Рынок продолжает меняться, нащупывая новые ориентиры, и это происходит практически во всех сегментах, включая велосипеды. Некоторые становятся дороже, знакомые бренды исчезают или отходят на второй план, появляются новые заманчивые предложения, в которых еще поди сориентируйся. Но наступает новый сезон, и для тех, кто хочет наконец обзавестись велосипедом или заменить старый, встает вопрос: а что же взять? Наш гайд в помощь. Выбираем универсальный велосипед на каждый день: недорогой, удобный и надежный, для города, для деревни, для асфальта и проселочных дорог.
Общее количество в Каталоге (в наличии): около 300.
Ценовой диапазон: от 350 до 2800 рублей.
Популярные марки: AIST, Stels, Format, Forward.
Отношение к классическому велосипеду постепенно меняется. Когда-то был только такой вид, затем, во времена нашей юности, у горожан он ассоциировался с чем-то немодным, даже отсталым. Хотелось что-то помоднее, с серьезной резиной и большим количеством скоростей. Сейчас с этим подуспокоились. У классического велосипеда, который почему-то стало принято называть городским, есть целый ряд важных качеств, которые зачастую куда важнее впечатляющего набора звездочек.
Самая важная особенность такого велосипеда — посадка. Она при подходящей раме практически прямая, то есть не приходится слишком уж гнуть спину, наклоняясь к рулю в по сути спортивное положение. И для многих именно прямая посадка — единственно комфортная. Нет таких требований к поясничному отделу, меньше напрягается шея, разгружены плечи и руки. Если вам так удобно, а по-другому — нет, то и не надо мучиться, изображая из себя спортсмена.
Второй момент: городской велосипед остается очень простой моделью. Велосипедные революции, наступление технологий, модные тренды — все эти затратные волнения чаще всего обходят классику стороной. Как следствие, такой велосипед по-прежнему весьма ремонтопригоден и несложен в обслуживании, а еще он относительно бюджетный. Прямо сейчас в нашем Каталоге доступно около трехсот моделей классического городского велосипеда, и цены начинаются от 350 рублей. Самый дорогой вариант — 2800 рублей, но для полноценного MTB-сегмента, поверьте, это все еще бюджетный эквивалент.
Есть, конечно, и свои моментики: по классике городской велик — односкоростной. Это не всегда комфортно, если хочется поберечь колени и иметь какой-то выбор на разном рельефе. Проблема решаемая, хватает вариантов как с планетарными втулками, так и с внешними переключателями скоростей. Причем наш опыт подсказывает, что гнаться за числом — бесполезное занятие, которое к тому же оказывается весьма затратным. «Планетарка» на три скорости дает необходимый диапазон в абсолютном большинстве ситуаций, так стоит ли мудрить и переплачивать?
Кроме этого, такие велосипеды никогда не отличались низким весом. При движении это не становится определяющим фактором: велик не спортивный, и от него особой резвости не ждешь. Но возникают утилитарные проблемы: велосипед нужно занести в лифт или на какой-то этаж по лестнице, что не всегда удобно. Чтобы несколько облегчить себе жизнь, можно поискать вариант с алюминиевой рамой и оборудованием полегче: стоить будет подороже, зато сможет конкурировать в весовой категории с теми же горниками.
Вопреки стереотипам, городской велосипед вполне накатистый, он хорошо чувствует себя на пологой дороге с твердым покрытием без явных дефектов и неровностей. Бордюры он не любит, благо их в городах уже в основном занизили где нужно. Проселочная дорога через лесок, городской парк или дачный поселок также не станут проблемой.
А еще у таких моделей есть свой стиль: не обязательно каждый день проводить в спортивном костюме, можно отправиться по делам или просто съездить на прогулку, оставаясь вполне себе casual, что на многих других велосипедах выглядело бы странновато.
Общее количество в Каталоге (в наличии): более 100.
Ценовой диапазон: от 312 до 1800 рублей.
Популярные марки: AIST, Shulz, Stels, Forward.
Еще что-то подзабытое старое, но вполне подходящее на роль модного нового: «раскладушки». Велосипеды в хорошем смысле веселые и иногда очень компактные, что в условиях городской квартиры может быть определяющим качеством. Сложенная «раскладушка» элементарно помещается в багажник даже небольшого автомобиля. Зачастую вес также вполне приемлемый — куда меньший, чем у массовых горников на наших дорогах.
Да, раскладной велик, в особенности на маленьких колесах, не любит городские бордюры и заметные неровности дороги. Зато он совершенно бесподобен в маневрировании. Накат компенсируется резкостью: кажется, что стартуешь на нем быстрее, чем на любом другом велосипеде. Да, выход на крейсерскую скорость не будет таким же устойчивым, как на большом дорожном велике, но в городском цикле «старт — стоп» от светофора к светофору это не столь принципиальный момент.
Есть варианты с большими колесами, если такие необходимы. Также можно подобрать «раскладушку» со скоростями, и наш опыт снова подсказывает, что «планетарки» на три передачи хватает вполне.
В общем, если такой стиль вам подходит, присмотритесь: раскладные велосипеды могут быть симпатичными, людям они нравятся, люди на них смотрят.
Общее количество в Каталоге (в наличии): порядка 1000.
Ценовой диапазон: от 450 до 8600 рублей.
Популярные марки: AIST, Stels, Cube, Forward.
MTB-велосипед, то есть горник, это изначально спортивная модель. Предназначена она для скоростного прохождения сложных технических участков с непростым покрытием и рельефом. Горный велосипед — это чаще всего не про горы, а про бездорожье. Такие модели сложны технически и стоят очень немало.
Горник в городском понимании — это относительно недорогой велосипед с признаками дорогого. Амортизатор, а то и два, зубастая грязевая резина, много звезд и спереди, и сзади, агрессивная спортивная посадка. Популярность влияет на серийность выпуска, серийность — на доступность на рынке. Прайс на популярные модели недорогих горников действительно может удивить, особенно если есть представление о том, сколько стоит продвинутый эквивалент.
Но горный велосипед для города — это всегда набор компромиссов, причем если бюджет ограничен, то в кучу собираются скорее отрицательные моменты, а не положительные. Так, к примеру, обузой становятся любые передаточные соотношения, которыми вы никогда (или почти никогда) не пользуетесь. Гнаться за парой-тройкой десятков скоростей, чтобы потом использовать 2—3, а то и вовсе бояться щелкать переключателем, — это пустая трата денег.
Выбрать грязевую резину, а кататься по велодорожке и только в хорошую погоду — такая же история.
Мы бережем локтевые суставы и хотим, чтобы амортизационная вилка отрабатывала бордюры. Но не думаем о спине и готовы тягать лишние пару килограммов через подъезд. Плюс спортивная посадка с неудобным для многих наклоном спины и загрузкой рук, как будто эта жертва сама по себе делает из человека спортсмена.
Одним словом, выбор горного велосипеда в качестве универсального городского остается хоть и популярным, но весьма спорным моментом. Если бюджет позволяет, то есть немало куда более интересных и, главное, подходящих вариантов. Если же средств на покупку не так много, то тем более не ясно, зачем переплачивать за то, что не будет востребовано.
Общее количество в Каталоге (в наличии): около 50.
Ценовой диапазон: от 875 до 3175 рублей.
Популярные марки: AIST, Kross, Silverback.
Гибридный велосипед — это по сути адаптированная как раз под город версия MTB. Посадка зачастую схожая, колеса дорожного диаметра (28 дюймов), покрышки полусликовые, то есть хорошо подходящие для городских поверхностей.
На рынке в настоящий момент остается не так много таких вариантов, но это скорее особенность нашего рынка. У крупных мировых производителей вариации гибридных велосипедов никуда не исчезли, наоборот, линейки растут. Часто гибрид называют велосипедом для фитнеса, и это оправданно: если нужно просто доехать до ближайшей кофейни, правильнее взять недорогой городской велик, но если во всю эту историю заложен здоровый образ жизни, кардио, физические нагрузки (пусть весьма умеренные, но регулярные) — фитнес-байк может быть наиболее удачным вариантом.
На велодорожке он куда резвее и приятнее того самого горника на злой грязевой резине, которая жалобно звенит на ровном асфальте. Можно найти как варианты с амортизацией, так и без нее — выбирайте, что для вас в приоритете: вес велосипеда или относительный комфорт на неровностях.
Производители стали компоновать дисковыми тормозами и гибриды — это общий тренд, никуда от него не деться. Нельзя сказать, что ободные чем-то в реальности не устраивали: тормозили они хорошо, были просты и дешевы в обслуживании. Диски, особенно гидравлика, — это система более сложная и совершенная, со всеми вытекающими последствиями. Не до конца ясно, кто больше выигрывает от наступления прогресса — потребитель или производитель, но в любом случае разочарованы вы не будете.
Что нужно признать, так это то, что гибридные велосипеды обычно не бывают дешевыми. Но это скорее к вопросу про качество недорогих горников. Хочется спорта — сегодня это потребует бóльших затрат.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by