«В советские времена было спокойно, а в 90-е по нам начали стрелять». Откровения бывалого дальнобойщика

3696
27 октября 2024 в 11:18
Источник: Борис Самкович. Фото: Борис Самкович, архив героя публикации

«В советские времена было спокойно, а в 90-е по нам начали стрелять». Откровения бывалого дальнобойщика

Источник: Борис Самкович. Фото: Борис Самкович, архив героя публикации
Покупайте в Каталоге Onlíner — выигрывайте iPhone 16 Pro Max!

Николай Семенович Юревич — водитель-дальнобойщик с большим опытом. В следующем году шофер отметит профессиональный юбилей: 40 лет трудового стажа за рулем грузовика. За эти годы объездил всю Евразию, доставлял строительные материалы в пострадавшую после землетрясения Армению, возил оборудование на строящуюся под Минском АЭС, а однажды колесил по Европе с цирком Запашных. Не думает оставлять работу даже в свои 60 лет и скромно признается, что без кабины и руля спокойно удается провести 3—4 дня, после чего начинается «дорожная лихорадка», зовущая снова в путь.

Семейная традиция

У меня отец и братья работали водителями, — начинает свой рассказ Николай Семенович. — Кто бы на что ни учился, но все пошли по стопам отца: старший брат, средний и я. Старший на Севере работал на «Урагане» (МАЗ-543. — Прим. Onlíner), средний брат тут, на месте, в Витебской области: вначале на грузовике, а потом на автобусе. Ну и я решил не менять традиций. Как в 1985 году демобилизовался из армии, так практически сразу устроился на автобазу строительного треста в Полоцке. Взяли без вопросов, ведь я всю армию прошел за рулем ЗИЛ-130 по дорогам Грузии. А там же горы, серпантины… Это вам не по прямой кататься! 

Авария в первом же рейсе

В полоцком «Сельстрое» Николай работал на дальномере. В самом начале был КрАЗ, потом наш МАЗ-504В и КАМАЗ-5410. Все это в паре с открытым девятиметровым полуприцепом. Возил строительные материалы по всей тогда еще БССР. Но раз в месяц, чтобы накатать тонно-километры, была обязательная командировка в Россию или Украину. Опытный водитель со скромностью признается, что попал в аварию в своем первом же, еще стажировочном, рейсе.

— Это было на МАЗе… Загрузили бетонные панели в Полоцке и выехали в направлении Браслава. Я за рулем, инструктор — на пассажирском сиденье. И тут прямо на пути, в моей полосе, стоит КАМАЗ на «аварийке»! Думал обойти его по встречке — там поток транспорта. Начинаю тормозить, а тормозов фактически нет! Хоть и молодой, но понимал, что если я сейчас в него влечу со своими панелями в прицепе, то у нас в кабине будет два трупа… В итоге «нырнул» в кювет: плавненько так съехали и замерли. Вроде нормально, стоим на колесах. Через какой-то момент панели начали заваливаться набок, ну и мы вместе с ними. Грузовик уже фактически на боку, но панели из-за большого веса дальше потащило. В итоге они из кузова вывалились, а машина обратно на колеса стала. 

Выехать из кювета помогли проезжавшие мимо коллеги. Водители вернулись на базу и менее чем за сутки все отремонтировали. При помощи автокрана плиты загрузили обратно в полуприцеп и уже без приключений завершили рейс.

— Влетели тогда в хорошую копеечку?

— О чем вы говорите? Это бы сейчас милиция, протоколы, страховые, экспертизы. Тогда пришлось потратиться всего на пару бутылок «жидкой валюты»… Такие времена были. 

Построить Минскую АЭС и спасти Армению

Во второй половине 80-х годов прошлого века произошли две крупные катастрофы: в 1986 году взорвалась Чернобыльская АЭС, а еще через два года случилось крупное землетрясение в Армении.

Пока не прогремел взрыв в Чернобыле, мы активно возили оборудование на строящуюся под Минском АЭС (АТЭЦ). Не знаю, что именно, ведь все в ящиках было, но перевозки частые были… Из Колпино, что в Ленинградской области. Даже после Чернобыля какое-то время продолжали возить оборудование.

1 июля 1987 года вышло постановление ЦК КПСС и союзного Совмина «О консервации Минской АЭС».

А 7 декабря 1988 года произошло землетрясение на северо-западе Армянской ССР.

Сразу после Нового года мы поехали в Армению. Доставляли все необходимое для постройки новых домов: кирпичи, бетонные панели, арматуру, сантехнику и т. д. В городе Артике, что рядом с Ленинаканом, стоял наш строительный отряд из Беларуси. Мы были к нему прикомандированы. Обратно везли возвратную тару в Молодечно, на завод порошковой металлургии. Могли из России овощи «зацепить» на какой-нибудь рынок. Бывало, что и в самой Армении оставались работать. По тем временам нам платили безумные деньги — 1700 советских рублей в месяц. Я это связываю с тем, что обстановка в регионе было не совсем спокойной: был возможен рецидив землетрясения, в активной фазе Карабахский конфликт, набирало обороты грузино-абхазское противостояние. 

Появились слухи, что на грузинских дорогах стали нападать на таких водителей, как я, которые везли домой хорошие на тот момент деньги. За все время я таких людей так и не встретил, но на всякий случай заворачивал деньги в десять полиэтиленовых пакетов и прятал в бачок омывателя.

За девять месяцев «армянских» рейсов удалось собрать порядка 15 000 рублей. Николай мечтал о новой ВАЗовской «девятке», но так и не смог ее купить — инфляция того времени быстро «сожрала» весь капитал.

«В советские времена было спокойно, а в 90-е по нам начали стрелять»

— Советский период своей биографии вспоминаю как самый спокойный и счастливый. Да, машины были не те, не такие дороги и придорожный сервис, но было действительно спокойно. Мы даже понятия такого не знали, как «дорожный криминал»! Стоянку выбирали подальше от дороги, чтобы шум машин не мешал. Идеально на берегу речки или озера.

Все изменилось в середине 90-х в России, причем во всех регионах. Но криминал на дорогах был разный. Больше всего боялись отморозков! Существовали так называемые дорожные таксы, и если сумма уплачена, то выдавался «проездной» (лист бумаги с определенным текстом. — Прим. Onlíner), с которым ты спокойно ехал. Но были и те самые отморозки, которые не уважали никаких понятий и сложившихся устоев. Если проще, то обыкновенные грабители!

Николай продолжает свой рассказ. Вместе с напарником они совершали срочную перевозку груза на юг России. В ту ночь его едва не убили…

Это уже была самая середина 90-х, у частника работал. Был срочный рейс из Лепеля в Ровеньки. Ехать около 1500 километров, да на КАМАЗе, да по тем дорогам, а на все про все только сутки. Вот и отправил нас шеф вдвоем с напарником Сашкой. 

Доехали до Брянска. Проехал знаменитый пост ГАИ возле памятника воинам-водителям и остановился у кафе. Саша мой в спальнике спит, а я пошел за кофе… Сижу себе на водительском сиденье: в одной руке кружка, во второй пряник. И тут ко мне подходит паренек: «Надо за дорогу оплатить». Я отвечаю, мол, «проездной» давай, и тогда оплата будет, но никакой бумаги он мне и не собирался давать. В тот момент стало понятно, что ничем хорошим тут не закончится. Тихонько снимаю с ручника, включаю передачу и слышу уже с пассажирской стороны: «Эй, белорус, придется платить, просто так отсюда не уедешь!» Поворачиваю голову и через окно вижу ствол охотничьего обреза. Я — на ключ зажигания: машина прыгает вперед, меня кидает на руль, и в этот же момент — выстрел. Выруливаю на дорогу и направляюсь к посту ГАИ. Сразу и Саша проснулся. Кричу сотруднику: «Вооруженное нападение!» Пока он понял, что произошло, пока надел бронежилет… Благо, что хоть кусок оргстекла дал, чтоб мы выбитую форточку заделали. 

Осознание серьезности случившегося пришло спустя несколько минут, когда я увидел отверстие от пули в кабине прямо за моей головой. Тогда понял, что если бы КАМАЗ не дернуло во время пуска двигателя, а меня, соответственно, не кинуло на руль, то он бы попал прямо в меня. Больше в том рейсе за руль я не садился.

На МАЗе в Европу

— В 1996 году стал ездить в европейские страны. Сначала в Польшу, потом в Германию. И все это на МАЗе. Если по Польше еще нормально, то в Германии все было очень строго. Я даже специальную фуфайку под машину подкладывал, чтобы масло на асфальт не капало. 

А через год-полтора прямо на заводе в шведском Сёдертелье получил новую SCANIA. С тех пор работаю только на иномарках.

Завод SCANIA в городе Сёдертелье и первая иномарка

За рулем грузовика Николай объехал всю Европу, бывал в самой крайней точке — в Португалии. Однако признается, что больше всего ему нравилось в Италии.

Итальянцы близки нам по менталитету. Там всегда было хорошо и без нервозности. Никто тебя не трогал, никакой полиции или транспортного контроля. У нас в компании «Белинтертранс» была так называемая итальянская колонна, которая ходила только в этот регион. А вот самая строгая страна — Германия. Я никогда не любил туда ездить! Все очень педантично, кругом полиция, транспортная инспекция.

Самый веселый рейс

Есть в рабочей биографии Николая Юревича и один особенный рейс.

Эту поездку я вспоминаю с самыми теплыми чувствами. Нас тягачами в Воронеж отправили, а там цирк братьев Запашных, которым на тот момент руководил еще Вальтер Михайлович (отец Эдгарда и Аскольда Запашных. — Прим. Onlíner). Четыре специальных полуприцепа с животными: обезьяны, лошади, тигры, собаки и прочие звери. Артисты направлялись на гастроли в Венгрию, и нам было поручено все это доставить в Будапешт. Сколько мы за тот рейс насмеялись! Нашу колонну сопровождал тогда еще молодой Эдгард Запашный — это ходячий человек-анекдот! 

Но самый забавный момент произошел на посту ГАИ в Полтаве.

— У нас на тягачах табличка «Цирк», но это не смутило сотрудника — останавливает. Я первый шел, а у меня в фургоне — обезьяны и лошади. Он сразу: «А что, и правда цирк? А посмотреть животных можно?» — «Иди смотри. Там тигры, тут обезьяны…»

Тигров он испугался и пошел смотреть обезьян. А у него на шее автомат висел. К клетке подходит, и тут макака как схватилась за оружие и потянула милиционера к себе! Тот, словно лошадь из-под хомута, выпрыгнул — и бегом к себе на пост. Потом еще ему его автомат относили. 

Несколько лет назад они с гастролями в Минск приезжали. Я тогда пробился в гримерку к артистам — вспоминали тот веселый рейс. 

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by