КРАСНОВ

Как буксировать автомобиль и как выбрать буксировочный трос? Учимся на чужих ошибках

16 907
01 марта 2024 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Как буксировать автомобиль и как выбрать буксировочный трос? Учимся на чужих ошибках

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Если вы когда-нибудь буксировали чью-то машину или если вас кто-то буксировал, вы наверняка знаете, что занятие это не такое простое, как может показаться. Мало просто натянуть трос, нужно доехать так, чтобы избежать всех проблем и неожиданностей, которые могут встретиться по пути. Сегодня ответим на вопросы наших читателей и рассмотрим реальные случаи, которые происходили во время буксировки авто. В сцепке работают двое инструкторов: Юрий Краснов и Виталий Жуковский.

Ты его тащишь, а он тебе едет в зад

Мы видим все вопросы и ситуации, которые вы присылаете для «Разбора с Красновым». Рано или поздно руки дойдут до каждого случая. Сегодня в рубрике — письма читателей о неудачной буксировке.

— Дело было зимой. Звонит мне товарищ, говорит, так и так, не заводится, помоги дернуть. Приезжаю, цепляю его машину — завелась, все хорошо. Пока отцеплял трос, подходит какой-то парнишка: «Ой, а можно и менять дернуть?» Ну ладно, цепляю его. А солнце яркое, прямо в лоб светит. Я еду, слышу, он завелся. Начинаю понемногу замедляться. Вдруг вижу, что он меня догоняет. Я резко по коробке, и тут: бам! Выхожу: у меня машина целая, а у него весь перед побит. И он грустный выходит: «Ну, спасибо...» — «Ну, пожалуйста...» Что ж ему ответить?

— Типичная проблема: солнце слепит, а машина, которую буксировали, холодная, водитель не смог очистить стекло. И пока он сориентировался, что к чему, было уже поздно, — отмечает Юрий Краснов.

— Ему бы, как только завелся, сразу сцепление выжать, потом газку добавить, чтобы двигатель схватился и снова не заглох. А он, видимо, на передаче завелся и сразу решил прогазоваться, — предположил Виталий Жуковский.

Чтобы проиллюстрировать ситуацию, а заодно освежить навыки, они быстро налаживают трос между своими машинами.

— Вот ситуация не очень хорошая: у меня крепление справа, и у него справа. Лучше, когда трос крепится по диагонали, но так не всегда получается. Если бы производители договорились и унифицировали систему (например, спереди крепление всегда справа, сзади — всегда слева), было бы проще, — размышляют оба. — Но если задний водитель умеет держать трос натянутым — это не проблема.

В том-то и вся хитрость — держать трос в натяжении, причем это должен делать задний водитель. Передний так или иначе где-то должен подтормаживать, менять скорость. Если трос ослабнет и будет лежать на земле, есть риск на него наехать. Передний дернет — трос порвется.

— А еще у той машины, которую буксируешь, должен быть заведен двигатель. Потому что у всех авто сейчас работа двигателя взаимосвязана с работой тормозной системы и усилителя руля. Если двигатель не работает — нужно вызывать эвакуатор, — подчеркнул Краснов, а потом добавил: — Хотя все понимают, что если где-нибудь в деревне случилась поломка и двигатель не работает, никто не будет искать тот эвакуатор — потянут как есть.

Как вписаться одному, чтобы вписался другой?

— Был недавно случай во дворе. Дорога скользкая, все заставлено машинами. Один автомобиль буксирует другой на гибкой сцепке. И вот они маневрируют, первая машина совершает поворот на 90 градусов. Вторая какое-то время пытается держаться колеи, но проехать точно так же не может, потому что вектор тяги тросом постепенно меняется. В итоге, несмотря на попытку торможения и противодействие рулем буксируемого автомобиля, буксировщик затягивает его в припаркованную на углу машину, происходит авария. И кто виноват?

Лично мое мнение: обоюдная ответственность водителя-буксировщика (не умеешь — не берись) и водителя буксируемого автомобиля (не уверен в навыках буксировщика — найди другой способ доставки неисправной машины).

Чтобы всем было понятно, читатель схематично изобразил ситуацию.

— Водитель, который буксирует, должен понимать, по какой траектории ему проехать, чтобы за ним вписался задний. А если судить по рисунку, он выбрал неудачную траекторию. Но не в каждой ситуации и не в каждом месте вы в принципе сможете проехать. Поэтому в сложных узких дворах и разъездах лучше отцепить заднюю машину и просто вытолкать ее на свободное пространство, а затем снова подцепить, — считает Юрий Краснов. — Отрулить в такой ситуации невозможно: машину тянут не вперед, а в бок. Но спрашивать будут именно с того, кого буксировали: он по всем правилам остается водителем транспортного средства.

— Буксировать нужно уметь. Тот же передний водитель должен суметь раскатить эту машину, разогнаться, нужную передачу включить, он должен хорошо понимать, по какой траектории ехать. Это как ехать на авто с длинным прицепом, только сложнее. Задача — не «зарезать» заднего. Тормозит пусть даже больше именно задний, он видит трос, старается, чтобы тот оставался в натяжении. И тут важно не зевать, работать нужно слаженно. Можно держать связь по гарнитуре или громкой связи в машине либо договориться о системе сигналов. Видишь, что тянут не туда, — тормози, сигналь. Передний поймет, остановится, — добавляет Виталий Жуковский.

О том, что надо тормозить, знал только первый

— Ехали мы как-то на двух бусах по трассе, один тянул другого. И вот первый водитель видит: стоит у дороги лось. Ну стоит и стоит, идти вроде не собирается — едем дальше. А лось в последний момент — прыг под колеса! Водитель по тормозам, а второй не успел — он же лося не видел. И вот кто виноват в ДТП?

— Здесь та же история. Да, задний ничего не видел, но все равно именно он управлял машиной, просто машина едет не сама, а ее тянут. И водитель несет ответственность. Поэтому так важно быть на связи, предупреждать друг друга и быть готовым реагировать в любой момент, — отмечает ведущий рубрики.

— А подстраховаться как-то можно от таких случаев?

— Это, конечно, сложно. Но можно попытаться не ехать ровно за машиной как по колее, а в рамках полосы чуть сместиться: один правее, другой левее, тогда у заднего будет хоть какой-то обзор. Не факт, что это убережет в ситуации с лосем, когда тот внезапно выбегает с обочины. Поэтому еще важнее не терять концентрацию и не ехать слишком быстро.

Думал, машина застряла поперек дороги. А там трос

— Ехал я как-то по дороге, три ряда в одну сторону, я в среднем, есть разделительная полоса. Вдруг вижу, как из двора выезжает автомобиль и останавливается поперек моей полосы. Ну я без задней мысли ухожу вправо, думаю, сейчас объеду — мало ли, заглох человек. И тут передо мной трос! Оказывается, первый выехал, хотел в левую полосу сразу — может, поворачивать собирался, — а та машина, которую он тянул, остановилась на выезде из двора. В темноте разглядеть этот трос было нереально.

Трос я тогда, конечно, порвал им. И это хорошо, что он не был металлическим, иначе кто его знает, как бы все обернулось для всех троих и для окружающих.

— Рекомендации тем, кто так выезжает, буксируя автомобиль: видишь другую машину — стой и жди. Нужно думать за двоих — за себя и за того, кого буксируешь, — успеете вы оба проехать или нет. И такие люди, кто умеет так мыслить, есть, их сразу видно на дороге, они все делают по уму. А есть те, кто вроде и буксирует, но уже сам забыл об этом. А потом как в том анекдоте: увидел на хвосте ГАИ и стал отрываться, — отмечает Юрий Краснов.

А еще такому взаимодействию можно и нужно учиться. Никогда не знаешь, что ждет на дороге и когда этот навык может пригодиться.

— Я не просто взял и стал вдруг буксировать. Я наблюдал, учился. Я видел, как это делает мой отец, как его буксируют, задавал вопросы, папа рассказывал, давал советы. Должно быть понимание. Начиная даже с того, можно ли на твоей машине вообще кого-то буксировать. Я знаю, к примеру, что на автомобилях с вариатором этого делать нельзя: коробка будет страдать. Плюс каждый водитель должен даже ради интереса узнать: его машину можно буксировать или нет? — обратил внимание инструктор.

Пешеходы не видят трос. А как его увидишь?

— Ситуация: две машины, одна тянет другую. Проезжают пешеходный переход, а впереди заторчик. Одна машина успела проскочить за «зебру» и остановилась, а другая — нет, стоит до перехода.

Люди начинают переходить дорогу. А сумерки, плюс под ноги никто не смотрит. Вот кто-то о тот трос и споткнулся.

— Да, видали такое. То пешеход о трос споткнется, то велосипедист въедет. Особенно в сумерках эти тросы бывают не видны. На мой взгляд, все эти приспособления уже должны быть светоотражающими: все заранее видно, многих опасных ситуаций благодаря этому можно было бы избежать, — считает Виталий Жуковский.

— Интересно и поведение некоторых пешеходов. Нашим людям если бибикать, то они это воспринимают как-то по-своему. Я знаю такую ситуацию: водитель грузовика спускался по улице Социалистической, там горка. У него отказали тормоза. Ему горит красный свет, впереди Партизанский проспект, по пешеходному переходу идут пешеходы. Он им сигналит. Что делают пешеходы? Останавливаются! Типа: «Че ты нам сигналишь? Не видишь, нам зеленый горит!» Наверное, нужно напомнить людям: если вам сигналят, то дело может быть не в том, что водитель какой-то наглый. Возможно, у него что-то случилось, — указывает Юрий Краснов.

Как выбрать правильный трос?

В Правилах дорожного движения есть глава 25, где указаны все основополагающие моменты, которыми необходимо руководствоваться при буксировке транспортных средств.

В частности, одно из условий гласит (п. 191): при буксировке с помощью гибкой сцепки расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами должно быть в пределах 4—6 метров. Соответственно, такой и должна быть длина буксировочного троса. Возьмешь слишком длинный трос — трудно будет вписаться в некоторые повороты, а со слишком коротким и дистанция будет совсем небольшой — попробуй среагируй на изменяющуюся дорожную обстановку.

— Меня всегда интересовал еще вот какой момент. В том же пункте 191 сказано: для обозначения гибких связующих звеньев применяются предупредительные устройства — «флажки или щитки размером 200×200 мм с нанесенными на них по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью. На гибком связующем звене должно быть установлено не менее двух указанных предупредительных устройств». Где их брать? Кто-нибудь видел такие в магазинах? Я что, должен сам их сделать? Хорошо, я могу такое нарисовать, но нужны же светоотражающие! И как мне быть? Почему это есть только в ПДД, а в реальной жизни это требование выполнить не реально? — задаются вопросами Краснов с Жуковским, а вместе с ними и все мы.

Да и в принципе выбрать подходящий буксировочный трос — не такое простое дело.

— Для буксировки годится не всякий трос. В ходу сейчас два варианта: ленточные и канатные. Ленточные — самый популярный тип, — объясняет Андрей, специалист магазина Storex.by. — При выборе троса нужно смотреть на расчетную допустимую массу. Она должна минимум раза в три превышать массу машины, и это не преувеличение. Если масса машины 2 тонны, то расчетная допустимая масса троса должна быть минимум 6 тонн.

Впрочем, цифры не дают никакой гарантии, нужно в целом осмотреть трос критическим взглядом. Бывает, производить указал 7 тонн, а выглядит продукт хлипковато, прострочка кривая, сам какой-то узкий. А рядом будет похожий на 5,5 тонны, но явно массивнее, добротнее.

— Нужно также смотреть на крюк, на заглушку. Если что-то пойдет не так, потом этим же крюком можно повредить фары, переднюю часть авто — такие случаи тоже были. Поэтому все должно быть надежным, — предупреждает специалист.

разрывная нагрузка 3.5 т, длина троса 4 м, максимальная тяговая нагрузка 4 кг
полипропилен, разрывная нагрузка 5 т, длина троса 5 м, ширина троса 45 мм, максимальная тяговая нагрузка 5 кг
капрон, разрывная нагрузка 10 т, длина троса 5 м, максимальная тяговая нагрузка 5 кг

Бывают также усиленные модели — до 10 тонн. Стоят дороже, но в теории такие тросы должны выдерживать большие нагрузки. Нужен ли вам такой — вопрос. Для обычных моделей, как правило, хватает вариантов с заявленными характеристиками до 6—7 тонн. Все, что выше, уже избыточно.

Большинство ленточных тросов — оранжевые или красные. Это как раз для лучшей видимости. На хороших моделях всегда есть резиновая бирка, где указаны тоннаж, длина, материал — чтобы в любую погоду и в любое время можно было перепроверить, подойдет ли такой трос для решения текущей задачи.

Не самый распространенный, но все же представленный на рынке вариант — канатные тросы. Выполнены они из полипропилена, однако, по мнению специалистов, не могут похвастаться такой же надежностью, как ленточные модели.

— Канатный трос — это пластиковые нити, скрученные в канат. На конце вяжут узел сомнительной прочности, он скрыт гофром. Я знаю случаи, когда от нагрузки эти узлы просто развязывались, даже не рвались. Если отодвинете гофр, то увидите, что там. Иногда производитель просто сматывает концы скотчем. Нужно быть большим оптимистом, чтобы считать, что это будет держаться прочно, — указывает Андрей.

полипропилен, разрывная нагрузка 3.5 т, длина троса 4 м, максимальная тяговая нагрузка 4 кг
полипропилен, длина троса 4 м, максимальная тяговая нагрузка 4 кг

 — Ну и нагрузка, которую такой трос реально может выдержать (вне зависимости от того, что указано на этикетке), — 800—900 кг. Для «Запорожца» хватит, по идее.

— У тросов есть слабое место? Где они рвутся чаще всего?

— Рвутся обычно в районе мест креплений. Либо разрывается прострочка. Еще она может перетираться где-то посередине, там, где при провисании трос касается асфальта.

— А флажки к тросам не продаются отдельно?

— Я такого не встречал. Некоторые тросы изначально имеют флажки в комплекте, но, по сути, это просто куски полиэтилена с двумя разрезами, чтобы крепить на трос. Это одноразовая история, они быстро рвутся. Поэтому водители часто выходят из ситуации как могут: привязывают красные тряпки на трос, например.

— А есть ли еще какие-нибудь варианты?

— Есть металлические тросы, знакомые многим еще с советских времен: крепкие, но тяжелые. Их компактно не сложишь, они занимают много места. И есть динамические тросы, но они нужны не для буксировки, а для вытягивания автомобиля из сложных условий: из грязи, песка, глубокого снега. Обычный трос просто порвется, а динамический изготовлен из эластичного материала: он длинный и широкий. Принцип действия такой: трос сначала растягивается, а затем, как резинка, стремится сжаться до нормального состояния и этим рывком как бы передает буксируемому автомобилю дополнительный импульс, вытягивает его. Рыбаки, охотники, любители бездорожья всегда в машине имеют такие.

сталь, длина троса 250 м, максимальная тяговая нагрузка 250 кг

Благодарим магазин Storex.by за помощь в подготовке материала.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by