На днях информационное поле всполошил слух о том, что Литва собирается еще сильнее сократить число автобусных рейсов из Беларуси. На фоне ситуации на границе с многими часами ожидания перед пунктами пропуска многие посчитали, что ситуация резко ухудшится. Мы собрали ту информацию, которая есть на данный момент, чтобы проверить слухи.
По сути, очередную волну беспокойства подняла министр внутренних дел Литвы Агне Билотайте, заявив, что существует некий план по сокращению количества международных автобусных маршрутов между Литвой и Беларусью, и ответственность за это несет Минтранс балтийской страны.
— Есть план по сокращению автобусных маршрутов. За это отвечает Минтранс. Насколько я знаю, у них есть некоторые меры, чтобы остановить поток. Мы, в свою очередь, закрыли пограничные пункты пропуска, что сократило потоки, — приводит слова министра издание lrt.lt.
Однако перевозчики не спешат паниковать.
— Нет никакой новости, это новость февраля. Речь о решении Литвы, которое, по сути, реализуется с 1 марта этого года: число автобусных рейсов сокращают вдвое — с 58 до 29, — сообщил корреспонденту Onlíner наш источник, хорошо знакомый с ситуацией. — Как это устроено: есть разрешения, выданные перевозчикам на конкретные рейсы. Причем в таких разрешениях указан даже конкретный пункт пропуска на границе, через который должен следовать автобус. Эти разрешения выданы на определенный срок. И как поступила литовская сторона: она не отзывает выданные разрешения, а просто не продлевает те, у которых этот срок заканчивается. Перевозчик подает на продление — ему отказывают. Рейс, по сути, закрывается. В этой ситуации выигрывает тот, у кого действующее разрешение заканчивается позже.
На текущий момент Литва близка к заявленному сокращению автобусных рейсов. Пока их 35, в планах было дойти до 29.
— Что интересно, эти разрешения никак не учитывают, к примеру, факта закрытия пункта пропуска. Переход не действует, автобусы, разумеется, там не ездят, но разрешение, если у него не закончился срок действия, существует, — добавил наш собеседник.
Есть ли риск, что число автобусных рейсов будет снижаться и дальше, пройдя отметку в 29? Наперед никто не загадывает, но пока конкретики, которая бы указывала на это, нет. Об этом говорят своим СМИ и литовские чиновники.
Представитель Минтранса Литвы Станисловас Лингис сообщил, в частности, что плана по дальнейшему сокращению рейсов нет. Есть решение о сокращении автобусных рейсов в Беларусь вдвое, принятое несколько месяцев назад, — оно сейчас и реализуется.
— В настоящее время Минтранс отслеживает изменение пассажиропотока, и только при наличии достаточных статистических данных об изменившихся потоках можно будет найти решение. Эти потоки могут увеличиться из-за меньшего количества людей, путешествующих на легковых автомобилях. Пока мы не можем говорить о том, когда и насколько они увеличатся, — цитирует Станисловаса Лингиса lrt.lt.
Глава Вильнюсского предприятия пассажирских перевозок дальнего следования (TOKS) Арунас Индрашюс также утверждает, что не слышал о новых планах по сокращению рейсов в Беларусь.
— Новые разрешения не выдаются, а старые уже не продлеваются. Некоторые разрешения еще действительны, поэтому рейсы осуществляются, но через некоторое время будет заметное снижение. После мартовского решения многие перевозчики отказались от выполнения рейсов, срок действия разрешений истек, — говорит он.
Таким образом, ситуация остается сложной, причем проблема снижения числа автобусных рейсов характерна именно для литовского направления, в случаях с Латвией и Польшей дела обстоят получше. По крайней мере, пока. Другое дело, что многие белорусы выбирали Вильнюс в качестве места вылета, планируя свой отпуск или поездки по Европе. Столица Литвы существенно ближе к Минску, чем Варшава или Рига, а время ожидания в очереди на границе, как было принято считать, все же меньше, чем на единственном оставшемся пункте пропуска на польском направлении «Брест — Тересполь».
Впрочем, свежие новости с границы не радуют: 21 час добирался один из наших читателей из Минска в Вильнюс. «Пассажиры нервничали, многие закладывали на дорогу по 16 часов до самолета — билеты у них пропали. Кто-то пытался поменять. Получилось или нет — не знаю. Рядом с нами сидели женщина с мальчиком, собирались лететь куда-то на Ryanair. Не успели, их билеты сгорели. Говорят, были недорогие, но новых найти не смогли. Теперь им придется несколько дней пробыть в Вильнюсе, пока купят билеты и дождутся своего рейса», — рассказывал он.
Некоторое время пассажиры пользовались действенным, хоть порой затратным лайфхаком: приезжаешь к границе на одном автобусе, а затем ищешь возможность пересесть в другой, тот, что ближе в очереди. Лайфхак, похоже, больше не работает: проверками занимается Транспортная инспекция. Меры в отношении перевозчиков более чем серьезные: говорят, одного из них уже оштрафовали на 2 тыс. базовых величин за подсадку пассажиров.
— Сейчас пересечение границы — это в прямом смысле лотерея. И пассажирам нужно отдавать себе в этом отчет, планировать поездку, закладывая время с запасом. Это реальность, в которой мы сейчас существуем, опасно верить в то, что именно сегодня повезет, случится чудо и границу удастся, как когда-то давно, пройти за пару часов, — предупреждают люди, знакомые с ситуацией.
Наши источники опасаются, впрочем, что ситуация с пересечением границы ЕС может еще сильнее осложниться в скором времени по инициативе европейской стороны.
Читатель рассказал нам, как пересекал границу с Литвой на автобусе 4 августа.
— Пункт пропуска «Каменный Лог», мы приехали, стали в очередь, были 19-м автобусом. Еще через час за нами было еще 4 автобуса, то есть уже 23 в очереди. Но я нашел возможность пересесть вперед, поэтому приехал относительно нормально. А мой автобус, судя по чату, приехал в Вильнюс спустя 26 часов после отправления из Минска, — сообщил собеседник.
Он добавил, что, по его наблюдениям, на контроль отправлялся один автобус в час.
— Выходит, если ты 20-й в очереди — это 20 часов ожидания, плюс время на обе таможни, плюс сама дорога. Контроль отнял у нас 4 часа, на литовской стороне был и рентген, и ручной досмотр. Но между погранпунктами не стояли: от белорусов сразу въехали к литовцам, — добавил читатель.
При этом на видео, которое он прислал, виден автобус транспортной инспекции, очевидно, что контроль проводился.
Для тех, кто планирует пересечь границу на автомобиле, ситуация не легче.
— До зоны ожидания очередь, на месте говорят, что за сутки Литва пропускает около 200 машин, а в зоне ожидания уже 300. И машин 150 стоят до этой зоны. Пытаться пройти это даже за сутки бесполезно, — считает еще один наш читатель.
Слухи противоречивые, кто-то рассказывает, что в выходные дни прошел границу с Литвой на автобусе за 2,5 часа. Но ситуация все равно остается сложной еще и потому, что билетов из Минска в Вильнюс, к примеру, на ближайшие дни не купить. По крайней мере, у самых крупных перевозчиков все распродано на дни вперед, нам не удалось найти ни одного билета на эту неделю. Понятно, что ситуация может оперативно меняться, кто-то в любой момент может сдать свои билеты, но суть ясна.
На это же жалуются наши читатели. Многие попадают в ловушку, не ожидая, что билет на автобус купить так сложно. Покупают билеты на самолет из Вильнюса, затем планируют поездку в Литву и видят, что все места в автобусах распроданы. Нам сообщают, что ничего свободного нет до двадцатых чисел августа, люди бьют тревогу в профильных чатах.
Вместе с тем есть и свои лайфхаки, позволяющие обойти сложности с поездкой в Литву. Одним из способов с корреспондентом Onlíner поделился наш читатель.
— Все, что нужно, — купить билет на любой из поездов из Минска до Калининграда. Едем до станции Чернышевское — это на самой границе Калининградской области с Литвой. Время в пути — 8,5 часа. И это фактическое время, все всегда по расписанию и без опозданий, — отметил он. — Выходите из поезда, и вы, по сути, уже на границе. Причем границу с Литвой там можно перейти даже пешком, никаких очередей нет. Из Кибартая в Каунас или Вильнюс можно уехать на электричке или на такси.
А ведь есть и автобусное сообщение между Калиниградом и Вильнюсом, Варшавой, Гданьском.
Причем, по слухам, раньше все было еще проще.
— По дороге поезд останавливается на станциях Кяна и Кибартай, где заходят литовские пограничники и мельком проверяют паспорта. Время в пути от Минска до Кяны всего — 3,5 часа. А Кяна находится всего в 25 км от Вильнюса. Так вот до 1 марта этого года там можно было выйти без проблем, просто поставив пограничника перед фактом и показав визу, или ВНЖ, или паспорт гражданина ЕС или безвизовой страны. А вот с 1 марта выход в Кяне разрешен только в исключительных случаях, — рассказывают в профильных чатах.
— Ехала этим маршрутом 7 августа с двумя маленьким детьми, двумя большими чемоданами и коляской. Заказала такси на вокзале Чернышевское, довезли за 300 руб. (3 евро) до КПП, прошли границу примерно за полчаса, из Кибартая до Вильнюса ехали на трансфере. Очень удобно, легко и быстро. До этого думала, что это сложный маршрут, на своем опыте убедилась в обратном. Главное, все хорошо организовать, — рассказала там же девушка.
Поезда из Минска в направлении Калининграда ходят ежедневно, билеты можно купить даже на сегодняшний, цена плацкарта — от 111 рублей.
Еще одна наша читательница оказалась в описанной ситуации: билет на самолет из Вильнюса есть, а билет на автобус из Минска в Вильнюс не купить. и сроки поджимают.
— Что оставалось делать? Села на мотоцикл, поехала на границу. Очередь у мотоциклов отдельная, поэтому, к счастью, успела вовремя. Единственный нюанс — много багажа с собой на мотоцикле не увезешь, ехала с одним рюкзаком, — рассказала она корреспонденту Onlíner.
Сегодня, 12 августа, Государственный пограничный комитет сообщил о том, что за выходные дни очередь легкового транспорта на въезд в ЕС увеличилась.
— Около 800 легковых авто ожидают въезда в ЕС. За выходные дни меньше всего транспорта проследовало на сопредельную территорию через польский погранпереход «Тересполь» («Брест») — 33% от нормы. По состоянию на 10:00 перед польским «Тересполем» («Брест») въезда в ЕС ожидают 79 автобусов, — рассказали в пограничном ведомстве.
Еще сложнее приходится водителям большегрузного транспорта.
— Колейка на границе Польша — Беларусь стоит без движения с 30 июля. Белорусские водители стоят в лесу, у многих заканчивается запасы еды, а до ближайшего магазина километры, отойти они не могут: вдруг пойдет долгожданное движение. «Левые» фуры едут день и ночь, а основная колейка стоит без движения. Впервые такой беспредел. Водители собирались, ходили по пешеходному переходу, пытаясь привлечь внимание полиции. Однажды сработало, колейка продвинулась примерно на 1—2 километра, дальше опять много дней без движения. Самое ужасное, что конца этой ситуации не видно, — рассказал один из наших читателей.
— Самый загруженный маршрут для фур в ЕС проходит через литовский пункт пропуска «Шальчининкай» («Бенякони»). Несмотря на существенное скопление транспорта, сопредельные контрольные службы с пятницы оформили 38% авто от нормы. Через погранпереход «Мядининкай» («Каменный Лог») на сопредельную территорию проследовало всего 14% большегрузов. Перед латвийским пунктом пропуска «Патерниеки» («Григоровщина») на въезд в Латвию скопилось более 580 единиц грузового транспорта. Сопредельная сторона за выходные дни приняла на свою территорию 47% авто, — проинформировали в ГПК.
Видео из «Тересполя» в выходные нам прислал читатель. По его словам, пограничники оформляли не более 1—2 автобусов каждые два часа.
Наш читатель Михаил рассказал корреспонденту Onlíner о своем опыте поездки в Ригу.
— Выехали из Минска 2 июля в 22:00 на автобусе «Минск — Вильнюс — Рига». Прибыли на белорусскую границу, перед нами было четыре автобуса. Отстояли, прошли проверку, заехали на литовскую сторону, впереди было два автобуса. Перед нами была пересменка, проверка началась только в 08:00. При проверке вещей, несмотря на то что мы пересекали Литву транзитом, меня и жену заставили выбросить алкоголь. Мы говорили, что едем транзитом в Ригу, что читали на сайте таможенной службы Литвы, что на транзит ограничения не распространяются, предлагали предъявить билеты — все бесполезно. Продуктов и сигарет у нас не было, все личные вещи провезти разрешили. Прибыли в Ригу 3 июля в 13:40 вместо 07:00 — все из-за границы. А вот обратно ехали 19 июля. На литовской стороне в очереди было два автобуса, на белорусской стороне — один. В Минск приехали с опозданием на 2 часа 15 минут, — сообщил он.
Мы продолжаем следить за ситуацией на границах. Какая история у вас? За сколько сейчас добираются до Вильнюса, Варшавы, Риги? Сколько времени лучше закладывать на дорогу, если планируете вылет из аэропорта? Насколько суров досмотр, что разрешают провезти, а что заставляют выбросить? Ждем ваши истории: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by