В выставочном центре Порт-де-Версаль сегодня открывается Mondial de l'Auto — Парижский автосалон, версия 2024 года. Автопроизводители начинают свои презентации, честь быть первыми выпала BMW. И любопытная штука, уже во вступительной речи баварцы акцентировали внимание: мы в олимпийской столице неспроста — Европа готова соревноваться. О чем это они? Конечно, о наступлении китайских брендов. И это одна из главных интриг всей выставки: кто покажет себя лучше?
В предыдущие годы специалисты разочарованно пожимали плечами, дескать, европейские автомобильные выставки уже не те, что прежде. Поэтому организаторы Mondial de l'Auto 2024 постарались сделать все, чтобы это впечатление исправить. Участие в автосалоне принимают многие мировые бренды, ожидается также немало новинок, и в этом плане многие смотрят на французские бренды — все-таки хозяева.
Но начали с BMW. Немцы привезли в Париж концепт Vision Neue Klasse X — электрический SUV, явно перекликающийся с Vision Neue Klasse («Новый класс»), компактным седаном, который, как ожидается, даст начало целому семейству электромобилей BMW. Баварцы подчеркивают: так они видят будущее.
От MINI представлены электрический John Cooper Works и модель Aceman — электрический городской внедорожник, спортивная версия которого имеет мощность 258 л. с. Aceman, кстати, должен занять свое место в линейке между MINI Cooper и MINI Countryman.
У этих машин самый мощный электродвигатель в семействе. Разгон до сотни обещают за 5,9 секунды у John Cooper Works и за 6,4 у Aceman. Максимальная скорость ограничена 200 километрами. Заявленный запас хода (конечно, при разумном экономичном использовании) — 371 км у Cooper и 355 км у Aceman.
MINI оснастила новые модели функцией Go-kart Mode. Активируешь ее с помощью «лепестка» на руле — и получаешь карт! Ну почти: получаешь дополнительные 27 л. с. для динамичного ускорения или обгонов.
И вот что интересно: как минимум до 2026 года эти MINI будут выпускаться в Китае. Потом, по некоторой информации, производство перенесут в Англию.
Ценник тоже уже озвучен: 42 350 евро за Cooper, 45 450 — за Aceman.
Любопытно, что совсем недавно, в начале месяца, страны Евросоюза проголосовали за повышение пошлин на китайские электромобили — аж до 45%. И новые тарифы будут действовать в ближайшие пять лет. ЕС таким способом пытается защищать рынок. Причем, как сообщает Bloomberg, мнение о целесообразности этих мер не было единым: за проголосовали только 10 стран Евросоюза, 5 были против (среди них Германия), остальные воздержались.
Претензии европейцев основаны на утверждении, что правительство Китая необоснованно субсидирует свой автопром, результатом чего становятся более выгодные конечные цены. В Поднебесной это отрицают и в ответ обвиняют ЕС в недобросовестной конкуренции.
В Китае уже заявляют об ответных мерах, которые в перспективе коснутся не только авто из Старого Света, но и, к примеру, продуктов питания. Иными словами, ситуация обостряется. И пока политики говорят о поиске взаимовыгодного решения, мировые СМИ пишут о начале крупнейшего торгового противостояния между ЕС и Китаем.
США, к слову, ввела 100% пошлины на импорт китайских автомобилей в мае этого года.
Наконец, самое интересное в этой истории — позиция Германии. Почему немцы выступали против увеличения пошлин в отношении китайских авто? Потому что, по оценкам специалистов, более четверти всей прибыли Mercedes, BMW и Volkswagen получают с китайского рынка. Решение Евросоюза явно повлечет ответ — этого и опасаются в Германии.
На французов в Париже особая ставка — все-таки хозяева. Начнем с Citroen. Компания показала обновленные модели с посвежевшим дизайном. Вкусовщина, но кажется, что эти машины стали выглядеть более спокойными, покладистыми что ли. В особенности на фоне соседей из Peugeot. О соседях позже.
Бренд выводит на рынок обновленные C4 и C4 X. Также показали C3 Aircross в разном исполнении, в том числе электрический. Его, к слову, предварительно оценили в 27,4 тыс. евро на старте. Если так и будет, то C3 Aircross может стать самым бюджетным европейским электрическим кроссовером.
Но главный показ — C5 Aircross. Машину ждали, потому что обновления не было с 2018 года. И дождались. Концепт выглядит эффектно. Модель стала крупнее, лаконичнее, даже прямолинейнее. На рынок модель должна выйти в 2025-м, будут варианты с бензиновой, гибридной и полностью электрической силовой установкой. Подробностей пока не много, но французы объявили, что платформа EMP2 будет заменена более современной STLA Medium.
Ну и очень по-европейски: малыш Ami, в том числе в багги-версии. Максимальная скорость — 45 км/ч, коротенький, юркий. Самое оно, чтобы съездить поутру в булочную за свежим багетом — кажется, о таком и думали создатели этого электромобильчика.
Теперь о важном: как вам обновленный логотип Citroen?
Так вот о Peugeot. Производитель показал в Париже обновленные версии кроссоверов 3008 и 5008. Автомобили нам знакомые, в новом исполнении они стали выглядеть чуть более резко, агрессивно. Ставка также совершенно открыто делается на электрические версии.
Но в плане остроты дизайна они, конечно, не сравнятся с концептом Inception. Футуризм в чистом виде — по крайней мере, так его видят в Peugeot.
Кстати, много разговоров идет о том, что Stellantis — концерн, куда входят и Citroen, и Peugeot, и Fiat, и много кто еще — ищет замену бессменному Карлосу Таваресу, 66-летнему генеральному директору, который руководит одним из крупнейших в мире автомобильных концернов с момента его основания в 2021 году. В 2026-м у Тавареса истекает контракт, и вроде бы как продлевать он его не станет — собирается человек на пенсию. Ну а в Stellantis ломают голову над тем, кто станет преемником на этой высокой должности.
По итогам 2023 года Stellantis занял пятое место по объему производства в мире (6,5 млн авто), уступив в этом рейтинге Toyota (10,8 млн авто), Volkswagen (8,8 млн), Hyundai-Kia (7,1 млн) и Renault-Nissan (6,9 млн).
И пока не отошли от французских стендов. Представьте: выставка в полном разгаре, журналисты работают, идут презентации. Вдруг легкая заминка: что-то где-то огородили, куда-то не разрешили пройти — что такое?
Оказалось, Mondial de l'Auto посетил президент Франции Эмманюэль Макрон. Разумеется, его интересовали лишь некоторые марки: Renault, Peugeot, Citroen.
У Renault в Париже было самое внушительное представительство среди всех французских брендов. Во-первых, Renault 4 — электромобиль B-класса, сегодня его впервые представили публике, об этом мы рассказывали отдельно.
Во-вторых, показали Scenic E-Tech, Megane E-Tech кроссовер Renault Symbioz и новый купе-кроссовер Renault Rafale.
Один из самых любопытных концептов — Renault Estaffette, реинкарнация классического грузового фургона из 1960-х. Estaffette теперь фургон электрической. Он предвестник серийного LCV, который должен появиться в 2026 году. Выглядит здорово, эдакое свежее прочтение не то ретростиля, не то, наоборот, футуризма.
К кому мы все еще неравнодушны, так это к Dacia. Точнее, неравнодушны мы к Duster, Sandero и иже с ними. Они все были, и занятно было порассматривать новые, хоть и такие знакомые, модели.
Dacia в Париж привезла Bigster — компактный внедорожник, но более длинный, если сравнивать с Duster. Хотя платформа у этих машин одна — CMF-B, как и варианты трансмиссии.
Прежде всего нужно сказать, что еще до начала автосалона журналисты были огорчены решением главного офиса Volkswagen в мероприятии не участвовать. Положение попыталось исправить подразделение VW France, хотя, что называется, осадочек остался.
Что показали совместными усилиями? Был концепт ID GTI — электричка, спорт, все дела. Рядом с первым «Гольфом» смотрится символично.
Зато был Volkswagen Tayron — большой внедорожник, ориентированный именно на европейский рынок. Он длиннее, чем Tiguan, поэтому есть место даже опциональной семиместной компоновки. Среди самых интересных вариантов — полный привод и двигатель мощностью 268 л. с.
Audi представила в Париже свои новые модели: Q6 Sportback e-tron и SQ6 Sportback e-tron. Электрички оснащены силовыми агрегатами мощностью до 510 л. с. Производитель обещает запас хода до 656 км, но это, как говорится, еще нужно проверить. Обе модели работают на платформе Premium Platform Electric. Интересно то, что в Audi сделали упор не на техническую составляющую (она такая же, как у обычного Q6 e-tron), а на совершенствование аэродинамики.
Цена на эти автомобили в Германии начинается примерно от 64 тыс. евро, а самый дорогой вариант обойдется в 96 тыс. с небольшим. Будет выбор между двумя заднеприводными и двумя полноприводными версиями разной мощности.
Skoda привезла в Париж Elroq — компактный внедорожник с заявленным запасом хода более 560 км. При этом, как утверждает производитель, в Европе стоимость авто будет стартовать с 33 тыс. евро.
Tesla наконец официально представила Европе свой Cybertruck. Хотя кое-кто и в Беларуси эту машину успел увидеть. Тем не менее ничего интереснее у производителя из Штатов в загашнике не нашлось. Никаких Cybercab в Париж не привезли.
Был еще Tesla Bot. Но и он не удивлял, статично простаивая за стеклом, будто манекен на витрине парижского бутика.
Парижский автосалон проходит с 14 по 20 октября. Сегодня пресс-день: вход открыт только для журналистов и специальных гостей выставки. С завтрашнего дня двери автосалона будут открыты для всех желающих, организаторы рассчитывают привлечь около полумиллиона зрителей. Цены на билеты, к слову, остались на уровне прошлого автосалона — от 16 евро.
Благодарим автомобильный дом «Энергия ГмбХ» за помощь в организации репортажа.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by