Я хорошо помню, как впервые выехал на своей машине на дороги общего пользования. Меня переполняло чувство свободы, разбавленное щекотливым волнением. Моя жизнь в тот день разделилась на до и после. С тех пор прошло 14 лет. Я поменял семь личных автомобилей, проехал на сотнях тестовых машин, намотал тысячи километров по красивейшим дорогам Европы. И в какой-то момент произошло то, чего я боялся 14 лет: мне стало трудно ловить новые приятные ощущения от езды по дорогам общего пользования. Я наигрался в машинки. Неужели мой внутренний ребенок вырос? К счастью, мне все-таки удалось найти свой рецепт борьбы с инфляцией радости от вождения. Это мотоцикл! Я пересел на двухколесный транспорт, и теперь все по новой. Бабочки в животе, ощущение свободы, покорение красивых трасс. Приглашаю вас в свой первый сольный «дальняк». Это путешествие на 3000 километров на знаменитые трассы Румынии — Трансфэгэраш и Трансальпина.
Идея заехать на мотоцикле в Румынию возникла спонтанно. На горизонте замаячили большие выходные, и нужно было решать, чем заняться. Причем эти выходные нам с женой предстояло провести по отдельности. Слетать на пять дней в какую-нибудь Вену или Барселону? Скучно и дорого. Поехать на мотоцикле в Западную Европу, например в Германию? Уже веселее. Но все еще довольно дорого — попробуй найди жилье дешевле чем за 50 евро в сутки. И тут я вспомнил, что Румыния с этого года находится в Шенгенской зоне, а значит, туда можно без проблем заехать с шенгенской визой. Неужели я наконец побываю на трассах, о которых давно мечтал? Трансфэгэраш и Трансальпина — это две жирнейшие галочки в моем виш-листе.
Я достал блокнот и начал прикидывать. Цель крайне простая, хотя и амбициозная. Старт из Варшавы. На все про все — пять дней. Желательно заехать на обе трассы и вложиться в 500 долларов по курсу за всю поездку. А еще лучше — в 400 долларов. По поводу денег я не волновался: еду один, поэтому можно будет жить в очень скромных апартаментах. Готовить буду себе сам. В 500 долларов вложусь даже с учетом покупки подарков друзьям. А вот хватит ли мне пяти дней?
Трансфэгэраш (90 км) и Трансальпина (148 км) расположены в Румынских Карпатах примерно в 150 км друг от друга. Я бы не хотел в спешке проезжать эти трассы насквозь, поэтому на каждую из них я закладывал день (сама трасса плюс пару часов доехать до нее). Вот уже два дня. От Варшавы до ближайшего (северного) въезда на Трансфэгэраш — 1100 км. За день я столько не проеду, потому что этот путь лежит через бесконечную череду деревень Словакии и Венгрии, где средняя скорость хорошо если 70 км/ч. Получается два дня туда и два — обратно. И вот набежало шесть дней. А у меня пять выходных. Но не отказываться же мне от маленькой мечты из-за жалкого одного дня? Я решил стартануть в будний день перед выходными, сразу после работы. Так мне точно хватит времени. План есть, пора собирать вещи!
Чтобы сэкономить, я решил готовить самостоятельно так часто, как это будет возможно. Поэтому достал из машины походный газ, который мы обычно берем с собой в походы с палаткой. На моей Honda CL500 нет кофра, а это значит, объем багажа — слабое место в этом путешествии. К счастью, у меня нашлась компактная походная кастрюлька из Decathlon, в которую помещаются миска, горелка и раскладная вилка-ложка. Еще взял одежду на все дни, зарядки, камеру, дождевик, комплект для ремонта шин, средства гигиены и кое-что еще по мелочи. За три тысячи километров несколько раз придется смазать цепь, поэтому взял баллон со смазкой. Паспорт, кошелек, запасные ключи от байка. Кажется, ничего не забыл.
Специально для этого путешествия купил на скидке крохотный раскладной стульчик. Все это добро я планировал запихнуть в 25-литровую мотоциклетную сумку, которую специальными тросами креплю к пассажирскому месту на байке. Но вещей оказалось слишком много — пришлось паковать еще и рюкзак. Я знаю, какое это мучение — ехать целый день с тяжелым рюкзаком на плечах, поэтому закрепил его поверх сумки. Выглядит все это очень нестабильно, но за все три тысячи километров багаж не доставил мне хлопот. В первый день на всякий случай пристегивал этот импровизированный двухэтажный кофр к себе ремнем. Но потом понял, насколько глупой была эта идея — если мотоцикл упадет, я буду жестко пристегнут к нему. Это крайне опасно! Недаром на мотоциклах нет ремней безопасности. Так что уже спустя пару часов я переделал крепление и пустил ремень под седло. Сумки собраны, жилье забронировано, пора в путь!
Не буду утомлять вас подробностями дороги от Варшавы до Трансфэгэрашского шоссе. Отмечу лишь важные нюансы, которые могут пригодиться людям, изъявившим желание съездить в Румынию своим ходом. В первый день я доехал до города Жешув. Это недалеко от границы Польши со Словакией. Вторую ночь я решил провести в неофициальной столице региона Трансильвания (это уже Румыния) — красивом городе Клуж-Напока. От него до северного въезда на Трансфэгэраш — около 200 км. То, что нужно. На момент написания статьи Румыния хоть и входит в Шенгенскую зону, но все еще имеет наземные пункты контроля на границах. При этом если лететь из другой шенгенской страны на самолете, то паспортного контроля уже нет. Никакой серьезной проверки при наземном пересечении границы не было: на одного человека уходит минут пять, никаких штампов не ставят, просто сканируют паспорт и смотрят техпаспорт (страховку никто не спрашивал).
Даже не нужно выходить из автомобиля. Но количество машин, въезжающих из Венгрии, было таким большим, что очередь растянулась часа на два-три (думаю, это было связано с большими выходными). К счастью, мотоциклистов пропускают без очереди, и я прошел всю границу минут за десять. После убитых деревенских трасс Словакии и Венгрии дороги Румынии показались настоящим автобаном. До Клуж-Напока я доехал к 17:00, прогулялся по городу и лег спать. Завтра исполнится одна из моих «мечт».
Мало того что я впервые в жизни был так далеко от дома на мотоцикле, так еще и собирался проехать за два дня порядка 800 км по двум самым высоким дорогам Румынии, сотни раз наклонить байк на серпантинах и каким-то образом проехать сквозь грозу, которой меня так пугал Google Maps. Неудивительно, что от волнения я проснулся в пять утра и больше не смог сомкнуть глаз. Во время моего визита в Румынии стояла жара — 37 градусов. Это выше, чем температура тела. Опытные мотоциклисты знают, что при такой температуре, увеличивая скорость езды на байке, ты не охлаждаешься (как при температуре ниже 36,6 градуса), а скорее даже согреваешься. Словно на тебя направили включенный фен. Поэтому я решил стартануть как можно раньше, чтобы въехать на Трансфэгэраш до того, как температура воздуха поднимется до критического уровня. А на самой трассе в горах будет прохладнее. На пике горы даже холодно.
Учитывая, что я въехал в Румынию со стороны Венгрии, Трансфэгэраш я решил проехать с севера на юг. А Трансальпину (на следующий день) — с юга на север. Можно было сделать наоборот, но я нашел недорогое жилье в деревне (даже не буду пытаться написать это по-русски) Căpățânenii Pământeni, что у самой южной точки Трансфэгэраша. Таким образом мне удалось закольцевать маршрут и уложиться в пять (с половиной!) дней.
Длина Трансфэгэрашского шоссе — почти 100 км, и на всем протяжении этой дороги нет заправок. Поэтому мотоциклистам я бы рекомендовал залить полный бак в деревне Scoreiu, которая находится прямо у въезда на трассу. Там есть заправка «Лукойл», и ее сложно пропустить — на ней пьют кофе десятки мотоциклистов. Кто-то только начинает проезд по трассе (как, собственно, и я), а кто-то, наоборот, только что завершил поездку (если стартовал с южного въезда). Путешественникам важно помнить, что Трансфэгэраш открыта несколько месяцев в году (когда там нет снега). Это довольно опасная дорога. При ее строительстве погибли десятки людей. Обо всем этом вы можете почитать в недавней статье про строительство шоссе.
Я на первом же километре встретил медведя! Из-за него образовалась пробка — люди тормозили, чтобы сделать фотографии. Тормознул и я. В тот момент я еще не знал, что в ближайшие два часа встречу без преувеличения десятки медведей. Косолапые выходят к дороге и просят еды. Явно их прикормили туристы. Мотоциклисты (и я в том числе) не очень охотно подходят к медведям, поэтому фотографируют их издали. Все-таки это дикие животные, и без защиты в виде кузова автомобиля приближаться к ним не стоит. К тому же в новостях можно найти случаи, когда медведи в Румынии нападали на людей и даже убивали их. Последний такой случай произошел пару недель назад.
Условно трассу можно разделить на две части: северную и южную. Между ними — озеро Lacul Bâlea. Возле него есть рестораны, фуд-корт и несколько парковок. Для многих автомобилистов озеро и есть главная цель поездки на Трансфэгэраш, не все проезжают трассу насквозь. К тому же с вершины открывается лучший вид за все эти 90 км. В день моего визита паркинги были переполнены, и на них запускали только тогда, когда кто-то выезжал. Для автомобилистов это была настоящая катастрофа — из-за отсутствия парковочных мест образовалась пробка длиной около 4 км. Я не представляю, сколько часов нужно было в ней стоять в том числе тем, кто не собирался пользоваться паркингом, а просто хотел проехать мимо. Дорога узкая, и затор просто парализовал движение. К счастью, я был на мотоцикле, и для меня этой пробки словно не существовало. Как и проблем с парковкой. Мотоциклистов, кстати, не пускают на паркинг — не хватало еще, чтобы они занимали драгоценные места. Мотоцикл можно поставить где угодно с краю дороги.
С вершины можно рассмотреть северную часть трассы, а заодно оценить масштаб пробки. Многие автомобилисты просто разворачивались и уезжали обратно. Уверен, огромное количество людей в итоге разочаровалось, особенно после просмотра известной серии TopGear. Ради шоу трассу перекрыли, и на видео казалось, что здесь пустынно. А по факту сюда каждое лето приезжают десятки тысяч туристов на своих авто и парализуют движение.
Вдоль всей трассы огромное количество мест для фото. Первые 50 км тормозишь каждые 10 минут, пока мозг не привыкает к факту, что так красиво будет еще долго. От видов захватывает дух. Трансфэгэраш имеет несколько тоннелей. В южной части асфальт намного хуже, особенно для мотоциклистов: есть срезы асфальта и много продольных латок — закладывать в поворотах нужно аккуратно. Визитной карточкой трассы является плотина Видрару. С одной стороны — озеро, с другой — обрыв. Высота плотины составляет 166 метров. Она находится практически у южного заезда на шоссе. Как раз возле деревни, где я ночевал.
На следующий день я с самого утра помчал к южному заезду на Трансальпину. До этого мне удавалось ни разу не попасть под дождь, но прогноз погоды обещал, что настал конец моему везению. И обещание свое сдержал — уже на первых десяти километрах я попал в грозу. Я вовремя надел дождевик, поэтому не промок. Но было как-то не по себе из-за молний. Когда ты на двухкилометровой горе едешь на мотоцикле и твой шлем — наивысшая точка в округе, то невольно начинаешь анализировать вероятность попадания молнии в мотоциклиста. И после того как в паре сотен метров передо мной молния ударила в дорогу, я решил переждать грозу в палатке у торговцев. Меня любезно приютил мужчина, который вместе со своей дочерью торговал сыром и колбасами собственного производства. Добрейшие люди, даже пытались меня накормить! Но мне (и моему багажу) нужна была только крыша.
После дождя я вдоволь насладился восхитительной трассой. Трансальпина не так разрекламирована, как Трансфэгэраш, но, на мой взгляд, она намного более привлекательна для мотоциклистов. Да и для автомобилистов тоже — тут хотя бы нет пробок у парковок. На Трансальпине меньше леса и практически нет закрытых серпантинов. Можно смелее закладывать в повороты — дорога хорошо просматривается. Здесь в разы меньше автомобилей, чем на Трансфэгэраше, а пейзажи — словно находишься на другой планете. Медведей тут, кстати, нет — можно смело останавливаться на пикник.
Трансальпину закрывают не только на зиму, но и на ночь — с 20:00 до 07:00. Такое ощущение, что это не дорога общего пользования, а аттракцион. Странно, что за въезд сюда еще не берут деньги. Асфальт на протяжении всех 148 км безупречный. Трасса словно специально строилась для получения удовольствия от езды. И я не имею в виду езду на скорости 200 км/ч на заднем колесе. Абсолютно адекватная езда с законопослушной скоростью подарит вам не меньше эмоций, чем трек-день на спортбайке. За несколько часов я встретил мотоциклистов со всей Европы. Это настоящая Мекка для байкеров.
Сама трасса не провоцирует гнать сломя голову. Слишком завораживающие пейзажи — хочется наслаждаться каждым поворотом, а не проехать эти полторы сотни километров за два часа. На Трансальпине хватает деревень, в которых можно остановиться и перекусить. Цены ниже, чем на Трансфэгэраше. Есть даже какие-то отели, расположенные за пределами закрывающегося на ночь участка. Официально это самая высокая дорога в Румынии (2145 метров над уровнем моря) и одна из самых высоких в Европе.
Следующую ночевку я запланировал немного не доезжая Клуж-Напока — в городе Турда. Из-за того что я пару часов пережидал грозу, мой график сместился и пришлось выезжать с Трансальпины уже ближе к закату, а до ночлега вообще ехать по темноте (очень не люблю это делать на мотоцикле). Но все это не испортило впечатлений от путешествия.
За всю поездку я потратил что-то около 430 долларов по курсу. Это пять ночевок, 120 литров бензина и еда. Как видите, мотопутешествия заметно дешевле, чем аналогичные поездки на машине. И дело даже не в расходе топлива. Просто когда ты едешь на мотоцикле, то сама дорога — это и есть цель твоей поездки. И ты можешь позволить себе останавливаться в дешевых деревнях с не самым лучшим видом из окна. Ведь по сути тебе нужно переночевать и утром снова сесть на байк, чтобы провести на нем весь день до следующей ночевки.
На автомобиле же, как правило, целью является не сама поездка, а какой-то конкретный пункт назначения. На машине хочется приехать в красивое место, где ты еще погуляешь вечером перед сном. И жилье в таких местах стоит дороже. Это просто разные типы путешествий. И если раньше я отправлялся в отпуск или на большие выходные исключительно на четырех колесах, то теперь планирую чередовать автотрипы с подобными вылазками на мотоцикле. Я рад, что открыл для себя двухколесный родник эмоций. Это увлечение даже вдохновило меня завести YouTube-канал, благодаря которому я уже нашел таких же мотоэнтузиастов.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by