Какие дороги будут ремонтировать в 2025 году и сколько денег на это выделили?

 
UPD
30 декабря 2024 в 14:44
Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onlíner, фото носит иллюстративный характер
Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onlíner, фото носит иллюстративный характер

В последние годы объемы выделяемых на дорожное хозяйство из республиканского и местных бюджетов средств растут, что позволяет наращивать объемы ремонтируемых республиканских и местных дорог. В частности, в 2023 году было отремонтировано порядка 3000 км дорог — это в 1,5 раза больше, чем в 2022-м. В 2024 году темпы еще увеличились — до 5000 км дорог. Подобную тенденцию планируется сохранить и в следующем году, причем это коснется не только республиканских дорог, но и местной дорожной сети. Об этом рассказал министр транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Ляхнович в интервью Первому информационному телеканалу.

Какие средства выделены

По словам министра, в 2024 году на ремонт, возведение и реконструкцию дорог общего пользования выделено 2,2 млрд рублей. На 2025-й запланировано 2,3 млрд рублей.

— Мы последние годы — 2023-й, 2024-й и 2025-й — деньги (бюджетные средства) планируем с ростом. И если брать не по суммам, а по километражу, мы видим, что и километры дорог, которые мы делаем текущим капитальным ремонтом и реконструкцией, тоже растут, — сказал Алексей Ляхнович.

Он отметил, что бо́льшая часть средств выделена из республиканского бюджета.

— 1 км автомобильной дороги — срезать и положить асфальт — стоит порядка 350 тыс. рублей. Если говорить про капитальный ремонт с доведением нагрузки до 11,5 тонны на ось, то это уже более 2 млн рублей. Реконструкция — более 10 млн рублей за 1 км дороги, — сообщил министр.

Какие дороги будут реконструированы?

— Приоритеты по реконструкции — М3. В этом году сдали участок протяженностью 15 км, в планах идти дальше, до границы с Минской областью, и в следующей пятилетке довести дорогу до Лепеля. Фактически это коридор на Санкт-Петербург, — отметил Алексей Ляхнович. — Есть дорога Р22 от Могилева до Чаус — это тоже выезд в Россию, как коридор, по которому идут наши грузы. Жодино — Борисов (Р53) — продолжаем и эту реконструкцию. В уходящем году сдали участок от Смолевичей до Жодино. Ну и Р46 — продолжение реконструкции, это тоже коридор на Санкт-Петербург.

По его словам, реконструкция проводится там, где количество транспортных средств, движущихся по дороге, имеет определенное значение. До 10 тыс. автомобилей в сутки — это дороги второй категории, свыше 10 тыс. автомобилей в сутки — дороги первой технической категории.

Мосты

— Мы стараемся не допустить критических дефектов мостовых сооружений. В этом году сделаем 117 мостовых сооружений, в следующем году — не менее 100, — заявил Алексей Ляхнович.

Министр указал, что те мосты, которые должны были ремонтироваться за счет европейских кредитов, теперь заблокированных, отремонтированы за счет государственного бюджета.

Ямочный ремонт и гравийки

В зимний период, как указал Алексей Ляхнович, не проводится капитальный ремонт. Все, что делается зимой, — устранение ямочности и земляные работы без устройства верхнего слоя покрытия. Ямочный ремонт между тем будет продолжен.

— Мы вышли на 10% уровень модернизации покрытия. В этом году таким образом сделано более 1700 км республиканских дорог. Мы покрытие меняем практически раз в 10 лет, и это позволяет на какой-то период отказаться от ямочного ремонта: там, где новое покрытие, ямы не образуются, — отметил он.

Министр также коснулся темы гравийных дорог. По его словам, в Беларуси остается порядка 300 км таких дорог от райцентров к агрогородкам по прямому маршруту. Задача — за следующие два года переобустроить эти дороги либо в асфальтовом, либо в бетонном покрытии. В худшей ситуации в этом плане находится Витебская область, основные работы планируется проводить в этом направлении там.

Бетонные дороги

— Новое строительство — это, как правило, цементобетонные дороги, потому что в данной ситуации не надо строить объезд. При каждом новом строительстве мы оцениваем, что более эффективно. Если мы видим, что цементобетон можно положить, существующая дорога уже есть и рядом можно уложить две полосы, соответственно, это цементобетон, — объяснил Алексей Ляхнович.

Он добавил, что в основном это касается дорог первой категории. Дороги второй категории по большей части строятся с использованием асфальтобетона.

— Мы видим, что цементобетон имеет преимущества перед асфальтобетоном, стоит в некоторых случаях более 30 лет, — отметил министр.

В ближайшей перспективе рассматривается возможность сделать в цементобетоне все выезды из Минска. Но речь идет не о реконструкции: цементобетон будет укладываться фактически по существующему асфальтовому покрытию.

— Это будет капитальный ремонт. Почему мы это делаем? Потому что уже есть отдельные выезды из Минска, которые находятся не в совсем хорошем состоянии и требуют ремонта каждую весну. И когда люди едут на дачу, мы, ремонтируя, делая ямочные ремонты и так далее, в какой-то степени создаем им неудобства. Так вот для того, чтобы сделать и на какое-то время дать людям почувствовать, что мы отказались от этих ямочных ремонтов, принято решение поэтапно выходы из Минска делать в цементобетоне, — рассказал Алексей Ляхнович.

Министр также отметил, что в будущем времени планируется отходить от реконструкций трасс в пользу капремонта.

— Мы видим, что у нас все областные центры, за исключением Витебска, имеют автомобильные дороги первой категории. Сейчас мы занимаемся дорогой М3 (Минск — Витебск) и в следующей пятилетке планируем сделать ее до Лепеля, — пояснил он. — Больше внимания мы станем уделять капремонту автомобильных дорог. Для чего? Для того чтобы повысить допустимые нагрузки на ось для транспортных средств. Если сегодня существуют автомобильные дороги от основных градообразующих предприятий и предприятий-экспортеров, и экспортер выезжает сразу на автомобильную дорогу с нагрузкой 6 тонн на ось, стоимость логистики, стоимость проезда для такого экспортера не эффективна. Поэтому принято решение в следующей пятилетке сделать именно капитальным ремонтом к таким предприятиям автомобильные дороги, чтобы повысить там допустимую нагрузку на ось. Это станет плюсом к логистике наших грузов в сторону и портов, и других стран.

Знакомы с ситуацией? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро