблемы, но решения зависят от состояния этих элементов, конструктивных особенностей и экономической целесообразности. Иногда купить новую или б/у фару в хорошем состоянии проще и дешевле. Но тут уже надо разбирать каждый конкретный случай.

P. S.

Через день мы снова приехали на наш контрольный участок дороги, выставили автомобиль и пешехода в тех же местах, где они стояли при первой фотосессии. Единственное, что изменилось в условиях, — снега на проезжей части практически не осталось, а ведь с ним всегда светлее.

Водителю показалось, что и дорогу, и человека рядом с ней стало видно лучше. Пешеход сказал, что свет машины ярче бьет в глаза. Ну а вы можете сравнить фото «до» и «после». Кстати, в фарах автомобиля в обоих случаях стояли старые лампочки.

Фотобонус

Как улучшить свет фар — забота водителя. Как повысить собственную безопасность — задача пешехода. Просто посмотрите, насколько заметнее он становится в светоотражающей одежде.

Благодарим магазин «Автодок» за предоставленные для испытаний лампы.
Благодарим СТО «ФелОкт-Сервис» за помощь в подготовке материала.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by