Тот самый дождичек, который обрушился на Минск в четверг 18 июля и стал самым обильным ливнем за всю историю метеонаблюдений, натворил немало дел. Долго еще автомобилистам расхлебывать последствия. Машины в буквальном смысле тонули на улицах, вынуждая водителей залезать на крышу в ожидании помощи, или захлебывались водой в низинах, где их заставала стихия. Но даже на фоне всего этого потрясает судьба четырнадцати автомобилей, припаркованных на подземном уровне коворкинга Campus, что на улице Якуба Коласа. Видео из затопленного паркинга, опубликованное прибывшими туда спасателями, облетело все новостные ленты. Уже тогда было понятно, что у владельцев этих машин большие проблемы.
Еще раз публикуем то самое видео МЧС, чтобы восстановить атмосферу, которая была 18 июля 2024 года. Напомним, что сильнейший ливень начался еще в первой половине дня и продолжался довольно долго, затапливая преимущественно северо-восточную и восточную части столицы. Коворкинг Campus, расположенный вблизи пересечения улиц Якуба Коласа и Волгоградской, оказался практически в эпицентре.
А тут еще особенности расположения: въезд на паркинг находится на углу здания, у перекрестка двух дорог, каждая из которых имеет уклон. Вся вода с прилегающих улиц в два потока стекала в этот паркинг, будто в ливневку. Автомобили, оставленные там с утра, оказались в ловушке.
Основная проблема заключалась в том, что никто попросту не ожидал, что подобное может случиться.
— Мы здесь работаем больше года, никогда ничего подобного не было. Всегда ливневка справлялась, все было нормально, — рассказывает Надежда, чей автомобиль в числе тех четырнадцати утонул в паркинге Campus.
Многие легко вспомнят тот день. Пошел дождь. Очень быстро стало понятно, что дождь сильный. Однако мало кто мог поверить, что настолько мощный ливень будет продолжаться долго, — казалось, все вот-вот закончится. Но «вот-вот» складывалось в минуты, а спустя каких-то полчаса последствия уже были необратимыми.
— Когда стало понятно, что все серьезно, машину из паркинга забрать уже было невозможно. И когда я пришла — все было очень плохо. Оставалось, как и многим, с ужасом наблюдать, как прибывает вода, — вспоминает собеседница.
А что еще было делать? Заводить двигатель в такой ситуации — большая ошибка. Поэтому, не имея альтернативы, автовладельцы бездействовали.
Прибыли расчеты МЧС, стали откачивать воду. Надежда говорит, что спасатели работали практически до полуночи. Автомобили никто забрать не мог, люди ушли домой, оставив оценку последствий на утро.
— Когда мы приехали на следующее утро, в паркинге была сплошная грязь. Народ стал вызывать эвакуаторы, машины по одной начали вытаскивать, — рассказывает женщина, указывая на въезд в паркинг. Теперь там пусто, идут восстановительные работы.
Эвакуаторы не могли въехать внутрь и погрузить машины, поэтому каждую приходилось вытаскивать лебедкой.
— Я знаю среднюю цену на эвакуацию в городе — 100 рублей. Когда мы потом общались с автовладельцами, то люди рассказывали, что машины с паркинга эвакуировали рублей за 300—350, в зависимости от того, где автомобиль был припаркован. Но мне «повезло» больше остальных, — говорит Надежда.
Минчанка вызвала эвакуатор. Приехавший мужчина не стал сразу называть стоимость своей работы, сказав так: «Потом посчитаем». Тут бы заподозрить неладное, но голова была занята совсем другими мыслями: куда везти машину, где ее смогут восстановить, сколько это будет стоить, что теперь вообще делать?
— С улицы Якуба Коласа мой автомобиль перевезли на улицу Ольшевского. Выгружаемся на СТО, эвакуаторщик выставляет мне счет в 700 рублей. У меня шок! Я говорю: «Почему вы сразу не назвали стоимость?» А он давай ругаться, говорить, что это нормальная стоимость. Ни на какие уступки так и не пошел. В итоге я заплатила — что еще оставалось? — собеседница разводит руками.
Дополнено
После публикации с нами связался читатель Дмитрий, он утверждает, что и был тем специалистом, который эвакуировал машину Надежды с паркинга.
— Да, мы выполнили работу, все сделали четко. Загрузили машину, хозяйка спросила: «Какая будет стоимость?» Я ответил: «Приеду на место — посчитаю». Приехали, я озвучил сумму в 700 рублей. Потому что мы работали в команде, колеса у автомобиля были заблокированы, то есть руль не крутился. После этого началось выяснение отношений: «А почему так дорого?» Но я работаю официально, мы платим налоги, работа стоила 700 рублей — какие к нам вопросы? — отметил собеседник.
В этой части обе версии сходятся. Несовпадение касается непосредственно оплаты услуги.
— Я не конфликтный человек. Я спросил: «Какую сумму вы готовы заплатить?» Договорились на 500 рублей по безналу, я составил договор-акт, потом это все переигралось на наличные. Но когда я приехал за оплатой на следующей неделе, мне вручили 350 рублей и поставили перед фактом: «Мы больше вам не заплатим». И на этом все. Я выдал акт выполненных работ, выдал чек на эти 350 рублей — у меня все по закону, мне проблемы не нужны, все это должно быть у хозяйки машины на руках, — утверждает Дмитрий. — В итоге несправедливая выходит история: она жалуется на цену в 700 рублей, но ведь по факту она столько не заплатила.
Мы попросили Надежду прокомментировать это утверждение.
— Человек не озвучил первоначально стоимость, потом поставил перед фактом, что ему должны 700 рублей. Потом кричал и скандалил, собирался отвезти мою машину обратно, говорил, что такие цены везде и он еще мало запросил. Когда его спросили, почему он с самого начала не озвучил цену, он стал доказывать, что его не спрашивали. Мы потом уточняли цену за эвакуацию из этого паркинга. Kia Rio, к примеру, эвакуировали другие специалисты за 350 рублей. А наш эвакуаторщик потом приезжал с нами ругаться. И когда ему сказали, что последует жалоба в соответствующие инстанции, он начал снижать стоимость, — отметила она.
И ведь это было только начало. Основная проблема — где теперь восстанавливать автомобиль?
— На первой СТО, куда я стала звонить, сразу отказались: «Мы с утопленными машинами не работаем». Кто-то посоветовал еще одну станцию, на улице Ольшевского. Большого выбора не было, я стала звонить туда. Приехали, а там целый комплекс станций. Мне сказали: «Хорошо, мы возьмемся», — вспоминает женщина. — В моем понимании, раз машина — «утопленник», за работу нужно приниматься оперативно, по крайней мере сразу там все просушивать, открывать салон, доставать сиденья и так далее. Но у специалистов с этой станции было свое видение.
Надежде повезло, что, во-первых, она живет неподалеку, а во-вторых, бегает по утрам. И вот во время пробежки она заметила, что ее автомобилем занимаются не так, как она ожидала.
— Прибегаю в субботу утром — машина стоит открытая. Прибегаю в воскресенье — все двери закрыты, хотя на улице жара. На СТО работал человек, я обратилась к нему. Но он отмахнулся, дескать, занимается другими авто, а за мое не отвечает. Я запереживала, ведь прошло уже столько времени. Можно было бы достать сиденья, чтобы они просыхали, открыть салон, чтобы он выветривался. Дозвонилась до собственника станции, а он поставил ультиматум: либо моим автомобилем занимаются так, как считают нужным, либо я увожу его на другую станцию. Что ж, такая вот клиентоориентированность, — отмечает собеседница.
Возможно, на СТО опасались, что за то время, пока машина будет стоять открытой, с ней что-то произойдет: территория никак не огорожена, пройти туда может любой.
— Но ведь можно было снять салон и оставить его в боксах, чтобы сиденья просыхали. Ничего этого не сделали. В воскресенье я сама открыла машину, и мы с сыном по очереди дежурили возле нее, а в понедельник я перевезла авто на другую станцию, — рассказывает женщина. — Причем когда я открыла салон, там уже стоял такой запах, что не передать. Передние сиденья с пятницы кое-как просохли, а задние, которые никто даже не изволил разложить, были абсолютно мокрыми. Все было в грязи, в каких-то ветках, в семенах с дороги. Салон вместо своего родного цвета стал абсолютно коричневым. Когда я открыла нишу, где лежит запаска, то вылила оттуда два с половиной ведра воды. На первой станции никто этим почему-то не занимался, пока машина была у них.
Еще 100 рублей за эвакуатор. Однако впустую: на второй СТО согласились заняться техобслуживанием, заменить масло, проверить двигатель, но наотрез отказались возиться с проводкой и электроникой. Пришлось ехать на третью станцию — плюс 120 рублей за эвакуатор.
— Когда везли машину, я общалась с эвакуаторщиком, рассказала ему, как заплатила 700 рублей. Он за голову схватился! По его словам, когда машины из кюветов вытягивают с трудностями, то берут максимум двойную ставку. Ну пусть 250 рублей. Но не 700! — добавляет собеседница.
На третьей СТО автомобиль Надежды приняли со словами «Мы любим сложные случаи». Но гарантий никто не дает, и даже предварительную сумму ремонта не называют — все зависит от результатов диагностики.
— Мне очень сложно дается вся эта ситуация. Я на эту машину очень долго собирала деньги, купила ее всего два месяца назад, пригнала из Европы — и тут такое! Я с детьми осталась на какое-то время вообще без автомобиля, от станции пока никаких вестей. Говорят так: 50 на 50, оживет — не оживет. Но ободряют тем, что за все время только одну машину из «утопленников» им реанимировать не удалось, остальные случаи более или менее удачные, — вздыхает Надежда. — Во сколько обойдутся работы, я вообще не представляю. Гидроудар автомобиль не получил, но электрика... Мне сказали, что если компьютер «умер», то замена только его одного будет стоить порядка 10 000 рублей. А просушка? Я обращалась в одно место, но там мне назвали сумму в 1750 рублей — и это только за салон. Я как-то морально пока не готова к таким расходам.
Кстати, минчанка обращалась и на официальный сервис марки. По словам женщины, там ее даже не стали слушать.
И вот еще один нюанс: марку и модель машины наша собеседница называть отказалась.
— Меня уже предупредили, что психологический момент в любом случае останется. Я же знаю всю историю, знаю, что автомобиль — «утопленник». Как он поведет себя в будущем? Я буду бояться ездить. По крайней мере, куда-то за город — точно нет. Мало ли что случится, вдруг машина перестанет ехать. Поэтому часто от таких авто стремятся избавиться, даже если все вроде бы нормально. Видимо, и мне придется его продавать, — отмечает Надежда.
С учетом того, сколько автомобилей оказалось в той или иной степени подтоплено и в тот день, и в дни других сильных ливней в столице, есть вероятность, что на вторичке станут шарахаться от машин, выставленных на продажу минчанами.
Каско у Надежды не было.
— Я всегда думала, что у меня большой опыт и что я аккуратный водитель, поэтому лишние траты мне ни к чему, ведь сумма в год выходит значительная. Теперь не знаю. Если такая погода станет обычным явлением — нужно думать, как быть, — отмечает она.
Собеседница признается: сейчас она не думает о предъявлении претензий кому бы то ни было, о каких-то исках и тяжбах.
— Я даже не хочу сейчас углубляться в эту тему, я просто жду ответа от СТО: что будет с машиной, во сколько мне все это обойдется, — говорит женщина.
Рассказать о технической стороне проблемы утопленных машин мы попросили специалиста, руководителя сервисного центра «ДрайвМоторс» Игоря Снитко.
— Что бывает с автомобилем, который затопило? Что чаще всего выходит из строя?
— Все зависит от того, насколько глубоко автомобиль погрузился в воду, находился ли он в движении или был заглушен. К примеру, если автомобиль находился в движении, то высока вероятность выхода из строя двигателя. Понятно, что пострадают электрооборудование и салон. Если автомобиль стоял, не был заведен, то проблемы возникнут только у электроники и деталей интерьера.
— Что тяжелее ремонтировать, а что легче?
— Нет такого понятия, тяжелее или легче. Вопрос в экономической целесообразности. Если автомобиль находился в движении, в воздухозаборник попала вода и произошел гидроудар, то, скорее всего, ремонт двигателя будет дорогостоящим. Степень повреждения может быть такая, что мотор проще будет заменить, чем отремонтировать. Чем дороже машина, тем больше уйдет на запчасти и ремонт.
Если автомобиль стоял на месте, а уровень воды не поднялся выше порогов, то пострадают напольное покрытие, электрооборудование в зоне затопления, но не двигатель. Что-то можно просто просушить без замены. Устранить последствия можно своевременной разборкой и просушкой. Если сделать это с опозданием, то может появиться плесень. Потом это уже будет весьма сложно исправить. В итоге напольное покрытие, сиденья и подушки придется менять, чтобы избавиться от неприятного запаха и плесени.
— Что такое гидроудар?
— Как известно, двигатель работает на смеси топлива и воздуха. Горючее поступает из топливного бака, а воздух — из атмосферы. Последний сжимается, смешивается с топливом, за счет чего и обеспечивается полноценная работа двигателя. А вот вода не сжимается. И когда она вместо воздуха попадает в систему, то это может иметь необратимые последствия для двигателя. Крайне неприятные. Последствия гидроудара зависят от количества попавшей воды и частоты оборотов коленчатого вала двигателя.
— Современные машины защищены от гидроудара?
— Современные машины не рассчитаны на езду под водой. Есть специальные автомобили, которые оборудуют для переправы вброд. Это джип-триалы, где воздухозаборники выведены высоко.
— Что нужно сделать в первую очередь, если машину затопило?
— В первую очередь нужно снять клеммы с аккумулятора и обесточить систему. Потом следует максимально оперативно приступить к разборке и дефектовке, чтобы плесень не успела распространиться по салону. После этого стоит проверить состояние технических жидкостей. В зависимости от уровня затопления вода могла смешаться с маслом двигателя, попасть в коробку передач, раздаточную коробку и пр.
— А что не нужно делать?
— Главное, не терять время. Нужно незамедлительно приступить к устранению последствий. Большой ошибкой будет продолжать эксплуатировать машину. Даже если кажется, что ничего страшного не произошло: мол, сама просохнет. На самом деле это не так, особенно в нижней части автомобиля, где расположено множество блоков управления: под кузовом и подушками безопасности. Поначалу они могут работать нормально, но в дальнейшем пойдет окисление контактов, и вот тогда начнутся проблемы.
— Что делают профессионалы с точки зрения восстановительных процедур?
— К нам часто обращаются водители, попавшие в ливень. В сервисном центре мы быстро разбираем салон и просушиваем. Составляется перечень деталей, которые пострадали и которые необходимо заменить. Меняем все технические жидкости в автомобиле, чтобы исключить их смешивание с водой.
— Сколько стоит такой ремонт?
— Все зависит от того, насколько пострадал автомобиль. Если его достаточно разобрать, просушить и собрать обратно, то это до тысячи рублей. Если уровень затопления привел к тому, что какие-то детали попадают под замену (блоки управления или, что хуже всего, детали двигателя), то затраты будут гораздо выше. Но, повторюсь, все в руках водителя: если он быстро спохватился и позаботился об автомобиле, то негативных последствий и серьезных расходов можно избежать.
Ситуацию, в которой оказалась наша читательница Надежда, мы обсудили с юристом Татьяной Ревинской.
— Разрешение рассматриваемой ситуации зависит от вида страхования транспортного средства. При страховании по каско, как правило, можно рассчитывать на выплату страхового возмещения, поскольку такие случаи отнесены к непреодолимой силе. При обычной «автогражданке» (обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) такой ущерб, конечно, полностью не покроется, — отметила она.
Какие есть варианты? Владельцу транспортного средства следует обращаться к владельцу автостоянки. При этом необходимо знать, на каком законном основании автомобиль там находился. Например, для хранения транспортных средств организация может приобретать машино-места в собственность. Кроме того, хранение может осуществляться по договору, заключенному с владельцем автостоянки.
— Следует обратить внимание, что на владельца автостоянки возложен ряд обязанностей, которые регламентированы «Правилами организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими», утвержденными постановлением Совмина РБ от 05.01.2007 №9 (в редакции от 21.06.2011) (далее — Правила). Так, владелец автостоянки обязан, в частности, обеспечивать ее надлежащее техническое, технологическое и санитарно-гигиеническое состояние, — подчеркнула Татьяна Ревинская.
Она добавила, что пунктом 25 приведенных Правил регламентировано, что владелец автомобильной стоянки отвечает за утрату или повреждение транспортного средства, принятого на хранение, если не докажет, что утрата или повреждение произошли вследствие непреодолимой силы либо из-за свойств транспортного средства, о которых владелец автомобильной стоянки, принимая транспортное средство на хранение, не знал и не должен был знать, либо в результате умысла или грубой неосторожности владельца транспортного средства (хранение в транспортном средстве легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и предметов, постановка транспортного средства на хранение с неисправным электрооборудованием, течью горюче-смазочных материалов, разогрев двигателя открытым огнем и другое).
Вот пошаговая инструкция для тех, чей автомобиль затопило и кто намерен добиваться компенсации.
Первый шаг: вызвать сотрудников ГАИ.
Они зафиксируют случившееся, составят протокол, указав в нем видимые и возможные внутренние повреждения. Это база, которая позволяет зафиксировать то, при каких обстоятельствах был получен ущерб.
Второй шаг: обратиться в гидрометцентр за справкой об имевших место осадках.
Автовладелец собирает всю доступную ему информацию о произошедшем. Синоптики могут предоставить сведения относительно прошедшего ливня.
Третий шаг: провести техническую экспертизу повреждений транспортного средства.
Специалисты должны установить, какие именно повреждения получило транспортное средство в результате затопления. Это основа для калькуляции ущерба.
Четвертый шаг: составить претензию в адрес ответственной организации.
Автовладелец в письменном виде обращается с претензией в организацию, ответственную за обслуживание ливневой канализации, прикладывает все документы, перечисленные выше, и предлагает возместить полученный ущерб.
После этого возможны два варианта. Первый — организация соглашается с обоснованностью претензий и выплачивает ущерб (самостоятельно либо через страховую компанию, если ответственность на этот случай была застрахована). Второй — организация присылает отказ. В этом случае автовладелец может обращаться в суд.
— Рассчитывать на возмещение ущерба можно при наличии вины обслуживающей организации. При этом будут исследоваться и обстоятельства, освобождающие ответчика от ответственности. К числу таких обстоятельств относятся обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 372 Гражданского кодекса), — уточнила Татьяна Ревинская.
Стихийные природные явления считаются обстоятельствами непреодолимой силы, освобождающими лицо от ответственности, только при соответствии всем критериям, на которые имеется ссылка в п. 3 ст. 372 Гражданского кодекса. Речь о чрезвычайности и непредотвратимости при конкретных условиях.
Ну и несколько слов об эвакуации за 700 рублей.
— По общему правилу, тарифы на услуги устанавливаются юрлицами (самостоятельно или по согласованию с заказчиком), если в соответствии с законодательством в отношении таких услуг или работ не осуществляется государственное регулирование цен. Это правило применяется и к услугам по буксировке транспортных средств, — поясняет Татьяна Ревинская. — Цена на эти услуги, исходя из практики, обусловлена способом буксировки ТС, расстоянием, состоянием ТС и другими особенностями. Поэтому разумно договариваться о цене непосредственно перед заказом буксировки, а по факту — получить договор либо иной документ, подтверждающий факт оказания соответствующей услуги. При сомнении в достоверности цены всегда можно обратиться с претензией к лицу, оказывающему такую услугу, потребовать прейскурант и разобраться в сложившейся ситуации.
Четверг 18 июля для многих автовладельцев стал очень проблемным днем. Некоторые до сих пор восстанавливают свои машины. Расскажите нам, насколько это сложный процесс. Какую сумму вам пришлось потратить, как вы дальше собираетесь распоряжаться своим авто? Ждем ваши истории на pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by