Водитель поворачивает со второстепенной дороги на главную, останавливается из-за выезжающего с парковочного места автомобиля и получает удар сзади от другого выезжающего с парковки авто. Водителя лишают права управления на полгода вдобавок к штрафу. Он не согласен и жалуется во все инстанции. Разберем это ДТП вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению.
ДТП на одном из перекрестков в Светлогорске случилось еще в июле. Наш читатель Анатолий поворачивал со второстепенной дороги налево, на главную. Там вдоль проезжей части организованы парковочные места, с которых как раз в этот момент почти одновременно начали отъезжать два автомобиля, оба двигались задним ходом. Анатолий стал тормозить перед одним из авто и тут же получил удар от другого — задней частью в заднюю часть.
Момент ДТП попал на запись камеры видеонаблюдения.
— Я подъезжал к перекрестку, обзорность там хорошая. Часто езжу по этому маршруту, но никогда не бывало, чтобы кто-то наперерез выезжал с парковки. А тут я в последний момент заметил, как стала отъезжать первая машина, потом вторая. Все произошло очень быстро, — рассказывает нам водитель.
Серый автомобиль спустя непродолжительное время уехал с места ДТП, а двое участников столкновения остались дожидаться инспекторов.
— Когда я вышел из машины, я сказал женщине из другого авто вызывать ГАИ, а сам пошел ставить знак аварийной остановки. Женщина позвонила не в ГАИ, а супругу — он приехал буквально через пару минут. Походил, куда-то позвонил, сказал: «Как же вы так?» — и уехал. Потом приехали сотрудники Госавтоинспекции, — отмечает собеседник.
Принятое в ГАИ решение для нашего читателя оказалось болезненным. Его признали виновным в ДТП. Формулировка в протоколе такая: «во время движения по второстепенной дороге не уступил дорогу». Итог — штраф в размере 7 базовых величин с лишением права управления транспортными средствами на 6 месяцев.
Правила дорожного движения (п. 108):
на перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к нему по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.
Что произошло: автомобиль, выезжая с парковки задним ходом, столкнулся с другим автомобилем, поворачивающим со второстепенной дороги на главную.
— Когда водители в таких ситуациях выезжают задним ходом, они это делают с остановками, потому что ничего вокруг не видят. И Анатолий, выезжая со второстепенной дороги на главную, мог увидеть машину, которая поехала и остановилась. И мог подумать, что она будет стоять, пока он не проедет, что она едет задним ходом и будет уступать поэтому. И когда он уже ехал по перекрестку, ему создала препятствия другая машина. Он остановился, а машина, которая задним ходом возобновила движение, врезалась в него, — говорит Юрий Краснов, пересматривая видео ДТП.
— В автошколах преподаватели рассказывают курсантам: если ты едешь задним ходом, то должен убедиться в безопасности и должен уступать всем, кто вокруг тебя, именно потому, что ты едешь задним ходом. И каждый, кто окончил автошколу, наверняка знает, что если начинаешь ехать задним ходом, то смотри вокруг во все глаза и пропускай всех. А если совсем плохо видно, то правила рекомендуют воспользоваться помощью других людей, — добавил инструктор. — Может быть, что-то изменилось в трактовке ПДД, и теперь тот, кто едет задним ходом, прав — и ему нужно уступать дорогу? Если так, то хорошо бы довести новые правила игры до общественности, а то ведь мы ездим и ничего об этом не знаем.
Плюс ко всему ДТП случилось на перекрестке, а на перекрестке движение задним ходом запрещено.
Правила дорожного движения (п. 74):
движение задним ходом запрещается на перекрестках (кроме перекрестков, расположенных в жилых зонах) и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 72 настоящих Правил.
— Почему стоянка организована таким образом, что водители задним ходом двигаются на перекрестке? Ведь это запрещено правилами. Ладно, возможно, это экспериментальная организация дорожного движения, парковка как бы находится за пределами проезжей части. Но на таком перекрестке ехать задним ходом нельзя. Имело бы смысл запретить парковку возле перекрестка, чтобы не провоцировать опасные ситуации и не провоцировать водителей на нарушения. Но на подобное часто закрывают глаза, потому что парковочные места в дефиците, и, если все делать как надо, этих мест будет еще меньше, — продолжает ведущий рубрики.
Обращает на себя внимание и то, что оба водителя, выезжавших с парковки, намеревались попасть на противоположную сторону дороги.
— Безопаснее выезжать задом туда, откуда на тебя едут машины. Даже если нужно в другую сторону: ты выехал аккуратно в ближайшую полосу, потом аккуратно развернулся в разрешенном месте — никаких проблем. А выезжать через две полосы — куда опаснее, — замечает инструктор. — Вообще, у меня сложилось впечатление, что там все паркуются как хотят. Едет человек по полосе, ему нужно на парковку — он берет через полосу и заезжает. А потом пытается выехать задом так, чтобы ему дальше ехать туда, куда он и ехал. Какая-то анархия: все заезжают как им хочется, и выезжают, куда им нужно.
Ладно, парковочные места у края проезжей части, а иногда и вовсе в полосе движения — нормальное явление для города, и в Минске таких участков великое множество. И водители в большинстве случаев разъезжаются там вполне безопасно.
— Проблемы есть. Например, наши водители, как правило, не хотят помочь тому, кто пытается выехать с такого парковочного места: едут, не снижая скорости, а то и ускоряются, лишь бы он не выехал перед ними. Хотя что такого ужасного произойдет, отчего нельзя помочь человеку? — задается вопросом Юрий Краснов. — Тем не менее так уж повелось, и водители хорошо об этом знают, поэтому тот, кто выезжает с парковочного места, должен смотреть за обстановкой вокруг себя, думать о безопасности.
В свете сказанного, ДТП в Светлогорске кажется еще более неоднозначным.
— Какая формулировка в протоколе: «двигалась задним ходом по главной дороге». Уже одно это вызывает недоумение: как это — задним ходом по главной дороге? Еще и на перекрестке. Да и в целом, ехала ли водитель по главной дороге или выезжала на главную дорогу с парковочного места? — продолжает ведущий рубрики. — А что с водителем серой машины, который, двигаясь задним ходом, вынудил Анатолия остановиться? Если бы эта машина не выезжала, Анатолий бы поехал дальше, и ничего бы не было. Этого водителя искали? Его привлекли к ответственности?
В общем, соблюдены все условия для того, чтобы счесть происшествие спорным: есть вопросы к инфраструктуре — парковка организована так, что водители задним ходом выезжают на перекресток; есть вопросы к водителям, которые выезжали назад довольно смело, и вопросы к водителю, который поворачивал со второстепенной дороги на главную и обязан был уступать.
Но самая конфликтная и самая спорная часть этой истории для Анатолия — лишение права управления на полгода.
— Она меня тюкнула. И у меня теперь на полгода лишение, а у нее просто штраф, по крайней мере, мне сказали, что ей будет штраф. Я считаю, что ей штраф и мне штраф — это было бы справедливо. И я согласен на штраф, я говорил в ГАИ: дайте мне максимальный штраф, но не отнимайте права. Я водителем работаю, у меня все категории водительские, никаких серьезных проступков за недавнее время — мне сейчас никак нельзя без прав оставаться. И в итоге все рухнуло! — говорит наш читатель.
Водитель добавил, что пытался обжаловать решение ГАИ в районном суде и в областном, писал в Генеральную прокуратуру — решение ГАИ оставлено в силе. Анатолий отметил, что ему ничего не остается больше, и он готовит обращение в УГАИ МВД.
— В очередной раз мы слышим, как спорное, сложное ДТП заканчивается для одного из участников лишением водительского удостоверения. И поэтому нет ничего удивительного в том, что люди пишут жалобы в вышестоящие инстанции, не соглашаются с такими решениями. Им непонятно, они не согласны, но это не говорит о том, что они хотят уйти от ответственности или не уважают решение ГАИ. Они просто не считают себя виновными. И если мы хотим, чтобы от принимаемых мер был эффект, нужно объяснить водителям, в чем именно они не правы, разъяснять правила, растолковывать, почему принято такое решение, — отмечает Юрий Краснов.
— Некоторые водители открыто говорят, что всегда нужно соглашаться с ГАИ — чтобы не было хуже.
— Один из основополагающих принципов заключен в том, что закон должен предполагать справедливость наказания. И это прописано в том числе в Кодексе об административных правонарушениях. Штраф — это штраф. Человек попереживает и успокоится. А лишение прав может весьма значительно отразиться на повседневной жизни, отсюда и мотивация писать жалобы, бороться, говорить о своей ситуации, — продолжает инструктор.
— А лишение прав как мера способна превратить человека в лучшего, более внимательного или ответственного водителя?
— Нужно понимать, что сейчас мы рассматриваем курьезную ситуацию, в которую может попасть любой водитель, даже очень опытный. Он проанализирует ситуацию и больше не будет в нее попадать. А чему его научит лишение? Или мы уберем с дороги кого-то потенциально опасного? — отмечает ведущий рубрики. — Я понимаю, когда права забирают у того, кто, к примеру, регулярно и весьма значительно превышает скорость. Кто сознательно ездит на красный свет. Кто идет на обгон в неположенном месте — они создают опасность. Особенно если это повторяется раз за разом: его ловят, штрафуют, говорят, что так нельзя делать, а он все равно делает — надо лишать, потому что штрафы на него не действуют. Но когда человек попадает в ДТП, да еще такое спорное — я не уверен.
Говоря о ситуации, когда рискуют столкнуться два автомобиля — тот, что отъезжает после стоянки у края проезжей части, и тот, который выезжает с другой стороны, со второстепенной дороги, — то в столице полно мест, где такое возможно. И нам даже известны конкретные случаи.
— Улица Комсомольская, где машины паркуются «елочкой» вдоль края проезжей части, — рассказывал нам один из читателей. — Я выезжаю задним ходом, осторожно, по чуть-чуть. Вижу: машина остановилась, моргает мне фарой — выпускает. И мне хорошо, и ему: когда едешь по такой улице и ищешь, где бы припарковаться, а перед тобой кто-то выезжает — это же как подарок судьбы! И вот я выезжаю и «тюк»! Оказывается, с другой стороны, из двора, выезжала другая машина. Тому водителю тоже показалось, что его пропускают. Я поехал, и он поехал — и мы встретились. Но там повреждения были несерьезные, мы спокойно разъехались.
Вместе с Юрием Красновым мы даже собирались съездить на Комсомольскую, но оказалось, что в этом нет необходимости. В любом районе Минска можно найти такие участки. Есть даже такие парковки, где водители задним ходом выезжают на пешеходный переход — на улице Леонида Беды так, например. Но мы нашли все, что было нужно, на улице Толбухина. Причем там есть положительный пример организации движения: на перекрестке, где выезд со второстепенной, парковка исключена. Есть «островок», рядом пешеходные переходы — предположим, что именно их наличие и способствовало столь серьезному подходу.
Но дальше, буквально в сотне метров, видим следующее: справа выезд из дворов, а парковка напротив этого выезда не запрещена. И если кто-то станет выезжать с этой парковки, а другой в этот момент выедет с выезда напротив, и они столкнутся — будет еще одно спорное ДТП.
— У нас же как: если человек поворачивает направо, он смотрит в основном налево, чтобы там никто не ехал. И не видит, что у него впереди. Поэтому такие аварии случаются. И поэтому водителей нужно учить смотреть по сторонам, смотреть повсюду и проверять самих себя. Контроль ситуации, осторожность, внимательность. И не будьте наивными, полагая, что все кругом соблюдают ПДД, все вас видят и все дадут вам проехать. Надейтесь только на себя и сами старайтесь помочь другим, — таким пожеланием Юрий Краснов подвел черту под этим разбором.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by