Идет вторая неделя существования такси в стране по новым правилам. Работает «Реестр автоперевозок пассажиров в нерегулярном сообщении», работает Транспортная инспекция. Визуально такси на улицах и проспектах меньше не стало, но многие пассажиры стали жаловаться на весьма заметно выросшую стоимость поездок. Мы собираем мнения о том, что происходит.
Наш читатель Михаил уже несколько лет регулярно пользуется такси для рабочих и личных поездок по Минску.
— Скажем так: я отказался от личного автомобиля в пользу такси. Это удобно. Не нужно забивать голову проблемами парковки во дворе каждый вечер, не нужно думать, где обслуживать машину, где найти нормальное масло и нормальную резину за адекватные деньги. У меня адекватный по меркам столицы заработок, и две-три поездки по городу на такси в день не являлись чем-то криминальным для моего бюджета, так я закрывал все насущные вопросы. Работа, встречи. Не наглея: в булочную я на такси не ездил, — рассказывает корреспонденту Onlíner читатель.
Ноябрь готовил для него неприятный сюрприз.
— Я не могу сказать, что как-то всерьез погружался в сферу регулирования такси и всего такого. Зачем мне? Приезжает машина, в целом все всегда опрятно и понятно, если возникали нюансы — это всегда решалось через техподдержку сервиса. Короче, я не лезу в вопросы ужесточения законодательства и всяких там причин, этому способствовавших. Я смотрю на ситуацию как потребитель. И как потребитель вижу, что мои расходы на транспорт как-то слишком заметно подросли. Раза эдак в полтора — это по меньшим прикидкам, все-таки еще прошло мало времени, чтобы подбивать бухгалтерию. Но даже без калькулятора: раньше средняя поездка мне обходилась рублей в 15, дальняя — в 25. Теперь средний чек — рублей 30—40. При этом у меня удобный график, я не часто езжу по городу в час пик. Приложение регулярно предупреждает о том, что число водителей невелико, хотя я не заметил, что время подачи авто как-то слишком увеличилось. Коэффициенты? Да, но они практически всегда были. Однако рост цены какой-то слишком заметный, чтобы объяснять это постоянным повышенным спросом, — продолжает читатель.
С некоторым ужасом Михаил рассуждает о том, что будет происходить дальше, ведь не за горами новогодние праздники, когда спрос на такси еще больше вырастает.
— Хорошо, я снова задумался о приобретении личного авто, если это имеет значение. Допустим, я как-то попытаюсь оптимизировать свое перемещение по городу. Но что дальше? Цены выросли, такси плавно становится роскошью. Навсегда? Или это переходный период и скоро все наладится? Или, наоборот, все станет как и было, когда нужно было трижды подумать, прежде чем вызвать машину: можешь ли ты себе позволить эти траты и как часто? — собеседник пребывает в тревожных раздумьях.
— Безусловно, самый важный критерий — стоимость, — говорит другой наш читатель. — Люди, которые готовы отдавать деньги на поездки в «Комфорте» или «Бизнесе», всегда были, есть и будут. И люди заказывают такси с самыми разными целями: кто-то экономит время, кто-то торопится, для большинства же — это комфорт, удобство. И в момент, когда цена увеличивается в два раза и более, начинаешь задумываться: а действительно ли это комфорт или переход в категорию дорогого удовольствия? Так или иначе, одно цепляет другое: машин меньше, спрос больше, стоимость тоже больше.
Собеседник подчеркнул, что такси пользуется при необходимости.
— Вызываю на отдыхе, когда за руль сам не сядешь, пользуюсь, когда своя машина на СТО или когда нужно добраться до аэропорта либо вокзала, или в других случаях. Да, практически во всех случаях есть альтернатива: автобус, троллейбус, метро, каршеринг. Но на такси было удобно. А сейчас перед выбором приходится задуматься, планируя свой путь, — констатирует он.
— Как водитель такси, скажу, что заказов меньше не стало. Люди садятся с недоумением, откуда такие цены, но едут и платят, — рассказал нам еще один читатель. — Все привыкли, что такси стоит копейки, но нам же нужно зарабатывать. Теперь оформился — и в путь! Я думаю, что цены будут снижаться, но не до того уровня, который был.
Водитель утверждает, что заработок в свою очередь тоже чуть подрос, хотя и не так сильно, как можно было бы подумать.
— Не слишком ощутимо. Налоги начали нормально платить, плюс оформление машины дорогое, страховки, — говорит собеседник.
При этом, по его словам, на работу действительно выходит меньше водителей, что видно и по числу авто на дорогах. При этом не все работают легально.
— То, что такси подорожало, — сомнений нет, — отметил еще один наш читатель. — Если раньше поездка с улицы Ржавецкой в Лебяжьем, где я живу с супругой и детьми, в район Немиги стоила около 12 рублей, то сейчас бывает 20 рублей и выше. При этом почти нет поездок без «молнии». Час пик стал круглосуточным. Если раньше, особенно когда спешили, мы ехали на такси, то теперь предпочитаем маршрутку или старый добрый автобус. А на дальние расстояния я пользуюсь также метро, тогда, когда это возможно.
И он не единственный, кто говорит о том, что такси как бы снова переходит в категорию не ежедневной альтернативы другому транспорту, но варианту для особого случая.
— Безусловно, иногда приходится вызывать такси, но теперь я делаю это гораздо реже. Цены стали неадекватными, — считает собеседник. — В то же время столько таксистов перестали работать, что стало ясно: нарушителей закона в этой сфере было слишком много, поэтому изменения в законодательстве, введение реестра — верное решение.
К слову, есть и другое мнение: тарифы официально не повышались, а значит, и о подорожании услуг такси говорить преждевременно.
— Работаю водителем такси в Гродно. Цены на такси не выросли, так как попросту их никто не поднимал, к сожалению. Мнимое подорожание произошло лишь за счет того, что чаще «фиолетовая зона» (повышенный коэффициент. — Прим. Onlíner) загорается по времени. Но это все вилами по воде писано. А чтобы у перевозчиков была хоть какая-то уверенность в завтрашнем дне, необходимо реально поднять тарифы за 1 км пути, на процентов так 30 минимум. Кушать хочется всем, не только пассажирам, — высказался другой наш читатель.
— В Минске, возможно, и произошло поднятие стоимости поездок, но вот в Бресте цена осталась на прежнем уровне, а в выходные дни, возможно, началось принудительное сдерживание роста цен. До ноября по вечерам пятницы и субботы мы видели цены по городу от 6 рублей. Сейчас они варьируются в пределах 3,5 — 4,5. Да, не всегда, но чаще, чем было ранее, а кроме того, реестр абсолютно не оказал никакого влияния на нелегальных извозчиков. Они до сих пор продолжают свою деятельность, — возмущен еще один наш читатель. — Почему водители при приеме заказа до сих пор не видят адрес, куда необходимо доставить пассажира, не видят стоимость поездки? Из-за этого идут отказы, если по прибытии на место водителю открывается конечная точка, которая по каким-то соображениям его не устраивает. А из-за количества отказов формируется повышенный спрос и, соответственно, растет стоимость поездки.
Его слова подтверждает другая наша читательница, по ее словам, тоже из Бреста.
— Я работаю водителем такси. У меня бывают только ночные смены, которые для пассажира стоят 4 рубля, 5 рублей. И это обычная практика. Я считаю, что это недорого, и возмущаюсь, когда однобоко освещается тема расценок на такси. Я не знаю, что происходит в Минске, но есть другие города и другие расценки. И преподносить все так, будто это космические цены, не нужно. Кому расценки кажутся страшными, могут сесть за руль и поработать ночью за 5 рублей. Причем из такого заказа водитель получает «чистыми» где-то 2,6 рубля. Как вы считаете, это много или мало? — задает вопрос собеседница.
Интересная и показательная история у нашей читательницы.
— Езжу на такси каждый день на работу, иногда вечером бывает, точечно, и по выходным тоже. Финансы позволяют: проще кофе где-то не попить лишний раз, но доехать за 8—10 минут в комфорте до работы, вместо часа езды на транспорте с экскурсией по худшим районам Минска за 85 копеек, — говорит она.
Важно упомянуть, что девушка старалась что-то предпринять, как-то повлиять на ситуацию с общественным транспортом.
— Я решила назад: если ты ничего не делаешь с ситуацией — ты с ней соглашаешься. А я не согласна! И я написала письмо в «Минсктранс». Мне ответили в таком ключе: транспорт до мест работы, учебы, отдыха организован. Я возрадовалась, но не от всей души, конечно, и продолжила ездить на такси. Потому что либо так, либо на единственном автобусе раз в 15 минут, хотя на самом деле больше похоже на то, что он в основном ходит по наитию, а не по расписанию, — рассказывает читательница.
И затем случилось 1 ноября. Девушка уверена: в тот день повышения тарифов не было, но они подскочили позднее.
— Я не спешу на работу, так как и с работы не спешу. Так вот если раньше поездка стоила 7—10 рублей и машину нужно было ждать от 2 до 5 минут, то теперь стоимость выросла до 14—17 рублей с ожиданием от 5 до 12 минут. Как будто ждешь машину в сервисе, у которого 5 машин на город, — с горечью отмечает она.
Какой она придумала выход? Вернуться в автобус.
— Я решила, что буду подбирать свой наряд с вечера и экономить на этом 20—30 минут. А сэкономленные деньги как бы зачисляю себе как заработок, не подлежащий налогообложению. Так за неделю буду «зарабатывать» по 90—100 рублей. Идея для стартапа, не иначе! Пока держусь, в меня все верят, даже я сама, — девушка не теряет присутствия духа. — Но это явно меняет обычный образ жизни, и с точки зрения абсурдности происходящего ты интуитивно понимаешь, что это неоправданно завышенные тарифы. И меньше всего ты хочешь соглашаться на эти новые правила, и от обратного меняешься сам. Было бы счастье, да несчастье помогло!
Если вы активно пользуетесь такси, мы хотим узнать ваше мнение о сложившейся ситуации. Заметили ли вы изменение стоимости этой популярной услуги или все осталось как было? Может быть, выросло время ожидания или, напротив, сократилось? Отказываетесь ли вы от обычных поездок или не видите в этом необходимости? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро