Занимаясь разбором того, как организовано движение на белорусских дорогах, мы вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, в первую очередь сосредоточились на «эмках» — больших трассах международного значения, связывающих столицу с областными городами или играющих важную роль в движении транзитного транспорта. Но возле Минска есть дорога, которая в плане интенсивности движения и востребованности не уступает некоторым автострадам, хотя и не относится к перечню Республиканских автомобильных дорог. И она не маркируется ни литерой М, ни даже литерой Р. Это местная автодорога Н-9031, известная в народе как дорога Колодищи — Заславль. Что же в ней такого примечательного?
Мы начнем исследовать эту дорогу примерно от границы микрорайона Великий Лес, который долгое время было принято называть Военным городком «Уручье». Небольшой отрезок трассы останется в Колодищах, но до него она прерывается, нужно подъезжать по проспекту Независимости. До пересечения с проспектом из Великого Леса ведет улица Рогачевская, а за путепроводом как раз и начинается Н-9031.
Формально участок до путепровода не относится к трассе, но участок этот интересный, а мы сюда не формализмом приехали заниматься — разберем и его.
Спускаясь по улице Рогачевской от Великого Леса к проспекту Независимости, водитель проезжает три перекрестка за какие-то 250 метров. И все три — со своей спецификой. Только первый перекресток (Рогачевская — Героев Сталинграда, выезд от АЗС «А-100») — регулируемый, соответственно, особых проблем на нем не возникает. Затем идет пересечение со съездом с проспекта.
— А вот это уже сложный перекресток. Рогачевская здесь — главная дорога, соответственно, те, кто спускается с проспекта, уступают остальным. Движение в пиковое время здесь весьма напряженное, проехать бывает трудно. Помогать никто не хочет: по главной все несутся, им все равно. Вот машины и стоят, ждут возможности проехать. И часто рискуют, — отмечает Краснов.
Инструктор подсказывает рабочий лайфхак: свернуть от проспекта правее, к АЗС «А-100», и затем уже через территорию заправки выезжать к перекрестку с улицей Рогачевской, тому, что со светофором. Так повернуть налево в час пик будет гораздо проще.
— А вообще, круговой перекресток — очевидный вариант решить здесь проблему. Тем более что места хватает. Установить светофоры? Спорный вариант, так как будут собираться очереди от проспекта, — рассуждает ведущий рубрики.
Отметим, что перекресток хоть и достаточно просторный, но объектов на нем после реконструкции хватает: бордюры, островки безопасности — для создания кольца потребуется провести значительный объем работ.
— Но хуже всего — это третий перекресток, ближайший к путепроводу. Там просто ужас. Кому-то надо выехать с АЗС, в это время на скорости из-под моста выезжают машины: они не тормозят — у них же главная. И никто никого не видит: насыпь, конструкция моста, еще и изгиб дороги. В итоге ты не можешь нормально выехать, всякий раз рискуешь, что в тебя кто-то прилетит, — констатирует наш собеседник.
Похожая ситуация и с обратной стороны путепровода. Только там в трудной ситуации оказываются те, кто съезжает с проспекта, от въезда в город, и хочет повернуть налево, в направлении Рогачевской. Перекресток нерегулируемый, ты на второстепенной, а по главной с двух сторон несутся машины, причем тех, кто вылетает из-под моста, заранее не видно. Простоять здесь в час пик можно очень долго, особенно если нет желания рисковать.
— Поэтому и здесь нужны круговые перекрестки, по обе стороны от моста — это мое мнение. Да, первое время многим будет непривычно. Но привычка выработается, и о проблемах можно будет забыть, — говорит Краснов.
Едем по Н-9031, машин здесь сейчас хватает. Раньше по этой дороге ездили на дачи или в Заславль, теперь ее активно используют как подъезд к трассам на Витебск, Мядель, Молодечно и как подъезд к МКАД. Трасса стала одним из основных маршрутов из Великого Леса и из «Новой Боровой», а также из разрастающегося Заславля с другой стороны.
— Несмотря на все нюансы, мне эта дорога нравится: здесь спокойно, — отмечает ведущий рубрики. — И если выбирать между МКАД и этой трассой, то я поеду здесь. Да, скорость поменьше, асфальт похуже, но зато своя атмосфера.
Асфальт, к слову, на протяжении всех 30 с небольшим километров автодороги очень разный, но участок от проспекта Независимости до «Новой Боровой» коллегиально и единогласно был признан откровенно худшим. Множественные трещины, ямы, выбоины, отсутствие нормальной обочины... Причем ситуация не становится лучше.
— Тут, к слову, для многих возникает путаница со скоростью. Часть трассы находится в Минске, скорость — 60 км/ч, потом стоит знак, обозначающий конец населенного пункта, хотя визуально мало что меняется. И ГАИ здесь, случается, ведет контроль, — добавляет преподаватель.
Этот участок дороги имеет свою историческую ценность, хоть о ней теперь мало вспоминают. Он был частью Малого минского кольца, открытого еще в 1962 году. Тут проводились автомобильные соревнования: этапы Кубка соцстран, этапы чемпионатов СССР, соревнования «Золотая осень». Здесь, чуть в стороне от дороги, сохранился памятник, на табличке которого указано: «Во время автогонок погиб гонщик Слава Старостенко».
Теперь о гоночном прошлом напоминают лишь этот памятник, вкопанные шины, которые то там, то сям видны по обе стороны автодороги, да здание администрации и судей, где сейчас расположились мотель и кафе.
— Народу в дни гонок приезжала тьма! Моторы ревели на всю деревню. В те дни было не отдохнуть, конечно. Сами соревнования меня тогда не сильно интересовали, но запомнилось, как приезжали автолавки. Раскладывали всяческие вкусности на столиках. Почему-то запомнились булочки и лимонад. В те годы ближайший магазин находился в двух километрах от нашего дома, приходилось ходить пешком. А дни гонок были все равно что праздничными. Приезжала куча людей, были также иностранцы, — рассказывала нам женщина, заставшая те события.
— Если гоночное кольцо здесь помнят не все, то уж о диком автодроме когда-то знали многие. Часть гоночного трека превратилась в обыкновенную автомобильную дорогу, часть не сохранилась, а еще один отрезок через лес оказался как бы ни там, ни сям. Просто такая территория с хорошим асфальтом и в открытом доступе. И люди туда стали приезжать, чтобы заниматься вождением самостоятельно. Учили родню, учили девчонок — тогда так было можно: вешаешь на автомобиль значок «У» — и вперед. Хорошая была площадка, и сколько бы машин ни приехало — всегда было место, где позаниматься. Потом это запретили, и сюда стали регулярно приезжать экипажи ГАИ. Так и прекратились занятия на диком автодроме, — вспоминает Краснов.
Из дикого автодрома этот участок в лесу пытались перепрофилировать в автодром обжитой. Но сегодня он оставляет неоднозначные впечатления.
— Я знаю, что здесь проходит обучение водителей грузовиков. Мне только непонятно, где элементы для этих занятий, почему палок-то нет, куда их дели? Или снова что-то поменялось? — недоумевает ведущий рубрики.
Чуть поодаль, в узкой части, занимаются курсанты на легковых автомобилях. Стали расспрашивать инструкторов, как теперь используют это место.
— Мы-то занимаемся, да и грузовики приезжают, но палки и другое оборудование они возят с собой. Приехали, расставили, позанимались. Потом в кузов все сложили — и уехали. А оставлять здесь ничего нельзя — пропадает. Территория же не закрывается никак, ходят все, кому не лень. И вот повадились эти палки, что мы используем для отработки гаража или диагоналки, уносить — за грибами с ними ходят, они легкие, палочки-то. А большие конструкции — вот, посмотрите — все погнули. Молодежь сюда приходит, ну и не знает, куда силу девать, а контроля никакого, — рассказали нам инструкторы.
Силы у молодежи много — железо погнуто.
— Вот ведь как. Была гоночная трасса — не стало гоночной трассы. Был хороший автодром — теперь и его, считай, почти нет. А как с кем позаниматься, так негде. Как же так получается? — задумчиво проговорил Краснов.
Сквозь кустарник виднеются многоэтажки новых кварталов, которые не слышали шума гоночных автомобилей. Покрывается трещинами когда-то идеальный асфальт. Стынут затененные плиты памятника погибшему гонщику.
Мы едем дальше, к Заславлю, по трассе Н-9031.
От Копища и «Новой Боровой» начинается участок с обновленным покрытием, асфальт здесь хороший. А вот к разметке у Краснова претензии.
— Вот едешь по прямой, твоя полоса как бы и должна идти по прямой, а вместо этого ее как бы уводят направо, и вдруг она заканчивается — то есть нужно перестраиваться влево. Для чего провоцируют лишние перестроения? Почему нельзя аккуратно провести водителя, который просто едет прямо, никуда не сворачивая? — ворчит он.
На этом участке перекрестки уже сплошь обозначенные, но обычные, кругов нет.
— Хорошо бы, чтобы эта дорога была вся такая: с хорошим асфальтом, по две полосы в каждую сторону. Хотя, возможно, здесь не столько транспорта сейчас ездит, но на перспективу, — вслух размышляет наш водитель.
Пересечение с витебской трассой, но тут же съезжают и те, кому нужно выехать, к примеру, из «Новой Боровой» в город по Логойскому тракту. Перекресток бывает загруженным.
Возле ТЦ Expobel еще один непростой перекресток, хоть и со светофором.
— Когда здесь много машин стоит на стрелку, то проще проехать по прямой, там дальше развернуться, затем вернуться и повернуть направо, — делится опытом инструктор.
Следующее сложное место — развязка с МКАД. Дороги не пересекаются, но располагаются близко друг от друга, потоки здесь перераспределяются.
— В час пик, когда здесь много машин, выехать на трассу налево очень проблематично. Я однажды пытался — не смог! Пришлось поворачивать направо, искать место для разворота, возвращаться. А все почему? Потому что никто не хочет помочь. Вообще! А если еще на выезд кто-то несмелый стоит — это конец. Он всех боится, думает, как бы ему выехать, и все стоят вместе с ним. Помню, видел одного такого, хотел помочь, остановился. И бибикал, и руками махал — ничего не помогло: стоит — и все, — вспоминает преподаватель.
Вот и считайте: Минск, проспект Независимости, Копище и «Новая Боровая», выезд на трассу М3 и Логойский тракт, выезд на МКАД, выезды на мядельскую и молодечненскую трассы — это все автодорога местного значения Н-9031, полоса туда и полоса обратно.
— Мне вот кажется, что эта трасса загружена сильнее, чем та же М4 Минск — Могилев за развилкой на Гомель. Там-то машин почти нет, а здесь — полно, и это даже не час пик, — размышляет Краснов. — Причем трафик растет и растет. Раньше это была тихая спокойная дорога, люди на дачи ездили, а теперь — почти автострада.
Многие участки полотна обновили, это заметно. В целом асфальт, если не считать отрезка вначале, вполне нормального качества.
За Северным кладбищем подъезжаем к развязке с трассой Р58 (Минск — Калачи — Мядель), которая здесь организована через два круговых перекрестка, расположенных по обе стороны от путепровода, — именно это предлагает сделать Краснов в районе развязки с проспектом Независимости.
— Я на эти круги часто приезжаю заниматься с учениками, здесь классно: два круга на небольшом расстоянии, ты круг проехал, приехал на другой, проехал его — снова вернулся. Учишься при выезде смотреть за машинами, контролировать ситуацию, — отмечает ведущий рубрики. — Но у меня вопрос. Вот первый круг: зачем там аж три полосы? Там постоянно из-за этого конфликтные ситуации возникают: кто-то едет по средней полосе по кругу, а кто-то из левой крайней хочет съехать. Я считаю, что здесь хватило бы одного ряда: выехал на круг — уехал куда тебе надо.
Причем, что интересно, следующий круг заметно меньше, то есть они не сделаны под копирку.
— И на следующем кругу, хоть там и два ряда, конфликтов практически нет: потоки естественным образом распределяются, люди друг другу не мешают, — обращает внимание наш собеседник.
— И яма тут! Я эту яму знаю: сто лет тут езжу — и все сто лет она здесь есть, и такая же неудобная! — с досадой восклицает Краснов, отъезжая от круговых перекрестков.
Те, кто регулярно ездит по этой автодороге, знают, что, несмотря на видимое спокойствие, здесь встречаются те, кто любит придавить педаль сверх меры.
— И ГАИ здесь контроль ведет вполне серьезный: отслеживают скорость, отслеживают опасные обгоны. Причем не только стоят вдоль трассы, но и патрулируют на автомобиле в гражданском исполнении, — предупреждает инструктор.
Он, к слову, не в первый раз высказывается за активное использование скрытого контроля там, где это имеет смысл.
— Расположение камер фиксации водители быстро запоминают. А понимание того, что в любой момент из любой машины твое нарушение могут зафиксировать, — оно заставляет быть собраннее, просто так нарушать ты уже не станешь, — считает преподаватель.
Такая, казалось бы, маленькая трасса, но такая разнообразная.
— А какая она красивая здесь, особенно вблизи Минского моря. Едешь — и глаз радуется, — вместе с глазом радуется и Краснов. — Это, к слову, не так часто встречается. Многие большие трассы однообразны: едешь — все одно и то же. А здесь тебе и рельеф, и пейзажи, море вот Минское.
Больше других к живописным пейзажам тянутся велосипедисты, и их в этой части автодороги встречаешь очень часто. Причем видно, что это не просто так народ выехал покататься: тренируются спортсмены, тренируются всерьез любители — здесь проходит часть популярного маршрута вокруг Минского моря. Тем грустнее, что на Н-9031 для велодвижения нет, по сути, никаких условий, обочины асфальтированной и то не предусмотрено.
— Люди есть, по ПДД им разрешено ехать, но в реальности делать это опасно. И я видел на этой дороге ДТП с велосипедистами, причем массовое. Поэтому по крайней мере нормальная асфальтированная обочина здесь просто необходима. Еще лучше — параллельная велодорожка. Думаю, многие сказали бы спасибо, причем и велосипедисты, и водители. Но если это сложно — то хотя бы обочину, с ней будет безопаснее. И пешеходам пока идти здесь — это форменное издевательство. А в темноте как? Ужас просто, — подчеркивает Краснов.
— А вот расширять эту дорогу, возможно, и ни к чему. Даже учитывая то, что здесь и трактора встречаются, и прочие тихоходы. Но это и не скоростная трасса, скорость здесь увеличивать не стоит. 70 км/ч — и отлично. Спокойная удобная дорога, красота кругом. А хочешь лететь — поезжай на МКАД, — отмечает инструктор.
Хотя, безусловно, находятся те, кому не терпится и надо быстрее.
— Таких водителей сразу видно: нервничают, суетятся ради пары мгновений, рискуют. А какой смысл? Скоро уже Заславль, — вздыхает преподаватель.
Здесь, на 27-м км автодороги Н-9031, 14 мая 2002 года попал в аварию Владимир Мулявин, народный артист СССР, художественный руководитель вокально-инструментального ансамбля «Песняры». Он ехал с дачи в Лапоровичах на своем Mercedes.
Мулявин получил страшные травмы, включая перелом позвоночника. Он умер спустя 8 месяцев, 26 января 2003 года, в Москве, в Главном военном клиническом госпитале имени Бурденко.
Вот уже и Заславль. Такая небольшая, но такая разная трасса здесь заканчивается.
Кстати, проверено: время до Заславля одинаковое что по Н-9031, что через МКАД. Но по МКАД всего больше: километров, скорости, расхода горючего.
— Хорошая дорога, и не надо делать из нее скоростной автобан. Все, чего ей не хватает, — единообразия и какого-то разумного подхода. Нужен хороший асфальт, и не кусками, а на всем протяжении. Нужна толковая разметка. Нужны круговые перекрестки там, где они позволят решить существующие проблемы. И нужна толковая обочина. И тогда все здесь будет хорошо — при условии, что все будут соблюдать ПДД, — подводит итог Юрий Краснов.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by