Наехал на брус с гвоздями посреди города — пробил шину. «Судиться теперь — себе дороже»?

 
13 161
01 февраля 2024 в 17:59
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим для Auto.Onliner
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим для Auto.Onliner
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Наш читатель Максим рассказал корреспонденту Onlíner, что недавно попал в неприятную ситуацию на проспекте Пушкина в Минске. На своем автомобиле он наехал на деревянный брус с гвоздями, который валялся посреди дороги, в полосе движения. Одно колесо оказалось пробито.

Брус с гвоздями

— На дороге лежал деревянный брус с торчащими гвоздями, думаю, упал с какого-нибудь грузовика. Переднее колесо чиркануло, а заднее переехало. В итоге у меня минус одна покрышка. Потом уже пересматривал на регистраторе: на видео заметен этот брус, а в реальной обстановке в движении я его слишком поздно опознал, он просто слился с грязным, мокрым асфальтом, — рассказал Максим.

Поначалу водитель даже не понял, что именно произошло.

— Я продолжил движение, но начал ощущать потерю курсовой стабилизации, машину будто что-то держало. Сразу подумал, что суппорт, может, немного заклинило от встряски. Остановился в заторе, вышел посмотреть, обнаружил пустое колесо. Надел световозвращающий жилет, аварийку, естественно, включил. Пошел искать, что же нанесло мне ущерб. Нашел этот брус, откинул в сторону, чтобы еще кто не наехал, — отметил собеседник.

Что делать дальше?

— Я позвонил в ГАИ, чтобы спросить: мало ли, это страховой случай. Оказалось, страховой, причем даже без каско. Но вопрос решается через суд с дорожниками. А это недешево, и я думаю, не факт, что все вообще будет в мою пользу. Плюс время, нервы. Поэтому я решил, что судиться — себе дороже. Просто поставил запаску. Шинка, выходит, за мой счет, — говорит читатель.

А если пойти до конца?

Вспомним формулировку из Правил дорожного движения:

  • пункт 2.18: «Дорожно-транспортное происшествие — происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица».

Транспортное средство находились в движении, и причинен вред имуществу. Значит, на проспекте Пушкина случилось именно ДТП.

Каждый инцидент рассматривается в индивидуальном порядке. Случалось, что массовые наезды на ямы на кольцевой приводили к серьезному разбору полетов на уровне исполкома, а водителям выплачивали компенсации. А бывало, что у ГАИ возникал вопрос к действиям автомобилиста: имел ли он возможность предотвратить наезд на препятствие? Если имел, значит, нарушил правила дорожного движения. На это указывают ПДД:

  • пункт 87.2: «При возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства»;
  • пункт 2.52: «Препятствие для дорожного движения — это объект, который находится на пути участника дорожного движения и вынуждает его снизить скорость движения, совершить объезд или остановиться».

Как действовать водителю, который все же намерен добиваться компенсации?

  • Вызовите ГАИ

Поскольку наезд на какой-либо объект (препятствие) с последующими повреждениями будет считаться ДТП, это должно оформляться с вызовом сотрудников ГАИ. Оформление происшествия в соответствии с требованиями закона в данном случае является важным условием для последующего предъявления претензий по возмещению причиненного транспортному средству ущерба.

— В соответствии с частью 8 статьи 10.13 ПИКоАП инспектор может составить протокол осмотра места происшествия, где будет зафиксирован участок дороги, на котором произошел наезд на препятствие, форма, размер проезжей части, характеристика дорожного покрытия, другие существенные моменты, а также характер механических повреждений транспортного средства, полученных в результате ДТП. При отсутствии протокола последствия ДТП могут быть зафиксированы (фото, видео) водителем самостоятельно с привлечением свидетелей, — поясняла юрист Татьяна Ревинская.

  • Проведите оценку повреждений

Затем следует обратиться в специализированную уполномоченную организацию, имеющую право осуществлять оценку поврежденных транспортных средств, для определения размера причиненного ущерба, а далее — предъявить письменную претензию (с указанием в ней обстоятельств причиненного ущерба, суммы ущерба и требования о возмещении ущерба) к обслуживающей дорогу организации.

Возможны два варианта: либо организация признает вину и выплатит компенсацию (на этом конфликт считается исчерпанным), либо не признает. Что делать тогда?

  • Обратитесь в суд

— При получении отказа следует обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением (статья 933 Гражданского кодекса). Однако если судом будет установлено, что повреждение автомобиля не связано с ненадлежащим обслуживанием и нет вины организации, причинившей вред, то в возмещении вреда может быть отказано (пункт 2 статьи 933 ГК), — отметила Татьяна Ревинская.

Кстати, сумму, потраченную на проведение оценки повреждений, имеет смысл добавить в исковое заявление.

Также следует обратить внимание, что нарушение ПДД не лишает права на возмещение вреда и обращение в суд.

Знакомы с ситуацией? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро