Спецпроект

Главной минской велодорожке исполняется 15 лет. И это все еще лучший маршрут города

29 656
22 августа 2024 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
Спецпроект

Главной минской велодорожке исполняется 15 лет. И это все еще лучший маршрут города

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

В сентябре главная минская велодорожка отметит серьезную дату: 15 лет с момента открытия. Главная — название не вполне официальное, зато никому не нужно объяснять, о каком маршруте речь, сразу все понятно. Она одна такая во всем городе, да и во всей стране, если обобщать. Живописный маршрут от Дроздов до Чижовского водохранилища, преимущественно вдоль Свислочи, мимо столичных достопримечательностей, старого и нового города, с прекрасными панорамами и уединенными природными уголками, которые, к большому счастью, сохранились по-соседству с бетонными массивами. Захватив с собой наушники QCY AilyBuds Pro, мы отправляемся по этому маршруту. И будем считать не километры — их почти 27, — а годы, все 15, которые мы провели вместе.

Феноменальная

Действительно, то, что такой проект был реализован в Минске, и сегодня кажется феноменальным. Серьезная проработка маршрута, обустройство трассы с нуля вдоль берега, с несколькими пересечениями реки, с выездами в городские парки и природные зоны. Велодорожка прошивает город по диагонали, с северо-запада на юго-восток, с явным акцентом на экологичность. Это не заезд по тротуарам как придется, а многокилометровая тропа здоровья главным образом для велосипедистов.

Как это происходит обычно? Въезжаешь на велодорожку там, где ближе, и выбираешь, в какую сторону двинуть — на Чижовку или в Дрозды. Мы поступили иначе: начали наш заезд от кольца возле аквапарка «Лебяжий», чтобы закончить его на таком же кольце вблизи Чижовского водохранилища. Проедем велодорожку целиком.

Задержитесь на секунду и посмотрите по сторонам. Знакомый тоннель, справа шумит кольцевая, кругом зелень, стрекочет какая-то родня кузнечиков. Слева яркая громада аквапарка. Ее не было здесь, когда мы мчались по асфальту велодорожки 15 лет назад.

Небольшой отрезок в тени деревьев, и выезжаем на прямой и широкий проспект Победителей: велодорожка здесь идет параллельно проезжей части, почти не сворачивая. Рельеф очень дружелюбный, даже если вы только вспоминаете, как крутить педали. Рядом проезжают ребята на электросамокатах: они тоже появились недавно, ведь когда-то мы ездили по этому пути на велосипедах в одиночку. После этой мысли мы с велодорожкой почувствовали себя староватыми. Ладно, схлынуло, катим дальше, отмечая про себя здания, которые появились здесь в последнее время. Оказалось, что это значительная часть проспекта: раньше-то маршрут пролегал практически через голое поле, а теперь все кругом застроено.

Важные точки притяжения этих мест — АЗС на проспекте, а еще торговый центр почти там же. Оба места у велосипедистов культовые. Потому что катаешься — нужно перекусить. Сделать это вдоль всей велодорожки особо негде, причем как раньше, так и сейчас. А здесь — изобилие. На заправке предлагают достаточно разнообразное меню, а в торговом центре целый фуд-корт — выбирайте то, что по вкусу.

За чашкой кофе с сахарным ушком нахлынули воспоминания. Знакомство с велодорожкой началось те же 15 лет назад, наверное. Простой велосипед, и эйфория от преодоления 27 км за раз. Быстро втянулся: сделать велодорожку туда-сюда означало заниматься спортом по-настоящему. Два полных круга — это уже больше 100 км, можно было важничать перед родней и довольно улыбаться в ответ на удивленные возгласы.

Но велодорожка преподавала свою науку. Не поел — схлопнешься. Углеводы заканчивались обязательно, и долгое время этот момент оставался загадочным крушением мира: ты ехал, любовался пейзажами, потом незаметно для себя начинал вспоминать, что есть дома в холодильнике, фантазировал, что бы такого съесть по возвращении. А затем резко выключали свет: сил нет, воли нет, мотивации нет. Есть инстинкт: нужно что-то съесть, и для этого нет неподходящих средств — хоть ягоды в кустах собирай. Постепенно открылось, как предотвратить катастрофу: заезжаешь на перекус где-то на половине маршрута — и довольный крутишь педали дальше. На заправке, помнится, было вкуснейшее ризотто с курицей и базиликом. Или карбонара. Велосипедное меню — это всегда про опыт.

После Arena City велодорожка уходит влево, к футбольным полям, оставляя весь манящий маркетинг позади. Это нужно учитывать и по крайней мере запастись водой. Возле реки свежо, а деревья заботливо прячут велосипедистов в тень. Но важно не забывать пить: два глотка каждые 10—15 минут — и все будет хорошо.

Возраст асфальта во многих местах бросается в глаза, несмотря на косметические ухищрения. Впрочем, ехать это не мешает: даже шоссейные колеса легко «проглатывают» все неровности и стыки. Пока легко. Однако возникает опасение, что с годами ситуация будет только ухудшаться. Взять маршрут на Раубичи: он тоже крутой, но в три раза старше. И трясет там куда сильнее.

Ностальгическая

Велодорожка многим дала билет в велосипедную жизнь, по крайней мере на уровне важного увлечения. Здесь учились ездить быстрее, дальше, здесь впервые разменивали и 50, и 100 км и привыкали крутить педали постоянно, а не периодами с отдыхом. И оперившиеся птенцы оставляли родное гнездо, разлетаясь кто куда: одни — крутить педали по шоссе (вон они, уходят косяками по проспекту в направлении Минского моря), другие — маневрировать среди деревьев на скоростных спусках какой-нибудь пущи. Иные, как мы, не проезжали велодорожку из конца в конец вот уже лет десять и теперь катят, подмечая изменения и дивясь им.

Вот нарисовали шумовые полосы перед пешеходным переходом: логика понятна — привлечь внимание и одних, и других.


А вот и первый мост: уж сколько разговоров было про них — самые критикуемые участки всей велодорожки. Слишком крутые, слишком сложно проезжать. Но именно этот мост в районе проспекта Победителей все же самый удобный: хороший подъезд с обеих сторон, можно набрать скорость и по инерции заскочить наверх, а потом так же спуститься на прямой участок. Кажется, 10 лет назад этот подъем был куда круче.

Участок возле Mariott Hotel. И когда это Минск успел так застроиться? Кажется, и велодорожка появилась вчера-позавчера, а вот уже вокруг нее вырос новый город. Впрочем, хуже от этого не стало, просто диковатые места стали более упорядоченными, что ли, но зелени по-прежнему вдоволь, глаза радуются.

У этого участка возле отеля есть и своя грустная история. Здесь несколько лет назад произошло серьезное происшествие, велосипедист сбил пешехода. Дело дошло до суда и, несмотря на то, что велосипедист двигался по велодорожке, которая как бы не предназначена для пешего движения (рядом тротуар), именно велосипедиста признали виновным в инциденте. Тот случай мы описывали подробно.

И он — констатация факта: главная столичная велодорожка — это про велопрогулки, но не про спорт. Здесь нельзя ехать быстро, нельзя ехать рискованно. Слишком много слепых поворотов, слишком много народу рядом. И люди расслаблены, люди прогуливаются вдоль реки: кто-то катит детскую коляску, кто-то выгуливает пса, парочки держатся за ручки. Лучше бы им идти по тротуару и не выходить под колеса, но как есть — так есть. В разные годы это воспринималось по-разному, но теперь пришло смирение — такой уж у нас с велодорожкой возраст. Здесь можно тренировать выносливость, делая заход за заходом, объезжая всех, кому почему-то удобнее вышагивать там, где не следует. Конфликтовать не имеет смысла — мы все здесь ради удовольствия, так вот давайте не портить его ни себе, ни людям.

Изгиб влево повторяет русло реки. Юниоры несут к причалу байдарки — тренируются. Притормозите, эти суда довольно длинные, а другой возможности спустить их на воду нет.

Через парк Победы велодорожка бежит дальше. Здесь тоже всегда полно пешеходов, ходят они хаотично, за детьми часто не смотрят. Вся надежда на вас: будьте осторожны! Напряглись? Съезжайте в сторону, к скамейкам на набережной — самое время передохнуть немного, попить водички, поглядеть, как в реке отражаются белые пушистые облака. Такие же, как 10 или 15 лет назад.

 

Оживленная

Короткий выезд к проспекту, затем налево, за стелу, и ныряем под путепровод. Впереди — Немига. Только не торопитесь, успейте насладиться панорамой города.

Этот участок набережной всегда был сложным, если только вы не ездили здесь в совсем ранние, утренние часы. На ступенях вдоль велодорожки, тянущейся у кромки воды, тусуется молодежь, кто-то спрыгнет не вовремя, кто-то побежит не глядя — в общем, нужно ехать потише. За мостом по улице Богдановича установили знак-зеркало. Отличное решение: здесь было опасно, потому что вылетаешь с прямого участка, а за бетонной стеной кто-то спускается по лестнице. Теперь есть шанс друг друга заметить.

Нет больше больничных корпусов за рекой, зато появился большой железный пешеходный мост и Зыбицкая выглядит оживленной в любое время. Можете заскочить куда-то на кофеек. Дальше его можно и не найти.

Нам всегда были ближе заезды с утра пораньше, когда никого нет и только рыбаки сонно оборачиваются с берега. Но здесь, в районе «Журавинки», можно было встретить загулявших пешеходов и в рассветные часы. Они дружелюбные настолько, что хотят обняться. Поэтому руки лучше держать на тормозах. А в начале лета выпускники здесь встречают первый рассвет взрослой жизни.

Вечерами вдоль велодорожки гуляют парочки, шепчутся о чем-то своем. Так и случилось, что по сути самый спортивный маршрут в городе стал и одним из самых романтичных.

беспроводные наушники с микрофоном, вставные, портативные, полностью беспроводные (TWS), Bluetooth 5.3, 20-20000 Гц, быстрая зарядка, время работы 5.5 ч, с кейсом 30 ч, активное шумоподавление

Нужно пересечь улицу Янки Купалы и углубиться в парк. Этот участок учит смирению: тротуара параллельно велодорожке нет, и люди идут там, где могут. Пожалуйста, отнеситесь к этому с понимаем — это не так сложно, как кажется. И вообще, этот парк — волшебный. Приезжайте сюда в любое время, здесь не бывает ни удушливо жарко, ни слишком ветрено. Притормозите где-нибудь на тихой аллее, усядьтесь на скамеечку и посидите минут пять. Сами не заметите, как окажетесь в сказке: листва бросает узорчатую тень на густой травяной ковер, птички о чем-то поют с нижних ветвей, умные белочки подбегают совсем близко. Они будут рады сырым орехам, если такие у вас найдутся. Но и просто понаблюдать за пушистыми рыжими симпатягами в самом сердце большого города всегда забавно.

Еще один тоннель, и выезжаем к первой минской электростанции. Долгое время этот участок велодорожки был блокирован долгостроем, но теперь уже все в порядке. А ведь когда-то отсюда был виден проспект, и с проспекта, в свою очередь, можно было любоваться рекой и парком.

Парк, впрочем, проезжаем по самому краю. Начинается условно другая половина велодорожки. И это разделение чувствовалось всегда: в сторону Дроздов — это больше про город, а к Чижовке — это про природу.

Ухоженная

Река делает поворот вдоль улицы Пулихова к улице Ленина и устремляется мимо стадиона «Динамо» на горизонте. Кстати, здесь, в районе спортплощадок БГУ, всегда был один из самых проблемных участков. Мощные красивые деревья растут совсем близко к велодорожке и постоянно вздыбливают корнями асфальт. Но участок ремонтируется, это заметно, поэтому и сегодня здесь можно ехать почти без проблем.

Места здесь тихие, и тем удивительнее, что сюда регулярно приходят люди, которые прибираются за теми, кто по какой-то причине не смог сделать это самостоятельно.

Проезжаем один за другим два моста, оба сложноватые. Причем тот, что ближе к КЗ «Минск», возможно, самый сложный на маршруте. Прямо перед ним, в какую бы сторону вы ни ехали, велодорожка делает поворот под прямым углом. То есть не разгонишься, штурмовать подъем нужно с тихого хода, поэтому важно заранее облегчить передачу. Затем спуск — и снова прямой угол. Нужно придерживать тормоза, иначе рискуете не вписаться.

Второй мост чуть проще, но перед ним установлена табличка с предупреждением. А еще мы нашли настоящую стационарную аптечку, и в ней даже были бинт и пластырь — на всякий непредвиденный случай. Интересно, давно это здесь?

Чего нет, так это хоть каких-то точек, где можно купить воды или еды, — едем на том, чем запаслись до Немиги. И так было всегда. Плохо ли это, сказать сложно, в длительных заездах за городом быстро учишься заранее планировать свой рацион. Но, кажется, автомат с минералкой и шоколадными батончиками на одной из стоянок вдоль велодорожки пришелся бы кстати.

За улицей Аранской и железнодорожным мостом начинаются совсем тихие места. Участки частного сектора соседствуют с совсем необжитыми, хотя бросается в глаза то, как за эти годы выросла вверх улица Маяковского. Здешние берега — излюбленное место рыбаков: вот уж кто своими глазами видел все перемены.

Дамба с ее водопадом — еще одно место из хранилищ памяти.

Очень зеленый участок велодорожки вдоль Серебрянки на Шейпичи. Здесь новой застройки поменьше, хотя встречается. Но если приехать рано утром, на реке все так же можно увидеть семейство выдр или, к примеру, цаплю, которая терпеливо дожидается своего завтрака, вглядываясь в воду.

И только здесь, впервые за весь маршрут, встречаем две карты, которые дают хоть какое-то представление о локации. И это слабое место велодорожки, характерное для нее все эти годы, — навигация. Нужно хорошо знать город, чтобы понимать, куда свернуть в поисках кафе, магазина, туалета в конце концов, — никаких обозначений нет. Как нет и отсечек километража, а ведь многим было бы интересно иметь представление о том, сколько они проехали.

Еще несколько уклонов и тенистых зеленых тоннелей, и вот мы спускаем ко второму кольцу велодорожки. Рядом Чижовское водохранилище. Здесь есть несколько навесов, чтобы передохнуть, и даже стационарная ремонтная станция. Насоса нет, зато есть гаечные ключи, которые к современным велосипедам толком никуда и не приладишь — нужны шестигранники.

И тем не менее 27 км остались позади. Когда-то они давались сложнее, но и сегодня не потеряли своей притягательности. И мы беремся утверждать: это лучший велосипедный маршрут Минска вот уже 15 лет подряд. Единственный в своем роде.

Единственная

Много лет разлуки не изменили нашего мнения: главная велодорожка остается притягательной для всех, кто задумал велозаезд через город. Здесь красиво, места ухожены, асфальт все еще в хорошем состоянии, несмотря на возраст. Видно, что прилагаются значительные усилия для того, чтобы поддерживать этот маршрут в таком виде, и любой велосипедист, самокатчик или даже пешеход это оценят.

Но есть и от чего грустить. Например, от того, что этот феноменальный маршрут так и не разросся за прошедшие 15 лет, оставшись в границах тех 27 км, которые были открыты в далеком 2009-м. Как бы хотелось свернуть на каком-нибудь велоперекрестке и рвануть по такой же велодорожке, скажем, в направлении Цнянского водохранилища, вдоль Слепянской водной системы или, может быть, к Малиновке, а оттуда на Птичь.

Но это пожелание будто в письме Деду Морозу — настолько хороша эта велодорожка: бескомпромиссная, бесконфликтная (если умеете не вредничать почем зря), красивая. Хочется колесить и колесить по ней, открывая новые пейзажи, фотографируя великолепные панорамы.

Главная минская велодорожка каждый год совершает чудо, привлекая все новых людей, заставляя их садиться на велосипед, видеть красоту этого города. Чем обширнее будет сеть таких маршрутов, тем привлекательнее станет Минск, тем здоровее будем мы, катаясь из конца в конец на самом замечательном виде транспорта, работающем на самом чистом виде топлива — энтузиазме.


Партнер проекта — QCY

Открой для себя музыку без границ и лишнего шума вместе с QCY AilyBuds Pro!

• AilyBuds Pro адаптируются к вашему уху и динамически настраивают параметры для лучшей производительности ANC.

• Hi-Res Audio воспроизводит музыку с детализированным качеством звука.

• 6 микрофонов и алгоритм шумоподавления на основе ИИ изолируют ваш голос и обеспечивают четкие разговоры.

• 6 режимов прозрачности помогают оставаться в курсе событий вокруг.

• Одновременное подключение к двум устройствам благодаря Bluetooth 5.3 и мультипунктовому соединению.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «АйТи Дистрибуция», УНП 192275365.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by