КРАСНОВ

Бойтесь — лось идет. Такие аварии несут огромную угрозу, а обезопасить себя невозможно

15 134
27 сентября 2024 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Бойтесь — лось идет. Такие аварии несут огромную угрозу, а обезопасить себя невозможно

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Осень — во всех смыслах сложная пора для автомобилистов. Световой день становится короче, опасностей на дорогах больше, а за лето многие как-то расслабились. А тут еще лоси — у них период гона, вот и носятся где попало, выскакивают на дорогу, иной раз прямо на машину. Последствия таких аварий бывают непоправимыми. Можно ли что-то сделать, обезопасить себя, минимизировать риски? Об этом сегодня будем говорить с Юрием Красновым и Виталием Жуковским, преподавателями, инструкторами по вождению.

«Удар! Машина вся в дыму, подушки сработали»

Историю недавнего ДТП рассказывает наш читатель Максим.

— Это было на трассе недалеко от Мира, как ехать в сторону Новогрудка. Дорога идет вниз, я спокойно еду, где-то 80 км/ч. Время — 23:40, темнота. Навстречу мне едет машина, и вдруг с правой стороны выскакивает лось. Удар! Машина вся в дыму, подушки сработали, — говорит водитель.

— Где, говорите, случилось? Возле Мира? Я знаю те места, там лосей часто сбивают, — кивает головой Юрий Краснов. — И там же есть популяция оленей, своими глазами видел целое стадо.

Интересная особенность: опытные водители, которые часто выезжают за город, неплохо знакомы с фауной.

— Я скажу, что безопасность Opel — просто супер! Капот сработал как штора: лось не попал в салон. Я еще дернулся чуть влево — в общем, повезло. С женой ехал, она только вскрикнуть успела. Я говорю: «Жива?» Ничего же не видно: дым кругом. Но все нормально, можно сказать, отделались испугом, — продолжает Максим.

— Повезло, что лось относительно небольшой был, — пересматривая видео, отмечает Виталий Жуковский.

— Все равно это трудно описать: все будто замедляется в такие моменты — меня в 13 лет машина сбила, я запомнил это ощущение. Так и в этот раз: я просто вижу перед собой лосиную голову, его глаз, у меня нога машинально перемещается на педаль тормоза, а сделать все равно ничего не успеваешь. И заранее ничего не увидеть: свет фар встречной машины, и вдруг наперерез такое выскакивает, — качает головой рассказчик. — Я выхожу, смотрю на свой Opel. Как опытный человек, понимаю, что смотреть надо на стойки и на крышу: крыша ровная, а машина вся развалена.

— Что в такой ситуации можно сделать? — Краснов задумчив. — Ты, конечно, пытаешься, но только пытаешься: у тебя нет времени как-то повлиять на ситуацию. Я сколько роликов таких видел: едет машина, сначала в свете фар появляются нижние части конечностей — они светлее, а уже в следующее мгновение вся эта огромная туша прилетает в лобовое стекло.

— ГАИ приехала быстро, как и егеря. Они там на месте занялись процессом. Если бы на дороге был знак «Дикие животные» или я мог увидеть лося издалека — не знаю, как бы для меня все обернулось. А так — ко мне вопросов не было. Выдали справку о ДТП, но страховых выплат, конечно, никаких. Было бы каско — другое дело. Сотрудники на месте поддержали морально: главное, что все живы. Помогли машину оттолкать, — отмечает Максим.

— На мой взгляд, в подобном ДТП с лосем водитель никак не может быть виноват. И знак ничего не меняет. Водителя можно в чем-то обвинить разве что тогда, когда средь бела дня, имея возможность заранее увидеть лося, он ничего не предпринимает и его сбивает. Тут — да. А если в тебя лось выскакивает из темноты — что ты можешь сделать? — задается вопросом ведущий рубрики.

— Страха не осталось после этого происшествия? — спрашиваем у Максима.

— Даже удивительно, но вообще никакого. У меня есть опыт разных ситуаций, я давно за рулем, многое повидал. Наверное, таким меня уже не проймешь, — отвечает мужчина. — Я понимаю, что все обернулось не так плохо. Меня он задел по касательной, а вот если бы добежал до машины, которая ехала мне навстречу, то было бы лобовое и последствия могли быть куда жестче.

«Лось вышел там, где его никто не ждал»

Другой случай, мы недавно публиковали это видео. Девятого сентября наш читатель ехал на работу из Фаниполя в Минск, когда на дорогу внезапно выбежал лось. Мужчина понимал, что столкновение практически неизбежно, и в последний момент успел резко вывернуть руль вправо и лечь на коробку передач. Это, по его мнению, и спасло ему жизнь. Машина пострадала серьезно — треснуло лобовое стекло, крыша и капот оказались вмяты, но сам водитель отделался незначительными травмами.

Мы созвонились с этим человеком.

— Самое интересное, что лось вышел там, где его никто не ждал. Я езжу из Фаниполя в Минск каждый день. Лоси обычно появляются в районе «Дедовой корчмы» — там лес. А на месте моего ДТП вообще не понятно, откуда ему было взяться, — рассказывает он. — Повезло, что дернул руль вправо и лось попал в левую стойку. Правда, я боялся, что задену Lada Vesta, которую в тот момент опережал. Хотя тоже интересно: водитель этой машины от меня увернулся, но потом как ехал, так и поехал, хотя видел, что произошло. Не знаю, я бы не смог так уехать, точно бы остановился.

— Конечно, — подтверждает Краснов. — А вдруг человек серьезно пострадал в ДТП? Вдруг ему нужна помощь, хотя бы скорую вызвать? Просто так уехать, потому что тебя это не коснулось, — это неправильно.

— Тем более если бы этот лось не попал в мою машину, то как раз добежал бы до этой Vesta, — добавляет собеседник. — Ну да ладно. Вызвал ГАИ, из сельсовета приехало начальство. Ко мне вопросов не возникло. На память отдали рог, который я отбил этому лосю. 

— И снова я говорю, что водитель, каким бы хорошим он ни был, не может избежать такого наезда, если лось бежит по сути прямо в его машину. Нужна инфраструктура, которая бы исключала подобные ситуации, — задумчиво говорит ведущий рубрики.

«Животным нужна защита от машин. А водителям — от животных»

Жутковато от того, что описанные ДТП с участием лосей действительно можно считать вполне удачными — в том смысле, что люди остались живы и серьезно не пострадали. Зачастую все заканчивается куда трагичнее: гибелью или тяжелыми увечьями. Читатели Onlíner наверняка помнят историю мальчика Саши, который ехал в такси вместе со своей семьей, когда на трассе машина сбила лося. Ребенок, находившийся на переднем сиденье, получил переломы и защемление спинного мозга, оказался парализован: руки и плечи двигаются, а ноги — нет.

— Мы привыкли говорить о том, что животным нужна защита от машин. Но правда еще и в том, что водителям нужна защита от животных. Мы уже сказали о том, что подобных ДТП (а случаются они главным образом либо в сумерках, либо вообще в темное время суток) избежать практически невозможно. То есть все сводится к воле случая: повезет или не повезет. Но так ведь быть не должно, — рассуждает Краснов.

Если ДТП нельзя предотвратить приемами управления автомобилем, значит, нужно исправить условия, которые делают возможным возникновение опасной ситуации.

— Самое простое — то, что мы видим на многих трассах после реконструкции: установка ограждений в тех местах, где дикие животные могут выйти на дорогу. Только важно, чтобы все было сделано как положено, потому что часто можно увидеть, что такой забор смят или проломлен на некоторых участках, может быть, машина в него влетела или еще что-то. Соответственно, свою функцию он выполнять уже не может. Где-то ворота открыты, где-то ограждение просто исчезает. И так посмотришь — вроде забор есть. А начнешь разбираться, и окажется, что у дикого зверя все равно есть масса возможностей пробраться за него, — отмечает преподаватель.

Кстати, установка ограждений вдоль трасс регламентируется законодательством. И местоположение определяют охотоведческие хозяйства, а не, к примеру, ГАИ или дорожники. В частности, на стадии предпроектной документации (то есть до строительства дороги) учитывают карты миграции зверей, натурные исследования, данные от охотхозяйств и ГАИ.

— А я помню, что лет 10—15 назад в стране активно обсуждалось новое эффективное решение, которое тогда собирались внедрять на наших дорогах. Технология «Волчий глаз», кажется. В Финляндии такое активно применяют, — рассказывает Жуковский. — Вдоль дороги устанавливаются столбики со специальной линзой. Туда попадает свет фар, и в сторону леса получается отсвет, который имитирует отсвет глаз волка. Дикие животные так это и воспринимают, инстинктивно замирая: кто же в здравом уме пойдет на волка? Машина проехала — глаза потухли, следующая едет — опять загорелись.

Действительно, в интернете сохранились упоминания этой системы применительно к белорусским дорогам, датированы они 2009 годом. Спустя столько времени нам не удалось найти факты, которые бы говорили о том, что технология нашла масштабное применение в нашей стране.

— А мне вспоминается книга Ильфа и Петрова «Одноэтажная Америка». Там был описан прием, который придумали фермеры. Вдоль дороги выкапывается глубокий овраг, который накрывается металлической сеткой. Животное заходит на эту сетку, начинается проваливаться ногами или лапами в дырки и пугается — отходит назад. Там этим способом препятствовали выходу крупнорогатого скота на проезжую часть, — припомнил Краснов.

Помолчали, раздумывая о том, что любой способ может быть хорошим, если он работает и реально применяется в значимом масштабе. Но как быть с влиянием прогресса на дикую природу? Пути миграции, гона тех же лосей и прочих лесных зверей — это важный элемент существования их видов.

— Вот поэтому важно, чтобы для животных были предусмотрены способы безопасного пересечения дороги. Чаще за границей я видел специальные мосты-переходы, обсаженные деревьями и кустами. Такие мосты стоят как раз на лосиных тропах, не вмешиваясь в природные процессы, но при этом решая проблему ДТП с участием диких зверей, — отмечает ведущий рубрики.

Мы едем по витебской трассе, по участку вблизи Логойска: он сейчас находится на реконструкции. Здесь создан необычный переход — специальный, для животных. Представляет он собой небольшой и достаточно широкий тоннель, в обе стороны от которого уже устанавливается ограждение. То есть выйти на дорогу в стороне от этого прохода вряд ли будет возможно, и у того же лося не останется другого варианта, кроме как идти там, где безопасно. Строительные работы еще ведутся, и будет любопытно узнать, каким этот тоннель окажется в итоге, станет ли он эффективным в той функции, ради которой создавался. В любом случае это попытка решить проблему.

— На безрыбье и рак рыба, как говорится. Здесь удобное место: низина с двух сторон от дороги. Если здесь действительно лосиная тропа — хорошо, возможно, лоси и будут переходить здесь дорогу. Кажется только, что таких переходов должно быть гораздо больше, тогда, возможно, мы действительно сможем говорить, что дорога обезопашена от выхода диких зверей, — размышляют инструкторы.

Что нужно делать, если случилось ДТП с диким животным?

Ранее ГАИ публиковала алгоритм действий, которого необходимо придерживаться участникам таких дорожно-транспортных происшествий.

— Одно из правил объезда внезапно появившихся на дороге животных — их нужно попытаться объехать сзади. Инстинкт и страх практически всегда гонят животное вперед. Поэтому, если видите бегущего наперерез лося, косулю, оленя, по возможности, отслеживая его траекторию и максимально снизив скорость, направляйте автомобиль в противоположную сторону от направления движения зверя. Разумеется, если это позволяет дорожная обстановка и нет встречных или попутных автомобилей, — советуют в Госавтоинспекции.

Водитель, являющийся участником дорожно-транспортного происшествия, обязан:

  • немедленно остановиться и не принимать мер по изменению положения транспортного средства, при участии которого совершено дорожно-транспортное происшествие, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, оставаться на месте дорожно-транспортного происшествия по возможности вне проезжей части дороги;
  • принять меры по оказанию необходимой помощи пострадавшему (пострадавшим) пассажирам, вызвать скорую медицинскую помощь, а если это невозможно, принять меры по доставке пострадавшего (пострадавших) в ближайшую организацию здравоохранения на одном или нескольких попутных транспортных средствах (при их отсутствии — доставить пострадавшего (пострадавших) на транспортном средстве, при участии которого совершено дорожно-транспортное происшествие).

Важно: нельзя подходить к дикому животному, так как в состоянии шока оно способно покалечить или даже убить того, кто приблизится.

Запрещается:

  • оставлять место дорожно-транспортного происшествия, перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к дорожно-транспортному происшествию, кроме случаев, указанных выше;
  • потреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества до прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
  • вскрывать тахограф без разрешения сотрудника ГАИ.

Особенности страхования

Если речь идет об «автогражданке», то ждать возмещения после таких ДТП не приходится, ведь застрахована ответственность водителя и потерпевшему в таком случае никто и ничего компенсировать не должен — лоси страховых взносов не платят.

Уже звучали предложения страховать ответственность лесных хозяйств — страхуются же дорожные службы на случай всевозможных происшествий. Но пока это не реализовано, хотя можно предположить, что страховые компании увидели бы в этом свои плюсы.

— Денежное возмещение на ремонт автомобиля возможно получить только при наличии каско либо договора комплексного внутреннего страхования, — отмечают юристы. — Договор комплексного внутреннего страхования включает в себя не только обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, но и добровольное страхование их имущества (транспортного средства) на случай причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия.

Но есть нюанс. Как поясняли корреспонденту Onlíner специалисты в страховых вопросах, в рассматриваемом случае, кроме страхователя, нужно еще лицо, имуществу которого также был нанесен вред, — это обязательное условие. Будь то наезд на дерево, на дорожное ограждение — и у того, и у другого определен вполне конкретный собственник, которого легко установить. В результате этот собственник сам получает страховую выплату (ответственность водителя), а автовладелец получает компенсацию ущерба, нанесенного имуществу (это особенность комплексного страхования).

Если заявлено только об ущербе, причиненном автомобилю, то комплексная страховка не действует, так как не выполнены обязательные условия. Выходит, страхователь сам же нанес ущерб своему же имуществу. Именно поэтому автовладелец может оказаться без страхового возмещения — ввиду того, что ни один из предполагаемых собственников дикого зверя не признает свои права на него.

При этом если в результате ДТП дикое животное погибло, а водитель признан виновным, то есть вероятность, что он обязан будет возместить ущерб от гибели сбитого животного (ст. 63 закона «О животном мире»). Сумма возмещения в зависимости от вида животного установлена в приложении 12 к указу президента от 24.06.2008 №348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде» (в редакции указа от 21.03.2018 №112). Но опять же: о повреждении объектов окружающей среды можно говорить лишь в том случае, если животное дикое и собственника у него нет.

Кстати, некоторые хозяйства разводят диких животных для охоты, маркируют их, и эти животные числятся на балансе соответствующей организации.

— В этом случае можно говорить о наличии у животного конкретного собственника, а значит — об основаниях для страховой выплаты, поскольку в республике на законодательном уровне существуют обязанности арендаторов земель (охотхозяйств) проводить комплекс мероприятий, направленных на содержание диких животных, в частности отвлечение диких копытных животных от излишних перемещений в направлении оживленных автомобильных дорог (постановление Минприроды №16 «Об установлении требований к содержанию и (или) разведению диких животных в неволе, а также иных требований по охране объектов животного мира»), — говорят юристы.

Госинспекция охраны животного и растительного мира при президенте Республики Беларусь является специально уполномоченным госорганом, осуществляющим контроль за охраной и использованием диких животных. Туда можно обратиться за информацией о принадлежности дикого животного, пострадавшего в ДТП.

«Обезопасить себя нельзя никак. Можно пытаться снизить риски»

Статистика говорит о том, что число ДТП с участием диких животных в Беларуси возрастает от года к году. Если в 2021-м было зарегистрировано 2978 таких фактов, то в 2022-м — уже 3012. В 2023-м случилось 3374 ДТП с участием охотничьих животных нормируемых видов, а за первые четыре месяца нынешнего года — 1040.

— Может ли водитель хоть что-то сделать, чтобы подстраховаться от встречи с диким животным на трассе?

— Обезопасить себя нельзя никак. Можно пытаться снизить риски, — считает Краснов. — Есть приемы, которые используют опытные водители, но это не гарантия, а лишь надежда на то, что это как-то поможет отвратить беду. Лося трудно заранее увидеть даже в светлое время суток: у него специфический окрас, природой так заложено, чтобы он не был заметен. Лось как в камуфляже: сливается с пейзажем на фоне кустов, деревьев, жухлой травы. И вот он прячется до последнего, а потом внезапно выпрыгивает на дорогу. В темноте что-то разглядеть практически нереально.

— Один из приемов — продолжительная подача звукового сигнала. Если видите, что поблизости нет других машин, и есть страх, что рядом дикие животные, можно подавать такой сигнал, например, раз в полминуты, с расчетом на то, что он отпугнет зверя, — продолжает инструктор. — Но это не панацея. Я бы вообще не сказал, что лоси особо пугливы: они появляются и на МКАД, где движение очень интенсивное, и в городе. Шум их особо не пугает.

Ученые рассказывали нам, что дикие животные появляются в городах по разным причинам. Обычно это попытка освоения новой территории из-за внутри- или межвидовой конкуренции. Плюс может быть период гона (спаривания), когда животные активно перемещаются в поисках партнера и могут случайно оказаться в неожиданных местах. Самцы начинают собирать гаремы, молодежь выгоняют, учащаются случаи дальнего перемещения животных. Это происходит в начале осени, как раз сейчас. Столь же рискованное время — конец весны, период рождения потомства: самки стараются найти укромные места для рождения телят, поэтому более активно передвигаются по территории.

— Когда есть возможность, в темное время суток я стараюсь ехать ближе к середине дороги, чтобы и справа и слева было пространство. Но и это не гарантия. Лось за один прыжок преодолевает огромное расстояние, поэтому не важно, где ты находишься на дороге, хоть по разделительной поезжай, — говорит ведущий рубрики.

Напомним, что кое-где на трассах можно увидеть знак 1.25 «Дикие животные», обозначающий участок дороги, проходящий по территории заповедников (охотничьих хозяйств, лесных массивов и т. п.), на котором возможно появление диких животных.

— Я уже говорил, что в моем понимании этот знак мало что меняет для водителя. Что делать, снижать скорость? Допустим, а до какого значения? Давайте тогда установим, с какой скоростью нужно ездить по загородным трассам в темное время суток. Но едва ли это само по себе поможет избегать ДТП с дикими животными, если они могут появиться на проезжей части. А вот последствия таких происшествий при низкой скорости действительно могут быть значительно легче, — считает Юрий Краснов.

— Хорошо бы по возможности вообще избегать ночных поездок за городом. Хотя, конечно, получается это не всегда. Поэтому во многом действительно приходится полагаться на удачу, — добавляет Виталий Жуковский.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by