Каждый водитель в большом городе видит большое число нарушений и опасных ситуаций на дороге. Что-то попадает на записи видеорегистраторов, самые вопиющие случаи передают в ГАИ или нам в новостную ленту. Юрий Краснов, преподаватель и инструктор по вождению, не только замечает опасные моменты, но и дает им оценку. То есть и увидел, и объяснил, что именно было сделано неправильно. Контроль и просвещение в одном флаконе — этим и займемся в очередном выпуске рубрики.
Перекресток проспекта Рокоссовского и сразу нескольких улиц: Ванеева, Тростенецкой, Олега Кошевого — тот, что рядом с автовокзалом «Восточный». Не самый простой узел в столице, его особенности мы уже разбирали в одном из выпусков.
Ситуация с видеорегистратора: автомобиль мчится по кругу — он имеет преимущество. И сигналит машине, которая не успела освободить ему дорогу.
— Когда я вижу таких водителей, я думаю о том, что они сами создают ситуацию, когда их можно не заметить, не уступить им дорогу. Если это делается неосознанно — еще полбеды. Но когда такое провоцируют специально — это повод задуматься, — считает Краснов.
Водитель, который двигался по перекрестку с круговым движением, успел набрать хорошую скорость.
— Круг там разрезной: я думаю, что этот человек ехал со стороны улицы Тростенецкой. Если так, то у него было два варианта: повернуть налево и спокойно отстоять на светофоре, а потом проехать по прямой — тогда никакого риска не будет. Либо, как делают многие, рвануть по кругу и сразу выскочить на нужный съезд. Такие водители успевают набрать скорость, а потом проскакивают перед теми, кто должен им уступать. Такая же история, к примеру, есть и на Круглой площади — пересечении улиц Ваупшасова и Радиальной, — говорит преподаватель.
Он добавляет: оба варианта проезда являются вполне допустимыми, просто нужно ехать осмотрительно, а не заниматься поиском проблем.
— Водитель, который так несется, должен понимать, что кто-то может не успеть его заметить. Отсюда простейший вывод: двигаться нужно с такой скорость, чтобы иметь возможность уступить кому угодно и в какой угодно момент времени, — полагает инструктор. — Проблема в том, что тот, кто движется по кругу, знает, что ему должны уступать, — и это играет свою роль.
Тот, кто считает, что он прав, может допустить типичную ошибку: один раз он добавил скорости, зная, что имеет преимущество, — и это сработало. Но второй раз может и не сработать — и что тогда?
— Я еду в средней полосе, этот водитель — по кругу, и есть большая вероятность, что другой водитель, выезжающий со мной, его не увидит или увидит, но растеряется. Все это чревато серьезными неприятностями, — отмечает ведущий рубрики. — Мне кажется, что есть те, кто получает удовольствие от того, что ловит других на их ошибках. Они провоцируют ситуацию, зная, что формально по ПДД они правы. Надо этого избегать, нужно себя воспитывать.
Вторая ситуация — с улицы Якуба Коласа в Минске. Трамвай останавливается на остановке. В это время находятся водители, которые решают его объехать.
— У трамвая загорелась аварийная сигнализация — всё, это однозначный сигнал, нужно останавливаться. Тем не менее поехал один водитель, и поехал другой, еще и перестроился, — комментирует Краснов.
Правила дорожного движения:
• аварийная световая сигнализация должна быть включена в случаях приближения трамвая к зоне остановочного пункта трамвая, обозначенной дорожными знаками «Остановочный пункт трамвая», «Место остановки трамвая» и (или) горизонтальной дорожной разметкой 1.17.2, и во время нахождения его в этой зоне — на трамваях. На трамваях, не оборудованных аварийной световой сигнализацией, должен быть включен световой указатель правого поворота (п. 59.1);
• запрещается опережать движущийся трамвай, у которого включена аварийная световая сигнализация (световой указатель правого поворота), в зоне остановочного пункта трамвая, обозначенной дорожным знаком «Остановочный пункт трамвая» и (или) горизонтальной дорожной разметкой 1.17.2 (п. 121).
— У водителя закрыт обзор: он не видит трамвай, но, наверное, видит, что впереди тормозит машина — это уже повод задуматься. Потом появляется возможность хорошо увидеть трамвай и трамвайную остановку — почему он не тормозит? Один растерялся, другой поступает так же, еще и перестраивается. Понятно, для чего — если слева пойдут люди, чтобы их объехать. Но не проще ли было остановиться и не нарушать, — считает преподаватель.
По его словам, проблема распространена в Минске: водители слишком часто неправильно реагируют на трамвай.
— Вторая проблема — то, как организована посадка-высадка людей. Трамвайные остановки с высадкой на проезжую часть — это то место, где увеличен риск ДТП, и такие ДТП происходят, — продолжает инструктор. — Раньше ситуация была другой. Когда приезжал трамвай лет 40 назад и по улице ехала одна-две машины — проблем не было. Но сегодня с нашими уличными потоками, характерными для столицы, с водителями, которые попросту могут не заметить трамвай, это опасно.
По его словам, высадка людей на проезжую часть — это небезопасный способ организации движения, который сохраняет вероятность того, что людей будут сбивать. И описанная ситуация лишний раз это доказывает. Водители в свою очередь бывают недостаточно внимательны.
— Улица Якуба Коласа: ты едешь, у тебя один островок, другой, третий. Ты привыкаешь. Потом вдруг видишь: остановка без островка. Конечно, можно возложить всю ответственность на водителя: он за рулем, он обязан все видеть и все предусматривать. Но, не снимая этой ответственности, отметим, насколько здорово, когда инфраструктура сама по себе устраняет риски, а не провоцирует их, — говорит ведущий рубрики.
Партизанский проспект. Похоже, мотоциклист выбрал не самое удачное время для того, чтобы совершить опережение.
— И вот интересная особенность: пока машины ехали порознь — он ехал сзади. А как только машины поравнялись — он стал опережать их в междурядье, — замечает Краснов. — Ведь можно было чуть раньше это сделать или, если не успел, чуть позже — такая возможность быстро появилась. Так нет же: надо именно в тот момент, когда ситуация на дороге максимально опасная.
Инструктор считает, что проблема гораздо шире одного лишь случая с мотоциклистом.
— Другая ситуация: мы едем, и какой-то водитель впереди по своим причинам смещается на другую полосу — не перестраивается, а как бы зависает ни там, ни сям. Что делают в этот момент другие водители? Они начинают сигналить и щемиться. А надо не догонять, а подождать, пока он сориентируется. Или в месте проведения ремонтных работ часто можно увидеть заужение дороги, непонятную разметку, но именно там всегда находятся те, кому приспичило совершить опережение. И из-за этого происходят аварии, — убежден преподаватель.
Решается все просто: больше спокойствия и осмотрительности, незачем лезть в игольное ушко, если можно подождать, пока обстоятельства будут благоприятствовать.
Улица Якуба Коласа в Минске. Плотное движение, и все как обычно: оставишь пространство — кто-то непременно его займет.
— Такие опасные ситуации нужно предвидеть. И лучше проехать в своей полосе, включив указатель поворота, чем так запрыгивать вслепую. Ты же не видишь, что будет впереди, поэтому рискуешь. Причем можно как врезаться куда-нибудь самому, так и спровоцировать ДТП, когда ты всунешься, оттормозишься, а следующий за тобой водитель не успеет. И если будет видео с регистратора, то в аварии могут обвинить того, кто так резко перестроился, — предупреждает ведущий рубрики.
Краснов во всем винит наш менталитет: обязательно нужно торопиться, обязательно нужно перестроиться.
— Не умеют наши люди спокойно ездить, — отмечает он. — И такие водители провоцируют остальных не держать безопасную дистанцию, например, на МКАД. Потому что для тебя это безопасная дистанция, а для них — окно, куда нужно влезть. В итоге все говорят про безопасную дистанцию, но мало кто ее соблюдает, особенно в городском потоке. Потому что надо понимать: в городском потоке всегда кому-то и куда-то нужно перестроиться. Люди не держат безопасную дистанцию, потому что им не хочется, чтобы туда кто-то перестраивался. Но это город, здесь это в порядке вещей.
Другое дело — резкие перестроения без предупреждения, без включения указателей поворота.
— Едешь, и вдруг машина просто прыгает под тебя. Я, как опытный водитель, среагирую, а если неопытный человек попадется? В лучшем случае отделается легким испугом, — говорит преподаватель. — А знаете, почему люди совершают резкие маневры? Потому что не верят в то, что им дадут выполнить тот же маневр спокойно, что их пропустят, что им помогут. У нас каждый сам за себя, и каждый боится, что он не успеет, не сможет, ему не дадут. Поэтому и поворотники не включают: боятся, что им только помешают после этого — не дадут перестроиться.
Выход из ситуации очевиден:
— Если бы вокруг все друг другу помогали, то и жизнь на дороге была бы проще. Я так учу своих курсантов: ты держишь в городе не безопасную дистанцию, ты держишь место тому, кому понадобится перестроиться.
Бульвар Толбухина, троллейбус останавливается, чтобы опустить токоприемники. Не все готовы подождать полминуты.
— Я ехал по бульвару Толбухина, передо мной остановился троллейбус, включил аварийку. Одна машина его сразу по островку давай объезжать. А я не поехал, потому что там еще один островок, да и к чему эта суета? Начнешь такой троллейбус объезжать — он вдруг поедет, а ты на островке, — моделирует инструктор.
Девушка на каршеринге, впрочем, не хотела ждать.
— Она поехала в прямом смысле по бордюру. Это эпично, я даже остановился от удивления. Думаю, хорошо, что она по забору не поехала, а то была бы специалистом — заскочила бы колесами и на забор, — продолжает ведущий рубрики.
И снова это разговор про нашу торопливость и отсутствие терпения.
— Я простоял секунд 30 — чего тут суетиться?
— Так счетчик горит! Вы бесплатно стоите, а она за деньги едет.
— У меня моя собственная философия, которая сильно изменилась со временем. Теперь я становлюсь в свою полосу и просто еду. И каждый день получаю подтверждение, что спешка ни к чему хорошему не приводит, — уверяет Краснов. — Буквально вчера еду по кольцевой, у меня впереди машины, сзади машины — спокойно двигаюсь. Вдруг нагоняет каршеринг: упирается в меня, наседает. А я еду спокойно. Ну хорошо, нашел дыру, опередил. Затем еще кого-то опережал, кого-то сгонял. Столько энергии потратил. И что любопытно, началось это между Илимской и Степянкой, а на Логойский тракт мы все равно вместе съезжали: он впереди, я сразу за ним. Только я ехал как ехал, а он суетился. И ради чего?
— Дыши спокойно: глубокий вдох, долгий выдох. Спокойно управляй автомобилем и смотри по сторонам. Если суетится кто-то — наблюдай, не вовлекайся, — умиротворяющим голосом советует преподаватель. — Всем было бы полезно прийти к внутреннему равновесию. Просто не все успевают и не все хотят.
Помедитировали немножко.
— Нужно не только научиться управлять автомобилем, нужно научиться управлять самим собой, — добавил ведущий рубрики и вдруг засмеялся. — Короче, мне эта жизнь уже абсолютно понятна, я в своем познании преисполнился — ну вы поняли.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by