На каких шинах можно ездить с декабря по март, чтобы не получить штраф? Думаем, вы ответите без проблем: на зимней резине или «всесезонке», в чем вопрос? А разбираетесь ли вы в маркировках покрышек? И знаете ли, на каких шинах можно пройти техосмотр? Ответ может неприятно удивить.
После 1 декабря езда на летних шинах запрещена. Точнее, согласно ПДД, при участии в дорожном движении легковушки должны быть оборудованы зимними покрышками. Обращаемся к пункту 25 ПДД: «Зимние шины механических ТС, предназначенные для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри нее либо знаками „М+S“, „M&S“, „M.S“, „M S“ или „All seasons“».
Получается, на «всесезонке» зимой ездить можно, верно? Если на покрышке есть маркировка «М+S» — штраф от ГАИ тоже не получите?
Но наш читатель обратил внимание на пункт 5.6.3 технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), который принят в Беларуси. Он звучит так: «Остаточной глубине рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее (рисунок 5.1), а также маркированных знаками „M+S“, „M&S“, „M.S“, „M S“».
— Таким образом, согласно техрегламенту Таможенного союза, зимними являются те шины, на которых есть маркировка в виде горной вершины и «M+S»/«M&S»/«M.S»/«M S». Обращаю внимание на союз: «и», а не «или». Про «All seasons» вообще ничего не сказано, — отмечает собеседник.
— То есть вы не пройдете техосмотр на «всесезонке» или шинах без горной вершины.
Для многих клиентов станций это становится неприятным сюрпризом. Они ссылаются на ПДД, конфликтуют, ругаются. Многие понятия не имеют о существовании документа Таможенного союза. Но с сентября 2022 года (после вступления в силу закона «Об изменении закона РБ „О дорожном движении“») работник станции техосмотра нарушит закон, если даст «дазвол» автолюбителю с, допустим, «всесезонкой».
К тому же, согласно пункту 194.1. ПДД, запрещается участие в дорожном движении ТС, конструкция и техническое состояние которого не отвечают требованиям технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза.
Отмечу: по опыту, маркировка в виде горных вершин не встречается без «M+S»/«M&S»/«M.S»/«M S». А вот буквенные обозначения без гор — ситуация не исключительная.
В качестве примера наш читатель прилагает фото маркировки шины «Бел-277» (205/60 R16) от «Белшины». На ней не видно горных вершин, только обозначение «M+S». Гуглим: во множестве интернет-каталогов эта модель помечена как зимняя. Но собеседник замечает: покрышка сфотографирована совсем недавно, хотя сама шина датирована 2013 годом. То есть, возможно, на свежей резине обозначения поменялись.
Давайте все-таки разберемся: как определить по обозначению на боковине, для какого сезона (или условий) шина предназначается? Обращаемся с этим вопросом к нашему шинному эксперту.
— Давайте начнем с расшифровки: «М+S» («M&S», «M.S», «M S») или «Mud+Snow» — в дословном переводе это «Грязь+Снег». Нам это говорит о том, что шина справится со снегом и грязью лучше, чем обычная летняя, — объясняет Дмитрий Марголин, заместитель директора по коммерческим вопросам группы компаний «Мегасклад».
— Можно ли на ней ездить зимой? С точки зрения ее эксплуатационных характеристик — нет, нельзя!
Для чего тогда она? Производитель, нанося на боковину эти две буквы, говорит нам о том, что свойства модели позволяют считать ее более эффективной при пониженных температурах и в грязи по сравнению с летней шиной. Но не стоит это интерпретировать как «на ней можно безопасно ездить зимой».
На практике такая шина пригодится, когда вас каким-то образом угораздило попасть на замерзший либо раскисший участок дороги в 0 или, условно, 3 градуса мороза. Но никак не в –10 или даже –5. Это не зимняя шина и зимой она не работает.
Но другое дело, когда такое обозначение — «М+S» — дополняется трехпиковой горой со снежинкой (3PMSF). Тогда мы смело говорим о том, что эта шина прошла соответствующие испытания и подходит для эксплуатации зимой.
Подытожим:
Теорию выучили, в шинном магазине не ошибемся. Но вернемся к техосмотру. Звоним на первую попавшуюся станцию в Минске по номеру из «поисковика». Отметим, что наш читатель, поднявший эту тему, заверил: по телефону со «всесезонкой» или «недозимой» нас точно развернут. А вот если лично приедем на станцию — тут якобы может взять верх человеческий фактор.
— Скажите, если у меня машина на «всесезонке», пройду ли я техосмотр?
— Если подходящая маркировка — пройдете.
— А подходящая — это какая?
— Ну, «M+S» если будет, то пройдете.
— Ага. Могу ошибаться, но у меня «All Seasons», кажется…
— «All Seasons» — не знаю такого обозначения. Если только «All Seasons» — однозначно нет. ГАИ допускает эксплуатацию такой резины, но у нас в инструкции такого обозначения нет.
— Но если «M+S» просто, то пройду, да? — переспрашиваем еще раз.
— Грязь и снег? Пройдете, да.
Давайте позвоним еще на одну станцию. Снова выбираем ее методом научного тыка из гугла.
— Можно ли на «всесезонке» приехать?
— Всесезонная резина? Она у вас на всех четырех колесах?
— Да.
— На всесезонной резине можно, она же пригодна для эксплуатации и в теплое, и в холодное время года.
— Меня просто знакомые напугали… Сказали, что нельзя.
— Если у вас все четыре колеса с всесезонной резиной и она не изношена (как минимум 4 мм остатка протектора), то конечно приезжайте.
Если бы легенда, озвученная по телефону, была правдой, то очевидно, на какую станцию стоило бы поехать. Но мы хотим получить однозначный ответ: на каких шинах нельзя пройти техосмотр зимой? Ну, не считая летних, естественно. В общем, обращаемся к представителям УП «Белтехосмотр» за комментарием.
— Проведение государственного технического осмотра осуществляется в соответствии с требованиями технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». Согласно этому документу, в зимний период ТС категории M1 и N1 должны быть оборудованы шинами, которые на своей поверхности имеют маркировку в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее и обозначение «M+S» («M&S», «M.S», «M S»). Зимний период у нас — с 1 декабря по 1 марта, — объясняет Александр Касьянович, ведущий специалист управления УП «Белтехосмотр».
— То есть пройти техосмотр на «всесезонке» нельзя?
— Такая шина будет соответствовать установленным требованиям, если на ней есть упомянутые ранее маркировки. Но напоминаем, что это не единственный нюанс, на который обращают внимание специалисты.
— Мы получили фотографию возрастной покрышки «Белшина» с маркировкой «M+S», которая во многих интернет-каталогах помечена как зимняя. Если, допустим, приехать на таких шинах на техосмотр, то утверждение продавца/импортера, что резина зимняя, будет считаться аргументом?
— Нет, не будет. В рамках реализации положений ТР ТС 018/2011 этого недостаточно.
— Часто ли на этой почве происходят конфликты с клиентами, которых «разворачивают» из-за неподходящих шин?
— Сложно сказать. В любом случае диагностические станции не могут отходить от требований международного права.
Отмечу, что в соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе упомянутый техрегламент на территории Беларуси начал действовать еще 1 января 2015 года. Однако применение его положений стало возможным только после 22 сентября 2022 года, то есть после внесения изменений в закон «О дорожном движении».
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by