Такое бывает нечасто. Всего за три дня на проспекте Дзержинского в Минске, на перекрестках, расположенных в полукилометре друг от друга, произошли две аварии — и нетипичные, и при этом очень похожие друг на друга. На проспекте есть выделенная полоса для движения общественного транспорта — вдоль правого края проезжей части. Оба раза в эту полосу перестраивались водители автомобилей, да так неудачно, что это привело к столкновениям с троллейбусами. Почему это случилось? Искать ответ будем вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению.
Первое ДТП, которое мы будем сегодня рассматривать, случилось 7 февраля около 07:20 на пересечении проспекта Дзержинского и улицы Хмелевского. Как сообщили в ГАИ Минска, 51-летний водитель Volkswagen (автомобиль-такси) поворачивал с проспекта Дзержинского направо.
«По предварительной информации, он не предоставил преимущество и совершил столкновение с двигавшимся попутно троллейбусом, — рассказали в Госавтоинспекции. — Примечательно, что водитель Volkswagen осуществлял поворот со второй полосы движения, чем нарушил требования дорожного знака».
Все это попало на видео.
— Ситуация почти невероятная, — комментирует Краснов. — Такси едет во второй полосе, едет с той скоростью, с которой ему позволяет транспортный поток, сзади по полосе общественного транспорта его нагоняет троллейбус. И в этот момент водитель автомобиля вдруг начинает смещаться вправо, прямо под транспорт с пассажирами.
Уверены, вы тоже не единожды пересматривали и пересмотрите это видео, настолько случившееся кажется нелогичным и неожиданным.
— Троллейбус ехал совершенно нормально, у него остановка за перекрестком, он был в своей полосе, он в такой ситуации вообще никому и ничего не должен, — отмечает инструктор. — А таксиста понять трудно. Может, ему пассажир внезапно сказал поворачивать? Или, к примеру, попросил высадить на остановке? Нужно отметить, что в том месте таксисту вообще было запрещено съезжать со своей полосы: направо из нее поворот запрещен, а перестраиваться нельзя, потому что это перекресток. У нас, правда, многие водители с успехом забыли о том, что перестроения на перекрестках запрещены. Но даже это — не повод действовать так неосмотрительно.
Ладно перестроение на перекрестке. Как водитель Volkswagen умудрился не заметить троллейбус за собой? Троллейбус же огромный на фоне большинства автомобилей на дороге.
— Значит, в зеркало не посмотрел — такое мое предположение, — говорит ведущий рубрики. — И это тоже становится особенностью наших водителей: надо перестроиться — они берут и перестраиваются, а уж затем смотрят по зеркалам. Присмотритесь, вы легко их вычислите в потоке: такие сначала дергают руль, начинают смещаться, а потом — хоп! — назад. И хорошо, если сзади едет водитель, который успевает среагировать, притормозить и посигналить. А если нет?
Троллейбус, столкнувшись с легковушкой, развернул ее, и водительской стороной Volkswagen врезался в световую мачту. А с пассажирской стороны оказался троллейбус — попало такси меж молотом и наковальней. Пассажирку увезли в больницу, о ее состоянии новых сведений с тех пор не поступало.
— Такие ДТП — это всегда разговор об уровне подготовки водителя. Проблема только в этом. Можно совершенствовать дорожную инфраструктуру, но никакая инфраструктура не поможет, если водитель вдруг начинает перестраиваться в троллейбус, — отмечает Краснов, находясь на месте, где произошла эта авария. — Очевидно, что водителю такси, кто бы и куда бы его ни просил ехать, следовало прежде включить указатель поворота, убедиться, что сзади нет транспортных средств, которые он должен пропустить, и уже только затем перестраиваться.
Другое ДТП случилось 10 февраля около 08:30 совсем неподалеку.
«48-летняя водитель Kia, двигаясь по проспекту Дзержинского, при повороте направо на улицу Розы Люксембург не предоставила преимущество и совершила столкновение с попутно двигавшимся троллейбусом. Женщина осуществляла поворот со второй полосы движения, чем нарушила требования дорожного знака», — изложили предварительную версию в ГАИ Минска.
При некоторых схожих чертах эти аварии все же значительно отличаются друг от друга. В первом случае водитель легкового авто не учел троллейбус, который догонял его сзади. Во втором водитель легковушки сама догоняла троллейбус — даже в зеркала не нужно было глядеть, чтобы заметить эту махину с «рогами». Догнала, но не перегнала и перестроилась фактически в него.
— Бросается в глаза то, насколько неудачно водитель действовала в той ситуации. Причем, глядя на фотографии, я сначала решил, что все было как и в первом случае: троллейбус ее догнал. Есть у неопытных автомобилистов такая проблема: они слишком долго перестраиваются, то есть медлительно совершают сам маневр, — говорит Краснов. — Но потом я посмотрел видео и ужаснулся! Троллейбус ехал, все было спокойно. Водитель Kia его догнала и при опережении стала поворачивать прямо под троллейбус. Это признак того, что человек не понимает, как себя вести в транспортном потоке. Ей следовало притормозить, пропустить троллейбус или вовсе его не догонять, затем перестроиться в крайний правый ряд и уже потом спокойно повернуть направо. Принимая в то же время во внимание другие автомобили. А она растерялась.
Как и в первом случае, мы не знаем, что стало причиной такого внезапного решения. Возможно, автомобилистка не знакома с маршрутом, по которому двигалась, или троллейбус перекрывал ей обзор того места, где она собиралась поворачивать, или отвлеклась на что-то и спохватилась, услышав команду навигатора.
— Водитель совершила грубую ошибку: не успев опередить троллейбус, который находился сбоку от нее, она стала в него поворачивать. Любое альтернативное решение было бы лучшим в такой ситуации. Просто остановиться во второй полосе, включив аварийную сигнализацию, — уже более выигрышный вариант, нежели ехать под троллейбус, — считает инструктор. — Второй момент: в таких обстоятельствах она никак не успевала проскочить, потому что ей было необходимо снижать скорость, а троллейбус разгонялся. Это всегда чревато проблемами: или случится ДТП, или водителю нагоняющего транспорта придется резко тормозить, а в случае с общественным транспортом это всегда риск, что кто-то упадет в салоне. Водителя легковушки тогда все равно будут искать и привлекать к ответственности за создание аварийной обстановки.
Поэтому мы всегда напоминаем: мало просто опередить кого-то. Нужно, чтобы между вами было такое расстояние, которое позволит безопасно совершить маневр.
— Правило безопасности №3659: ни в коем случае нельзя перестраиваться перед другим транспортом, в особенности перед троллейбусом и автобусом, если потом тебе сразу нужно уходить из этой полосы на поворот. И в любом случае, перестраиваясь, нужно заранее включить указатель поворота и поморгать им достаточно долго, чтобы другой водитель успел сориентироваться и позволил тебе совершить маневр. Автобус, троллейбус, грузовик — это не легковая машина, где чуть нажал педаль — и все хорошо. Такой большой тяжелый транспорт остановить сложнее, и это нельзя делать резко, — объясняет ведущий рубрики.
Кстати, по словам Краснова, больше нужно бояться именно троллейбусов и электробусов, а не автобусов. Автобус резко с остановки не припустит просто в силу технических особенностей. А электрический транспорт — пожалуйста: там педаль нажал как следует — и летишь.
— Проезжаешь мимо такого на остановке и думаешь про себя: «Вот я сейчас начну перестраиваться, а он с ходу как газанет...» Там ведь водители тоже бывают разные, и некоторые — я замечаю — некомфортно возят пассажиров, — добавляет он.
И все же два ДТП при перестроении в полосу общественного транспорта нас насторожили.
— В первом случае все достаточно просто: идет автобусная полоса, из нее разрешен поворот направо, а дальше, за перекрестком, автобусная остановка, — говорит Краснов. — Куда сложнее участок, где в аварию попала женщина на Kia. Там сначала полоса для выезда на проспект с 1-го кольца, потом съезд на 2-й переулок Розы Люксембург и выезд с него, затем остановка общественного транспорта. И потом этот съезд. Вот и пойми, где тебе перестроиться. Вроде надо бы пораньше, но там кто-то выезжает или троллейбус стоит на остановке, и затем у водителя остается совсем короткий отрезок на то, чтобы все успеть. Для многих это может быть сложной задачей.
Правила дорожного движения (п. 124)
На дорогах с полосой движения для маршрутных транспортных средств, обозначенных дорожными знаками «Полоса для маршрутных транспортных средств», «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», запрещаются движение, остановка и стоянка других транспортных средств на этой полосе, за исключением движения в данной полосе электромобилей.
Если полоса движения, обозначенная дорожным знаком «Полоса для маршрутных транспортных средств», отделена от остальной проезжей части дороги прерывистой линией горизонтальной дорожной разметки, то для осуществления поворота водитель обязан перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу для посадки (высадки) пассажиров у правого края проезжей части, если это не создаст препятствия для движения маршрутных транспортных средств.
— Есть полоса, и ты должен в нее перестроиться, если хочешь повернуть направо. Но участок, где ты должен перестроиться, как правило, очень короткий. Поэтому многие водители решают так: лучше перестроюсь через сплошную, зато рисковать не буду. И трудно их за это осуждать. Потому что как обычно бывает: ты едешь до того места, где можно перестроиться в автобусную полосу, только собираешься это сделать, а тебя сзади по этой полосе уже догоняют два-три автомобиля. И это не считая электромобилей, которым там разрешено двигаться по умолчанию. Ты останавливаешься во второй полосе, чтобы их пропустить, и при этом стараешься не выехать за пределы участка, где можно перестроиться, а тебе сзади начинают сигналить, самые нетерпеливые перестраиваются — им сзади это сделать проще, чем тебе, — и ты оказываешься в весьма неприятной и глупой ситуации, — описывает проблему инструктор.
Но есть и свои исключения. Везде на этом отрезке проспекта Дзержинского мы видели одну и ту же картину: автобусная полоса — у правого края, поворот направо — из нее же. Но поворот на 1-й Извозный переулок спроектирован иначе: выделенная автобусная полоса остается как бы вторым рядом и идет через перекресток прямо, а для поворота направо появляется отдельная полоса.
— И это более удачное решение, так как поворачивающие не мешают общественному транспорту и общественный транспорт не создает дополнительных проблем тем, кому нужно повернуть направо, — отмечает преподаватель. — Понятно, что такое не везде можно организовать, но там, где можно, это удачное решение.
— Какой вывод мы делаем? Правильно оценить обстановку вокруг, оперативно принять решение, эффективно и интенсивно оттормозиться — это сложно для неопытного водителя. Но даже опыт — не гарантия: хватает таких, кто по 15 лет за рулем, а нормально перестраиваться не умеет. Он дергается, боится, что не сумеет подгадать момент, не включает указатели поворота, когда это необходимо, его действия трудно предугадать. Поэтому основная проблема — подготовка водителей, — считает ведущий рубрики.
По его словам, у каждого в голове должен быть четкий алгоритм действий, чтобы в ситуации, когда внезапно возникла необходимость перестроиться или повернуть, все выполнялось на автоматизме, и выполнялось правильно.
— Не нужно дергать рулем, нужно ехать ровно в своей полосе, как по рельсам. Затем по зеркалам или даже оглядываясь убедиться, что нет машин сбоку, нет машин, которые догоняют сзади. Не вынуждайте других резко тормозить. В конце концов, не успели — езжайте дальше, будет возможность развернуться или построить маршрут иначе. Это не скоростная трасса, где иной раз 30 километров нужно ехать до ближайшего места разворота. И самое главное: берегите себя! — убеждает Юрий Краснов.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by