ВелоПетрович

Три замка за два дня. На велосипеде по рыцарским маршрутам

13 373
01 октября 2023 в 16:03
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
ВелоПетрович

Три замка за два дня. На велосипеде по рыцарским маршрутам

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

С путешествиями всегда так: единожды начал, свернул за поворот, проехал километр-другой — и сам не заметил, как дорога без конца и финиша бурной рекой унесла тебя неведомо куда. Маршруты не заканчиваются, и желтеющая листва на деревьях миллиардами маяков зазывает в путь. Еще в Гродно мы обещали батьке-Неману вернуться на эти берега. И засобирались вдогонку за еще по-летнему теплым солнцем. Поедем шляхами великокняжеских рыцарей: от замка к замку под тем же небом, вдоль той же воды, что были здесь испокон веков.

Карта с сокровищами

План простой и амбициозный одновременно. Хоть как добраться до Лиды, увидеть город с высоких стен, оттуда рвануть на Любчу — там еще один замок, хранитель истории, а затем холмами, будто верхом на рысаке, в Новогрудок, к колыбели княжеских веков. В общей сложности получится под сотню километров: можно и за один день, если выехать пораньше, но мы же не гоняться приехали, поэтому смело и умело укладываем путешествие в два дня, а то и дольше. Так и увидим больше, и поездка будет в удовольствие, и осилить ее сможет любой, кто умеет крутить педали.

До Лиды можно добраться поездом: здесь останавливаются составы на Гродно. Приезжайте утром, если хотите успеть увидеть побольше, а если задумали скорую ночевку где-то на берегу Немана, то можно и не торопиться: ближе к вечеру будет еще один поезд — посмотрите город, замок и как раз успеете к ужину.

Раньше из Минска в Гродно литерными поездами бегали швейцарские составы: как же удобно там было расположиться с велосипедом! Теперь их заменили на обычные синие вагоны: говорят, до поры до времени. Отсюда и некоторые трудности с транспортировкой: покупайте билеты заранее и сразу уточняйте правила провоза такого багажа в том поезде, которым поедете.

Если есть возможность, можно до Лиды рвануть и на машине: оставите ее где-нибудь на парковке, разгрузите велосипеды — и дальше уже как полагается, по-рыцарски, верхом.

В общем, вариантов много, ваше путешествие — ваши правила. Мы много поклажи не берем: не сомневаемся в том, что сможем найти и кров, и очаг на этой гостеприимной земле. Так что в путь!

Лида. Семь веков стоят дозором на крепостных стенах

Путешествие на велосипеде любые места раскрывает по-настоящему, поэтому начинайте знакомство с чистого листа, даже если бывали где-то прежде. Лида — небольшой уютный городок, привычный нашему глазу. Симпатичный рельеф, своя речка, красивые виды.

Здесь необычайно много велосипедистов: этот лучший в мире транспорт используют и в практичных целях, и удовольствия ради, как мы. Детвора и вовсе устроила нечто развеселое: забираются с велосипедами на откос замковой горы, прямо к стенам, а затем стремглав вниз, будто конница в атаку несется. Взрослые за головы хватаются, а детворе веселье. Ну хорошо, что целы.

двухколесный велосипед для мальчиков, возраст: 7-9 лет, рост: 110-125 см, сиденье: обычное (седло), колеса 20'', рама: алюминий, вилка амортизационная

Безусловно, замок — главная доминанта. О двух башнях с мощными стенами, покрытыми обожженным кирпичом. 700 лет назад его заложил князь Гедимин, началась вековая история, полная кровопролитных сражений и изнурительных осад. Но вместе с тем, что бы ни случалось, крепость оставалась надежной опорой для города. Причем зачастую в прямом смысле: после ужасного пожара в 1892 году, когда сгорела почти вся старая Лида, камни замковых стен и башен стали использовать для восстановления домов, а с откосов вывозили на строительство песок.

Замок переживает реконструкцию: восстановлены обе башни и части стен, не выдержавшие напора времени. Теперь стены будто отливают медью и золотом в лучах теплого осеннего солнца. А как налюбуетесь, отправляйтесь внутрь искать дух рыцарства. Раньше в эти ворота въезжали рыцари на быстроногих скакунах. Но и мы верхом, в шлеме — есть здесь что-то общее, согласитесь, по крайней мере, приятно пофантазировать на эту тему, проезжая через внутренний двор к одной из башен.

Двор, к слову, активно используется: то для проведения рыцарских турниров, то для праздничных мероприятий под Новый год. Вот уж действительно, лучших декораций и не сыскать. Если подгадать время своего путешествия, то можно увидеть здесь настоящее представление. Поговаривают, что в дни проведения рыцарских фестивалей здесь даже можно пострелять из настоящего лука и порубиться на мечах — понарошку.

В башне меж тем действует достаточно обширная экспозиция, здесь постарались воссоздать быт рыцарской эпохи. Оружие, столы с яствами, богатое убранство покоев. Многое — явный новодел, но мы не придираться приехали, а наоборот, глотнуть свежего воздуха. У реставраторов задача непосильная — справиться со всеми бедами и несчастьями, которые обрушивались на этот край за семь столетий и грозились здесь камня на камне не оставить. Поэтому все, что удалось сохранить или воссоздать, уже драгоценные скарбы.

Тихо переступая по крутым башенным ступеням и гулким галереям, стараемся не шуметь, будто силясь расслышать что-то давно отзвучавшее, но не онемевшее в этих местах. Одна из легенд Лидского замка связана с рыцарями, почившими, но оставшимися здесь навеки стеречь эти стены. Предание уносит на столетия назад, во времена жестокой осады. Командующий бежал тайными ходами, оставив небольшой отряд не то прикрывать отступление, не то просто бросил своих воинов. Рыцари приняли бой, оставшись верны долгу. Они погибли, но, как утверждает молва, по ночам в опустевших залах и переходах слышны голоса да звон доспехов и оружия — стража, как и прежде, на своих местах.

Солнце начинает клониться к закату, и всякому путешественнику пора бы подумать не то о позднем обеде, не то о раннем ужине — как придется. И здесь у каждого рыцаря своя дорога: кому в трактир неподалеку от замка, кто-то, возможно, захочет наведаться в музей местной пивоварни — про нее, к слову, тоже свои сказания гуляют.

Ну а мы нацелились на место совсем аутентичное, о котором без доброго совета никогда бы и не узнали.

Есть в Лиде, как и в любом приличном городе, своя баня. Мимо не проедете, там мужик стоит на входе, носом своим начищенным сияет, зазывала эдакий. Так вот, идем мимо мужика, заходим в распахнутые двери.

Баня и баня, а в сторонке — вроде как бургерная. Все по-простому, в глаза не бросается — нам точно сюда? «Сюда-сюда», — говорят знающие люди и усаживают за стол. Вам кажется, что бургеры — это как-то не по-рыцарски? Ну это как взглянуть. Мясо с огня, овощи да печеный хлеб — чем не яства для усталого верхового путника? Если следите за фигурой, кстати, печеный хлеб вам легко заменят на листья салата. И ведь здорово. Запах, прожарка, не лишившая блюдо сочности, хрустящая зелень. Где-то мы искали кобринское мороженое, а в Лиду стоит ехать за бургерами. В баню пойдем? Не в этот раз — дорога впереди длинная.

Покружив по Лиде на прощание, выдвигаемся на юг, к Березовке, где Неман укутывается сумерками, зазывая на ночлег.

Жилье нужно бронировать заранее. Но можно рискнуть

Здравый смысл подсказывает: жилье нужно бронировать заранее, особенно в теплый сезон. И мы советуем то же: планирование — залог спокойствия в любом путешествии.

Но еще ни одно хорошее путешествие не проходило в строгом соответствии с планом: случается всякое, приходится импровизировать. Если относиться к неожиданностям спокойно и даже с надеждой на лучшее, есть шанс, что все устроится куда интереснее, чем вы себе придумывали изначально.

Так вышло, что в это путешествие мы отправлялись неподготовленными, не представляя до конца, сколько успеем проехать в первый день и где будем ночевать. Уже в Лиде какой-то маршрут начал вырисовываться, и вопрос пристанища стал ребром. Было принято решение отъехать от Лиды в сторону Немана, пока не сгустятся сумерки, чтобы сэкономить время и сократить техническую часть маршрута на завтра. Прикинули, что успеем добраться до Березовки, что у Немана, и стали искать место для ночлега. Доступных вариантов оказалось немного, и мы убедили хозяйку одной из усадеб, что вполне уместимся в гостевом домике. На самом деле он напоминает скорее жилище хоббитов: низенький, будто врытый в холм, но со всеми удобствами. Вот только тесный, он бы подошел скорее молодой романтичной паре, а не съемочной группе на велосипедах.

Думаете, отстой? Как бы не так. Уютный свет из окон, ужин накрыли на веранде. Чуть поодаль в зарослях течет Неман, по небу кто-то щедро сыпанул серебром звезд. Большой дом с его шумом остался где-то за холмом, а здесь сверчки дают свой концерт.

Поутру оказалось, что нет доступа на кухню и негде приготовить завтрак. Но хозяйка принесла огромную сковороду, в мангале разожгли небольшой костер, и яичницу жарили на нем. А давно ли вы пробовали помидоры — не магазинные, которые как-то не подумали купить заранее, а живые, только с грядки?

Короче говоря, планирование — это здорово. Но иногда случай пишет куда более притягательную историю.

Вдоль Немана к Любче

Едем дальше. За первый день путешествия мы накатали хорошо если километров 35—40 — это совершенно нормальная нагрузка, если хотя бы в школе вы не прогуливали уроки физкультуры. Спокойным темпом на любом велосипеде ехать часа два или два с половиной от силы, плюс приятные остановки, чтобы восстановить силы. В общем, справитесь.

На второй день задумка масштабнее. Мы передумали из Лиды ехать сразу в Новогрудок, и из Березовки вдоль Немана станем пробираться к Любче — небольшому местечку со своей богатой историей. Маршрут вместо круга становится похож на восьмерку — тем интереснее.

Пути вдоль реки нашлись, иногда удобные и проезжие, иногда зыбковатые и песчаные. Хорошо, что мы отправились в путь на гравеле да MTB — все это самые подходящие виды велосипедов, когда до конца не знаешь, по какой дороге придется ехать.

28", гравел, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 20 скор. (2х10), переключатели: задний Shimano/передний Shimano, тормоз дисковый гидравлический, вес 11.4 кг
Нет в наличии
27.5", рама S, гравел, хром-молибденовая сталь, вилка жесткая (хром-молибденовая сталь), трансмиссия 10 скор. (1х10), переключатели: задний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 13.5 кг
Нет в наличии
28", рама M, гравел, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 11 скор. (1х11), переключатели: задний Shimano, тормоз дисковый гидравлический, вес 8.6 кг
Нет в наличии

Народ здесь живет общительный и приветливый. С радостью поболтают, расскажут о своих делах, напоят водой и подскажут, куда лучше податься. В одной из деревень мы увидели брусчатку — настоящая редкость в наших краях.

— Даже и не сказать, сколько ей лет — при царе еще построили, — рассказала нам жительница этих мест. — И вот теперь что ни зима — я за нее воюю. Потому что пригоняют свою технику, чтоб снег чистить, и выдирают тут булыжники. А я не даю, говорю: костьми лягу, а дорогу разрушить не дам! Зачем? Мы и сами тут как-нибудь почистим, перезимуем, сто лет дорога есть, вы таких не строили — нечего и бурить!

В общем, к обеду, преодолев еще с 40 километров, выбрались из лесов на торные дороги. Нужно сказать, что маршрут оказался легче, чем можно было бы себе представить. Воду можно было просить у местных, какую-никакую провизию, вроде шоколадных батончиков и вафель, покупать в деревенских магазинах, которые изредка, но встречались по пути. Говорят, еще автолавка приезжает сюда.

Здесь же повстречали точно такого же путешественника-велосипедиста. Он укомплектован по полной программе: в дорожных сумках палатка, провизия на пару дней, к раме примотаны удочки.

— Я живу в Минске, но родом из этих мест, вот, приехал навестить. До Барановичей на поезде, а теперь вот своим ходом. У мамы погостил, помог по хозяйству, теперь еду отдыхать. Помню, пацаном был — рыбачили вот так с отцом. Хочу вспомнить, как это, снова увидеть наши места. Там, конечно, уже по-другому все, но, может, что-то найду свое, — рассказал он.

Что ж, в добрый путь, мы тоже едем искать свое — и ведь всегда находим.

закрытый (fullface), назначение: езда на велосипеде/катание на беговелах, детский, размер: S, 15 отверстий
городской, назначение: езда на велосипеде/катание на роликах/катание на скейтборде/катание на беговелах/катание на самокатах, детский, размер: M

В княжеские времена эти места принадлежали шляхетским родам, которые и обустраивали их по своему усмотрению. Так в Любче появилась и школа, и типография, и свой собор. В XVI веке Любче было предоставлено Магдебургское право, появился свой герб. В те времена это был достаточно населенный городок, а теперь, как пишут, здесь едва ли наберется и тысяча жителей. Пацаны и девчонки из соседних деревень прибегают сюда искупаться в Немане да побегать по траве в тени замка, построенного почти пять столетий назад. Может ли кто-то из них вообразить всю ту огромную массу времени, которая тяжким грузом лежит на древних руинах? Однако эти же дети являются частью все той же истории этих мест, они и делают ее живой.

Замок в Любче был скорее магнатской резиденцией, а не неприступной крепостью. Его даже заложили деревянным, но все же насыпали валы, вырыли ров, с тыла крепь прикрывала река. Позднее он перешел Радзивиллам, участвовал в войнах, разрушался, восстанавливался. В XIX веке в нем даже построили двухэтажный дворец, используя для этого и камни, оставшиеся от прежних построек. Мировые войны прошлись катком по этим местам. На месте дворца появилась школа.

Уже долгое время ведется кропотливая работа по реставрации замка. Причем, как говорят, силами фонда и энтузиастов. Им многое удалось сделать, что уже можно счесть настоящим чудом. Здесь и оставалось-то — две полуразрушенные башни да прочие ветшающие постройки. Теперь места не узнать: башни отстроены, возведены стены. Работы продолжаются, и мастера заняты делом, не отвлекаются на любопытных зевак-велосипедистов.

Говорят, когда-нибудь замок будет отстроен полностью, крепостной ров снова заполнят водой, а рядом разобьют шикарный дворцово-парковый ансамбль. Что тут скажешь: энтузиазм — на редкость хрупкое явление. Но пока в печах горит этот волшебный огонь, энтузиастам, похоже, и крепостные стены не преграда.

К Новогрудку наперегонки с грозой

Еще раз обернулись на башни замка в Любче, прощаясь с ними, разумеется, не навсегда. И отправляемся дальше — дорога, к счастью, длинная. Вот почему стоит закладывать на такие путешествия побольше времени: спешка — это спортсменам в радость, а обычным велопутешественникам милее задержаться там-сям, разглядывая то, что из окна быстрого автомобиля и не увидишь вовсе.

Сделали крюк, чтобы заехать в Щорсы: там сохранились фрагменты большого дворцово-паркового комплекса, возведенного еще в XVIII веке. За что время так осерчало на эти места, что даже камни изничтожило в пыль, обрушив творения рук людских? Пусты оконные проемы, нет ни шпилей, ни флюгеров. И все же осталось что-то неподвластное злому року, что-то, что, как компас, привело сюда. Зачем, почему — ни увидеть, ни услышать. Но почувствуешь в тишине, как ветер нагонит, — за тем и приехали.

Места под Новогрудком, что и говорить, живописные. По проселке на большую дорогу, поворот — и пошел в подъем. С холма многое видно. Занятно представить, как с этих же высот окрестности обозревали рыцари былых времен, а небо над ними было тем же, что и сейчас. Дух захватывает, правда? Вот знайте: это не потому, что в гору тяжело ехать — запыхались, а потому, что рыцари тут были, вот вы и впечатлились.

28", гравел, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 20 скор. (2х10), переключатели: задний Shimano/передний Shimano, тормоз дисковый гидравлический, вес 11.4 кг
Нет в наличии
29", рама 21", горный, кросс-кантри, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 60 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический, вес 18.2 кг
Нет в наличии
28", рама 58cm, гибридный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый гидравлический, вес 12.3 кг
Нет в наличии

И вот удивительное дело: весь день колесили под солнцем, а в Новогрудок приехали наравне с грозой. Небо заволокло, темные тучи обступили замковую гору. А замка нет, лишь фрагменты грозных башен хмуро глядят окрест.

И будто привиделась грозная крепость о семи башнях, равной которой не было во всем Великом Княжестве, оплот первой столицы. Здесь крестили и короновали Миндовга. Здесь, у стен замка, в Фарном костеле князь Ягайло венчался с Софьей Гольшанской. Отсюда уходили княжеские полки на сражения, отзвук которых остался в истории.

Еще сгустились тучи, задул изо всех сил грозный ветер, разметав несокрушимые стены, обрушивая камни в крепостной ров. Века сменялись веками под пороховые залпы с неба.

И все стихло, и ничего не осталось. Лишь фрагменты старых башен на замковом дворе сторожат притихший Новогрудок.

С замковой горы спускались мимо Кургана Бессмертия Адама Мицкевича, возведенного руками благодарных потомков в родном городе поэта. Гроза понеслась куда-то, оставив древний город в покое.

Потемневшая дорога убегала, скрываясь вдали за холмами. Снова время искать ночлег и собирать ужин. Хорошие путешествия не заканчиваются, мы просто устраиваем недолгий привал перед началом следующего дня.

Знаете интересные маршруты по красивым местам? Пишите, будете провожатым: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

28", рама L, гравел, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 11 скор. (1х11), переключатели: задний Shimano, тормоз дисковый гидравлический, вес 8.6 кг
Нет в наличии
28", рама M, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 24 скор. (2х12), переключатели: задний Shimano 105/передний Shimano 105, тормоз дисковый гидравлический
Нет в наличии
28", рама M, гравел, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 11 скор. (1х11), переключатели: задний Shimano, тормоз дисковый гидравлический, вес 8.6 кг
Нет в наличии

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by