КРАСНОВ

Чем неопасный «обочечник» отличается от опасного и нужно ли их блокировать? Краснов о самом раздражающем нарушении на МКАД

35 121
09 августа 2024 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Чем неопасный «обочечник» отличается от опасного и нужно ли их блокировать? Краснов о самом раздражающем нарушении на МКАД

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Движение по обочине — одно из самых раздражающих нарушений, которые можно заметить на МКАД. Поток стоит во всех полосах, водители нервничают, и вдруг находится кто-то, кто решается объехать остальных по обочине. Но ведь так нельзя! И праведному гневу очевидцев не бывает конца, так же, как и потоку видео от них. «Погодите, не спешите, — призывает Юрий Краснов, преподаватель и инструктор по вождению. — Не все те, кто едет по обочине, заслуживают безусловного осуждения». По его мнению, «обочечников» можно разделить на опасных и неопасных. Как отличить одних от других и как с ними быть?

Какой «обочечник» неопасный?

Проблема, конечно же, характерна не только для МКАД, но и для скоростных трасс, где есть обочины и иногда случаются заторы. Вот только на Минской кольцевой автодороге все усугубляется интенсивностью движения — невиданной больше нигде в масштабах всей страны. На кольце больше всего транспорта — как следствие, обстановка напряженнее, водители более нервные.

— Когда на МКАД образуются заторы, то находятся те, кто едет по обочине. И в целом — это только мое мнение — они не создают опасности, если едут спокойно, — рассудительно начинает Краснов. — Многие и вовсе съезжают на обочину, потому что у них скоро съезд — они не хотят стоять вместе со всеми, а пытаются чуть-чуть сэкономить время.

Многие вспомнят подобные случаи, но не многие готовы относиться к ним с холодной головой, как преподаватель Краснов. Ну на то он и преподаватель.

Правила дорожного движения:

Запрещается движение транспортных средств по обочинам (п. 84).

Кодекс об административных правонарушениях:

Нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части влечет наложение штрафа в размере от одной до пяти базовых величин (ч. 7 ст. 18.13).

— Я вообще за то, чтобы при заторовой ситуации разрешалось двигаться по обочине, как это принято в некоторых странах. И можно просто перенять чужой опыт, установить специальные табло, на которых в зависимости от ситуации меняются сигналы: движение по обочине либо запрещено, когда нет затора, либо разрешено, когда затор есть и в основных полосах транспорт застрял, — продолжает инструктор.

— Ладно, если это автобан, но ведь на обочинах наших дорог можно встретить и велосипедиста, и мопед, и гужевую повозку, — замечаем в ответ.

— И что? Будет велосипед — будем ехать за велосипедом, в чем проблема? — парирует ведущий рубрики.

— Главное, его вовремя увидеть, потому что при резком перестроении могут быть неожиданности.

— Так ведь это очень важный момент. В таких ситуациях, о которых я говорю, перестроение происходит на небольшой скорости, движение-то затруднено — пробка. Едет поток, все вынужденно снижают скорость. И потом некоторые товарищи начинают на этой небольшой скорости перестраиваться на обочину, убедившись, что для этого есть условия.

А какой — опасный?

С безопасными «обочечниками» понятно. Переходим к другой категории нарушителей.

— Бывает, едешь по МКАД, рядом с тобой машины в три полосы. И найдется тот, кто на скорости попытается всех опередить. И вот такой водитель — самый опасный. Причем иногда — очень редко — встречаются такие, которые выезжают на обочину и продолжают по ней ехать довольно долго, чтобы опередить побольше машин. Представь, какая у них скорость, представь, как они рискуют! И вот таких нужно наказывать ну очень жестко, — считает Краснов.

— Задаешься вопросом: что у человека в голове? Все едут, а он вырвался на обочину, будто это полоса для движения. Это такой вызов обществу?

Один из резонансных случаев — авария, которая произошла на МКАД 24 июня. Водитель Audi выехал на обочину, как решили очевидцы, для опережения. А на обочине стояла Renault. После столкновения пассажирку Renault, двух ее детей (пяти лет и семи месяцев), а также пассажирку Audi доставили в больницу.

— Вот такие аварии — очень показательные. К счастью, они единичные, — качает головой преподаватель. — Это в чистом виде неумение прогнозировать ситуацию, понимать обстановку кругом, оценивать риски. Ему в моменте пришла мысль — он поехал на обочину. Что тут скажешь? Есть водители, которые едут по дороге, но не видят этой дороги. Даже нарушать можно по-разному, нужно думать о последствиях.

Вот еще один похожий случай, на этот раз со слуцкой трассы. Две полосы, и не такой уж плотный трафик. Но водителю Ford хотелось ехать быстрее остальных. А на обочине стоял грузовик. Еще чуть-чуть — и закончилось бы все очень плохо.

— Я сам был очевидцем похожей ситуации. Еду в первой полосе, справа никаких полос нет. Передо мной едет машина. Я вижу вдалеке трактор, заранее перестраиваюсь влево. А эта машина так и едет в трактор, только в последний момент водитель пугается и резко перестраивается. То есть я еду за ним, но вижу трактор, планирую свои действия, а он едет впереди — и ни о чем таком не думает, действует только тогда, когда иначе — всё, еще секунда — и будет поздно, — удивляется Краснов. — Или аналогичная ситуация: я еду в правой полосе, впереди препятствие, я перестраиваюсь влево, а из левой полосы, чтобы меня опередить, водитель перестраивается вправо, туда, где препятствие. Ну и зачем? Нужно просчитывать ситуацию, думать на шаг вперед, оставлять себе место для маневра.

Видео на эту же тему опубликовал один из пользователей TikTok. Повезло, что на обочине никого не было, а то ведь можно было и не увидеть за трактором. Но тогда вопрос: ради чего так рисковать?

А ведь еще обочины, бывает, таят неприятные сюрпризы. Они зачастую могут быть грязнее основного полотна: песок, грязь, снег зимой, там может быть хуже покрытие. Что, если съезд туда на скорости приведет к заносу, к потере управления?

Может их того — заблокировать?

— Я бы не советовал никого блокировать. У меня позиция такая: если кто-то что-то нарушает — не нужно ему мешать. Вы спровоцируете конфликт, а это не добавляет безопасности на дорогах, — строго говорит инструктор.

Между тем примеров подобной блокировки немало, и зачастую она воспринимается остальными с энтузиазмом.

— Мы ведь уже определили, что есть неопасные «обочечники» и опасные, — напоминает Краснов. — Так вот в большинстве случаев, когда кого-то не пускают ехать по обочине, щемят именно безопасного «обочечника», который хочет доехать до ближайшего съезда. Почему это происходит? Люди щемят неопасных «обочечников», потому что их проще щемить. Но подсознательно они злятся на тех опасных, которых когда-либо видели. Другое дело, что такого попробуй защеми — он же летит на всех парах! Такие встречаются реже, но опасности создают больше.

И что тогда с ними делать?

— С нарушителями должны разбираться компетентные органы. Дело общественности — зафиксировать по возможности момент нарушения и сообщить о нем. Никто не имеет права заниматься на дороге самоуправством и пытаться наказывать других за их действия. Наблюдайте, анализируйте, фиксируйте и сообщайте. И думайте о безопасности. Потому что бывает так, что, пытаясь помешать кому-то нарушить, человек своими действиями провоцирует ДТП, — отмечает ведущий рубрики.

— Видите, что кто-то нарушает, — помогите ему по возможности сделать это безопасно. Ну а потом сообщите в ГАИ.

— Мы же видим нарушителя в моменте, мы не знаем, как он ехал до этого, как поедет после этого, что за мысли у него в голове. Когда человек нарушает правила, он хоть и понимает, что делает то, чего делать нельзя, но психологически считает, что у него есть на это основания. Опаздывает он или еще что-то — не важно. Он думает, что у него есть причина, какие-то обстоятельства, и все остальные должны это уважать. Поэтому когда кто-то начинает мешать, это воспринимается как враждебное действие, а тот, кто мешает, становится, по сути, врагом, — объясняет инструктор.

Краснов не раз прибегал к гипотезе, что за рулем психология людей меняется:

— Некоторые люди за рулем начинают вести себя как в дикой природе, на инстинктах, на рефлексах. Конкуренция, борьба за лидерство, борьба за место, программа статусности. Нужно учиться вести себя на дороге цивилизованно и сначала думать, а потом делать. А для этого нужно ехать спокойно. Проблемы начинаются тогда, когда не остается времени обдумать свои действия и решения принимаются спонтанно.

— Как решить проблему «обочечников»? Нужен жесткий контроль. Потому что иначе это не искоренить, — уверен преподаватель.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by