КРАСНОВ

Как можно не увидеть трамвай? Краснов разбирает причины аварий, в которых всегда виноват водитель

31 048
05 января 2024 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Как можно не увидеть трамвай? Краснов разбирает причины аварий, в которых всегда виноват водитель

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

На минских улицах мало кто крупнее и заметнее трамвая. Он движется по рельсам, на которые волей-неволей обратишь внимание, он шумит, он может испугать одним своим видом, когда несется сбоку. А аварии на рельсах все равно случаются, аварии, в которых виновными, как правило, признают водителя авто: не увидел, не предоставил преимущество. Как же так? Трамвай — не малолитражка в зеркале большущего тягача, просто так не затеряется, как же можно его не заметить? Ответ ищем вместе с преподавателем и инструктором по вождению Юрием Красновым.

Поворот налево — удар

Один из основных сценариев ДТП с трамваем — водитель автомобиля поворачивает налево или пытается развернуться. Он выезжает на рельсы — удар. Столичная ГАИ недавно опубликовала целую видеоподборку таких случаев. Глядишь и не понимаешь — ну как можно было не заметить трамвай под боком?

— Трамвай что, может попасть в слепую зону? — спрашиваем у Краснова.

— Это не слепая зона, это водители, которые ничего не видят, — ворчит он в ответ. — Это мы смотрим видео и недоумеваем, а водитель о трамвае и не думал даже. Ехал как ехалось, тут мысль в голову пришла — стал поворачивать. Каждый такой случай — это повод говорить об уровне водителей, о том, как они ориентируются в окружающем пространстве.

Это горькая правда: если человек за то ограниченное количество часов в автошколе сам как-то сумел научиться ездить — молодец, а если не научился — так и будет маяться.

— Есть люди, которые всю жизнь за рулем, а обстановку умеют оценивать очень плохо. И в аварии такие водители не попадают на каком-то везении. Или попадают, — считает инструктор.

Правила дорожного движения (п. 67):

Перед поворотом налево или разворотом вне перекрестка водитель транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и попутному трамваю.

Простое требование из ПДД, оказывается, не все могут безукоризненно соблюсти на практике. То засмотрятся на встречных и забудут проверить, нет ли трамвая за левым плечом, то отвлекутся не пойми на что.

Кое-где проблему попытались решить конструктивно. На той же улице Долгобродской, в районе Тракторного завода, где трамвайное движение достаточно интенсивное, по обе стороны от путей установили бордюры, на них поставили пластиковые столбики, а между путями возвели разделительное ограждение, чтобы уж точно ни машина, ни пешеход не прорвались.

— Мера эффективная, это нужно признать, и таких аварий при развороте там не происходит. Но опытных водителей эти ограждения лишь раздражают. Потому что всем нравилась возможность развернуться через трамвайные пути там, где тебе удобно. Разумеется, соблюдая правила, отслеживая и автомобили, и трамваи. Но ты безопасно развернулся — и поехал себе. А с ограждениями не осталось выбора: нужно ехать до перекрестка, перекресток от этого заполняется лишним транспортом, становится загруженным и сложным, сразу выползают недочеты в организации движения. И все ради того, чтобы кто-то невнимательный вдруг не выехал на рельсы в неподходящий момент, — отмечает ведущий рубрики.

Другой прием, который стали практиковать в столице, — желтая сплошная разметка, тянущаяся вдоль трамвайных путей.

— По-хорошему она должна быть белой, такой желтой ПДД не предусматривают в этой ситуации. Значит, это экспериментальная схема организации дорожного движения. На многих водителей она действует: они понимают, что раз есть сплошная разметка, то пересекать ее нельзя, разворот запрещен. Другие же делают как им удобно, обосновывая это тем, что в правилах такое не предусмотрено. Получается чехарда, — добавляет преподаватель.

Поворот направо — удар

Примером другого типичного развития событий стало недавнее ДТП на Логойском тракте. Там с трамваем столкнулась маршрутка, несколько человек доставили в больницу. Как было дело: 37-летний водитель микроавтобуса поворачивал направо, на улицу Волгоградскую. Ему горела дополнительная секция с основным зеленым сигналом, и попутному трамваю горел зеленый, маршрутка поворачивала, трамвай ехал прямо. Кто должен был уступить?

Правила дорожного движения (п. 123):

В местах, где трамвайные пути пересекают проезжую часть дороги, трамвай имеет преимущество перед другими транспортными средствами, кроме случаев выезда из депо и мест, где очередность движения определяется дорожными знаками приоритета или сигналами светофоров.

— Водитель обязан был уступить дорогу трамваю, но почему-то этого не сделал. По какой причине — можно только догадываться. То ли он всегда ездил по перекресткам, где уступать трамваю не нужно, то ли отвлекся. Но он же водитель-профессионал и по идее должен хорошо знать свой маршрут. Или он в первый раз так ехал? — удивляется Краснов.

С другой стороны, удивляться нечему. Даже на Логойском тракте — а он совсем неплохо оборудован возможными средствами для информирования водителей — можно увидеть разную организацию дорожного движения на перекрестках.

— Вот смотрите, поворот на улицу Седых. Пока водителю горит стрелка для поворота направо, трамваи стоят, у них запрещающий сигнал. И на перекрестке с улицей Калиновского потоки автомобилей и трамваев разделены — это очень удобная, правильная, безопасная схема. Но доезжаем до следующего перекрестка, до той же Волгоградской, и трамвай уже едет одновременно с машинами, и ему, соответственно, нужно уступать. Там было не нужно, а здесь нужно: даже на одной улице на участке в два километра применяются разные решения, однообразия нет, — указывает инструктор.

Зато на Логойском тракте есть информационные мигающие секции светофора: они предупреждают поворачивающих водителей о том, что нужно уступить дорогу трамваю. Удобно. Возможно, такие же секции вы видели на других светофорах, когда водителей предупреждали о том, что за перекрестком пешеходный переход и пешеходам нужно уступить.

— Не будут путаться водители?

— Так а какая разница? За поворотом они должны уступать, их об этом предупреждают, нужно быть начеку. Водитель же оценивает обстановку в целом, он должен замечать и трамваи, и пешеходов, — успокаивает преподаватель.

На перекрестке с улицей Калиновского такой предупреждающей секции нет, но оно и логично: потоки же не пересекаются. Однако нет ее и на почти незаметном въезде на небольшую парковку.

— А вот тут бы она не помешала: я помню, здесь случилось серьезное ДТП с трамваем. Машина выехала, сильный удар, и ее отбросило аж к столбу, — припоминает ведущий рубрики. — И это то, о чем мы говорим. Где-то есть секция, где-то нет, где-то вообще знак на желтом фоне, где-то нет знака — никакого единообразия. Местные привыкнуть не могут, что уж обо всех прочих говорить.

Трамвай не для всех

Это, кстати, важный момент. Трамваи для многих водителей — настоящая диковинка. Во-первых, они есть только в четырех городах: Минске, Витебске, Мозыре и Новополоцке. Во-вторых, даже в этих городах трамвайные сети весьма компактные. В Минске, к примеру, протяженность трамвайных линий около 25 км, причем примерно половина обособлена от проезжей части. Можно каждый день садиться за руль автомобиля и не пересекаться с трамваями: живешь в Малиновке, ездишь на работу где-то неподалеку, ты этих трамваев и не видишь.

И вот учился человек из региона в автошколе, сдавал на права. Он про эти трамваи только в книжке читал и в тестовых заданиях их видел — какой у него опыт? Или минчанин, не заезжавший ни в Серебрянку, ни на Логойский тракт, — что он о тех трамваях знает, как ему привычку выработать, довести действия до автоматизма?

— Меня, кстати, мои курсанты часто просят, мол, покажите, как взаимодействовать с трамваем, я не понимаю. Показываю. Это кажется, что все просто и все в правилах написано, а на самом деле человеку нужно вникнуть в вопрос, почувствовать ситуацию, понять, что нужно предпринимать, а чего не нужно, — объясняет Краснов.

Едешь на основной зеленый — удар. Парадокс

Когда водитель приехал откуда-то в Минск и боится трамвая — это не беда. Водитель будет осторожничать, присматриваться. Беда, это когда водитель с Логойского тракта, который трамваи видит каждый день по много раз, приезжает на улицу Плеханова и не может разобраться в том, как там организовано движение. Потому что на улице Плеханова можно ехать на основной зеленый сигнал светофора и при этом выехать под трамвай, которому нужно было уступать. Об этом парадоксе мы рассказывали ранее.

— Просто необходимо, чтобы, когда в такой ситуации водителям горит основной зеленый, трамваям горел запрещающий сигнал. Потому что никто и подумать не может, что, проезжая на основной зеленый, нужно смотреть по сторонам и пропускать трамвай. Это же ловушка! И предупреждающие знаки, какие бы заметные они ни были, не решают проблему полностью. Всегда найдется тот, кто все внимание переместит на светофор и поедет на этот свой зеленый, прямо под трамвай. Причем на той же улице Плеханова, на других выездах, где светофора нет, люди четко понимают, что должны уступать дорогу трамваю. А как светофор — он их вводит в ступор, заставляет смотреть не туда, совершать ошибки. И зачем это нужно? — указывает ведущий рубрики.

Распространенное мнение: чем однообразнее все на дорогах, тем безопаснее. Эксперименты, разночтения, разные модели поведения при одинаковых условиях — все это может стать косвенной причиной возникновения опасной ситуации и даже ДТП. Чтобы не совершать ошибок, водитель должен четко понимать, как ему действовать, а не догадываться по ходу, разгадывая ребусы сначала на одном перекрестке, потом на другом, а затем в соседнем районе.

— Необходимо соломоново решение: исключить возможность пересечения автомобильного потока и трамвая. Если машинам горит зеленый свет, трамвай должен стоять, и наоборот, — считает преподаватель.

— Трамвай — это тот же поезд. Не бывает ситуаций, когда водитель, поворачивая направо, уступает дорогу скоростному поезду просто потому, что так написано в правилах. Если едет поезд, водитель стоит в любом случае: будут семафоры, шлагбаумы — пропустишь в любом случае. Почему с трамваями иначе?

Прочие опасности: выезд на рельсы, пропуск пассажиров

Есть и другие ситуации, в которых кроется опасность. Первая: остановочный пункт трамвая на проезжей части, то есть посадка и высадка пассажиров осуществляются прямо с дороги.

Правила дорожного движения (п. 121):

Запрещается опережать движущийся трамвай, у которого включена аварийная световая сигнализация (световой указатель правого поворота), в зоне остановочного пункта трамвая, обозначенной дорожным знаком «Остановочный пункт трамвая» и (или) горизонтальной дорожной разметкой 1.17.2.

В ПДД есть четкое требование: водитель не должен опережать трамвай в зоне остановочного пункта. Лишь бы это правило выполнялось безукоризненно, а то ведь разные случаи бывают. И уж тут водители могут пенять только на себя.

— Таких остановок, когда людей высаживают на проезжую часть, в Минске осталось не так уж и много. Такая есть в районе Белинского, там постоянно что-то меняли, наносили экспериментальную разметку; еще две — в районе Политеха, между улицей Сурганова и площадью Якуба Коласа. И всякий раз водителям нужно быть внимательными, нужно останавливаться, потому что случались и очень серьезные ДТП — важно об этом помнить, — указывает инструктор.

Второй потенциально рискованный момент связан с выездом автомобиля на рельсы. А такая вероятность предусмотрена правилами.

Правила дорожного движения (п. 64):

При наличии трамвайных путей попутного направления, расположенных слева на одном уровне с проезжей частью дороги:

– поворот налево или разворот должен выполняться с этих путей, если дорожными знаками «Направления движения по полосам», «Направление движения по полосе» не предписан иной порядок движения;

– если выезд на трамвайные пути создаст препятствие для движения трамвая, других транспортных средств, водитель должен остаться на занимаемой полосе движения, не выезжая на трамвайные пути, в ожидании проезда указанных транспортных средств.

В случае создания препятствия для движения трамвая трамвайный путь по возможности должен быть освобожден. Водители транспортных средств, движущихся рядом в попутном направлении, должны предоставить возможность для этого.

— Типичная ситуация: например, я уступал трамваю, а другой водитель за трамваем выехал на рельсы. И мы на перекрестке стоим и боимся друг друга. Я не еду, потому что он на рельсах, а он боится ехать, потому что не знает, что я предприму. А сзади, может, уже другой трамвай подпирает, начинается паника. Что делать? Помогать друг другу. Если я выехал на рельсы и вижу, что человек впереди не успел этого сделать, я приторможу и дам ему проехать — незачем создавать напряженность, — отмечает ведущий рубрики.

Следующий ролик — для любителей разгоняться, объезжать всех по трамвайным путям. Можно ведь попасть в очень нелепую ситуацию, столкнувшись с другим автомобилем, который был готов уступать трамваю, но не был готов увидеть на путях вас. А зимой тормозной путь на рельсах может быть ой как долог — не рискуйте.


— В действительности очень часто проблема не в том, как организовано движение, а в самих водителях, которые умудряются выехать под трамвай. Что делать? Быть внимательным, контролировать ситуацию вокруг, обучаться этому (если нужно — дополнительно). Любые методы хороши. Поворачиваете туда, где есть трамвайные пути, — проговаривайте под нос: «Трамвай, трамвай». И смотрите по сторонам: он большой, его легко заметить, — подводит итог Юрий Краснов.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by