Продолжаем серию технических автолайфхаков под девизом «Это лучше знать до того, как оно случится». Сегодня говорим о ремне и цепи ГРМ: если о них забыть, то последствия для мотора могут быть очень печальными. Когда их нужно менять? И сколько они нынче «ходят»? Как не пропустить тревожные «симптомы»? И правда ли, что цепной двигатель по умолчанию надежнее? Разбираемся.
— Ремень ГРМ меняется исключительно по регламенту — других «симптомов» вы не увидите и не услышите, — считает Александр, руководитель автосервиса TAEX и один из создателей приложения — сервисной книги Taexel. — Раньше ремни в возрастных автомобилях «ходили» около 60 тысяч километров. Современные — примерно 120 000 км. Связано это с тем, что производители теперь применяют кевларовые нити, которые придают прочность.
Не бывает такого, что ремень рвется по щелчку пальцем. Чаще всего этому предшествует сильный «перепробег», когда человек долго не занимается обслуживанием автомобиля. Также причиной может быть то, что какой-то из агрегатов становится не соосным. Допустим, повредился натяжной ролик, он начал толкать ремень в одну или другую сторону — может, и в направлении ГРМ. И вот ремень смещается, смещается… И едет по ГРМ.
— Есть характерные симптомы, говорящие о том, что пора ее менять. На холодную при заводке вы, скорее всего, услышите посторонний звук. Связано это с тем, что цепь растягивается, у нее появляется большой свободный ход, так как натяжитель не может больше справиться со своей задачей и натянуть ее. В момент старта, если говорить простыми словами, цепь прыгает, касаясь при этом всех деталей вокруг, и вы слышите такое звонкое металлическое «тр-р-р!». И тут сразу стоит задаться вопросом: проблема с цепью или же с натяжителем — и отправиться к мастеру.
Посторонний звук может быть и при работе мотора под нагрузками. Еще один показатель (у того же Mercedes, например) — загоревшийся «чек» двигателя на приборной панели. Отмечу: современную цепь нужно также менять по регламенту, утвержденному производителем.
Но есть и исключения, когда стоит перестраховаться. Александр в разговоре вспоминает про 1.5 BlueHDI, что устанавливаются на Peugeot и Citroen. В моторе — наследнике 1,6-литрового агрегата довольно быстро обнаружилось слабое место — 7-миллиметровая цепь в приводе ГРМ, связывающая два распредвала (при этом сам привод ГРМ от коленвала осуществляется ремнем). Ее преждевременный износ грозит перескоком или обрывом, что влечет за собой серьезные повреждения двигателя, прежде всего его газораспределительного механизма. Многие белорусские автолюбители, пригоняя авто с такими двигателями из Европы, стараются сразу заменить цепь на 8-миллиметровую.
— Смещаются фазы газораспределения, то есть теряется связь между коленвалом и распредвалом. Соответственно, может произойти удар поршня по клапану. Это влечет вскрытие мотора, съем ГБЦ… Наверняка понадобится замена дорогостоящих компонентов двигателя.
— Раньше это действительно было правдой. Цепные моторы отъезжали очень много до появления характерного шелеста. Какого-либо регламента замены от завода вообще не существовало.
Насчет современных моторов — спорно. Ремень технически поменять проще, но цепь нужно менять реже. Цепные двигатели шумнее. Если обслуживать все в соответствии с регламентом — и то, и то хорошо, — резюмирует наш эксперт.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро