КРАСНОВ

«Лучше поеду здесь, чем по МКАД». Эта трасса помнит большие гонки и большие трагедии

31 мая 2024 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
КРАСНОВ

«Лучше поеду здесь, чем по МКАД». Эта трасса помнит большие гонки и большие трагедии

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Занимаясь разбором того, как организовано движение на белорусских дорогах, мы вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, в первую очередь сосредоточились на «эмках» — больших трассах международного значения, связывающих столицу с областными городами или играющих важную роль в движении транзитного транспорта. Но возле Минска есть дорога, которая в плане интенсивности движения и востребованности не уступает некоторым автострадам, хотя и не относится к перечню Республиканских автомобильных дорог. И она не маркируется ни литерой М, ни даже литерой Р. Это местная автодорога Н-9031, известная в народе как дорога Колодищи — Заславль. Что же в ней такого примечательного?

Три кольца вместо трех перекрестков

Мы начнем исследовать эту дорогу примерно от границы микрорайона Великий Лес, который долгое время было принято называть Военным городком «Уручье». Небольшой отрезок трассы останется в Колодищах, но до него она прерывается, нужно подъезжать по проспекту Независимости. До пересечения с проспектом из Великого Леса ведет улица Рогачевская, а за путепроводом как раз и начинается Н-9031.

Формально участок до путепровода не относится к трассе, но участок этот интересный, а мы сюда не формализмом приехали заниматься — разберем и его.

Спускаясь по улице Рогачевской от Великого Леса к проспекту Независимости, водитель проезжает три перекрестка за какие-то 250 метров. И все три — со своей спецификой. Только первый перекресток (Рогачевская — Героев Сталинграда, выезд от АЗС «А-100») — регулируемый, соответственно, особых проблем на нем не возникает. Затем идет пересечение со съездом с проспекта.

— А вот это уже сложный перекресток. Рогачевская здесь — главная дорога, соответственно, те, кто спускается с проспекта, уступают остальным. Движение в пиковое время здесь весьма напряженное, проехать бывает трудно. Помогать никто не хочет: по главной все несутся, им все равно. Вот машины и стоят, ждут возможности проехать. И часто рискуют, — отмечает Краснов.

Инструктор подсказывает рабочий лайфхак: свернуть от проспекта правее, к АЗС «А-100», и затем уже через территорию заправки выезжать к перекрестку с улицей Рогачевской, тому, что со светофором. Так повернуть налево в час пик будет гораздо проще.

— А вообще, круговой перекресток — очевидный вариант решить здесь проблему. Тем более что места хватает. Установить светофоры? Спорный вариант, так как будут собираться очереди от проспекта, — рассуждает ведущий рубрики.

Отметим, что перекресток хоть и достаточно просторный, но объектов на нем после реконструкции хватает: бордюры, островки безопасности — для создания кольца потребуется провести значительный объем работ.

— Но хуже всего — это третий перекресток, ближайший к путепроводу. Там просто ужас. Кому-то надо выехать с АЗС, в это время на скорости из-под моста выезжают машины: они не тормозят — у них же главная. И никто никого не видит: насыпь, конструкция моста, еще и изгиб дороги. В итоге ты не можешь нормально выехать, всякий раз рискуешь, что в тебя кто-то прилетит, — констатирует наш собеседник.

Похожая ситуация и с обратной стороны путепровода. Только там в трудной ситуации оказываются те, кто съезжает с проспекта, от въезда в город, и хочет повернуть налево, в направлении Рогачевской. Перекресток нерегулируемый, ты на второстепенной, а по главной с двух сторон несутся машины, причем тех, кто вылетает из-под моста, заранее не видно. Простоять здесь в час пик можно очень долго, особенно если нет желания рисковать.

— Поэтому и здесь нужны круговые перекрестки, по обе стороны от моста — это мое мнение. Да, первое время многим будет непривычно. Но привычка выработается, и о проблемах можно будет забыть, — говорит Краснов.

Проспект — «Новая Боровая». Худший асфальт

Едем по Н-9031, машин здесь сейчас хватает. Раньше по этой дороге ездили на дачи или в Заславль, теперь ее активно используют как подъезд к трассам на Витебск, Мядель, Молодечно и как подъезд к МКАД. Трасса стала одним из основных маршрутов из Великого Леса и из «Новой Боровой», а также из разрастающегося Заславля с другой стороны.

— Несмотря на все нюансы, мне эта дорога нравится: здесь спокойно, — отмечает ведущий рубрики. — И если выбирать между МКАД и этой трассой, то я поеду здесь. Да, скорость поменьше, асфальт похуже, но зато своя атмосфера.

Асфальт, к слову, на протяжении всех 30 с небольшим километров автодороги очень разный, но участок от проспекта Независимости до «Новой Боровой» коллегиально и единогласно был признан откровенно худшим. Множественные трещины, ямы, выбоины, отсутствие нормальной обочины... Причем ситуация не становится лучше.

— Тут, к слову, для многих возникает путаница со скоростью. Часть трассы находится в Минске, скорость — 60 км/ч, потом стоит знак, обозначающий конец населенного пункта, хотя визуально мало что меняется. И ГАИ здесь, случается, ведет контроль, — добавляет преподаватель.

Гоночное кольцо и дикий автодром

Этот участок дороги имеет свою историческую ценность, хоть о ней теперь мало вспоминают. Он был частью Малого минского кольца, открытого еще в 1962 году. Тут проводились автомобильные соревнования: этапы Кубка соцстран, этапы чемпионатов СССР, соревнования «Золотая осень». Здесь, чуть в стороне от дороги, сохранился памятник, на табличке которого указано: «Во время автогонок погиб гонщик Слава Старостенко».

Заброшенная трасса в Минске, о которой вы могли не знать. Загадка памятника погибшему гонщику

Теперь о гоночном прошлом напоминают лишь этот памятник, вкопанные шины, которые то там, то сям видны по обе стороны автодороги, да здание администрации и судей, где сейчас расположились мотель и кафе.

— Народу в дни гонок приезжала тьма! Моторы ревели на всю деревню. В те дни было не отдохнуть, конечно. Сами соревнования меня тогда не сильно интересовали, но запомнилось, как приезжали автолавки. Раскладывали всяческие вкусности на столиках. Почему-то запомнились булочки и лимонад. В те годы ближайший магазин находился в двух километрах от нашего дома, приходилось ходить пешком. А дни гонок были все равно что праздничными. Приезжала куча людей, были также иностранцы, — рассказывала нам женщина, заставшая те события.

— Если гоночное кольцо здесь помнят не все, то уж о диком автодроме когда-то знали многие. Часть гоночного трека превратилась в обыкновенную автомобильную дорогу, часть не сохранилась, а еще один отрезок через лес оказался как бы ни там, ни сям. Просто такая территория с хорошим асфальтом и в открытом доступе. И люди туда стали приезжать, чтобы заниматься вождением самостоятельно. Учили родню, учили девчонок — тогда так было можно: вешаешь на автомобиль значок «У» — и вперед. Хорошая была площадка, и сколько бы машин ни приехало — всегда было место, где позаниматься. Потом это запретили, и сюда стали регулярно приезжать экипажи ГАИ. Так и прекратились занятия на диком автодроме, — вспоминает Краснов.

Из дикого автодрома этот участок в лесу пытались перепрофилировать в автодром обжитой. Но сегодня он оставляет неоднозначные впечатления.

— Я знаю, что здесь проходит обучение водителей грузовиков. Мне только непонятно, где элементы для этих занятий, почему палок-то нет, куда их дели? Или снова что-то поменялось? — недоумевает ведущий рубрики.

Чуть поодаль, в узкой части, занимаются курсанты на легковых автомобилях. Стали расспрашивать инструкторов, как теперь используют это место.

— Мы-то занимаемся, да и грузовики приезжают, но палки и другое оборудование они возят с собой. Приехали, расставили, позанимались. Потом в кузов все сложили — и уехали. А оставлять здесь ничего нельзя — пропадает. Территория же не закрывается никак, ходят все, кому не лень. И вот повадились эти палки, что мы используем для отработки гаража или диагоналки, уносить — за грибами с ними ходят, они легкие, палочки-то. А большие конструкции — вот, посмотрите — все погнули. Молодежь сюда приходит, ну и не знает, куда силу девать, а контроля никакого, — рассказали нам инструкторы.

Силы у молодежи много — железо погнуто.

— Вот ведь как. Была гоночная трасса — не стало гоночной трассы. Был хороший автодром — теперь и его, считай, почти нет. А как с кем позаниматься, так негде. Как же так получается? — задумчиво проговорил Краснов.

Сквозь кустарник виднеются многоэтажки новых кварталов, которые не слышали шума гоночных автомобилей. Покрывается трещинами когда-то идеальный асфальт. Стынут затененные плиты памятника погибшему гонщику.

Мы едем дальше, к Заславлю, по трассе Н-9031.

Новый асфальт, проблемы с разметкой

От Копища и «Новой Боровой» начинается участок с обновленным покрытием, асфальт здесь хороший. А вот к разметке у Краснова претензии.

— Вот едешь по прямой, твоя полоса как бы и должна идти по прямой, а вместо этого ее как бы уводят направо, и вдруг она заканчивается — то есть нужно перестраиваться влево. Для чего провоцируют лишние перестроения? Почему нельзя аккуратно провести водителя, который просто едет прямо, никуда не сворачивая? — ворчит он.

На этом участке перекрестки уже сплошь обозначенные, но обычные, кругов нет.

— Хорошо бы, чтобы эта дорога была вся такая: с хорошим асфальтом, по две полосы в каждую сторону. Хотя, возможно, здесь не столько транспорта сейчас ездит, но на перспективу, — вслух размышляет наш водитель.

Пересечение с витебской трассой, но тут же съезжают и те, кому нужно выехать, к примеру, из «Новой Боровой» в город по Логойскому тракту. Перекресток бывает загруженным.

Возле ТЦ Expobel еще один непростой перекресток, хоть и со светофором.

— Когда здесь много машин стоит на стрелку, то проще проехать по прямой, там дальше развернуться, затем вернуться и повернуть направо, — делится опытом инструктор.

Следующее сложное место — развязка с МКАД. Дороги не пересекаются, но располагаются близко друг от друга, потоки здесь перераспределяются.

— В час пик, когда здесь много машин, выехать на трассу налево очень проблематично. Я однажды пытался — не смог! Пришлось поворачивать направо, искать место для разворота, возвращаться. А все почему? Потому что никто не хочет помочь. Вообще! А если еще на выезд кто-то несмелый стоит — это конец. Он всех боится, думает, как бы ему выехать, и все стоят вместе с ним. Помню, видел одного такого, хотел помочь, остановился. И бибикал, и руками махал — ничего не помогло: стоит — и все, — вспоминает преподаватель.

Вот и считайте: Минск, проспект Независимости, Копище и «Новая Боровая», выезд на трассу М3 и Логойский тракт, выезд на МКАД, выезды на мядельскую и молодечненскую трассы — это все автодорога местного значения Н-9031, полоса туда и полоса обратно.

— Мне вот кажется, что эта трасса загружена сильнее, чем та же М4 Минск — Могилев за развилкой на Гомель. Там-то машин почти нет, а здесь — полно, и это даже не час пик, — размышляет Краснов. — Причем трафик растет и растет. Раньше это была тихая спокойная дорога, люди на дачи ездили, а теперь — почти автострада.

Многие участки полотна обновили, это заметно. В целом асфальт, если не считать отрезка вначале, вполне нормального качества.

Круги, контроль ГАИ

За Северным кладбищем подъезжаем к развязке с трассой Р58 (Минск — Калачи — Мядель), которая здесь организована через два круговых перекрестка, расположенных по обе стороны от путепровода, — именно это предлагает сделать Краснов в районе развязки с проспектом Независимости.

— Я на эти круги часто приезжаю заниматься с учениками, здесь классно: два круга на небольшом расстоянии, ты круг проехал, приехал на другой, проехал его — снова вернулся. Учишься при выезде смотреть за машинами, контролировать ситуацию, — отмечает ведущий рубрики. — Но у меня вопрос. Вот первый круг: зачем там аж три полосы? Там постоянно из-за этого конфликтные ситуации возникают: кто-то едет по средней полосе по кругу, а кто-то из левой крайней хочет съехать. Я считаю, что здесь хватило бы одного ряда: выехал на круг — уехал куда тебе надо.

Причем, что интересно, следующий круг заметно меньше, то есть они не сделаны под копирку.

— И на следующем кругу, хоть там и два ряда, конфликтов практически нет: потоки естественным образом распределяются, люди друг другу не мешают, — обращает внимание наш собеседник.

— И яма тут! Я эту яму знаю: сто лет тут езжу — и все сто лет она здесь есть, и такая же неудобная! — с досадой восклицает Краснов, отъезжая от круговых перекрестков.

Те, кто регулярно ездит по этой автодороге, знают, что, несмотря на видимое спокойствие, здесь встречаются те, кто любит придавить педаль сверх меры.

— И ГАИ здесь контроль ведет вполне серьезный: отслеживают скорость, отслеживают опасные обгоны. Причем не только стоят вдоль трассы, но и патрулируют на автомобиле в гражданском исполнении, — предупреждает инструктор.

Он, к слову, не в первый раз высказывается за активное использование скрытого контроля там, где это имеет смысл.

— Расположение камер фиксации водители быстро запоминают. А понимание того, что в любой момент из любой машины твое нарушение могут зафиксировать, — оно заставляет быть собраннее, просто так нарушать ты уже не станешь, — считает преподаватель.

Велосипедисты, Минское море

Такая, казалось бы, маленькая трасса, но такая разнообразная.

— А какая она красивая здесь, особенно вблизи Минского моря. Едешь — и глаз радуется, — вместе с глазом радуется и Краснов. — Это, к слову, не так часто встречается. Многие большие трассы однообразны: едешь — все одно и то же. А здесь тебе и рельеф, и пейзажи, море вот Минское.

Больше других к живописным пейзажам тянутся велосипедисты, и их в этой части автодороги встречаешь очень часто. Причем видно, что это не просто так народ выехал покататься: тренируются спортсмены, тренируются всерьез любители — здесь проходит часть популярного маршрута вокруг Минского моря. Тем грустнее, что на Н-9031 для велодвижения нет, по сути, никаких условий, обочины асфальтированной и то не предусмотрено.

— Люди есть, по ПДД им разрешено ехать, но в реальности делать это опасно. И я видел на этой дороге ДТП с велосипедистами, причем массовое. Поэтому по крайней мере нормальная асфальтированная обочина здесь просто необходима. Еще лучше — параллельная велодорожка. Думаю, многие сказали бы спасибо, причем и велосипедисты, и водители. Но если это сложно — то хотя бы обочину, с ней будет безопаснее. И пешеходам пока идти здесь — это форменное издевательство. А в темноте как? Ужас просто, — подчеркивает Краснов.

— А вот расширять эту дорогу, возможно, и ни к чему. Даже учитывая то, что здесь и трактора встречаются, и прочие тихоходы. Но это и не скоростная трасса, скорость здесь увеличивать не стоит. 70 км/ч — и отлично. Спокойная удобная дорога, красота кругом. А хочешь лететь — поезжай на МКАД, — отмечает инструктор.

Хотя, безусловно, находятся те, кому не терпится и надо быстрее.

— Таких водителей сразу видно: нервничают, суетятся ради пары мгновений, рискуют. А какой смысл? Скоро уже Заславль, — вздыхает преподаватель.

Трагедия Песняра

Здесь, на 27-м км автодороги Н-9031, 14 мая 2002 года попал в аварию Владимир Мулявин, народный артист СССР, художественный руководитель вокально-инструментального ансамбля «Песняры». Он ехал с дачи в Лапоровичах на своем Mercedes.

«Ехал со скоростью 130 км/ч. Не справился с поворотом и вылетел в кювет. Закругление дороги стало роковым для Песняра. Автомобиль перевернулся и врезался в деревья», —писали в СМИ.

Мулявин получил страшные травмы, включая перелом позвоночника. Он умер спустя 8 месяцев, 26 января 2003 года, в Москве, в Главном военном клиническом госпитале имени Бурденко.

Заславль

Вот уже и Заславль. Такая небольшая, но такая разная трасса здесь заканчивается.

Кстати, проверено: время до Заславля одинаковое что по Н-9031, что через МКАД. Но по МКАД всего больше: километров, скорости, расхода горючего.

— Хорошая дорога, и не надо делать из нее скоростной автобан. Все, чего ей не хватает, — единообразия и какого-то разумного подхода. Нужен хороший асфальт, и не кусками, а на всем протяжении. Нужна толковая разметка. Нужны круговые перекрестки там, где они позволят решить существующие проблемы. И нужна толковая обочина. И тогда все здесь будет хорошо — при условии, что все будут соблюдать ПДД, — подводит итог Юрий Краснов.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by