КРАСНОВ

«Обгон — это не про ПДД, а про нашу ментальность». Краснов о самом опасном маневре

28 470
23 августа 2024 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
КРАСНОВ

«Обгон — это не про ПДД, а про нашу ментальность». Краснов о самом опасном маневре

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
Выигрывай AirPods 3 за покупки с доставкой Onlíner Prime

Когда кто-то вылетает на встречную в рискованной ситуации — боятся все. Он сам боится, потому что в лоб уже надвигается другая машина, а не прав он — зачем пошел на такой обгон? Боится тот, кто едет в своей полосе и видит, как в нее кто-то выскочил не глядя. Боятся все остальные, видя этих двоих и гадая, кого в случае чего засосет воронка событий. Обгон на трассе — самый рискованный, самый опасный маневр. Так почему же многие добровольно ставят все на карту, лишь бы оказаться впереди? Разбираемся вместе с Юрием Красновым, преподавателем, инструктором по вождению.

«Возникла почти традиция: нужно друг друга обгонять»

— Вот смотрите: типичная загородная дорога. Не «эмка», по одной полосе в каждую сторону, разрешенная скорость — 90 км/ч. Но это разрешенная, а безопасная зачастую меньше: 70—80 км/ч. Потому что есть закрытые повороты, где-то деревья растут близко к обочине, закрывая обзор, ну и все прочие риски, — мы уехали вместе с Красновым за город, как раз на такую дорогу. — Но всегда находится тот, кто даже здесь хочет ехать с разрешенной скоростью плюс 10 км/ч — торопятся наши люди. И возникла почти традиция: все пытаются друг друга обогнать. Нет такого, что все едут с разрешенной скоростью, аккуратно, один за другим и никто ничего друг от друга не хочет. Нет!

Конечно, под эти слова нас обогнали. Конечно, кто-то на BMW.

— Есть, разумеется, спокойные водители: они едут аккуратно, даже медленнее разрешенного, и никого не обгоняют. Зато их все обгоняют, — будто не замечая, продолжает инструктор.

— На скоростных трассах доходит до смешного: обгоняют и того, кто едет с разрешенной скоростью, и того, кто сам превышает. Как будто это автобан и никаких лимитов нет: всегда найдется тот, кому нужно ехать быстрее.

Этот же парадокс можно наблюдать в левой полосе МКАД. Разрешенная скорость — 100 км/ч и то не везде. Но с какой бы скоростью вы ни ехали, рано или поздно кто-то сядет на хвост и моргнет фарами — ему нужно еще быстрее. На МКАД хотя бы выехать на встречную нельзя, а вот на загородных трассах ничто этому зачастую не препятствует.

— И сложился стереотип: раз обгон разрешен — значит, надо обогнать. А то, что ты скорость при этом превышаешь, — это как бы не считается. Раньше, когда больше сотрудников ГАИ стояло вдоль дорог с ручными радарами, нарушители чаще попадались, их хотя бы штрафовали, — вспоминает преподаватель.

— Есть важный момент: когда идешь на обгон, твоя скорость должна быть существенно выше, чем у того, кого ты обгоняешь.

— А как быть, если тот, кого обгоняешь, и так едет с предельно разрешенной скоростью?

— Незачем его обгонять. Вы и так быстро едете, быстрее — запрещено. Но у нас есть водители, которые не обращают на это внимания.

Подытожим: очень часто обгоны совершают те водители, которые хотят ехать быстро, не всегда считаясь с установленными ограничениями скорости.

— Это что-то про адреналиновую зависимость. Узкая дорога, закрытые повороты. А ты летишь со скоростью 130 км/ч при разрешенной 90 км/ч. Экстремально. Но дело не только в том, можешь ли ты оставаться на траектории и вписываться в повороты. Риски огромные. Начать хотя бы с диких животных, которые внезапно могут появиться из ниоткуда. Все же знают, насколько страшными могут быть последствия при наезде на лося, — отмечает ведущий рубрики.

Логика простая: чем выше скорость, тем меньше времени на реакцию. А обгон — это заведомо рискованная ситуация, когда ошибка может стоить неоценимо дорого.

— Стандартная ситуация: водитель едет в подъем, не видит, что там на встречной полосе, но идет на обгон. А ему в лоб машина. И что делать? — Краснов ставит вопрос ребром. — Другая ситуация: один идет на обгон, а другой поворачивает с прилегающей дороги направо. И оба не ожидали друг друга увидеть, не рассчитывали просто. Люди, которые поворачивают на такую дорогу, даже не думают о том, что нужно не только смотреть, чтобы машин не было там, куда ты поворачиваешь, но и держать в голове, что кто-то внезапно может пойти на обгон и выехать тебе в лоб.

Советы инструктора: как обгонять самому и как дать обогнать другому?

Никто не говорит, что обгон — это всегда плохо. Есть ситуации, когда обгон — логичное и разумное действие. К примеру, когда на трассе встречаются тихоходы, трактор какой-нибудь: не станешь же за ним плестись всю дорогу. Вопрос в том, что обгон должен быть оправдан и выполняться безопасно, в том месте, где это разрешено.

— Трактор — вообще один из опаснейших объектов на трассе. Он медленный, иногда едет поперек, медленно поворачивает или, когда его обгоняют, вдруг начинает поворачивать налево — в поле поехал. Сколько таких ДТП было, — качает головой преподаватель.

— Как выбрать правильный момент, когда обгонять?

— Сзади не должно быть машин, которые хотят тебя обогнать, встречных тоже не должно быть, и нужно, чтобы хорошо просматривалась дорога. Близко приближаться не надо, иначе будет меньше обзорность. Хорошо тем, у кого мощный автомобиль с хорошим объемом двигателя. Сложнее, когда не так. У меня, к примеру, первая машина была «Жигули», объем — 1,1 литра. Если не смог обогнать с ходу — все, даже не пытайся. Едешь за грузовиком, и никаких шансов, пока не появится возможность не спеша, километра три, его обгонять.

Проезжаем знак «Обгон запрещен». А впереди грузовик — все, не успели его обогнать, вздохнули и едем следом.

— Такие знаки просто так не ставят, — строго говорит Краснов. — Хотя, я уверен, местные водители здесь бы пошли на обгон, участок довольно бесхитростный. Но мы не будем. Впрочем, бывают казусные моменты: где можно обгонять по ситуации — нельзя по ПДД, а где можно по ПДД — бывает, нельзя по ситуации. 

— Когда точно обгонять не стоит?

— В первую очередь еще раз проговорим, что требования знака выполнять нужно обязательно. Кроме того, нельзя идти на обгон при подъеме и на затяжных закрытых поворотах.

Не видишь — не выезжай, это одно из главных правил.

— Всегда ли легко оценить расстояние до встречной машины?

— Днем проще, особых проблем чаще всего не возникает. А ночью создается иллюзия, будто где-то далеко навстречу едут две машины. Хотя на самом деле это не две машины далеко, а одна и близко, просто у нее включен ближний свет и противотуманки. Поэтому ночью обгон всегда опаснее. Еще опасны перекрестки, и, подъезжая к ним, всегда нужно снижать скорость, в том числе и потому, что кто-то внезапно может выскочить в лоб. Вот и получается, что едешь по загородной трассе и смотришь в оба: контролируешь пешеходов, велосипедистов, гужевой транспорт и водителей, в том числе тех, кто обгоняет.

Преподаватель особо подчеркивает: мало уметь обгонять, нужно еще грамотно дать обогнать себя, если сложилась такая ситуация.

— Видим машину сзади — берем правее, когда он пошел на обгон, и отпускаем педаль газа. Надо человеку показать, что мы поможем ему себя опередить. Если вдруг этот человек не успевает завершить обгон, тем более нужно ему помочь. Не сигналить, не моргать фарами, не снимать видео, а помочь. Задача такая: если кто-то пошел на обгон и не успевает вернуться в свою полосу, нужно без задержки, мгновенно включать правый поворотник и уходить на обочину, то есть обеспечивать человеку возможность завершить обгон. Потому что если этого не сделать, будет авария, — предупреждает инструктор.

— В этой ситуации ты единственный, кто может среагировать и предотвратить ДТП. На тебе ответственность, — подчеркивает Краснов.

— Чаще всего тот, кто видит, что не успевает завершить обгон, пытается уйти еще левее, на встречную обочину. И тот, кто ехал навстречу, уворачивается туда же. В итоге на обочине они встречаются. Поэтому не нужно упорствовать, подумайте о безопасности и о том, как разъехаться.

Странная логика, или Так делать не нужно

— Бывает такая ситуация на трассах: едет машина, ее пытаются опередить, а эта машина начинает скорость увеличивать. И все считают, что это такое вот подлое поведение: ускориться, чтобы не дать себя обогнать, — рассказывает ведущий рубрики. — Я беседовал как-то с одним водителем, и он мне говорил так: «Когда меня обгоняют, я увеличиваю скорость, чтобы этот водитель увидел, что я разгоняюсь, значит, он станет разгоняться сильнее и быстрее меня обгонит». Логика странная, но представьте: есть те, кто так действует. Может, в автошколе что-то не рассказали или они сами чего-то недослышали. И придумали себе модель поведения, в которую сами же и поверили, создают теперь опасности на дороге.

Это неправильно: если ты ускоряешься, когда тебя обгоняют, ты создаешь проблему. Другой водитель не воспринимает это никак иначе: ты не хочешь дать себя обогнать.

— И если появится встречная машина, он будет тормозить и уходить за твою машину. И ты испугаешься, что будет авария, станешь тормозить. То есть ты помешал, когда тебя пытались обогнать, а потом помешал, когда попытка обгона не удалась. И такие ДТП случаются, — поясняет преподаватель.

Чего еще делать не нужно, так это замедляться еще до того, как кто-то вообще задумался о том, чтобы вас обогнать.

— Такое раздражает: я еду, впереди автомобиль. У меня скорость 90 км/ч. Я приближаюсь, но не хочу обгонять, еду на расстоянии 50 метров, меня все устраивает. Водитель видит меня в зеркале и почему-то начинает сбрасывать скорость. И мне приходится обгонять, хотя в планах этого не было. Нарушена коммуникация. Но я замечаю, когда занимаюсь с курсантами: они тоже это делают. Машину увидел — и сразу газ сбрасывает. То есть провоцирует человека на то, чтобы он обгонял, — говорит инструктор.

— А как вы относитесь к тем, кто съезжает на обочину, чтобы дать себя опередить или обогнать?

— Если это какой-то тихоход и водитель контролирует обстановку вокруг — это одно. Но если все и так едут с максимально разрешенной скоростью и при этом съезжают на обочину, чтобы пропустить того, кто слишком торопится, то мы возвращаемся к той же теме: зачем обгонять? Вы уже едете настолько быстро, насколько можно. И зря на некоторых трассах это не пресекли сразу, теперь это сделать сложнее, когда все привыкли. Из-за таких смещений на обочину возрастают риски ДТП с пешеходом, велосипедистом и так далее.

Еще один нелогичный, но типичный поступок на наших дорогах — стремиться обогнать во что бы то ни стало, а затем, оказавшись впереди, сбросить скорость.

— Вопрос: зачем ты обгонял? Так хотелось оказаться впереди? Или нет умения стабильно держать скорость без круиз-контроля? — недоумевает Краснов.

Водители грузовиков придумали такой способ информирования друг друга: горит правый указатель поворота — можно обгонять, горит левый — нельзя.

— Это исходит от правил дорожного движения: водителю запрещается выполнять обгон, если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения, подал сигнал левого поворота (п. 93.1). Но находятся те, кто идеи не понял, и поступает наоборот. Опять-таки странная логика. Но имейте в виду: если кто-то на трассе показал правый поворотник, а перекрестка рядом нет, это еще не значит, что вам подсказывают, дескать, можно обгонять. Я так однажды ехал за фурой: водитель включил правый поворотник. Я подумал, что можно обгонять, попытался, а там навстречу машины едут. Что такое? Оказалось, грузовик просто на обочину съезжал, водитель черешни захотел купить, — смеется преподаватель.

Все спорные моменты зачастую можно решить на уровне инженерных решений. К примеру, если ширина дороги не достаточна для организации движения в четыре полосы, можно сделать три и через определенное расстояние (километр-два) менять направление средней полосы. Это применяется в некоторых странах: водители знают, что скоро будет возможность опередить тихоходов, значит, нет нужды выезжать на встречную.

— Обгон — это очень часто не про ПДД, а про нашу ментальность, привычки. Но если кому-то хочется получить порцию адреналина, то есть много более безопасных способов. Дорога — не про это, она про взаимоуважение и взаимопомощь. Если об этом забывать — начинаются проблемы, — подвел итог Юрий Краснов.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by