Вместе с Юрием Красновым, инструктором и преподавателем по вождению, мы возвращаемся к формату ответов на вопросы, которые задают наши читатели. У кого-то из них большой стаж вождения, а кто-то едва стал самостоятельно выезжать на дороги, одни ищут разрешения вечных споров, а другим разобраться бы с азами. Мы, конечно же, хотели бы помочь каждому.
— Выходила во дворе из такси, и водитель сделал мне замечание: по его словам, я не с той стороны обходила его машину. А что, есть какое-то правило на этот счет? Тогда расскажите, с какой стороны обходить правильно? — обратилась к нам читательница.
— Никакого правила нет, тем более во дворе. Откуда вышедшему из машины человеку знать, куда поедет водитель? Он может проехать вперед, может сдать назад, причем в каждой ситуации один водитель может поступить так, а другой эдак — не угадаешь. Конечно, если очевидно, что у водителя только один путь, лучше оставить этот путь свободным, но это скорее правило хорошего тона. По сути, это забота водителя, который привез пассажира, спокойно дождаться, пока тот обойдет автомобиль с удобной ему стороны и освободит проезжую часть, — считает ведущий рубрики.
Мы попытались порассуждать: а бывают ли ситуации, когда действительно важно, с какой стороны обходить машину?
— Я буду обходить автомобиль так, как мне удобно, но при этом обязательно буду смотреть за обстановкой и думать о безопасности. К примеру, если движение попутное по отношению к машине (например, она припаркована у края проезжей части), мне удобнее будет подойти к водительской двери обойдя авто спереди, чтобы двигаться по кратчайшей траектории и не идти спиной к движущимся транспортным средствам. При этом, конечно, необходимо заранее выглянуть из-за машины и убедиться, что эти действия будут безопасными, — продолжает инструктор.
— Слушайте, расскажите уже, как правильно оставлять машину на парковке? В автошколе говорили, что нужно ставить на ручник. Отец, который является опытным автомобилистом и которому я доверяю, оставляет на первой передаче, говоря, что этого достаточно. Кто прав? — вопрос, который, как кажется, могли бы задать многие.
— Чтобы вы могли оставлять машину на стоянке, автомобильные конструкторы специально придумали стояночный тормоз. И чисто с технической точки зрения его достаточно, — начинает Краснов. — Но есть еще такое понятие, как техника безопасности. Ведь обстоятельства бывают разные. Например, трос ручника износился, а вы этого не видите. Или с тормозами какая-нибудь неисправность, а вы и не в курсе и ставите машину на легком уклоне на ручник. И, как назло, именно в этот момент что-то идет не по плану: трос лопается, тормоза отказывают — и автомобиль катится. Такое случалось не раз.
Поэтому для подстраховки водители часто оставляют машину на первой передаче. Двигатель заглушен, через коробку переключения передач он связан с колесами и крутиться им не дает. Случись что — передача не даст автомобилю покатиться. Причем, что важно, это работает только на первой передаче: не на второй, не на третьей. И на задней оставлять нельзя, потому что она может выскочить, как показывает практика.
Можно, к слову, использовать сразу оба способа: оставлять авто и на ручнике, и на передаче — двойная перестраховка.
— Это правда: поколение постарше часто не любит пользоваться ручником, чтобы трос лишний раз не растягивать и чтобы проблем на техосмотре не возникало. Но ведь нужно думать о безопасности, а не об экономии троса. А я, поскольку занимаюсь обучением, вообще всегда слежу за тем, чтобы ручник был в хорошем состоянии — это необходимый механизм в автомобиле. И нужно взять за правило: раз уж вы эксплуатируете машину, ее нужно хорошо обслуживать — только тогда все будет работать как надо. А чем-то не пользоваться, чтобы увеличить срок службы — это неверный путь. Механизму простой тоже не идет на пользу: что-то где-то начнет засыхать, заклинивать, и в тот момент, когда тебе нужно будет им воспользоваться, он не сработает.
Впрочем, сейчас уже очень много машин с АКПП, и вопрос постепенно устаревает. На «автомате» ставишь в положение «Паркинг», и ручной тормоз задействуется автоматически, — указывает преподаватель.
— Вторая часть вопроса касается выворота колес. Нужно ли их поворачивать, паркуясь на наклонной поверхности, и если нужно, то в какую сторону?
— Когда необходимо припарковаться на наклонной поверхности, тогда действительно часто выкручивают колеса: если машина стоит на спуске, то выворачивают к бордюру, а если на подъеме — то, наоборот, от бордюра, — рассказывает ведущий рубрики. — В некоторых странах, я знаю, даже штрафуют тех, кто оставляет автомобиль с прямыми колесами — такое там запрещено правилами. Делается это для того, чтобы, если вдруг все пойдет наперекосяк, машина откатилась и уперлась колесом в бордюр, а не двигалась до тех пор, пока не найдет какое-то препятствие, которое ее остановит.
Хотя есть и более гарантированный способ: противооткатный упор. У меня такие есть — мало ли что. Подпер ими автомобиль, и ничего не боишься.
— Недавно сдал на права, начал ездить один, уверенность понемногу приходит. Но один из элементов, как и раньше, вызывает ужас — диагоналка. В автошколе и на экзамене в ГАИ были «рисочки», было представление, как ориентироваться по шестам, условно обозначающим автомобиль. А в реальной жизни как быть? — еще один вопрос, которым на самом деле тяготятся многие начинающие водители.
— Действительно, это проблема. В автошколах учат сдавать экзамен в ГАИ, к тому же инструкторам приходится иметь дело с курсантами, которые еще толком не умеют маневрировать в ограниченном пространстве. Поэтому — для простоты — им и рисуют всякие штришки, говорят, как ориентироваться по палкам, докуда доезжать, где заворачивать и так далее. Но у такого метода есть свой побочный эффект: он не учит ездить в реальной обстановке, при этом расслабляет человека. Тот привыкает смотреть на какие-то условные отметки, а когда никаких отметок нет — начинает паниковать, — уверен Краснов.
Наверное, многие сразу поняли, о чем речь. По крайней мере, те, кого в автошколе учили доезжать до определенной точки, сверять положение висящего шеста по левому зеркалу или по стойке, затем до упора выкручивать руль вправо, въезжать на парковочное место, ориентируясь по положению в зеркале заднего вида уже другого висящего шеста, выкручивать руль в другую сторону и так далее.
— Сколько народу, обученного таким образом, затем попадало в ДТП в реальной жизни! — отмечает инструктор. — Человек подъехал ближе, чем надо, или проехал дальше, чем надо, но не понимает этого. Закручивает руль до упора и въезжает в стоящую машину. Ой! А потому что нужно управлять автомобилем, а не выполнять условные шаблоны. Лучше сразу учиться заезжать как следует: проезжать чуть дальше, а во время движения с прямыми колесами смотреть в зеркало и, потихонечку подруливая, следить, как ты объезжаешь стоящую машину. А когда объехал, закручивать руль сильнее. Это универсальный прием. А вождение по шаблону — не универсальный: он может сработать, а может и не сработать.
— И нужно учиться маневрировать в ограниченном пространстве. Причем это касается не только парковки. Хотя диагоналка — это действительно распространенная проблема. Бывает, приходит на занятия человек — и ездит хорошо, и все умеет, а потом вдруг говорит: «Диагоналку я делать боюсь». Понятно, что он быстро схватит: ему два раза показал — он все понял. А некоторые люди не могут перенести то, что натренировали в автошколе, в реальный мир с реальными машинами. Поэтому нужно доучиваться, поэтому нужны автодромы, где это можно будет делать, — полагает преподаватель.
Примечание редакции: поскольку есть запрос читателей, мы с Юрием Красновым в скором времени подготовим серию видеороликов с подробным пошаговым разбором основных элементов вождения.
— Как выехать с парковочного места, если нужно повернуть, а с двух сторон плотно припарковались автомобили?
— Вот еще один пример. Есть прием, которому часто учат в автошколах, да и в интернете таких роликов предостаточно: дескать, выезжаешь на половину корпуса автомобиля, а потом смело выворачиваешь руль — стоящую сбоку машину уже не заденешь. Это верно, но еще вернее ездить не по ориентирам, а ориентироваться по обстановке. Ведь ситуации бывают разные. Вдруг у вас впереди нет столько места, чтобы выехать на полкорпуса, а потом еще и повернуть.
Очень важно уметь маневрировать в ограниченном пространстве, к тому же двигаясь на небольшой скорости. Для многих это проблема даже на автомобилях с АКПП. Такие водители, когда начинают крутить руль, либо вообще останавливаются, либо, наоборот, совсем отпускают тормоза, и машина едет слишком быстро, из-за чего человек не успевает ни соображать, ни вертеть рулем, — разводит руками Краснов.
Кажется, без тренировки здесь снова не обойтись.
— Не важно, в какой момент вы начинаете выворачивать руль, это можно начать делать и почти сразу. Куда важнее не то, где вы начали крутить руль, а то, насколько интенсивно вы начали его крутить, — считает ведущий рубрики. — Зачастую нужно начинать заруливать потихоньку, чтобы машина с одной стороны уже стала поворачивать, но при этом не возникал риск задеть другое авто.
— Может быть, странный вопрос, но видел в интернете ролик, что нужно уметь правильно садиться в машину: водителю, дескать, надо сначала заносить правую ногу, потом садиться в кресло и затем ставить левую ногу. В этом есть какой-то особый смысл? Никогда раньше не задумывался, что существуют правильный и неправильный способы садиться в автомобиль, — обратился с вопросом читатель.
— Я тоже такие ролики видел. Сейчас в интернете чего только не понасмотришься, откровенно говоря. Но это не означает, что всему нужно верить. Мне не кажется, что есть правильный или неправильный способ. Садитесь так, как вам удобно. Причем наверняка у большинства водителей манера зависит в том числе от погоды, от времени года. Летом я могу садиться в машину занося сначала правую ногу, а зимой плюхаюсь в кресло и отряхиваю ноги от снега, ожидая того же от пассажиров. Все очень индивидуально, — отвечает инструктор.
В этот момент к разговору подключается наш фотограф, человек опытный и во многих вопросах искушенный:
— Мне вспоминается мой горький опыт. 1982 год, первый урок вождения на ГАЗ-52. Подхожу к машине, ставлю правую ногу на подножку, а инструктор говорит: «Свободен, приходи в следующий раз». Оказывается, нужно было поставить на подножку сначала левую ногу, на ней подняться и потом занести правую.
Краснов от изумления даже не сразу нашелся, что на это сказать.
— Ну странный подход, мягко говоря. Какая разница, как человек садится в машину? Я не знаю даже, как к этому относиться. Какой-то, видимо, большой специалист у вас в автошколе преподавал в 1982 году, важные вещи курсантам прививал, — с улыбкой отметил он.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Те же передовые технологии, уникальные рецептуры и рисунки протектора, та же команда профессионалов с 20-летним опытом производства высококачественных инновационных шин для легковых автомобилей и внедорожников.
Летние шины Ikon Autograph c Бессрочной Расширенной гарантией* — премиальное качество от легендарного производителя.
Подробнее на ikontyres.by.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by