26 344
10 декабря 2024 в 15:00
Автор: Иван Кришкевич. Фото: Максим Малиновский

«Запорожец» за 500 рублей и «Волга» за 1145 рублей. Изучаем цены на советские автомобили не для всех

Автор: Иван Кришкевич. Фото: Максим Малиновский

Вы скажете, что новая «Волга» никогда не могла стоить 1145 рублей. Но, судя по всему, во второй половине 1960-х могла. Если ее покупали за сертификаты «Внешпосылторга». По крайней мере, именно такая стоимость указана на ГАЗ-21Р в каталоге и прейскуранте на промышленные товары «Внешпосылторга» за 1967 год.

Валюту в СССР принимали

Стоит пояснить, что Всесоюзное экспортно-импортное объединение «Внешпосылторг» продавало товары в розницу и мелкооптовыми партиями советским гражданам, посольствам, миссиям и другим иностранным организациям и их сотрудникам, находящимся в СССР и в других странах, а также отельным иностранным гражданам.

Продажи осуществлялись через сеть специализированных магазинов. Расчеты могли быть в чеках, сертификатах «Внешпосылторга», а также в наличной валюте, причем не только долларах США, — принимали и английские фунты стерлингов, и норвежские кроны, и итальянские лиры, и марки ФРГ — практически любую СКВ европейских стран. Но при оплате покупок наличными в магазинах на территории СССР требовалось предъявление таможенной справки о ввозе валюты.

У советских граждан просто так иностранной валюты быть не могло, свободно приобрести ее в 1960-е было нельзя. Исключение составляли загранработники, которые во время зарубежных командировок получали доступ к долларам, франкам и кронам, но затем им предлагалось обменять наличную валюту на сертификаты «Внешпосылторга».

Странные цифры

Цены в каталоге и прейскуранте указаны в рублях СССР и долларах США на условиях франко — советская граница. И, если честно, приводимые цифры выглядят странно.

Судите сами. Уже упоминавшаяся «Волга» стоит 1145 рублей, или 1272,22 доллара США, «Москвич-408» — 780 рублей, или 866,67 доллара, «Запорожец» ЗАЗ-965А — 500 рублей, или 555,56 доллара.

Или вот мотоциклы. «Урал-2» М63 с коляской — 460 рублей, или 511,11 доллара, «ИЖ-Юпитер-2» — 251,50 рубля, или 301,67 доллара, а «Восход» — 139,50 рубля, или 155 долларов.

Удивительно даже не то, что советский рубль был крепче доллара: официальный курс был как раз таким, 90 копеек за 1 USD. И валютная стоимость тоже на самом деле вполне характерная — в 1960-х в США массовые модели и стоили как раз в районе 2—3 тысяч долларов, так что советские автомобили на их фоне были пусть и дешевле, но не на порядок.

Чему же мы тогда удивляемся? Каталожным ценам в рублях. Ведь если вы покупали автомобиль не через «Внешпосылторг», а в обычном автомагазине за советские деньги, то за тот же ГАЗ-21 в 1965 году надо было отдать 5487 рублей, а за «Москвич-408» — 4511,25 рубля. К слову, средняя зарплата в СССР в 1967 году составляла 102,5 рубля. В сравнении с этой стоимостью рублевые цены в каталоге ниже в 4,8 и 5,8 раза соответственно. Но в рублях бы вы автомобиль в сети «Внешпосылторга» и не купили.

А что еще сколько стоило для иностранцев?

С автомобилями и мотоциклами разобрались. Но в каталоге есть еще и мотороллеры. «Тула» Т-200М за 150 рублей, или 166,67 доллара, «Вятка» ВП-150М за 105 рублей, или 116,67 доллара, «Рига-3» за 57 рублей, или 63,33 доллара.

Шины для «Волги» стоили 21 рубль / 23,33 доллара, для «Победы» — 19,25 рубля / 21,39 доллара, для «Москвича-408» — 14,82 рубля / 16,47 доллара, а на «Запорожец» — 9,50 рубля / 10,56 доллара.

Предлагались и двигатели для автомобилей. Например, карбюраторный 70-сильный на «Волгу» имел каталожную стоимость 320 рублей / 355,56 доллара, а вот 45-сильный на «Москвич-408» — 200 рублей / 222,22 доллара. 27-сильный двигатель с воздушным охлаждением для «Запорожца» был оценен в 140 рублей / 155,56 доллара.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by