КРАСНОВ

Был не прав и стал «учить». На этой развязке в центре Минска принципиальные не разъедутся

22 марта 2024 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Был не прав и стал «учить». На этой развязке в центре Минска принципиальные не разъедутся

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Сложный участок дороги в самом центре большого города, светофоры, разметка. Траектории двух автомобилей пересеклись, каждый из водителей считает, что он прав. Здесь главное не усугублять, не доводить ситуацию до абсурда. А то ведь если окажется, что сам ошибся — будет потом неловко. Вместе с Юрием Красновым, инструктором и преподавателем по вождению, разбираем конфликт на Немиге.

Видео

Видео нам предоставил читатель Денис — это в его автомобиле работал регистратор. Улица Немига, впереди улица Богдановича, вверху на путепроводе соприкасаются проспект Победителей и улица Ленина. Центр города.

Денис ехал по улице Немиге. За путепроводом ему нужно было развернуться, чтобы затем свернуть направо, на развязку, и поехать в направлении улицы Ленина. Другой участник, водитель BMW, съезжал с проспекта на улицу Немигу, поворачивал под путепровод направо и собирался продолжать движение по прямой. Но почти под путепроводом их траектории пересеклись.

— Я здесь езжу очень часто, но в основном по прямой. А в тот момент мне понадобилось развернуться и затем сразу повернуть, — объясняет автор видео. — У меня основной зеленый с дополнительной секцией, а оттуда выезжает BMW. Он мне посигналил, и я прижал тормоза, потому что не понимал, с какой стороны он будет меня опережать: то ли справа будет щемиться, то ли слева поедет. Он поехал слева и еще решил меня «поучить».

В чем сложность: после разворота, находясь под путепроводом, Денис должен был на коротком участке перестроиться в крайнюю правую полосу, чтобы свернуть в направлении проспекта. А тут BMW, водитель которого, напротив, хотел ехать левее.

— В этом месте водители, которые поворачивают направо (так, как BMW), в большинстве случаев поедут затем по прямой. Значит, они будут пытаться попасть как минимум во вторую полосу. А если постоять и посмотреть, то многие сразу выруливают и в третью полосу, и в четвертую, — указывает Краснов. — У тех, кто разворачивается на Немиге и потом тоже едет прямо, особых проблем не возникнет. Сложно именно развернуться и уйти затем в правый ряд.

Островок, который не замечают

— У меня вопрос к Денису: вы же через островок разворачивались? инструктор еще раз пересматривает видео.

— Да, я поехал четко за Prius, который был передо мной.

— Ну вот, а надо было чуть дальше проехать. Пока бы вы разворачивались, этот BMW уехал бы и конфликта бы не случилось.

— Все верно. Но был этот Prius. Если бы он разворачивался по-другому...

— В таких случаях говорят: а если бы Prius пошел вешаться — ты бы тоже?..

— Я к тому, что если бы Prius разворачивался по правилам, то конфликт бы все равно был, только между ним и BMW, — считает наш собеседник.

Островок, о котором идет речь, вообще объект довольно интересный. Ведь вначале водитель проезжает бетонную конструкцию моста, она хорошо видна. Затем бетон заканчивается, и многим хочется начинать маневр, а тут разметка.

— Я уже долго наблюдаю за этим участком: все едут через этот островок, — говорит ведущий рубрики. — То ли габариты своих машин люди не понимают, то ли хотят быстрее развернуться. Островок здесь как бы и не нужен на первый взгляд. Возможно, его оформили с учетом сплошной линии, чтобы водители разворачивались чуть дальше и конфликтов не происходило. Не исключаю, что рано или поздно на островке установят столбики, чтобы предотвратить такие проезды.

Разметка. «Не нарушить здесь невозможно»

Под путепроводом между полосами нанесены сплошные линии разметки. Выходит, если строго следовать букве закона, то нужно доехать до конца размеченного островка и на коротком участке до сплошной линии суметь занять крайний правый ряд. Если же срезать островок и двигаться намеченным маршрутом, то и сплошную линию придется пересекать.

— Вариантов не нарушить сплошную разметку нет: в любом случае либо ее нарушаешь, либо разворачиваешься по большому кругу, — считает Денис.

— Некоторые водители со стажем об этом вообще не станут задумываться, им на эту разметку — ну вы поняли. А тот, кто недавно за рулем, подумает: «О, сплошная, мне же нужно не нарушить». Здесь сплошная по стандарту, а по хорошему прерывистую бы нужно. Вот как с экспериментальными светофорами, которые не всем понятны, так и здесь просится нестандартное решение, — отмечает Краснов.

Кто и в какую полосу должен был попадать

Кое-кто, видя такие случаи, начинает ломать копья: а в какие же полосы обязаны были попасть водители?

— Я знаю, что многим еще в автошколах в уши ввели, что если ты едешь по крайней правой, то другой водитель, дескать, туда не должен разворачиваться, — говорит преподаватель.

— Мне писали в комментариях, мол, ты должен был развернуться в крайнюю левую, — подтверждает Денис.

— Очень интересно. Но, во-первых, как это сделать? У людей вообще есть понимание радиуса разворота автомобиля? Тут никак в левую не попадешь. Ладно бы еще разделительная была широкая... — вздыхает Краснов. — А во-вторых, где вообще сказано, что разворот нужно выполнять по минимальной траектории? Водитель разворачивается так, как ему надо. И если другой должен ему уступать — пусть уступит.

Светофоры. Кто должен был уступать?

В разборе любой дорожной ситуации важны в первую очередь нюансы, поэтому мы и уделяем им столько времени. Если же ставить вопрос ребром — кто должен был уступать в ситуации на видео, — то ответ будет простым и однозначным. Достаточно посмотреть на работу светофоров.

— Автор видео выполнял разворот на основной зеленый сигнал вместе с работающей дополнительной секцией. У него было преимущество, так как водителю BMW в тот момент горел основной красный сигнал с работающей дополнительной секцией для поворота направо — это легко проверить, — говорит ведущий рубрики.

Пункт 104 ПДД, о котором некоторые забывают: «При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с зеленым сигналом светофора, водитель имеет преимущество перед транспортными средствами, движущимися с других направлений». Другими словами, водителю BMW следовало пропустить разворачивающийся автомобиль.

— Стандартная ситуация: водители, которые поворачивают на стрелку при основном красном сигнале, не помнят, что должны уступать, поэтому начинают себе что-то додумывать, будто кто-то не должен в их полосу разворачиваться. А то, что человеку, возможно, потом нужно направо повернуть, их это уже не интересует. Люди так устроены: они думают только о себе. Вот мне надо — это надо. А если кому-то другому надо — пусть он это сделает как-то так, чтобы мне не помешать. И на этом фоне происходят конфликты, — объясняет инструктор.

— Правило какое? Горит стрелка с красным — снижай скорость и, когда едешь по изгибу, смотри внимательно, откуда на тебя могут машины выехать.

Краснов вспоминает пример из собственной практики:

— Моя курсантка за рулем, едет на зеленый, таксист перед ней вылетает на красный со стрелкой. Она испугалась, остановилась. Он подходит выяснять отношения. «Я же на зеленый еду», — говорит ему курсантка. «И я на зеленый», — отвечает таксист. То есть человек даже не понимает того, что не прав. И таких случаев много.

Есть еще такой то ли анекдот, то ли реальная история. Стоит машина ГАИ на светофоре, ее справа объезжает девушка, на чистый красный поворачивает направо. Инспектор догоняет: «Девушка, вы на красный свет проехали». — «А мне сказали, что на стрелку с красным можно поворачивать». — «А где вы стрелку увидели?» — удивляется инспектор. Девушка включает указатель поворота и показывает на панель: «Так вот же она, моргает».

Сам не прав, еще и «учит»

И в свете этого совсем уж лишним выглядит поступок водителя BMW, который зачем-то подрезал автора видео, предположительно пытаясь его проучить.

— Загорелся красный, мы стояли рядом и успели побеседовать с ним, — рассказывает Денис. — Он мне заявил: «Куда ты лезешь?» Я попытался объяснить: «У тебя красный со стрелкой, ты должен пропустить». Он в ответ: «Так у тебя тоже стрелка». — «Ну так у меня ж с зеленым! У меня, выходит, преимущество». — «Ну ладно, тогда езжай».

— Вот это показательный момент. У нас люди не могут просто извиниться, как-то сгладить ситуацию. Человек повел себя резко, а когда ему говорят, что он не прав, ему сложно просто сказать: «Ой, извините, я ошибся», — качает головой ведущий рубрики.

Типичный Краснов

Несколько раз мы с Красновым пытались проехать по маршруту Дениса, чтобы повторить ситуацию, в которую он попал. Не получилось.

— Вот я еду, разворачиваюсь, там машины поворачивают. Да, они должны мне уступать, и что теперь? Я вижу ситуацию, дал одному проехать, другой меня пропустил — и никаких проблем. Просто нужно в любой ситуации сохранять спокойствие. Нужно знать ПДД, понимать, когда у тебя есть преимущество, а когда тебе должны уступить. Но необязательно держаться за свое преимущество зубами. Водители сами создают себе конфликты на ровном месте. Ну ошибся кто-то — не усугубляй. Понять и простить — и всем будет проще, — отмечает преподаватель.

— Вам всегда удавалось понять и простить?

— О нет. Могу честно признаться, что раньше я тоже пытался принципиально ехать первым. Если стрелка с зеленым — я уже заранее готовился сигналить, показывать, что у меня преимущество, пугать водителей и самому ехать впереди. Потом как-то прошло. Знаешь, что совсем недавно на меня сильно повлияло? Во-первых, Витебск, где я увидел, что водители, у которых преимущество, останавливаются и дают проехать тем, кто поворачивает направо. Потом кто-то из тех, кто поворачивает направо, останавливается и дает уехать тому, у кого преимущество, — в общем, молодцы. Еще я видел материал про Индию, и там так описано: «нагло», «посигналил». А для них это норма, повседневность.

И мне захотелось по-другому, теперь я просто тихонечко еду. Кто мне уступил — тот уступил, кто не уступил — ну хорошо, значит, я пропущу, не велика беда. Можно просто по очереди разъехаться в такой ситуации, а у нас люди сразу начинают разборки: «А ты правила читал?» — «Не читал! А ты читал?» И щемятся во что бы то ни стало.

Все усугубляется организацией дорожного движения, которую иногда по-другому и не сделаешь. И эти факторы приводят к дорожным конфликтам: специфика самого места, неверная трактовка ПДД, позиция тех водителей, которые не хотят помогать, а считают, что им должны дать воспользоваться преимуществом. Причем у нас так может считать и тот, кто едет на стрелку с красным. В конечном счете многое сводится к уровню подготовки самих водителей. Если бы мы все были такими хорошими, нам бы и светофоры были не нужны: мы бы просто по очереди проезжали. Как в Индии.

Автомобили JAC со скидкой до 7000 BYN


JAC Motors — производитель автомобилей с 60-летним стажем. С 2020 года 50% акций компании JAC принадлежит Volkswagen — идеальный баланс опыта и инноваций. 

В линейке легковых автомобилей JAC:

• лифтбэк J7 от 62 900 BYN;

• компактный кроссовер JS4 от 63 900 BYN;

• премиум-кроссовер JS6 от 82 500 BYN;

• мощные пикапы Т6 и T8 Pro от 109 000 BYN.

Все модели доступны для покупки в салонах JAC в каждом областном городе Беларуси. Официальная гарантия — 5 лет или 150 000 км пробега. Все цены и комплектации на сайте jacauto.by.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by