Принципиальность бывает излишней, по крайней мере принципиальность на дороге. Даже скорее упертость. Желание во что бы то ни стало воспользоваться преимуществом, предусмотренном в ПДД, вопреки здравому смыслу и принципам взаимопомощи, о которых так часто говорит Юрий Краснов, преподаватель и инструктор по вождению. Не дать кому-то выехать, потому что ты на главной, не пропустить, чтобы оказаться чуточку впереди, — все мы видим это на дорогах каждый день. А сами так поступаем?
Первая типичная ситуация, в которой оказывался, наверное, любой. Выезд со второстепенной дороги, нерегулируемый перекресток. Если по главной идет интенсивное движение, выехать крайне трудно. Заметно усугубляют ситуацию пешеходный переход, искусственная неровность, светофор чуть в стороне от перекрестка: водители на главной упорно едут — они же на главной, — впускать никого не хотят, потом тормозят у стоп-линии, перегораживая выезд, а бедолага на второстепенной смотрит на это все, будто ждет у моря погоды.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
— Я сам регулярно ощущаю все прелести такого выезда на себе, когда привожу ребенка в школу. Причем повернуть со второстепенной направо еще кое-как можно, если попроситься, а вот уехать налево — совсем беда. Даже если кто-то даст выехать, то по встречной обязательно будет лететь автомобиль. Наши люди не приучены уступать. Если они знают, что по ПДД у них преимущество, — все, для многих дело принципа им воспользоваться, — отмечает Краснов.
— Хотя есть негласное правило: если поперек дороги стоит машина, нужно дать ей уехать, не нужно мчаться на нее. Даже если эта машина выезжает со второстепенной дороги.
В некоторых странах, например, водители уже привыкли к тому, что даже на главной дороге, если видно, что со второстепенной люди не могут выехать, все начинают ехать не по знакам приоритета, а по очереди. Не нужно думать только о своем преимуществе: если мы человеку не поможем выехать — он не выедет. И каждый может оказаться в такой ситуации. Что мешает остановиться и пропустить? Дайте людям проехать!
Второе место для ристалищ особо принципиальных и упертых — круговые перекрестки.
— Вот где по максимуму проявляются все темные и агрессивные черты характера. Человек, который не хочет помочь, создает гораздо больше проблем, чем тот, кто, может быть, не разобрался в том, как правильно ехать. В том числе на площади Бангалор это заметно. Один ошибся, но если дать ему уехать — ничего не случится. Но обязательно найдется тот, кто специально подставится, а потом будет сигналить, орать, что он прав, что у него преимущество. А сколько аварий происходит из-за этого! — говорит ведущий рубрики.
— Таков менталитет некоторых водителей — создать проблему на ровном месте. Ну для чего? Пусть он едет, не лезь ты под него! Нет, будут провоцировать, сигналить, записывать на видео и громко топать ногами.
Два примера.
— Вам не кажется, что водитель специально так летел по кругу, чтобы перед ним никто не успел выехать? — спрашивает Краснов.
Другая ситуация.
— Человек перепутал, куда ехать, а я не влезал к нему сбоку, ждал, пока он разберется. Мне не сложно, и ему проще, — отметил автор видео.
Как у вас с определением своего местоположения на дороге: изгибы, повороты — все нормально?
— Я часто замечаю, что многие водители при проезде изгиба режут внутреннюю часть, соответственно, машина может немного выезжать за пределы полосы. Если рядом никого — нет проблем, но если два автомобиля едут параллельным курсом, то могут возникнуть сложности. Выход простой: проезжайте по очереди, пусть один будет впереди, другой — сзади. Но у нас именно на изгибе некоторые водители любят подлезть поближе, будто хотят проверить, сможет ли другой вписаться, будет ли соблюдать разметку, — объясняет преподаватель.
— Есть опять-таки негласное правило: не подлезай там, где узко, пусть другой проедет.
— И вот один по какой-то причине не вписался, не разобрался в разметке, а может, она вообще не была видна. И он случайно завис на две полосы. Все просто: нужно дать ему разобраться. Но нет, именно в этот момент ему начинают со всех сторон сигналить, объезжать его. В результате все только усугубляется, хотя если бы его не трогали, он бы быстрее понял, что ему делать. Это чистой воды прессинг, запугивание: он видит в зеркало другие машины и думает, что сейчас в него влетят. А если сигналить и подъезжать ближе, он совсем начнет бояться и войдет в ступор. Не лезьте, пусть он разберется, — призывает инструктор.
В дворовых проездах до смешного доходит. Двое упрутся друг в друга, и никто не хочет уступать — стоят, тратят время впустую. По ПДД все однозначно: уступает тот, на чьей стороне препятствие. Но иногда куда проще отъехать тому, кто по правилам имеет преимущество. А некоторые вообще придумывают свои собственные правила. Нередко мы слышали, к примеру, что уступать должен тот, кто въезжает во двор. Может быть, в этом и есть смысл, но в каждой ситуации все же нужно разбираться отдельно, и никто не сделает этого лучше, чем двое водителей, которые в ней оказались. Конечно, при условии, что они хотят поскорее проехать дальше, а не упорствовать в своих убеждениях.
— У меня правило такое: если мне проще уступить — я всегда уступлю. Не важно, у кого преимущество, — я все равно что-то попытаюсь сделать, чтобы упростить жизнь и себе, и тому, кто напротив. Есть узкий двор, все заставлено машинами: если мне проще — я сразу отъеду назад. Я что-то буду пробовать делать, — говорит ведущий рубрики. — Кстати, есть много людей, которые не умеют хорошо сдавать назад. Поэтому чаще всего мне и проще: я в любом дворе, куда заеду передом, повторю обратный маршрут задним ходом.
Проблема в том, что некоторые водители не думают о том, как разъехаться. Их интересует только собственное преимущество: реальное или даже мнимое. И они легко включают агрессию, ситуация в итоге стопорится. А ведь зачастую достаточно просто улыбаться.
— Хорошо улыбаться, когда и тебе улыбаются. А если на тебя матом в ответ?
— Это не важно, все равно улыбайся, — советует Краснов. — У меня тоже бывают такие случаи. Начнет кто-нибудь орать, а я спокойно отвечаю: «Здравствуйте, вы не совсем правильно оцениваете ситуацию». И объясняю. Если человек адекватный, с ним всегда можно найти общий язык. Ну а если нет — вы все равно очень скоро разъедетесь, нужно поберечь собственные нервы.
— А сами не наскакиваете на других? Например, если кто-то действительно ведет себя на дороге неправильно.
— И в таких ситуациях общаться можно по-разному. Помню, однажды попался мне водитель, который совсем не пользовался указателями поворота. И вот он едет, маневрирует, а ты не понимаешь, чего от него ожидать в следующую секунду, куда он рванет. Я спокойно попытался ему показать жестами, что хорошо бы включать поворотники. А он мне ответил, знаешь, весьма однозначно: я по губам прочитал, куда он меня послал. Ну ладно, проехали. А затем, через пять минут, я его встречаю в магазине — представляешь, какое совпадение? Подхожу и спокойно так: «Извините, я просто хотел вам подсказать, что у вас указатели поворота не работают, остальным не понятно, куда вы едете, а вы мне так грубо ответили».
— И что он?
— А ничего. Стушевался так и пошел себе куда-то, даже не извинился. У многих людей вообще есть проблема с тем, чтобы извиниться, хотя, на мой взгляд, это не зазорно. Куда легче некоторым проявить агрессию, недовольство. Причем очень часто в ситуации, которая их вообще не касается. Я недавно наблюдал, как на пешеходном переходе стояла молодая пара. Повернула машина, немного наехала на разметку. Девушка комментирует: «Ох, ничего себе, как он ездит!» Потом загорелась стрелка налево, кто-то там развернулся. Парень включился: «Что он так долго разворачивается!» То есть люди просто ищут поводы для недовольства. Тебе дорогу нужно перейти? Ну вот и жди свой зеленый, чего ты цепляешься к машинам? — со смехом отмечает ведущий рубрики.
— Нам всем пора меняться. Не нужно следить за остальными, лучше подумать, как можно с ними взаимодействовать.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by