КРАСНОВ

Два года назад при столкновении самосвала и маршрутки под Смолевичами погибли 13 человек. Как теперь выглядит это место?

20 февраля 2025 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
КРАСНОВ

Два года назад при столкновении самосвала и маршрутки под Смолевичами погибли 13 человек. Как теперь выглядит это место?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Тринадцать погибших, в их числе двое детей. Среди выживших многие получили тяжелые травмы. Авария, произошедшая ровно два года назад на 9-м километре автодороги Р69 (Смолевичи — Шацк), стала самой страшной в истории современной Беларуси. Лобовое столкновение на узкой проезжей части: переполненная маршрутка и самосвал, груженый песком. Об этой трагедии говорят до сих пор: об ошибках, халатности, жутких совпадениях. Вместе с Юрием Красновым мы приехали на место той автокатастрофы, чтобы увидеть его снова, спустя два года.

— Я этой дороги не знаю. Мне кажется, я здесь и не ездил никогда, — говорит ведущий рубрики.

А мы вот на трассе Р69 бывали, причем два раза. Первый — 20 февраля 2023 года, спустя пару часов после аварии. Тогда казалось невозможным поверить сообщению, полученному от кого-то из свидетелей: «Под Смолевичами авария с маршруткой, более 10 погибших. Люди лежат прямо на дороге». И мы поехали. Погода была почти такая же, разве что снега вдоль дороги лежало побольше. И среди этого снега, далеко за оцеплением, виднелась страшная картина: просевший по кабину в снег самосвал, почему-то не на своей обочине, и уткнувшийся в него микроавтобус — маршрутка, в которой было столько людей.

Уже после, в суде, будет озвучена установленная следствием очередность событий того дня.

20 февраля 2023 года, на часах 14:54. Одна минута до столкновения. Водитель автомобиля МАЗ движется со стороны карьера «Верасы» к трассе Р53 (Слобода — Новосады). В кузове — более 20 тонн песка, это больше допустимой массы. У машины есть неисправность, о которой водитель самосвала (да и не только он) знал: лист правой рессоры передней подвески разрушился, конструкция была ослаблена. Проще говоря, кузов грузовика в любой момент могло перекосить, что привело бы к потере траектории. Эксплуатировать машину было нельзя, в то же время только в тот день она выполняла четвертый рейс.

Разрешения на допуск к участию в дорожном движении МАЗ не имел. И не из-за рессоры. Машина два года не проходила техосмотр, на линию ее выпустили в неисправном виде без проверки технического состояния. Следователи установят, что это было обычной историей в том автопарке, на балансе которого находился самосвал.

Едем через Смолевичи, выезжаем на автодорогу Р69 и направляемся в сторону Пекалина — то есть движемся так, как ехала маршрутка в тот день.

— Движение здесь не интенсивное. Оно и понятно: наверняка по большей части такими дорогами пользуются дачники, но сейчас не сезон. Грузовиков только много, и сплошь самосвалы, — отмечает Краснов.

— Это потому, что здесь неподалеку расположен песчаный карьер «Верасы». Работает он, судя по всему, вовсю, так как трафик оттуда действительно впечатляющий.

Когда за спиной остается развязка с трассой М1 (Брест — Минск — граница России), наша дорога начинает вздыматься волнами — такой здесь рельеф. Короткий подъем, такой же короткий и достаточно крутой спуск, и затем сразу уходишь на новый подъем.

— Ровных мест здесь почти нет. И узко так, что становится жутко, когда навстречу едет самосвал, — описывает свои ощущения ведущий рубрики. — А еще же не видно этот самосвал до последнего момента. Кажется, у нас не так много дорог, где подобное встречается. Если так совпало, что одна машина идет в подъем, а другая в этот момент подъезжает к спуску, то водители увидят друг друга только на гребне, в самый последний момент.

Мы обращали на это внимание два года назад. Даже огромный грузовик прячется за гребнем холма, а затем вдруг, словно из-под земли, вырастает уже прямо перед тобой. И проносится, кажется, у самого борта.

20 февраля 2023 года, 14:45, 9-й километр автодороги Р69. Со стороны Смолевичей едет маршрутка — Citroen Jumper. Едет из Смолевичей в Минск, но не напрямик, а через небольшие населенные пункты в округе. В салоне кроме водителя находятся 19 пассажиров, притом что мест для сидения всего 15. То есть кто-то едет стоя, маршрутка переполнена. И сиденья не соответствуют категории и классу транспортного средства — нет ремней безопасности. 

Среди пассажиров маршрутного такси дети: школьный автобус сломался, вот и пришлось им добираться на общественном транспорте. Еще одно трагическое обстоятельство.

Грузовик и маршрутка едут навстречу друг другу, и почти наверняка водители не видят один одного из-за особенностей рельефа. Разрешенную скорость никто из них не превышает. Но груженый самосвал идет почти на пределе: 65—70 км/ч. Поврежденная правая рессора разрушается, водитель теряет управление и выезжает на полосу встречного движения, где лоб в лоб сталкивается с микроавтобусом, в котором находятся 20 человек. Такова версия следствия.

А тот, кто видел место ДТП, наверняка не раз пытался представить себе, как из-за гребня холма, буквально из-под земли, в лоб маршрутке выехал самосвал.

Вот это место, его легко найти. Здесь присыпанные снегом цветы, детские игрушки, лампадки. И здесь не о чем громко говорить, все молчат.

Мы видим, как проносятся самосвалы, замечаем маршрутку, которая едет из Смолевичей в Минск (тоже, кажется, Citroen Jumper). И все долго смотрят ей вслед.

Мы говорили о том, что были на автодороге Р69 два раза. Так вот второй был наутро после автокатастрофы. Поврежденных машин уже не было: маршрутку увезли еще поздно вечером, грузовик — ночью. Почти не было следов произошедшего, разве что несколько осколков и оставшийся на снегу песок. Но уже были свежие живые цветы. И приезжали люди, которые в немом молчании возлагали новые цветы, стояли недолго, глядя в пространство, и уезжали. Они не могли говорить ни о чем, спрашивать было бессмысленно.

Но тогда мы нашли тех, кто был на месте аварии раньше бригад скорой помощи. Люди из дачного поселка, расположенного неподалеку, спешили на дорогу, чтобы хоть как-то помочь, и видели перед собой ужасную картину.

Трасса была заставлена самосвалами, которые не могли проехать: дорога была перекрыта. На легковом Suzuki Сергей и Елизавета смогли протиснуться к месту ДТП, за ними ехал дежурный из садового товарищества — Олег.

Самосвал и маршрутка находились на обочине слева, то есть на встречной стороне, по которой двигалась маршрутка. Рядом с микроавтобусом лежали люди.

— Их выбросило из маршрутки при ударе. Проехать было нельзя, они лежали просто на дороге, — говорит Сергей.

При этом на месте уже были сотрудники МЧС.

— Трое парней уже расставили конусы, помогали пострадавшим. Я спросила у них: «Что нам делать, чем помочь?» Парень невысокий, с голубыми глазами — такой молодец, сразу сориентировал нас, сказал, что если мы можем, то наименее пострадавших людей нужно везти в больницу, потому как для них каждая минута может быть на счету, — вспоминает Елизавета.

Страшная картина, которая врезалась в память: мужчина и женщина, лежащие на месте аварии.

— Понимаешь, они пытались дотронуться друг до друга. Я не знаю, были ли это конвульсии, мне кажется, эти люди были вместе. Женщина умерла, а его смогли спасти.

Елизавета добавила, что в момент, когда случилась трагедия, погода была хорошая, люди лежали на земле будто озаренные солнцем. Уже потом пойдет снег, будет заметать страшные следы.

Сегодня мы замечаем: на участке, где произошла авария, поменяли асфальт. Дорожное полотно теперь ровное. Оно, конечно, как кажется, не стало шире, и рельеф не стал ровнее, но исчезли те ужасные дефекты и ямы, которые бросались в глаза в день ДТП. Даже ходили слухи, что кто-то из водителей мог объезжать одну из таких ям и поэтому оказался на встречной. Потом говорили, что наезд на яму мог «добить» надломанную рессору тяжело груженого самосвала. Слухи развеивались, а домыслы заменялись достоверной информацией. Но асфальт поменяли — это факт.

Проезжаем дальше — так, как должна была ехать маршрутка: Пекалин, Драчково, перед Смиловичами съезд на могилевскую трассу и дальше Минск. Минуем поворот на тот самый карьер, откуда на Р69 вынырнул груженый песком самосвал и направился в сторону Смолевичей, но доехал только до 9-го километра трассы. Самосвалы и сейчас тяжело ползут к карьеру и от него, работа не прекращается.

Состояние грузовой техники, техосмотр, ответственность компетентных лиц — все это стало отдельным треком после произошедшей трагедии. Были проверки, рейды, предписания.

Взялись и за перевозку пассажиров в маршрутных такси.

— Такие аварии, гибель 13 человек при лобовом столкновении грузовика и маршрутки — это огромный резонанс, — считает Краснов. — И техническое состояние транспорта — отдельный и важный разговор. Ведь сколько ДТП случается, когда машина, которую даже проверили, у которой все было как бы хорошо, едет и у нее на ходу взрывается колесо или отказывает какая-то система. Есть ведь такие неисправности, которые не всегда можно предусмотреть. Но процент ДТП, которые случаются из-за поломки транспортного средства, очень мал. И они, конечно, не должны приводить к таким последствиям.

Водителя самосвала, который столкнулся с маршруткой, осудили на семь лет с отбыванием в исправительной колонии в условиях общего режима. Кроме того, мужчина лишен права управлять транспортными средствами на пять лет.

Потерпевшими по уголовному делу были признаны 34 человека. ОАО «Миноблавтотранс» и обвиняемому они заявляли иски о возмещении морального вреда на сумму около 2 500 000 рублей. Суд постановил: взыскать с ОАО «Миноблавтотранс» (владелец грузовика) и ЧТСУП «Синкевич» (владелец маршрутки) в пользу истцов компенсацию на сумму 2 530 000 рублей (а также пошлину в размере 7548 рублей в доход государства). Иски к водителю суд не удовлетворил.

Также расследовалось и было доведено до суда уголовное дело в отношении одного из руководителей филиала автопарка ОАО «Миноблавтотранс», который допустил к участию в дорожном движении неисправный автомобиль МАЗ. Мужчину осудили на два года лишения свободы в колонии поселения и на пять лет лишили права занимать организационно-распорядительные должности. Однако на момент публикации сообщения о решении суда приговор еще не вступил в законную силу.

 — Треснувшая рессора, недосмотр компетентных лиц, переполненная маршрутка, то, что они оказались в одно время и в одном месте, а еще и сломавшийся школьный автобус... Как это называется? Сочетание факторов, к тому же трагическое, — размышляет ведущий рубрики. — Мы видели, что за поворотом на карьер эта же дорога сильно отличается от того участка, где все случилось. Она будто бы пошире, как мне показалось, рельеф явно становится проще, грузовиков там значительно меньше. А тот злополучный участок — он действительно опасный, страшный участок. Особенно зимой, как и тогда, как и сейчас: под колесами снег, каша. Если занесет, то водитель оказывается просто в ловушке: слева — встречная, справа — страшный кювет, деревья. Уворачиваться просто некуда.

— Было бы здорово расширить этот участок и обязательно установить разделительное ограждение, лучше бетонное, раз уж настолько тяжелая техника и в таком количестве здесь проезжает. Именно для того, чтобы исчезла угроза выезда на встречную, чтобы не было здесь так страшно ехать. И чтобы трагедии, подобные той, что случилась два года назад, больше не происходили, — добавил Юрий Краснов.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by