В Могилев мы отправлялись расширенным составом. Юрий Краснов и Виталий Жуковский, преподаватели, инструкторы по вождению, — смотреть город, в котором нечасто бывали прежде. Екатерина, девушка на мотоцикле, имеющая девять открытых категорий в водительском удостоверении и уже знакомая нашим читателям, вызвалась этот город показывать, ведь она родом из Могилева. Поехали! Мы продолжаем изучать дорожное движение в областных центрах страны и находить там лучшее, чему и Минск мог бы запросто поучиться.
Въезжаем в город и оказываемся на Минском шоссе. Пересечение с улицей Грюнвальдской — это большой круг с триумфальной аркой в центре.
— Здесь часто фотографируются свадьбы, хотя как попасть в центральную часть, я до сих пор не понимаю: переходов нет, — рассказывает Катя.
Этот круговой перекресток интересен нам еще и потому, что в конце июля здесь произошла примечательная авария: молодой водитель Peugeot, как отметили в ГАИ, слишком быстро заходил на круг, не справился с управлением и вылетел с дороги, машина врезалась в столб. Никто при этом не пострадал. Вот видео с камеры наблюдения.
— Некоторые сразу решили, что водитель собирался дрифтовать на кругу. Совсем не обязательно. Он просто чрезмерно разогнался на дуге. Круг-то с большим радиусом, и таких кругов в Могилеве предостаточно. Газанул, дернул рулем, машину понесло. А выйти из заноса сложно. Может, скользко было, может, на разметку попал или резина не совсем новая, — рассуждает Краснов.
На том самом столбе, куда врезался автомобиль, остались заметные повреждения.
— Предположу, если бы круг здесь был меньше, такого ДТП не случилось бы. Потому что чем больше круг, тем смелее водитель: ему кажется, что можно до бесконечности разгоняться. Поэтому если в городе очень большие круговые перекрестки, то и такие аварии там будут происходить время от времени, — считает ведущий рубрики.
Эта же проблема характерна для другого перекрестка, на пересечении улицы Космонавтов и проспекта 17 Сентября.
— Кстати, этот круг долгое время был особенным у нас, потому что на нем была второстепенная дорога: тем, кто ехал по кругу, нужно было уступать тем, кто выезжал на него, — рассказывает Катя.
— Необычно, — замечает инструктор. — Наверное, со стороны центра, по улице Космонавтов, был явно больший поток, чем с других направлений, и ему был отдан приоритет. Сейчас, предположу, машин стало больше и с других направлений и здесь пришли к стандартной и привычной всем схеме организации движения: круг — главная дорога. Это и хорошо. Представь: оттуда все еще главная, большинство машин хотят ехать налево, выскакивают на круг — у них же главная, — и тут на выезде загорается красный свет. И все остановились, круг заперт, проехать никто не может. Эта схема, когда круг — не главная дорога, тем и плоха: если машин много, движение может застопориться. Я однажды в Краснодаре видел такое кольцо: все со всех выездов выехали, друг в друга уперлись — и стоят.
Любопытно, как здесь было раньше. Круг-то большой, кто-нибудь тоже мог разогнаться сверх меры. И вдруг опа — нужно кому-то уступать. Будь готов, называется.
— Знак какой необычный: круг будто приплюснутый, — показывает Виталий Жуковский.
— Да, форма замысловатая. Но когда едешь по кругу, так это не воспринимаешь. Впрочем, для понимания такое четкое отображение на знаке — это плюс, — отмечает Юрий Краснов.
Еще обратила на себя внимания организация движения на четвертом выезде на этот круг, с Гаражного переулка.
— Вот! Светофор без стрелок — так и должно быть, — обрадовался преподаватель. — У нас в Минске пешеходные переходы зачастую находятся ближе к кругу, поэтому делают стрелку и основной всегда горит только красный, а загорается допсекция. И в Минске везде так, кроме разве что площади Бангалор и площади Богушевича, где теперь и зеленый свет загорается, потому что на кругу светофоры поставили. А здесь отдельно светофор и только потом знак «Уступить дорогу». И люди понимают, что светофор — это для регулирования на пешеходном переходе, а к перекрестку он отношения не имеет. В Минске же знаки вешают над светофором, и возникает нонсенс: регулируемый нерегулируемый перекресток.
Уже уезжая с этого перекрестка, удивляемся большущим островкам безопасности рядом с кругом.
— Это для ГАИ, — предположил Жуковский. — Становится экипаж и работает, проверяет проезжающий транспорт.
Что бросалось в глаза и в Бресте, и в Гродно, и вот теперь в Могилеве — на центральных улицах и проспектах вблизи остановок общественного транспорта вместо асфальта уложена брусчатка. Это кажется чудесным способом борьбы с той самой колейностью, которая появляется на таких участках каждое лето. В жаркую погоду заполненный автобус прибывает на остановку, затем уезжает, приезжает следующий — и так сто раз на дню. В результате в асфальте продавливаются колеи — образуется дефект. Каждый раз перекладывать асфальт сложно. Брусчатку переложить в каком-то смысле проще: снял верхний слой, утрамбовал подложку, уложил брусчатку заново. И выглядит симпатично. Даже удивительно, что столица не торопится перенимать опыт областных городов.
Зато с информированием пассажиров в Минске гораздо лучше. Катя показала нам так называемую умную остановку с информационным табло — по словам девушки, единственную во всем городе. Но она коллег-инструкторов не удивила: в столице поинформативнее будет.
— Ты, Катя, просто на общественном транспорте редко ездишь, — улыбнулся Краснов.
— Ну еще бы, когда все категории в правах открыты: выбор-то большой, — поддержал Жуковский.
Катаемся по Могилеву в свое удовольствие, Катя снова пообещала какой-то замысловатый перекресток.
— Хочу сказать, что хоть Могилев для меня — город почти незнакомый, я чувствую себя здесь комфортно, — отмечает ведущий рубрики. — И я понял почему: очень легко ориентироваться на дороге. Всегда понятно, какую полосу лучше занять, куда и откуда можно ехать, где лучше заранее перестроиться. И информативность очень хорошая. На светофорах они добавили светодиодную ленту, чтобы дополнительно привлечь внимание, знаки «Движение по полосе» установили не просто где-то сбоку, а для каждого ряда сверху, над головой, — точно не пропустишь. И вот мы едем, навигатор не включаем, но и не блуждаем, все здесь понятно интуитивно.
— Да, здесь нет такого, как в Минске, когда едешь и вдруг на тебе: что-то намудрили, надо разбираться. Тут никаких неожиданностей, все как будто известно заранее, — подтверждает Жуковский. — Припарковаться-то будет где? Куда мы едем-то?
— Не переживай, — успокаивает его девушка. — В Могилеве с парковкой полный порядок, причем даже в центре она, как правило, бесплатная. Только возле стадиона, насколько я знаю, придется заплатить.
— Ну ведь это роскошно! — воскликнул Краснов.
Решили прогуляться по главной пешеходной улице — Ленинской, припарковались неподалеку.
— А, ну теперь я понимаю, почему у них все хорошо с парковкой. Потому что они рационально подходят к пространству, каждый участок земли используют для дела. Смотри, вроде бы проезд, но та территория, которая для проезда не нужна, используется для парковки. В Минске бы закрасили да и все — езжай, ищи себе место где-то еще, — отмечает инструктор.
На пешеходной улице запрещено движение на велосипедах и самокатах. То же сделано, к примеру, в центральных минских парках.
— Я поддерживаю. Здесь люди ходят расслабленно, отдыхают, не за чем тут носиться, — соглашается преподаватель.
Тот самый перекресток, куда мы направлялись, — пересечение улиц Пионерской, Болдина и Комсомольской. Если подниматься к нему снизу, от реки, по улице Пионерской, то справа хорошо видна схема, но она-то и пугает больше всего.
— На Горгону Медузу похоже, — сравнил Жуковский. — Так все запутанно.
И вместе с Красновым они попытались изобразить, как именно все запутанно.
— Честно говоря, выглядит страшнее, чем есть на самом деле, — успокаивает ведущий рубрики. — Понятно, что здесь четыре направления, но ты идешь в подъем и дороги не видишь, а видишь знак и пугаешься. Сложность в том, чтобы быстро сориентироваться, схема не самая типичная. Хотя у местных проблем явно не возникает.
По сути это та же схема, которая реализована на пересечении проспекта Независимости и улицы Филимонова в Минске, если ехать со стороны улицы Калиновского. Только в Минске развязка двухуровневая, а в Могилеве уровень один. Чтобы повернуть налево, нужно сначала уйти направо.
В Могилеве, чтобы разгрузить от транспорта центр города, в этом году начали строить внутригородскую кольцевую магистраль. Она пройдет от пересечения улицы Королева с проспектом Мира и в итоге выйдет к перекрестку все того же проспекта с улицей Якубовского, по три ряда в каждом направлении. Рассчитывают, что внутренняя МКАД заберет на себя значительную часть автомобильного потока.
— Вот и в Минске делают что-то подобное, достраивая и замыкая транспортные кольца внутри города. Это правильно, незачем загонять все машины в центр, где они больше мешают, — отметил Краснов, разглядывая проект.
Выезд из Могилева на Буйничи, справа — мемориальный комплекс. Город закончился, есть знак, потом висит камера. На какую скорость она срабатывает — непонятно. По идее, должна на 90 км/ч, но Катя утверждает, что платила штраф.
— Здесь 60. На себе проверила, — утверждает она.
— Но это неправильно, — в один голос удивляются инструкторы. — Конец населенного пункта, следующий — Буйничи — еще не начался. Значит, от одного до другого — 90 км/ч. Если меньше — должен быть знак. Куда он делся? Ветром сдуло, пропал, испарился?
И ведь странное дело: навигатор тоже считает, что здесь можно ехать со скоростью 90 км/ч. А транспортный поток не разгоняется, едет 60.
— Я не хочу проверять, — смеется Краснов. — Возможно, чтобы не попасться здесь на скорость, нужно быть местным, а не только знать ПДД.
Наша поездка в Могилев завершается. У кого какие впечатления?
— Если выбирать, то в Минске мне сейчас комфортнее ездить, все-таки я уже много лет там живу. В Минске улицы шире, проспекты шире, а здесь мне не хватает пространства, кажется, что все очень медленно едут. Будет висеть камера на 60 — значит, в Минске будут ехать 70, а здесь станут оттормаживаться до 50. Для меня это непривычно, — делится своими мыслями Катя.
Жуковский в ответ стал защищать могилевских водителей.
— Мне показалось, что здесь ездят те, кто понял жизнь. Вот они едут по своим делам, не торопятся, дороги такие, что разобраться в них не сложно. Я видел много городов, и поведение приезжего типично в незнакомом городе: новая дорога, ты едешь медленно, боишься ошибиться. А здесь общий стиль вождения спокойный, ты не чувствуешь себя белой вороной: все сбалансированно, взвешенно и очень спокойно. А из этого вытекает общая безопасность, — считает он.
Краснов смотрит на город с высокого берега.
— Знаете, что заметил? Сколько мы здесь проехали — никто и никому не сигналил. Это показатель. Спокойный город, и водители спокойные: никто не устраивает разборок на дороге. Надо тебе ехать быстрее — езжай. А местные этого не делают, они поспокойнее. Даже торопыги — а они есть в любом городе — торопятся ровно до того момента, пока могут это делать, не создавая напряженности. Газую когда могу, а не могу — ну и ладно. Они действуют по ситуации, никто права не качает. То есть правила правилами, но если нужно, люди могут и по ситуации разобраться. В Минске с этим сложнее, — уверен ведущий рубрики.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by