С Сергеем Демицким мы познакомились во время съемки мотокупе Длотовского. Мужчина подъехал на блестящей свежеокрашенной «Яве», и известный белорусский популяризатор, с которым мы на тот момент общались, кивнул, мол, перед нами один из лучших реставраторов мотоциклов Jawa в стране. Выяснилось, что у Сергея больше десяти экземпляров этой марки в состоянии, кажется, лучшем, чем с завода. Побывали в мастерской энтузиаста и узнали, с чего началось его увлечение чехословацким брендом.
Гараж-мастерская — это чаще всего грязно, пыльно и хаотично. Но приехав на встречу с Сергеем, мы попали на ухоженный участок и в не менее ухоженное помещение для коллекции собственноручно восстановленных «Яв» на подземном этаже жилого здания. «Дом, к слову, я сам построил. Как минимум на 90%», — говорит Сергей и начинает экскурсию.
— Правильное хранение — это очень важно. У меня здесь даже зимой температура ниже 18 градусов не опускается. Знаю истории, когда человек восстанавливал-восстанавливал мотоцикл, а потом запирал его на зиму в неотапливаемом гараже рядом с грязной машиной, которая вся в «соли». Итог — кропотливо восстановленный байк спустя пару лет весь покрывался «жучками», — рассказывает коллекционер и демонстрирует: готовые Jawa хранятся в отдельной от основной части мастерской комнате, которая еще и закрывается роллетом.
Перед домом аккуратно выставлены три яркие «Явы». Две крайние слева на снимке (350-е модели) — это самые свежие проекты. Ближайший к нам мотоцикл на фотографии — победитель в номинации «Лучшая реставрация мотоцикла Jawa/CZ» на выставке «Кола часу 2024», что проходила в эти выходные.
— Делаю я все сам: от «капиталки» мотора до покраски и подготовки к хрому, — утверждает Сергей. — Две 350-е «Явы» осенью были окрашены, зимой я их потихоньку собирал, а весной перешел к финальным работам. Причем изначально я планировал восстановить только один мотоцикл (тот, что на фото ниже слева. — Прим. Onlíner), второй был куплен в качестве донора. Но наткнулся в интернете на первые «Явы» 1973 года выпуска, и они были вот в таком виде (справа на снимке. — Прим. Onlíner) — решил повторить.
Всего в коллекции у Сергея на данный момент около десяти восстановленных мотоциклов Jawa. Такое самозабвенное увлечение чехословацкими байками, как подсказывает опыт, передается наследственно: многие реставраторы начинали знакомство с техникой с отцовских или дедовских «Яв». Наш герой — не исключение.
— В первый раз я сел на мотоцикл в десятом классе, когда все знакомые ребята в деревне (жили мы в Сутоках) уже вовсю гоняли на байках. У отца как раз простаивала старая «Ява», и он наконец разрешил к ней подходить, — рассказывает коллекционер. — Помню, с братом и товарищем завели ее, но быстро поняли, что у мотоцикла много неисправностей. Не успев даже толком научиться ездить, мне пришлось приступить к разбору двигателя. Делал я это зимой прямо в гостиной, мать ругалась жутко! Советы по ремонту давал отец, соседи по деревне, а потом один знакомый дедушка мне книжечку с инструкциями по ремонту подарил.
При этом отец пообещал: «Закончишь этот мотоцикл — купим новый». Первую сессию в институте я сдал хорошо, и мне дали добро на байк. Это был конец 1989 — начало 1990 года: взять и купить мотоцикл было непросто. Сперва нужно было дождаться своей очереди на него. Помню, три месяца подряд я ездил в Зеленый Луг отмечаться (кто не приезжал — того вычеркивали из списка), иногда убегая с лекций. И вот 18 марта 1990 года я стал обладателем новой Jawa 638 в версии «Люкс».
«Ява 638 Люкс» появилась в 1985 году. Мотоцикл оборудовали 2-цилиндровым мотором объемом 343 куб. см и мощностью 26 л. с. Паспортная скорость находилась в пределах 120 км/ч.
— Стоил 638-й на тот момент 1100 рублей, — продолжает собеседник. — Я бы не сказал, что это были маленькие деньги, но мой отец тогда хорошо зарабатывал, трудясь на тракторе и комбайне. У него годовая зарплата была больше 5000 рублей. А я, подрабатывая у него помощником, в 1990 году за полтора месяца получил около 1000 рублей. Смог и шлем себе хороший позволить, и запчасти какие-то.
Сейчас тот самый мотоцикл стоит у меня в деревне, ждет своего времени. На нем я активно проездил до 1996 года. Потом пересел на родительскую машину, позже купил свою. Тут еще и дочка родилась — катал ее иногда, но потом стройка, дом, семья, и мотоциклы забросил.
Но активно читал автомобильные газеты. В какой-то момент мне на глаза попалась колонка про «Явы». Меня аж передернуло! Начал просматривать объявления и наткнулся на подходящий вариант. Посмотрев его вживую, подумал: «Была не была». Купил этот мотоцикл, потом второй… Третий байк меня продавец буквально упрашивал забрать: переживал, что приедут за ним какие-нибудь пацаны и добьют.
Не удивим, если скажем, что молодежи на таких «Явах» в свое время разбилось немало. Сергей подтверждает: знает истории, когда знакомые получали серьезные травмы с неисправимыми последствиями. Но сам мужчина признается, что после женитьбы и рождения детей желание лихачить отпало.
— А вот когда я учился в институте, мать порою ночами не спала… Был у меня одноклассник Юра — его отец разбился на «Иже» недалеко от нашей деревни. И так получилось, что этот Юра, отслужив и женившись, решил себе тоже купить «Иж». Вскоре он также попал в смертельную аварию, — вспоминает Сергей.
— Скажу честно: у меня в характере есть такая черта, которая не даст мне не ощутить все возможности мотоцикла. Поэтому я запретил себе покупать какие-либо мощные (японские, например) модели, — уверяет коллекционер.
Много времени занимает поиск хороших запчастей. За ними «явисты» ведут настоящую охоту.
— Да, задорого ту или иную деталь купить можно всегда, но хочется же найти качественный вариант по приемлемой цене. Поэтому иногда покупаю даже то, что пока не надо, но зато стоит дешево, — говорит Сергей. — Настоящая находка — когда внуки продают скопом за определенную сумму наследство, найденное в дедушкином гараже, не разбираясь, что вообще перед ними.
Когда ты регулярно разбираешь такое количество доноров, то запоминаешь, куда и как ставили какую-то определенную деталь. Так что никакими инструкциями из интернета я не пользуюсь. Но иногда на помощь приходят форумы, старые книжки и каталоги запчастей. Досконально изучаю фотографии с завода или те, что сделаны, когда мотоцикл был в максимально родном состоянии. Сейчас в интернете очень много снимков восстановленных байков, где большое количество несоответствий.
Я позволил себе лишь одно небольшое отступление от завода на парочке «Яв»: крепеж поставил из нержавейки. Дело в том, что родные болты были оцинкованы, со временем они мутнеют.
— А позволяете себе поставить не оригинал, а аналог? Или, как говорят, «заколхозить» какую-нибудь деталь.
— Ни в коем случае. К восстановлению мотоцикла всегда готовлюсь заранее, иногда за несколько лет до начала реставрации. Если все детали подобраны, то процесс занимает месяца два, но это если заниматься исключительно байком и не ходить на работу.
Проводя экскурсию по гаражу, Сергей признается: любимчиков в коллекции нет, но чем старше мотоцикл — тем он интереснее. Как, например, эта Jawa 354 1958—59 годов выпуска.
— Здесь очень много необычных деталей, которые неопытный глаз не увидит, — утверждает собеседник. — Например, замок зажигания организован в баке вместе с амперметром, который показывает заряд аккумулятора либо расход энергии. Мощность генератора в то время была небольшая, а тут ты видишь, заряжается во время езды АКБ или нет. Так что опция крайне полезная.
Головки цилиндра в этом мотоцикле — со вторым алюминиевым ребром. Это тоже очень старое решение. Карбюратор — с овальной поплавковой камерой и обогатителем, расположенным слева. Глушители у этой модели — в виде рыбок. Бардачки открываются нестандартным способом — кнопкой-отверткой. Сиденья выполнены в форме гитары, а задние фонари были металлическими.
Говоря о планах на будущее, Сергей признается, что, возможно, найдет для восстановления «Минск М-105» — это первый мотоцикл отца нашего героя. Но пока реставратору не попадались достойные варианты. Ближайшая перспектива, ожидающая своей очереди на восстановление в гараже, — CZ «на 19-х колесах», тот самый «люксовый» 638-й и экспортная Jawa «Калифорния», созданная для американского рынка. Так что, возможно, в скором времени мы увидим эти мотоциклы на предстоящих ретровыставках.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by