В Беларуси в 2023 году на 27% увеличились объемы потребления энергии электротранспортом. По словам министра энергетики Виктора Каранкевича, положительная динамика сохраняется и в этом году.
Сеть электрозарядных станций в Беларуси насчитывает более 1000 единиц и локаций. А в Жодино и Шклове планируется весь публичный транспорт сделать электрическим.
— Беларусь также заинтересована в создании собственной базы комплектующих для электротранспорта. По отдельным проектам работаем с российскими коллегами, в том числе по ионно-литиевым батареям, — подчеркнул министр.
Белорусская АЭС стала первой зарубежной площадкой, где госкорпорация «Росатом» построила водо-водяные реакторы ВВЭР-1200 поколения 3+. С начала ее работы объемы выбросов парниковых газов в атмосферу удалось сократить более чем на 12 млн тонн. Станция выработала 27 млрд кВт·ч, что позволило заместить 7 млрд кубометров природного газа.
— Взаимодействие с госкорпорацией «Росатом» не останавливается. Оно будет поэтапно расширяться. И это не только техническая поддержка, эксплуатация станции и обращение с радиоактивными отходами, но и другие направления, такие как аддитивные и цифровые технологии, системы накопления энергии, — отметил глава ведомства.
Дополнено
Кроме того, в Беларуси создадут Центр аддитивных технологий общего доступа. На производственной площадке с 3D-принтерами будут печатать дефицитные детали, запчасти и элементы для электромобилей, самолетов и атомных электростанций. Такую информацию озвучил на форуме «АТОМЭКСПО—2024» гендиректор компании-интегратора по аддитивным технологиям ГК «Росатом» Илья Кавелашвили.
Центр разместится на территории одного из промышленных предприятий страны. При этом юрлицо будет совместное — белорусско-российское. Решение о выборе белорусского партнера и локации примут до конца года. Объем инвестиций — около 5,4 млн долларов.
— В этом центре будет установлено российское и белорусское оборудование и будут печатать изделия для белорусских предприятий. Мы поможем внедрить эти технологии в Беларуси, — отметил Илья Кавелашвили. — Более 50 компаний в стране уже были бы не против использовать такую продукцию.
С помощью 3D-принтеров смогут выпускать изделия для электромобилей и самолетов, включая элементы салона. Печатать будут из разных материалов — от металла до полимеров. Оборудование может работать с металлическими порошками, проволокой или пластиком. Еще одно направление — оборудование для Белорусской АЭС. Некоторые детали для этого уже получают по технологии трехмерной печати. Также трехмерная печать может помочь с выпуском двигателей, электроники и беспилотников.
Центр оснастят оборудованием «Росатома». Госкорпорацией разработаны 3D-принтеры, которые печатают по технологиям SLM (селективное лазерное сплавление), DMD (прямое лазерное выращивание), EBAM (электронно-лучевая наплавка) и FDM (метод послойного наплавления пластиковой нити). Из нового — установка по печати металлами с технологией SLM (RusMelt 310M), которая уже получила разрешение в России. Она может производить детали для тяжелого машиностроения, автомобилестроения, авиакосмической и атомной отрасли. В Беларуси оно может быть полезно для автопрома, энергетики и сельского хозяйства.
Кроме того, по союзной программе создадут 3D-принтер для стоматологии. Все для того, чтобы быстро печатать необходимые врачам инструменты, детали и импланты. Среди них — даже зубные протезы. 3D-принтер планируют разместить в Минске, что объясняют знаком пиетета и экономическими факторами: себестоимость изделий будет ниже.
Из других направлений — НИОКР и подготовка кадров совместно с ведущими вузами. Образовательным партнером готов выступить БНТУ.
В Сочи с 26 по 27 марта проходит международный форум «АТОМЭКСПО—2024». Он собрал 75 стран и около 4500 участников, в том числе министров, топ-менеджеров компаний, глав общественных организаций и ведущих экспертов. Вместе с выставкой проходит конгресс с пленарной сессией, панельными дискуссиями и круглыми столами. Основной тематикой стала чистая энергия. Эксперты обсуждают синергию возобновляемой и атомной энергетики, экоинновации, электротранспорт и замкнутый топливный цикл.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро