В нашу редакцию обратился минчанин по имени Андрей: недавно с его карты списали почти 3000 рублей. Как выяснилось, эти деньги пошли на покрытие долга перед застройщиком, у которого мужчина когда-то арендовал место на открытой стоянке. Вот только парковкой, как утверждает Андрей, он не пользовался как минимум 2,5 года, и полагает, что в компании об этом должны были знать. Так как же образовался неожиданный долг и что на претензии ответит застройщик?
На этой фотографии — то самое парковочное место, из-за которого разгорелся конфликт. Открытая стоянка находится на пр. Дзержинского, рядом с домом №11. Андрей решил арендовать машино-место в 2019 году. Как он рассказывает, стоило это «счастье» 100 рублей в месяц. Был составлен договор, поставлены подписи — в общем, все как надо. Но через пару лет наш герой понял: место простаивает, он все реже и реже оставляет машину на парковке.
— Я позвонил бухгалтеру компании «Айрон» и сказал, что хочу расторгнуть договор. На что получил ответ, мол, ехать никуда не нужно, документ будет автоматически аннулирован, как только я перестану платить за парковочное место, — говорит Андрей.
Собственно, так он и поступил. Когда точно состоялся разговор с бухгалтером, мужчина уже не помнит — примерно два с половиной года назад.
— В прошлом ноябре мне внезапно позвонили из «Айрона» с вопросом, почему я более двух лет не плачу за стоянку. Я был просто ошарашен и сразу объяснил всю ситуацию. В ответ мне сказали, что я обязан заплатить за все эти годы… Я, естественно, отказался. А в середине марта с моей банковской карты судебные исполнители списали 2648,26 рубля. Точнее, сначала исчезли 2835 рублей. Потом их вернули, а затем забрали 2648,26.
Андрей отмечает: электронный ключ от стоянки ему заблокировали сразу после звонка в «Айрон» два с половиной года назад. Со слов мужчины, он сдал его в товарищество собственников.
— Я неоднократно видел, что на моем месте все эти годы стояли машины. Выходит, «Айрон» получал плату и от них, и теперь вот от меня. Но чтобы это доказать, нужно изъять бухгалтерскую документацию. Буду пытаться, чтобы мой адвокат сделал официальный запрос в компанию.
К слову, моя дочь также арендовала место на паркинге этого застройщика, но по другому адресу. И при расторжении договора ей тоже сказали по телефону, мол, приезжать не нужно.
Мало кто будет хранить неактуальные договоры 6-летней давности. Вот и Андрей давно отправил документ, подписанный у застройщика, в урну. Поэтому после списания денег ему пришлось ехать в офис «Айрона» и просить копию.
По договору, место для парковки сдается Андрею в аренду с 16.04.2019 по 30.04.2019. Но, как гласит пункт 3.3, в случае «не уведомления одной из Сторон другую за 10 (десять) дней до окончания срока аренды о прекращения аренды места для парковки автомобиля, настоящий Договор аренды автоматически пролонгируется на следующий календарный месяц». Так он автоматически и продлевался из месяца в месяц — вплоть до января 2025 года.
Но самым важным пунктом в нашей истории будет 4.1 — он про то, как может быть расторгнут документ.
Владелец машино-места — через устное (по указанному в договоре телефону) уведомление о расторжении не позднее чем за 10 дней до даты расторжения и письменное его подтверждение по почте (на адрес указанный в договоре).
Арендатор — через написание заявления о расторжении с обязательным его предоставлением Владельцу машино-места не позднее чем за 10 дней до даты расторжения».
То есть компания-застройщик имела право расторгнуть договор по телефону, дополнительно отправив письмо. А вот Андрей вопрос звонком решить не мог — только через письменное заявление.
Оплата аренды парковочного места, согласно договору, должна производиться не позднее 25-го числа. В случае если деньги на счет застройщика в нужный срок не поступят, он имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке, говорится в пункте 4.3. Уведомить человека, который арендует стоянку, должны за три дня до аннулирования договора.
Получается, «Айрон» мог решить вопрос с «неплательщиком» еще 2,5 года назад. Деньги 25-го числа не пришли — договор расторгнут, место вакантно. Но почему-то это сделано не было. Забыли? Мы адресовали вопрос представителям застройщика. Однако специалист, отвечающий за аренду машино-мест, сперва не понял, о какой ситуации идет речь. Потом пообещал передать номер журналиста юристу для связи. Звонок не поступил, и нам пришлось набрать вновь. В ответ нас попросили больше не беспокоить никого по телефону и отправить письмо со всеми вопросами на электронную почту.
Так мы и сделали. И вот какой ответ получили:
К слову о суде, о котором говорится в ответе. Очевидно, на него должны были быть вызваны обе стороны. Однако Андрей, по его словам, «приглашений» на суд не получал, телефонных звонков или сообщений тоже.
За комментарием мы также обратились к юристу Татьяне Ревинской. Кто прав в этой ситуации?
— Действующее гражданское законодательство строится на принципе свободы договора. То есть граждане и юрлица свободны в заключении договора (абз. 7 ч. 2 ст. 391 ГК), — отмечает специалист. — При этом стороны договора должны предоставлять друг другу всю необходимую информацию, чтобы обязательства исполнялись надлежащим образом.
Применительно к рассматриваемой ситуации можно отметить следующее.
Из п. 4.1 заключенного между сторонами договора следует, что договор может быть расторгнут в одностороннем порядке. При этом арендатор, т. е. герой нашей публикации, в случае если такая инициатива исходит от него, должен обратиться к ОО «Айрон» ПИСЬМЕННО, ПОДАВ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ЗАЯВЛЕНИЕ, не позднее чем за 10 дней до даты расторжения договора.
Кроме того, договор содержит условие о том, что все изменения и дополнения к договору должны быть оформлены в письменном виде с соответствующим удостоверением сторонами (п. 6.1). К такому изменению относится и расторжение договора, т. е. факт расторжения договора должен был быть оформлен дополнительным соглашением к договору.
Поэтому нашему герою следовало действовать именно вышеописанным способом, соблюдая условия договора в части его расторжения. Устная договоренность с бухгалтером об этом в данном случае представляется сомнительной.
Гражданским кодексом установлен срок исковой давности — три года (общий срок). Это период, в течение которого гражданин или юрлицо могут защитить свои нарушенные права в суде. Таким образом, учитывая дату заключения договора и срок его действия, в данном случае срок исковой давности ОДО «Айрон» при обращении в суд нарушен не был.
Что касается состоявшегося заседания суда о взыскании арендной платы, то могу предположить, что судом было вынесено заочное решение. Заочное решение суд может вынести в случае, если ответчик, извещенный о месте и времени судебного заседания, не явился на процесс и при этом не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил при этом рассмотреть дело в его отсутствие.
Если наш герой не знал о вынесенном решении, он вправе попросить в суде его копию и подать в суд заявление об отмене этого решения в течение 10 дней со дня вручения ему копии.
По результатам рассмотрения заявления суд выносит определение об отказе в удовлетворении заявления или об отмене заочного решения суда и о возобновлении рассмотрения дела этим же или другим судьей. Основанием для отмены заочного решения суда является:
1) уважительность причин неявки в судебное заседание ответчика, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду;
2) представление ответчиком доказательств, которые могут повлиять на содержание решения суда, либо заявление ответчиком ходатайства об истребовании таких доказательств, если их представление для ответчика невозможно (ч. 3 ст. 334-6 ГПК).
После отмены заочного решения дело рассматривается в общем порядке.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by