Весной 2023 года Lada Vesta пришлось перезапускать без системы курсовой устойчивости и некоторых других опций. Главной задачей было как можно быстрее вывести автомобиль на рынок, а затем по мере возможности вернуть и уже привычное оборудование. И вот теперь ESP возвращается, а попутно становятся доступны и новые системы. Знакомиться с ними мы отправились в Ижевск.
Точнее, с ESC, поскольку название ESP запатентовано компанией Bosch, которая ранее являлась поставщиком «АвтоВАЗа». Теперь же на ее место пришла компания «Итэлма», которая в этом году запустила сначала производство блоков ABS, а позднее начала выпускать и компоненты для ESP, работая с неким китайским партнером (официально его название не раскрывается).
Но от названия суть не меняется: в любом случае речь идет о системе, обеспечивающей автомобилю стабильность при движении как по прямой, так и в поворотах, а также при торможении. Есть и дополнительные функции: противодействие пробуксовке колес, распределение тормозных усилий, помощь при старте в гору и так далее. Ведь, по сути, это просто разные программы, использующие одну и ту же систему с блоком управления, гидроблоком и набором датчиков.
Система курсовой устойчивости на Vesta была с момента ее появления в 2015 году, причем уже начиная с базовой комплектации. Она дополняла и без того безопасно настроенное шасси, выгодно отличая новинку на фоне других российских моделей. В 2022-м «АвтоВАЗу» пришлось в экстренном порядке решать проблему смены поставщиков компонентов, в том числе тех, что входят в состав средств активной и пассивной безопасности.
При перезапуске модели в 2023 году вернуть ESC не успели, что понятно: в работе таких систем важно не только железо, но и софт, а также его настройка. Здесь показательна информация самого производителя. В ходе ресурсных испытаний автомобили преодолели суммарно 140 000 км. Чтобы адаптировать систему для всех вариантов кузовов и силовых агрегатов, предлагаемых для Vesta, потребовались калибровочные работы.
Систему испытывали в летних и зимних условиях по всей России (помимо Тольятти и Дмитрова ездили в Сочи и Якутске). Например, летние тесты, включавшие торможение на сухом и мокром асфальте, а также на неровной дороге, повороты по заданной траектории и «переставки» проходили при температуре до +40 градусов. А зимние испытания, где под колесами был уже снег, лед или микс из сухого асфальта и льда, проводились на севере при температурах до –30 градусов.
Отключить ESC можно, но лишь на скорости до 57 км/ч. При превышении этого порога она снова начинает работать, что, пожалуй, правильно.
Проверить работу системы в тех или иных условиях можно было бы при помощи специальных упражнений, например, на полигоне. Но организаторы мероприятия ограничились маршрутом, проложенным по дорогам общего пользования. Да, была и грунтовка, но и на ней особо не разгонишься. Так что оценивать поведение автомобиля пришлось сугубо в «гражданских» режимах, в которых система бдит, но в работу, как правило, не вступает.
А вот другие системы и функции, которые вернулись на Vesta или даже появились на ней впервые, можно было и увидеть, и проверить в действии.
Теперь понятно, что презентация была не только ради одной системы. Машина разом получила довольно внушительный пакет обновлений по части оснащения, хотя доступность опций зависит от комплектации.
На Vesta вернулась динамическая разметка камеры заднего вида. Также автомобили теперь могут оснащаться не только задними, но и передними парктрониками.
Вернулся трехступенчатый обогрев передних сидений. Станет теплее и на задних, но у дивана греться будут только подушки, причем без вариантов по мощности. Зато задние пассажиры получили откидной подлокотник с подстаканниками. Также заявлены обогреваемые форсунки стеклоомывателя, электрически складываемые зеркала, датчик дождя и света.
Появилась функция отключения фронтальной подушки безопасности переднего пассажира — выключатель расположен в торце панели и доступен лишь при открытой правой двери. Вещевой ящик теперь с подсветкой, а передние стеклоподъемники — с автоматическим режимом и функцией защиты от защемления. Правда, лишь в самой дорогой комплектации. А еще появился новый дизайн колесных дисков, причем у 16-дюймовых Lorrain и 17-дюймовых Сlover он разный.
Мультимедийная система Lada Enjoy Pro Vision получила обновленное программное обеспечение. Изменения коснулись авторизации и приложения «Яндекс.Музыка», появилось голосовое управление звонками, обновленный поиск контактов и так далее. Напомним, что главной особенностью мультимедийной системы является ее глубокая интеграция с сервисами «Яндекса»: вы можете общаться c Алисой, выводить карту онлайн-навигатора на приборную панель и так далее.
Ну а теперь о том важном функционале, который появился на Vesta впервые. Прежде всего это система контроля слепых зон со световыми индикаторами в боковых зеркалах. Система активируется автоматически, работает в диапазоне скоростей 30—130 км/ч. Любопытно, что в описании системы указано, что скорость обгоняющего вас автомобиля должна быть выше вашей на 0—25 км/ч, а если обгоняете вы, то разница должна быть до 10 км/ч.
Также на модели появилась функция подсветки поворотов — за это отвечают светодиодные противотуманные фары в переднем бампере. Этот режим активируется на скорости до 40 км/ч при повороте руля на угол более 25 градусов либо при включении сигнала поворота. Также обе противотуманки будут гореть, если включить задний ход и ехать не быстрее 10 км/ч.
Конечно, кое-чего все-таки не хватает. Например, климат-контроля, который обещают в 2025 году. Но уже сейчас можно сказать, что по части оснащения Vesta наверстала упущенное, причем с лихвой. Главное, чтобы все эти системы работали стабильно, как и сами обновленные поcтавщики.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by