В Беларуси пересчитали ставки утилизационного сбора, новые цифры опубликовали прошедшей ночью. Их хотят привести «в соответствие с уровнями, установленными в Российской Федерации с 1 января 2025 года». Не соврем, если скажем, что новость всколыхнула белорусский авторынок. Автолюбители гадают — что будет с ценами? «Заденет» и новые машины, и «бэушку»? Прощайте «свежачки» из Европы и США? Наш эксперт считает, что нововведения принесут нам конец целой эпохи. Поговорим про это и сделаем в финале осторожные прогнозы.
Подводя итоги прошлого года, Дмитрий Больдюсов, основатель и руководитель AutoGroup (это профильная компания по подбору и информационному сопровождению в вопросе приобретения авто на мировых аукционах), предположил: нас ждут ставки утильсбора как в России. И вот прогноз сбывается.
А в Российской Федерации, напомним, с 1 октября 2024 года утильсбор повысился аж на 70—85%. С начала 2025-го он прибавил еще 20%. Для легковых машин с двигателями 1—2 литра ставка сбора выросла с 556 тыс. до 667 тыс. рублей (около $6730 в пересчете). В случае с 2—3-литровыми автомобилями старше трех лет теперь придется платить 2,8 млн рублей ($28 200 по курсу) вместо 2,4 млн в прошлом году. Россияне, которые раньше были завсегдатаями столичного авторынка в Малиновке, стали приезжать к нам гораздо реже — лишь за проходными машинами (это те, что пробыли в Беларуси хотя бы год). Если автомобиль был перепродан ранее, чем через 12 месяцев, то покупателю придется оплачивать коммерческий, значительно более высокий утильсбор.
Объявленные изменения, безусловно, повлияют на белорусский авторынок. На скриншоте ниже — обновленные ставки для легковушек. Они действительно соответствуют «российскому уровню».
Наш эксперт считает: нововведения сулят конец целой эпохи продолжительностью как минимум в 17 лет (особенно если закон будет принят в том виде, в каком он существует в РФ). Какой она была? Начнем с этого вопроса, окунувшись в историю, а потом перейдем к тому, что будет дальше.
— Темой автомобильного импорта я занимаюсь с 2004 года, — делится Дмитрий. — Помню, как все зарождалось: люди только начинали узнавать, что такое американские аукционы. Тема была настолько новой, что первое время участники рынка старались не разглашать ресурсы, на которых приобреталась техника. Что такое Copart и «Иншуренс» и как с ними взаимодействовать, знали разве что поставщики и брокеры.
К 2008-му — этот год я считаю началом целой эпохи — направление стало очень востребованным. Официальные дилеры воспринимали его в штыки, видели в нем угрозу и конкуренцию. Но я бы сказал, что у белорусов просто появился выбор. Альтернативой новым машинам стали те самые свежие «битки», которые в Америке больше не могли эксплуатироваться и продавались в полцены.
— В 2008—2009 годах рынок оставался ровным, с плавным увеличением спроса на б/у авто из-за рубежа, — вспоминает эксперт. — Но в 2011-м было решено поднять таможенные пошлины (и это было предсказуемо). Помню, в начале того года чуть ли не у всех семей из двух человек было по четыре машины. Люди поняли, что пригон б/у авто — это выгодно. Они заказывали машины «под увеличение пошлины», не успев продать старые. Произошел первый наплыв автомобилей из Америки.
Но к июлю таможенные пошлины пообещали поднять. Тогда уже были подписаны союзные соглашения с Казахстаном: казахи также гнали авто через Европу и пытались ввезти до запланированного роста утильсбора. Те, кто понял, что не успевает, начали бросать свои машины в Клайпеде. В какой-то момент там просто закончилась земля для их разгрузки. Прибывающие контейнеры некуда было разгружать: порт был забит кораблями. А ты понимаешь, что тебе надо до 1 июля кровь из носу ввезти авто… Транспорт искали где могли. Брокеры нанимали охрану, чтобы люди не выносили двери.
Помню две последние машины, которые наша компания ввезла накануне повышения таможенных платежей, — Infiniti QX56 с большим объемом мотора и Mercedes GL 350. Мы их буквально выбросили с корабля в Германии и поехали на них своим ходом в Беларусь. В 22:00 последнего дня июня они пересекли белорусскую границу. А уже через два часа заработали обновленные коэффициенты.
Во второй половине 2011 года в автобизнесе было затишье. Автомобилей ввезли много, случилось перенасыщение рынка. Тогда импорт зациклился на 1,5-литровых моторах — тот же Renault Megane и прочие. И то эти машины не сильно были нужны — на внутреннем рынке хватало автомобилей.
В 2013 году рынок начал просыпаться. Вскоре, ближе к 2014-му, обвалился российский рубль.
— У нас Союзное государство, границ как таковых нет, — продолжает Дмитрий. — При этом мы жили «в долларе», а Россия — «в рубле»: если одна валюта проваливается — происходит отток или приток машин.
Российский рубль обвалился внезапно и значительно. Автодилеры тогда на пару месяцев заморозили цены: российский рынок также был переполнен, «официалы» оказались заинтересованы в том, чтобы побыстрее распродать склады. Но они не представляли, насколько большой объем машин реализуют. В 2015—2016 годах на трассе Москва — Минск мы наблюдали целые эшелоны из Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, Lada Largus. Последний, к слову, стоил от $6300 и выше.
Автомобилей заехало столько, что я спрогнозировал: рынок будет переваривать их года два, а затем снова оживет.
К 2017 году курс рубля укрепился. И так получилось, что россияне приезжали к нам и забирали те же самые «Солярисы», купленные нашими соотечественниками двумя годами ранее. А они уже были с пробегом, но за те же деньги. Начался отток транспорта с рынка Беларуси, в том числе ранее ввезенных машин из Европы и Америки. После этого тема заказа и привоза авто с аукционов вновь стала актуальной.
— В 2019 году наша компания привела в Беларусь американский аукцион — IAA («Иншуренс»). Для белорусского рынка это было важным событием, — считает Дмитрий. — В апреле того же года в нашей стране подписали 140-й указ, что стало дополнительной стимуляцией сферы импорта авто.
2020 год — это пандемия. Закрылись порты для отгрузки машин. Корабли перестали плавать. Было ощущение, будто земной шар просто остановился. Но в Америке-то автомобили не переставали разбиваться. Я понимал: нужно переждать пару месяцев — и все процессы возобновятся.
Цены на аукционах тогда упали донельзя. Максимально свежие машины с минимальными повреждениями продавались от $5000. Те, кто осознавал, что происходит, рискнули и купили авто. Пришлось постоять в порту, но вознаграждением стала очень неплохая разница в цене при перепродаже. Полноценный спрос возобновился ближе к маю, когда заработали судоходные линии.
Заводы при этом на какое-то время остановились, стало не хватать чипов и в результате — новых автомобилей. Людям нужны были машины, а дилер дать их не мог. Все вновь стали смотреть в сторону США.
Движение по привозу автомобилей с последующей перепродажей стало еще активнее. Даже те, кто не был вовлечен в эту тему ранее, оказались в сфере — особенно белорусы, у которых нашлась маломальская денежная подушка. Человек получал возможность поездить на свежей машине, а потом еще и продать ее с выгодой — это звучало заманчиво.
В 2022 году у наших ближайших соседей случаются всем известные события. Жители Беларуси сталкиваются с первыми санкциями.
— Белорусам начали блокировать аккаунты на аукционах, — вспоминает эксперт. — Мы стали искать обходные пути, привлекать брокеров из других стран. Не проходили платежи из белорусских банков — это тоже нужно было в моменте решать. У некоторых белорусов, к слову, средства на аккаунтах до сих пор остаются замороженными. Мне тогда за два дня до блокировки позвонил один из топ-менеджеров «Иншуренса». Он посоветовал спасать деньги и предупредил о возможной блокировке. Моя команда тогда покупала хоть что-то, лишь бы успеть перевести валюту в товар.
Основное событие 2023 года — Россия делит утильсбор на льготный (у нас, к слову, он больше) и коммерческий. Куда эти деньги идут? На поддержку российского автопрома. В августе-сентябре рубль вновь проваливается. Но отложенный спрос не позволил рынку остановиться: автомобили продолжили покупать. Примерно 80% сделок в Беларуси на тот момент, по нашим оценкам, — это сделки с россиянами. В 2023-м наравне с рынком Америки для нас открываются новые направления — Корея и Китай.
Что касается 2024-го, то знаковые события случились в середине года, когда Литва закрыла границу. Рынок стал на паузу, но спрос при этом остался высоким. И мы вновь столкнулись с ситуацией, когда машины застряли в Клайпеде. Из порта не происходило оттока автомобилей. При этом прибывали следующие лоты, в достаточно большом объеме. История 2011 года повторилась. Был принят 13-й пакет санкций, который регламентировал в том числе то, как отдавать эти самые застрявшие автомобили. Однако документ не был прозрачным, а Литва так и не отпустила машины из порта. В июле-августе мы занимались одним — спасением груза, поиском новых маршрутов.
Рынок вновь припал, на этот раз из-за «уточнений» по российскому утильсбору в октябре. Теперь автомобили, которые покупаются в Беларуси, подпадают под коммерческий утильсбор. Напомню: примерно 80% ввозимых к нам машин уходили именно в Россию. Из-за нововведений покупатели из РФ просто пропали.
В марте прошлого года (после крайнего повышения) ставки утильсбора для физических лиц составляли 544,5 рубля за машины в возрасте до трех лет включительно и 816,7 рубля за машины старше трех лет. Сравниваем со свежим постановлением: изменения коснулись только последней категории авто (плюс 272,3 рубля). И, к слову, в документе нет информации, касающейся ограничений по срокам владения машиной после того, как утильсбор будет оплачен.
А вот в иных случаях (когда речь о ввозе авто не для физического лица и/или не для личного пользования) ставки увеличились приблизительно вдвое. К чему это приведет?
— Так определено в России: человек может ввезти автомобиль для личного пользования, но ему нельзя перепродавать его в течение года, — поясняет Дмитрий. — Точнее, это не запрещается, но тогда владелец машины будет вынужден доплатить утильсбор до размера коммерческого.
Как будет у нас в Беларуси после публикации нового закона — узнаем очень скоро.
Одно понятно: рядовой потребитель, который приобретает авто для личного пользования, никак не пострадает. Ввоз машины разрешен, утильсбор в этом случае будет льготным.
Важное уточнение: через год с момента ввоза автомобиль может быть продан с тем же малым утильсбором. Не забываем, что и таких вариантов на рынке более чем достаточно. Так что, не ровен час, история повторится: рубль окрепнет и покупатель из России вернется, только уже за «годовалыми» машинами.
— За последние пять лет нам столько всего «прилетело», что прогнозировать что-то сложно, — добавляет эксперт. — Мы на пороге новой вехи в истории авторынка: санкции все еще действуют, логистика сумасшедшая, при этом у нас отсутствует потребитель (россияне), который раньше автомобили выкупал… Но спрос при этом всем сохраняется.
Мы настолько закалены сложностями, что это точно не конец.
Переходим к главному вопросу — что станет с ценами? Новые машины, «свежаки» из Европы и США, местная «бэушка» — как это все будет продаваться? Насчет дилерских машин Дмитрий рассуждает очень аккуратно: возможно, их стоимость повысится. А может, импортеры найдут способ продавать авто так, чтобы сделка считалась первой на территории РБ.
— Вероятность того, что цены на свежие машины из Европы и США на внутреннем рынке Беларуси вырастут, крайне невысока.
Хотя бы потому, что рынок сейчас перенасыщен. И спрос это никак не подстегнет. Скорее, цены даже замрут на длительный срок, — считает эксперт. — Если говорить об импортных автомобилях, то 1,5-литровые модели и сейчас спокойно пересекают границу. Цена на средний сегмент ($15—20 тыс. в пересчете, те же Chevrolet Equinox) сохраняется. Те, кто хочет «премиалку» с большим мотором, едут в круг, доставка в 1,5—2 раза дороже.
— То есть физические лица ничего не потеряют из-за новых ставок утильсбора? Дела плохи только у перегонщиков?
— У всех все будет хорошо. Те, кто покупает авто для себя, по-прежнему будут платить льготный утильсбор. А те, кто занимался подбором и доставкой авто, будут делать это не под рынок, а под клиента, и эта услуга останется востребована.
Давайте дождемся разъяснений по документу. Нам до конца неизвестно, в каком объеме мы перенимаем российскую модель начисления утильсбора. Может быть, для физлиц оставят прежние условия: льготная ставка по утильсбору в случае приобретения с целью личного пользования (без уточнения срока в один календарный год).
— А что насчет 5-, 10-, 20-летних машин, которые попали в Беларусь уже давно?
— Если автомобиль стоит сегодня $3000, то и через два года он будет продаваться по такой же цене. Есть нижняя планка стоимости, и она не изменится.
В целом данный сегмент — 10—15-летние машины — это максимально стабильный рынок. На него меньше всего влияют внешние факторы.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by