Можно будет поехать с велосипедом? Изучаем новый трамвай, который скоро будет ездить по Минску

08 июля 2024 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий

Можно будет поехать с велосипедом? Изучаем новый трамвай, который скоро будет ездить по Минску

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий

Надо признать, что система общественного транспорта в Минске развита на вполне приличном уровне. Расписание соблюдается, подвижной состав автобусов и троллейбусов полностью низкопольный. А вот трамваи пока особняком. Да, они тоже ходят по расписанию, но вот молодой маме с коляской в них самостоятельно не попасть: абсолютное большинство минских трамваев высокопольные. Конечно, ситуацию давно пора менять. И наконец-то лед тронулся. Уже объявлено, что до конца года столица получит два десятка новейших T811, которые изготовит BKM Holding. Что это будут за вагоны и в чем их особенности?

Минск станет не первым, не вторым и даже не третьим городом с такими трамваями. Все потому, что BKM T811 уже ездят по Самаре и Барнаулу, а буквально на днях первые такие вагоны получил Мозырь. Минские экземпляры еще даже не заложены в производство, но составить представление о машине вполне можно.

Небольшая предыстория

Кратко вспомним путь Минска к современным трамваям. Снимку ниже почти четверть века. По трамвайным путям главный проспект столицы пересекают РВЗ-6М2, вокруг них снуют такие «автолегенды Беларуси», как VW Passat B2, VW Golf II и III, виднеются также Audi 80 «бочка», 130-й ЗИЛ и даже «Запорожец». А что за необычный бежевый вагон между «рижанами»?

Да, когда самый первый экземпляр АКСМ-1М завода «Белкоммунмаш» вышел на линию в 2000 году, трамвай белорусского производства казался чем-то невероятным, почти из области космического кораблестроения — настолько новым это тогда выглядело. Сейчас именно эти вагоны — лицо трамвайного парка столицы. Их много, но им пора уступать дорогу молодым.

T811. Особенности

Вот он — T811 во всей красе. Дизайн вполне соответствует современным тенденциям — утюгообразность сейчас в моде у трамваестроителей всего мира.

Наружная обшивка кузова выполнена из стеклопластиковых панелей, устойчивых к коррозии. Производитель утверждает, что это позволит эксплуатировать трамвайный вагон не менее 30 лет. Дизайн выполнен в стиле троллейбусов и электробусов серии «Витовт». Однако дело здесь не только в преемственности, но и в том, чтобы в случае попадания пешехода под трамвай его отбрасывало в сторону и бедолага не оказывался под колесами.

А еще вытянутый нос трамвая — это прикрытие для основной части вагонной сцепки. Вот как это выглядит на первом мозырском трамвайном поезде:

Задняя маска по дизайну полностью копирует переднюю. Но фонари, естественно, другие. Еще понять, где у этого трамвая перед, можно по наличию стеклоочистителя: сзади его нет.

Помимо низкого пола важная особенность T811 — это четыре двери: одностворчатые спереди и сзади и две двустворчатые в базе между тележками. Ротация пассажиров будет проходить намного быстрее, чем сейчас в трамваях с высокими ступеньками и тремя дверными проемами. Дверная система оборудована звуковой и световой сигнализацией режимов движения створок, как на поездах третьей линии метро Минска. Есть система противозажимов и блокировок, чтобы исключить травмирование пассажиров.

Ключевые компоненты, в том числе электрооборудование и трамвайные тележки, — собственная разработка ВКМ Holding. Электронное и электрическое оснащение максимально унифицировано с аналогичным оборудованием выпускаемых заводом троллейбусов и электробусов. Для Минска, безусловно, это преимущество.

Собственным производством трамвайных тележек предприятие особенно гордится. Когда выпуск трамваев только начинали в нулевых, этот узел приходилось заказывать у сторонних поставщиков. А трамвайные тележки для низкопольников — более сложные. И их BKM Holding делает сам.

Паспортная пассажировместимость T811 — 159 человек. Мест для сидения — 35. Конечно, могут быть установлены системы кондиционирования и автоматического пожаротушения. Есть USB-разъемы для зарядки телефонов, Wi-Fi. Оснащение всеми этими благами зависит от заказчика. Точная комплектация минских вагонов пока не объявлена.

Новым для таких трамваев решением будут три сиденья в кормовой части салона. Обзор здесь «аквариумный». Вероятно, именно эти места будут наиболее любимы среди детей.

Есть и спорные моменты по компоновке сидений. Но, возможно, это только на первый взгляд. Когда вагоны поедут по Минску, тогда и сделаем более точные выводы.

Возле второй двери установлены аппарель и кнопка вызова водителя. Там же расположена просторная накопительная площадка, на которой одновременно могут разместиться человек в инвалидном кресле или мама/папа с детской коляской и пассажир с собакой или... велосипедом! Да, в техдокументации T811 предусмотрен держатель для фиксации такого вида транспорта. Другой вопрос в том, что сейчас перевозка велосипедов в салонах минского общественного транспорта запрещена, провозить их можно только в разобранном и упакованном виде. Причем правило введено не просто так: были случаи травмирования пассажиров незакрепленными велосипедами. Создатели трамвая подумали о спецфиксаторах, ведь потребность у велосипедистов иногда проехать в общественном транспорте, безусловно, есть. Надеемся, минские транспортники закажут эту опцию и правила со временем пересмотрят.

Коротко о кабине водителя. О чудо, там есть вешалки для верхней зимней одежды и предусмотрено место для хранения личных вещей и даже сумки с мелким инвентарем. Контроллер перенесен с пульта управления на подлокотник кресла трамвая. Ну а приборная панель — это несколько шагов вперед по сравнению с тем, что установлено в нынешних минских трамваях.

Ночная подсветка клавиш, конечно, уже давно привычная технология на современных троллейбусах и автобусах. Наконец-то она будет и у вагоновожатых.

В помощь водителю и система видеокамер. Утверждают, что мертвых зон по обзору трамвая теперь нет.


Таков в кратком изложении портрет нового трамвая, который появится в белорусской столице. В самое ближайшее время будут окончательно утверждены комплектация и схема окраски. После этого вагоны для Минска будут заложены в производство. До конца 2024 года ждем двадцать штук.

Кроме того, будут продолжены поставки в Мозырь, а в 2025-м вагоны модели T811 должен получить и Витебск.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by