Взял мотоцикл у подписчика и проехал 11 000 километров. Блогерское‎ путешествие на Памирский тракт за $800

39 906
26 октября 2024 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: герой. Обработка: Максим Тарналицкий

Взял мотоцикл у подписчика и проехал 11 000 километров. Блогерское‎ путешествие на Памирский тракт за $800

Автор: Вероника Сайко. Фото: герой. Обработка: Максим Тарналицкий
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Блогер-путешественник из Могилева Максим (он же Max Trawor в соцсетях) успел объездить 81 страну и побывать на четырех континентах. Часто для поездок выбирал автомобиль, бывало — велосипед, а иногда прибегал к автостопу. Максим преподает управление парусными судами и яхтами, так что путешествия по воде тоже есть в его послужном списке (и немало). Но для поездки по Памирскому тракту мужчина выбрал самый любимый транспорт — мотоцикл. По пути преодолел на нем Россию, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан — суммарно 11 000 километров. Какими были эти экстремальные 22 дня?

«Мотоцикл взял у подписчика: байк простоял без движения 8 лет». Как блогер готовился к поездке?

У Максима больше 278 000 подписчиков на YouTube и 17 000 в Instagram: популярность блогер набрал благодаря своим нетривиальным путешествиям. Например, он автостопом добрался из Москвы до Таиланда, на мотоцикле объехал Латинскую Америку, пытался «убить» Lada Vesta в Якутии… Но это очень краткий список мест, где он успел «зачекиниться». Живет блогер в Могилеве. Ну, как живет. Суммарно, как он сам рассказывает, проводит там около 3—4 месяцев в году.

Мечтает Максим о правах на самолет и строит маршрут в Австралию. А пока рассказывает о своей восточной поездке на Памирский тракт. Как вы понимаете, блогеры простых путей не ищут: для путешествия мужчина одолжил мотоцикл у подписчика, перед этим кинув клич в соцсетях.

Так, в поездку длиною в 11 000 километров Максим отправился на 16-летнем Harley-Davidson Sportster 1200. Модель, к слову, не очень подходит для «дальняка»: как минимум потому, что топливный бак здесь рассчитан всего лишь на 12 литров (или 200 км). Более того, 8 лет мотоцикл простоял в гараже без движения, а на подготовку к поездке у Максима было всего несколько дней.

— Мотоцикл я забирал в Москве и на нем поехал домой, в Могилев. Так что у меня было 600 километров предварительного тест-драйва. Сразу же заказал новое ветровое стекло, у друзей взял кофры, установил дуги безопасности, — рассказывает блогер.

Было ли страшно? Наш герой объясняет: все неприятности, которые могли бы возникнуть в дороге, — это потенциальный контент.

— Забегая вперед, отмечу, что «Харлей» прошел весь путь без единого прокола. Он сдался, только когда мы пересекли границу с Кыргызстаном: выскочила ошибка, мощность стала меньше, временами по утрам пропадала тяга. Но, тем не менее, домой я доехал своим ходом.

Путь до Таджикистана: что удалось посмотреть по дороге?

Ну а теперь — к путешествию. Первой точкой на карте стала Москва: нужно было подписать доверенность на мотоцикл. Там же Максим встретился со человеком, согласившимся составить компанию в поездке. Еще одного компаньона подобрали в городе Чаплыгин.

В России путешественники долго не задержались: преодолели ее за два дня. Одну ночь провели в палатке возле озера (а всего за поездку в палатках ночевали трижды). А вот в Казахстане получилось повнимательнее присмотреться к достопримечательностям.

— Успели увидеть Уральск, но там тоже много времени не провели: в Казахстане я был в прошлом году. Мое мнение: довольно скучная страна для путешествий (если не брать в расчет Астану и Алматы). Она большая, и по пути, кроме степей и верблюдов, ничего, по сути, нет, — говорит Максим. — Не повезло нам в Казахстане и с погодой: в сентябре ночью температура опускалась до 6—7 градусов выше нуля. Интересная особенность у местных инспекторов ДПС: при остановке и на прощание они все жмут тебе руку.

Путешественники планировали, что в день будут проезжать по тысяче километров. Но из-за качества дорог и не предназначенного для таких поездок «Харлея» преодолевали по 300—400 километров. В районе Памирского тракта суточный пробег снизился до 200. Так поездка, которую планировали совершить за 10—15 дней, растянулась на три недели.

— Из Уральска мы направились в Актау. Там переночевали и поехали в сторону Узбекистана. К слову, этот участок дороги отличился шикарным асфальтом. А вот первые 300—400 километров Узбекистана были испытанием очень плохой дорогой. Зато обнаружили, что там строят новую бетонную магистраль. Мы попытались попасть на нее, но, как выяснилось, чтобы автомобилисты не ездили по ней раньше времени, местные власти периодически засыпают ее песком. «Харлей» пришлось буквально перетаскивать через рвы.

Спустя два дня мы добрались до древнего города Хива. Там начали знакомство с вкуснейшей узбекской кухней.

Примерно в это время Максим столкнулся с проблемой: начали отваливаться кофры. Они были прикручены специальными креплениями, которые трижды пришлось приваривать.

— Из Хивы мы отправились в Бухар. Узбеки постоянно пытались нас обогнать, сигналили, моргали дальним светом. А один из местных сотрудников ГАИ попросил у моего попутчика мотоцикл, чтобы прокатиться — была очень неловкая ситуация. К слову, если ты на машине с тонировкой, то на въезде в Узбекистан нужно заплатить налог за затемненные стекла.

В целом эта страна очень красивая. Узбекистан и есть олицетворение той самой восточной сказки со своим колоритом. Так что всем рекомендую к посещению.

Где мы останавливались в Узбекистане? Предпочитали небольшие отельчики, гостевые домики. Средняя цена — 10 долларов на человека, чаще всего даже с завтраком.

Красивейший Памирский тракт и плов в антисанитарных условиях. Таким блогера встретил Таджикистан

— Едешь по Таджикистану — все дети тебе машут, люди довольные и радостные, — продолжает вспоминать маршрут Максим. — Там нас тоже встретили красивейшие виды. Спустя 10—15 километров после въезда в страну мы увидели горы и извилистый серпантин.

В первый же день попали в самый длинный тоннель в Таджикистане — он называется «Шахристан» (между Душанбе и Худжандом). Мне кажется, он к тому же самый загазованный и опасный в мире.

Получилось так, что перед ним я менял батарейку в камере и мои ребята уехали вперед. А заводская харлеевская фара — откровенно не очень. В общем, ехал я как ежик в тумане! Было страшно, экстремально, но интересно.

Памир — территория закрытая, находится в приграничье с Афганистаном. Чтобы туда попасть, нужно получить разрешение на въезд. Пропуск стоит примерно 15 долларов, за ним мы заезжали в Душанбе. Там нам рассказали про возможные маршруты. Мы выбрали самый длинный, вдоль афганской границы. К слову, Таджикистан пропускает в Афганистан белорусов и россиян. А вот из Узбекистана в Афганистан въехать нельзя.

Тогда же начались проблемы с колесом у моего компаньона на Honda Africa Twin: шина стала стираться спустя примерно 8000 километров пути. В Таджикистане, кстати, встретили американца на Dodge Challenger: он переслал свою машину во Францию и оттуда отправился на Памирский тракт. Немного пообщались, я посмеялся над его выбором транспорта для такого путешествия, он — над моим.

Памирский тракт — часть исторического Шелкового пути, который проходил через территорию Центральной Азии. Это наиболее высокогорная дорога на территории бывшего СССР. Ее также называют одной из самых живописных в мире.

Многие памирцы поправляют, если назвать их таджиками. Мол, они не таджики, а памирцы. Причем они даже внешне отличаются: высокие, худые.

Следующей остановкой стал город Хорог. Его высота над уровнем моря, как пишут в интернет-источниках, — 2123 метра. Там компании Максима удалось сделать небольшой привал, заправиться и перекусить. А по дороге в Ишкашим путешественники смогли посетить минеральные источники.

— На нейтральной территории между Таджикистаном и Афганистаном нам удалось побывать на Афган-базаре — его проводят раз в неделю, по субботам. По ощущениям — какая-то барахолка из 90-х. Там можно купить что угодно: старые ботинки, ковры, мыло, фрукты, шелк… В этой антисанитарии мы еще и афганский плов попробовали.

Затем переночевали в Зонге, готовясь к подъему с 1000 до 3000 метров над уровнем моря, в поселок Мургаб.

Там заселились в небольшой отельчик. Сидим, отдыхаем. Слышим грохот, бежим на звук — везде пыль. Оказалось, какой-то водитель не справился с управлением и въехал в дом, сдавая задом. Полстены рухнуло, отель лишился одного номера — через комнату от нашего номера.

Неприятности по пути домой

Из Таджикистана путешественники отправились в направлении Кыргызстана. Но по дороге ждала еще одна неприятность — компаньон Максима по имени Александр пробил колесо на высоте 4200 метров недалеко от Китая, неудачно словив ямку на потертых шинах. Пытались починить покрышку своими силами, но все же пришлось вернуться и обратиться за помощью на шиномонтаж в Мургабе.

— Параллельно с этим мы все страдали от плохого самочувствия. Я простыл, кто-то плохо спал, болела голова, по очереди мы умудрялись отравиться местной едой, — продолжает Максим.  Решив все проблемы с колесом, мы отправились в дорогу. Проехали место, где Саша пробил покрышку, и через 30 километров он вновь повредил шину. В этот раз получилось восстановить ее самостоятельно за счет камеры из моего запасного колеса. 

Далее наш путь лежал через озеро Каракуль (около 4000 метров над уровнем моря), которое находится недалеко от таджикистанской долины смерти. Это плато: пространство вокруг огромное и плоское. Дорога нелегкая: то снегопад начнется, то асфальт закончится и превратится в «гребенку». 

Как рассказывает наш герой, чтобы пересечь границу с Кыргызстаном (она открыта исключительно для путешественников-иностранцев), нужно приобрести еще один пропуск. Первым населенным пунктом, где удалось остановиться, стал Сары-Таш. Далее направились в сторону крупного города Ош. Но по дороге компаньон Максима вновь «лишился» колеса. Благо мотоцикл удалось загрузить на попутную машину, а затем купить новую покрышку.

После этого ждал казахстанский город Тараз. По пути один из участников путешествия решил продолжить маршрут самостоятельно.

— Мы же решили проехать через космодром Байконур, где я уже бывал. Суммарно в Казахстане мы останавливались лишь пару раз, но успели посмотреть на высохшее Аральское море, откуда двинулись в сторону Оренбурга. 

Сколько потратили за 22 дня? Спойлер: очень немного

Завершили свою поездку в Самаре — оттуда уже разъехались по домам спустя 22 дня, кажется, незабываемого путешествия. По подсчетам Максима, всего он потратил около $800 в эквиваленте с учетом топлива. Его попутчики «оставили» по дороге не больше $1200. При этом на еду и ночлег путешественники отдавали примерно $20—30 в сутки: снимали один номер на троих.

— Очень важно, чтобы у вас с вашими компаньонами по поездке были примерно одинаковые бюджеты, — подытоживает Максим.

 

Как считаете, поездка Максима вышла бюджетной?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by