Они двигались медленно, плавно, но не сказать чтобы бесшумно — у одного из Дедов Морозов была колонка, из которой звучала (надо признать, слишком громко) веселая музыка. Новый год ведь на носу, нужно создавать праздничное настроение! Вот они и создавали. На моноколесах.
— Э, ты так не тормози, иначе колесо очень легко из-под тебя уйдет! — говорит мне один из Дедов Морозов.
— А я что? Я ничего, просто покрытие проверяю…
— Так можно и допроверяться!
Но надо же мне привыкнуть к незнакомому для себя колесу. Просто за пять минут до того состоялся такой разговор:
— Поедешь с нами?
— А я «Киселя» не взял!
— Я дам тебе Inmotion V11…
Вообще-то на встречу с ребятами я приехал на машине — пообщаться на тему зимней езды. Ведь в отличие от подавляющего числа самокатчиков, предпочитающих уходить на несколько месяцев в спячку, некоторые моноколесники продолжают катать и с приходом мороза и снега.
Не сказать, что это массовое явление. Но есть райдеры, которые ездят каждый день — на работу и по делам, — а на другой транспорт переходят лишь тогда, когда погода совсем уж не летная. Есть такие, кто выезжает только по выходным, просто для развлечения или из-за тоски по любимой игрушке. Зато они могут проехать за раз десятки километров!
Кто-то покрутит пальцем у виска, но лично я таких людей понимаю — сам зимой на велосипеде периодически выезжаю. Но, например, свой «Кисель» (так в народе называют колесо KingSong KX 18XL) все-таки оставил отдыхать до весны. И правильно сделал? Вот и на этот вопрос тоже хочу получить ответ от знающих людей!
Но нельзя просто так приехать к таким товарищам, сесть за стол и вести беседу за чашкой чая. Сначала надо покатать.
— Поехали, людей с наступающими поздравим, атмосферу праздника создадим, — говорит Игорь Сущенко.
При общении со СМИ он позиционирует себя как тренер, который поставил на моноколесо не одну сотню человек. Но тут важнее даже не «тренерская» работа», а «просветительская». Вот уже который год Игорь, как никто другой в нашей стране, популяризирует тему этого транспорта среди друзей, знакомых, да и, собственно, вообще незнакомых ему людей.
Спустя полчаса мы катаем вдоль проспекта Дзержинского. Нашу маленькую кавалькаду возглавляют два Деда Мороза. Оба рослые, в костюмах, но их легко различить: Игорь едет на KingSong S19, а Иван (скажем так, заядлый моноколесник) — на Inmotion V11. Кто не видит между этими шайтан-машинами особой разницы, скажу проще: Игорь на оранжевом колесе, Иван на черном.
Мне, кстати, предложили перевоплотиться в единорога, но я решил не повторять за Сашей Маниту, поеду в гражданском. Буду просто в числе сопровождающих, как и Александр Алексеевич — он прикатил на своем Inmotion V10F и тоже решил обойтись без костюмированного выступления.
Тем более что моноколесные Деды Морозы прекрасно делают все шоу и без нас. Подкатывают (в прямом смысле!) к девушкам, женщинам, поздравляют с наступающими праздниками и дарят конфеты. Наблюдать всю гамму эмоций, отображающихся калейдоскопом на лицах людей, бесценно: от удивления и настороженности до изумления и восторга.
С детьми все проще. «Мама, смотри, Дед Мороз! Ой, еще один! А на чем это они?» И, разумеется, в ответ на все вопросы они также получают маленькие подарки.
«А нам можно?» — берут инициативу в свои руки подростки. Ну, тут уже за стишок. Кто-то из ребят неожиданно декламирует красивое произведение про зиму. А говорите, молодежь только в TikTok залипает!
— 95% людей реагирует положительно. Новый год — это семейный праздник, но хочется сделать так, чтобы все вокруг были довольны и счастливы, — говорит Игорь. — Я считаю, что традиция быть Дедом Морозом не только дома, но и в городе, — это здорово. Мы делаем волшебство. Я так реально езжу: третью зиму катаюсь в костюме Деда Мороза.
Я очень открытый человек и люблю нести людям добро. Я получаю удовольствие, когда человек улыбается. Мне нравится обнимать людей, разговаривать с ними, дарить им подарки. Нравится, когда на меня обращают внимание. Часто спрашивают про моноколеса, и я с радостью рассказываю об этом.
— Не говорят, что ездить на моноколесе, тем более зимой, это цирк?
— Мне кажется, не стоит обращать внимание на это. Раньше смеялись с велосипеда, теперь каждый второй на нем ездит. Очень многие смотрят на тебя с большим интересом и большим удовольствием, многие хотят попробовать и в конечном счете приходят ко мне в школу.
Человек, который этим заинтересовался, пойдет до конца. Даже те скептики, которые ездили на самокате, попробовав колесо, признают, что на нем удобнее и безопаснее зимой.
Опыт — свыше 65 тысяч километров за 8 лет. Пять зимних сезонов.
Игорь:
— Зимой езжу активно, потому что каждый райдер знает: это транспорт. Бывают такие ситуации, когда ты катаешься каждый день на колесе, выходишь без него и тебе кажется, что ты остался без ног: идешь быстро, но вокруг тебя ничего не двигается. Ты привык быть мобильным.
Самый существенный минус — на моноколесе ты не сможешь добираться до точки назначения в пределах 10 километров в гололед. Лучше использовать общественный транспорт. Но плюс в том, что ты можешь комбинировать тот же автобус или метро с моноколесом, благо размеры последнего позволяют это делать.
Еще зимой не поездишь так, как летом. По своему опыту скажу, что комфортное расстояние в минусовую температуру — это 2—3 километра, потом нужно отогреваться — в теплом помещении или в общественном транспорте, если комбинируешь его с колесом. Ну или хотя бы пить горячие напитки — чай, кофе. Комфортная температура для передвижения зимой — до –3 градусов.
Личный температурный рекорд? Минус 23 градуса. Расстояние было около пяти километров. В такой мороз ты приезжаешь, смотришь на себя в зеркало — лицо у тебя прямо обмороженное, на ресницах, бровях снежинки, шапка вся инеем покрыта. Причем колесо чувствует себя нормально, а ты — дискомфортно, и это тоже минус, потому что привык ездить, ты живешь этим, и тебе в первую очередь необходимо быть мобильным. Но так как ты не изменяешь своим привычкам, ты чем-то жертвуешь.
Это важно даже летом, зимой — тем более: чем быстрее едешь, тем сильнее продувает набегающим потоком. На скорости –5 градусов ощущаются как –15, поэтому, чтобы не превратиться в настоящего снеговика на колесе, надо правильно одеваться. Как именно?
— Естественно, нужно утепляться — везде, где поддувает, потому как можно заработать самые разнообразные болячки, — говорит Иван. — В любом случае одежда должна быть удобной. Я лыжник и сноубордист попутно, у меня есть старый лыжный костюм: он идеально подходит для подобной езды, потому что и влагу отводит, и достаточно хорошо сидит, в нем тепло, и он не продувается. Еще рекомендую хорошие перчатки, причем специальные, электропроводные — для смартфонов. В любой момент могут позвонить, иногда нужно маршрут на карте посмотреть. Каждый раз снимать и надевать перчатки — это большая проблема, тем более с кистевой защитой.
— Одеваюсь как обычно: скорость небольшая, сильно не продувает. Экип точно такой же, как и летом. Это наколенники, налокотники, мотоциклетные перчатки. В них не холодно в такую температуру, а если мороз больше, то поверх надеваю рабочие брезентовые рукавицы — это лучшее, что можно придумать для рук, я так на лыжах хожу. Шлема нет, потому что падаю вперед. Чтобы упасть назад, это надо уметь, — делится своим опытом Александр Алексеевич.
— Не забываем утеплять грудь (например, надевая баф), ноги (зимние носки, теплая обувь, термобелье), обязательно хорошие перчатки, — рассказывает про свой подход Игорь. — Я лично использую экипировку на дальние расстояния — более 10 километров. И летом, когда более высокие скорости. А зимой у меня в среднем по 2—3 километра выходит, и я надеваю только шлем и наколенники под одежду. Кстати, рекомендую мотоботинки — они фиксируют сустав, ты чувствуешь себя увереннее.
По чистой случайности (ага!) у меня в рюкзаке оказались наколенники и кистевая защита, а налокотники дал Игорь. Не скажу, что это полный для меня комплект (летом все же езжу в черепахе и кроссовом мотошлеме), но для короткой поездки на низкой скорости сойдет. А вот перчатки зря не захватил: руки замерзли уже через несколько минут после старта.
Но есть лайфхак: если держать руки за спиной, их не будет так сильно обдувать. Еще их можно сцепить в замок или засунуть в задние карманы — будет чуть теплее.
Общий стаж — порядка 10 тысяч километров. На данный момент за плечами только одна зима (предыдущая).
Иван:
— Летом я всегда езжу на колесе. Из моих 10 тысяч километров пробега только 1,5 тысячи — зимние, остальные приходятся на другие времена года.
Поскольку у меня есть машина, езда по делам откладывается до более адекватных (по погодным условиям) времен. Но колесо — это религия, и поэтому не кататься я тоже не могу. Выезжаю по вечерам, в магазин могу отправиться, на встречи, если они проходят не очень далеко. Периодически, когда уже совсем невтерпеж, выезжаю на велодорожку и езжу по ней, потому что ее, как правило, чистят.
Конечно, желательно поменять резину на зимнюю, но именно мое колесо не предусматривает установку нормальной резины — злой, с шипами. Поэтому езжу как есть. Предпочитаю ездить по чищенным дорожкам, но даже если они слегонца припорошены снегом, критичным для меня это не является.
Стандартная небольшая поездка — это до пяти километров, просто по району прокатиться. Но если я уже собираюсь куда подальше, то практически всю батарею выезжаю. Зимой она просаживается чуть быстрее. Могу рассчитывать на 80% от своих обычных пробегов, и это даже с учетом того, что я не так агрессивно езжу зимой. Если летом батареи мне хватает на километров 50–60, то зимой могу проехать 40–45.
Когда территория расчищена и засолена, а под колесом сухой асфальт, никаких проблем со сцеплением, разумеется, нет. Главное, избегать редких участков со снегом и льдом. Проще простого!
Но выезжаем на укатанный снег — и тут уже надо внимательнее следить за покрытием и контролировать равновесие. Дорожка неровная, иногда колесо чуть водит, с пешеходами надо разъезжаться очень аккуратно.
— Неважно, лето это или зима, к пешеходам всегда надо подъезжать аккуратно и, не пугая их, просить: «Разрешите проехать», «Разрешите обогнать». И уже когда пешеход пропустит, поблагодарить его за это, — говорит Александр Алексеевич.
Также обсуждаем с ним тему, ездить с музыкой или без. Некоторые райдеры ее включают, чтобы лучше обозначить себя — мол, окружающие быстрее тебя заметят.
— Ездил я и с музыкой, и без. На музыку никто внимания не обращает, даже я, когда иду пешком. Так что это только мешает, — делится своим опытом собеседник.
Но вернемся к особенностям зимней езды. Тут главная загвоздка в том, что покрытие может быть скользким.
— Из своего опыта скажу так. Когда идешь пешком, понимаешь, опасно ли ехать на колесе по данному покрытию, — объясняет Игорь. — Вроде видишь свежий снег, но под ним может быть корка льда. Если на тротуаре есть люки, вокруг них из-за тепла снег подтаивает и там тоже обpазуется лед. Также может скрываться неровность.
Все это может быть дискомфортно, а может быть опасно, потому что приводит к падениям. Ты можешь получить травму на околонулевой скорости, потому что не готов, просто не успеваешь сгруппироваться. Это не летнее управление, многие ситуации зависят не от тебя. Я всем говорю: если вы ездите агрессивно, на зиму лучше сделайте перерыв.
Конечно, многое зависит и от опыта райдера (в том числе полученного в таких вот условиях), и от самого колеса, в частности от типа и размера покрышки. Существуют специальные зимние модели шин, кто-то даже шипы использует. Но в данном случае все мы — на летних покрышках. И насколько они разные! Например, у Игоря на колесе стоит свежая шина с агрессивным рисунком, на V11 обоих Иванов — просто не сильно изношенное «лето» с дорожным рисунком, а у Александра Алексеевича — практически лысая покрышка, пробежавшая более 10 тысяч километров.
Впрочем, безопасность езды в зимних условиях обеспечивает не столько зацеп, сколько инстинкт самосохранения и включенный мозг.
— Главная особенность езды зимой — все нужно делать заблаговременно. На торможение дистанцию надо брать намного больше, чем летом, на разгон, соответственно, тоже, — объясняет Иван. — Никаких резких движений. И центр масс надо держать строго над колесом, потому что даже при небольших поворотах на стоковой летней резине тебя может понести в сторону.
В сам снег стараюсь не лезть, а если есть необходимость, то лучше спешиться и перекатить. То же касается и пешеходных переходов. Как правило, грейдеры, проезжающие по дороге, раскидывают снег по бокам, и пытаться штурмовать на колесе даже небольшие наледи, которые образуются вдоль дорог, может быть чревато. Самое неприятное не то, что ты сам упадешь, а то, что колесо из ног выпустишь и оно полетит в очень непредсказуемом направлении с непонятно какими последствиями.
Снова оказываемся на расчищенном тротуаре. Вот теперь можно раздать! Но более опытные коллеги предупреждают: здесь тоже полно ловушек для невнимательного райдера.
— Надо быть осторожным на разметке, нарисованных линиях, полосах — они могут оказаться скользкими. То же самое — с зеленой разметкой на переходах. Если она нанесена недавно, по ней тоже может быть опасно ехать, лучше сместиться в сторону или пройти пешком, — говорит Игорь.
А вот еще один нюанс. Когда ездишь по грязи или снегу, стандартные педали с «наждачкой» очень быстро становятся скользкими, а это уже небезопасно: нога может соскочить. А вот «вафельницы» имеют крупные отверстия, через которые снег или грязь проваливаются вниз. К тому же они оснащены шипами, так что зацеп надежный практически всегда.
Стаж — 4 года, эта зима уже четвертая.
Александр Алексеевич:
— Покатушки зимой — это не совсем то, что надо, скользко! Колесо в таких условиях использую исключительно как транспорт: проехаться в магазин, в сберкассу, на стоянку (она у меня в четырех километрах от дома, прямого автобуса нет). Езжу достаточно часто. Главное, чтобы не было гололеда. Свежевыпавший снег тоже не люблю, потому что под ним может быть лед. То есть предпочитаю или расчищенный тротуар, или хорошо укатанный снег.
Никак специально колесо к зимнему сезону не готовлю. После поездок ставлю его на специальную подставку, оно прогревается, а когда набирает комнатную температуру, я его заряжаю. Грязь сверху смываю, а изнутри — насколько получается. Покрышку очищаю с помощью капроновой щетки.
Зимой запас хода сильно уменьшается. Летом я проезжаю 56—58 километров, ни в чем себе не отказывая, но не пугая пешеходов и снижая скорость там, где надо. Зимой получается значительно медленнее. Как-то получилось проехать 48 километров. Мне показалось, что мало, но знающие люди сказали, что это очень хороший результат для такого колеса и такой погоды — тогда снега еще не было, температура была –1 градус. Ну а самый сильный мороз, при котором доводилось ездить, это –12 градусов. Но тогда я проехал всего несколько километров.
Нет, чай в конце все-таки был. Вот за ним я и расспросил Игоря про техническую сторону дела.
— Что следует учитывать райдеру, если он ездит на колесе зимой? Начнем с температуры: как она влияет на батарею?
— На морозе аккумулятор садится в полтора раза быстрее. Плюс когда едешь по снегу, сопротивление качению больше, что также влияет на расход энергии.
Нельзя выключать колесо на морозе, на нем нужно двигаться, а во время остановок оно должно оставаться включенным. Когда ты едешь, идет нагрузка на батарею, контроллер, мотор, и все это греется. Если выключишь, колесо начнет замерзать, а это очень плохо для литиевой батареи.
— Зимой колесо запросто может оказаться в снегу, а по сути это та же вода. Стоит ли этого опасаться?
— После поездки в дождь или снег надо оставлять колесо в вертикальном положении, чтобы с него стекла вся вода (для этого используется тазик или поддон). Если класть его на бок, водой может залить электронные компоненты, контакты, и вот тогда возможны проблемы.
Зимой сразу после поездки колесо на зарядку ставить не стоит — надо дать ему отогреться и высохнуть: внутри может образовываться конденсат, поэтому нужно дождаться, когда он испарится.
— Что самое опасное в зимней эксплуатации для колеса?
— Реагенты и песок. Это плохо влияет на металлические детали, подшипники, даже на пластик. Шина от реагентов не страдает, да и стоит она относительно недорого. А вот обод покрывается слоем, который надо снимать мелкой наждачкой.
Курьеры у нас ездят в любую погоду — и два-три раза в год (или два раза в зимний сезон) отдают колесо на ТО, где его полностью разбирают, очищают, при необходимости ремонтируют. Если человек не обслуживает колесо, а ездит зимой по реагентам, потом он может столкнуться с разными проблемами.
— Но ведь многие делают гидроизоляцию! Кстати, что она собой представляет?
— Мотор разбирается, магниты покрываются лаком в несколько слоев, что защищает их от влаги. Крышки мотора промазываются специальным герметиком. Когда колесо собирается, все стыки также герметизируются. Но гидроизоляция на 100% не защищает колесо, просто снижает риск его повреждения от попадания внутрь воды.
— Модели с подвеской более уязвимы?
— Зимой, если катаетесь по солям, будут страдать трущиеся детали — их никак не защитишь, гидроизоляцию не сделаешь. Пневматическая подвеска на салазках, как на V11, например, в этом отношении уязвима, благо все ремонтируется. Надо подходить к этому вопросу так: это дополнительный узел, который улучшает комфорт, но увеличивает стоимость обслуживания.
— И еще раз про шины. Насколько нужны специальные зимние модели?
— Если есть желание иметь надежное сцепление на скользкой дороге, можно поискать подходящую модель. При этом важно, чтобы покрышка еще встала на колесо по размеру. Есть ребята, которые даже на шипованной резине катают.
Но я зимние шины не использую, езжу на летних. У меня стоит покрышка с агрессивным рисунком: она не только хорошо ведет себя на гравии и грунте, но и неплохо справляется со снегом. Основная проблема — это гололед. Есть несколько дней, когда на колесе лучше не выезжать, а в остальное время можно ездить.
Весьма показательно, как мы все разъезжались. Александр Алексеевич неспешно покатил домой на своей «десятке». Иван загрузил V11 в автомобиль и отбыл на нем. Я тоже поехал на машине — и наблюдал за тем, как параллельно мне по тротуару плавно скользит Дед Мороз. Да, Игорь снова отправился раздавать конфеты прохожим. Скоро ведь Новый год!
Ну и как в такие дни без рассказов о добрых делах? Пока фотографировали Дедов Морозов, стали свидетелями такой истории. По тротуару металась собачка: убежала от хозяина через дорогу и не могла к нему вернуться. Мужчина искал свою любимицу. А тут рядом очень кстати оказалась добрая женщина: обратила внимание на милое создание, взяла на руки и передала хозяину. Не проходите мимо, делайте добрые дела!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by