Мы продолжаем оценивать последствия ливня, который обрушился на Минск 18 июля и стал самым обильным за всю историю метеонаблюдений. Многие автовладельцы, чьи машины затопило, уже успели обратиться на СТО и услышать какие-то вердикты. Кто-то пошел за возмещением в страховые компании, остальным, похоже, придется самостоятельно справляться с непредвиденными расходами. И порядок цифр пугает.
Сначала подробности о последствиях затопления паркинга коворкинга Campus, расположенного вблизи пересечения улиц Якуба Коласа и Волгоградской. Напомним, мы рассказывали историю нашей читательницы Надежды, автомобиль которой как раз находился в этом паркинге в тот день.
В Белорусской ассоциации страховщиков сообщили: из 14 машин, находившихся на паркинге и утонувших там в тот день, только у одного автомобиля было оформленное каско. Соответственно, только один автовладелец может рассчитывать на страховые выплаты. И вот в этом случае рассматривается вопрос о возмещении тотального убытка, то есть машину могут признать погибшей. Напомним, это не означает, что ее в теории невозможно восстановить, но усилия и затраты на такое восстановление оцениваются специалистами как нецелесообразные.
Можно сделать соответствующие выводы. Паркинг одноуровневый, все авто находились примерно в одинаковых условиях.
Ну а что же с машиной нашей читательницы Надежды? Пока новости неутешительные.
— Сегодня звонила на СТО. Пока, конечно, говорить рано, но ответ такой: машине очень сильно досталось, все блоки окислены, главный компьютер пытаются реанимировать, но шансов очень мало, пока не получается. Будут оценивать целесообразность ремонта, так как пока видят, что, возможно, это будет ну очень дорого. Сказали, что в крайнем случае порекомендуют, кому можно отдать машину на разборку. Но пока за нее еще продолжают бороться, — рассказала корреспонденту Onlíner хозяйка машины.
Напомним, свой автомобиль Надежда купила всего два месяца назад.
В Белорусской ассоциации страховщиков оценили количество обращений в страховые компании страны по поводу причиненного ущерба в связи с неблагоприятными погодными условиями, наблюдавшимися в Беларуси в период 13—18 июля 2024 года. Это не только ливень в Минске 18 июля, но и последствия ураганного ветра, который фиксировался в разных регионах страны в указанные дни, а также града.
Так вот, после этого страховщикам поступило более 14 тыс. заявлений о причиненном ущербе. Среди пострадавших страхователей — как физические, так и юридические лица.
— Помимо обращений в части причинения ущерба домам, существенную часть обращений за страховой выплатой составляют случаи повреждения кузова и остекления транспортных средств градом, упавшими деревьями, ветками, посторонними предметами в результате шквалистого ветра, а также сильными осадками (затопления), — рассказали нам в ассоциации.
Пока там располагают такими цифрами (речь об обращениях страхователей за выплатой страхового возмещения по добровольному страхованию наземных транспортных средств (каско)): всего принято 788 обращений, из них 599 — повреждения, нанесенные градом, 28 — подтопления транспортных средств, 161 — упавшие на машины деревья и прочие предметы.
Что говорят специалисты о ремонте подтопленных автомобилей? С вопросами мы обратились к руководителю сервисного центра «ДрайвМоторс» Игорю Снитко.
По его словам, затраты на ремонт таких авто зависят от двух причин: как сильно автомобиль был затоплен и как долго водитель медлил с посещением сервисного центра. В большинстве случаев достаточно разобрать машину, просушить и заменить жидкости. Если все будет нормально, то стоимость такого ремонта составит около 1000 рублей.
— Если же требуется замена блоков управления или, хуже того, ремонт двигателя, то расходы станут гораздо больше. Многое, конечно, зависит от автомобиля: чем он дороже, тем выше стоимость запчастей. На нашей практике самые дорогие ремонты после летних ливней обошлись владельцам в 10—15 тыс. рублей. Но это скорее редкость. Если водитель сразу спохватился и вовремя привез автомобиль к нам, то затраты будут в десятки раз ниже. Но есть и те, кто тянет до последнего, — отмечает специалист.
Он предостерегает: самая большая ошибка — продолжать использовать затопленный автомобиль. Даже если он сам просохнет, вода вызовет процесс коррозии и окисления, что потом приведет к коротким замыканиям и выходу из строя электрооборудования. При этом автомобиль может какое-то время работать нормально, а потом вдруг посыплются проблемы.
Степень последствий можно оценить и самостоятельно: если авто при затоплении стояло, то пострадают электроника и детали интерьера, а если ехало, может выйти из строя двигатель. Попавшая в воздухозаборник вода приводит к гидроудару. Последствия бывают такими, что проще заменить мотор, чем ремонтировать.
Если автомобиль вдруг «хлебнул» воды, то эксперт советует действовать, как только сойдет потоп. Для начала нужно снять клеммы с аккумулятора и обесточить машину. Потом надо быстро приступить к разборке и сушке, чтобы плесень не успела расползтись по салону. Также стоит проверить состояние технических жидкостей: вода могла смешаться с маслом в двигателе, коробке передач или раздаточной коробке.
— Совет один: не тратьте время, а действуйте. Если можете сами — делайте сами, если нет — свяжитесь с сервисным центром. Когда к нам поступает такое авто, мы сразу же его разбираем, просушиваем, меняем необходимые детали и все технические жидкости, чтобы исключить смешивание их с водой. Время идет на часы: если отложить или понадеяться, что пронесет, могут выйти из строя важные компоненты или появится плесень. Конечно, все поправимо, но цена будет высока. Куда лучше сделать все вовремя и избежать последствий, — рекомендует Игорь Снитко.
Ранее ситуацию разбирала юрист Татьяна Ревинская.
— Разрешение рассматриваемой ситуации зависит от вида страхования транспортного средства. При страховании по каско, как правило, можно рассчитывать на выплату страхового возмещения, поскольку такие случаи отнесены к непреодолимой силе. При обычной «автогражданке» (обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) такой ущерб, конечно, полностью не покроется, — отметила она.
Но кое-что сделать все же можно. Вот пошаговая инструкция для тех, чей автомобиль затопило и кто намерен добиваться компенсации.
Первый шаг: вызвать сотрудников милиции.
Они зафиксируют случившееся, составят протокол, указав в нем видимые и возможные внутренние повреждения. Это база, которая позволяет зафиксировать то, при каких обстоятельствах был получен ущерб.
Второй шаг: обратиться в гидрометцентр за справкой об имевших место осадках.
Автовладелец собирает всю доступную ему информацию о произошедшем. Синоптики могут предоставить сведения относительно прошедшего ливня.
Третий шаг: провести техническую экспертизу повреждений транспортного средства.
Специалисты должны установить, какие именно повреждения получило транспортное средство в результате затопления. Это основа для калькуляции ущерба.
Четвертый шаг: составить претензию в адрес ответственной организации.
Автовладелец в письменном виде обращается с претензией в организацию, ответственную за обслуживание ливневой канализации, прикладывает все документы, перечисленные выше, и предлагает возместить полученный ущерб.
Четверг, 18 июля, для многих автовладельцев стал очень проблемным днем. Некоторые до сих пор восстанавливают свои машины. Расскажите нам, насколько это сложный процесс. Какую сумму вам пришлось потратить, как вы дальше собираетесь распоряжаться своим авто? Ждем ваши истории на почту pv@onliner.by или в Telegram.
Читайте также:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро