1990-е порой называют золотым веком автопрома: выпускавшиеся в те годы модели удачно сочетали в себе ресурс, надежность, управляемость, комфорт и прочие потребительские качества без явного ущерба для той или иной составляющей. Мы любим эти автомобили и до сих пор вспоминаем их добрым словом, а многие наши соотечественники до сих пор на них ездят. При создании топ-10 выбрали наиболее удачные и популярные модели, но не более одной для каждого производителя.
Эта статья уже выходила на Onlíner. Мы обновили ее, сделав рейтинг автомобилей 1990-х более полным и актуальным.
Единственная в нашем сегодняшнем обзоре японская модель — это Mazda 626 четвертого поколения (GE). Автомобиль выпускался с 1992 по 1997 год и до сих пор является одним из самых популярных представителей марки на наших дорогах. Седан и хетчбэк выполнены в стиле биодизайна, расцвет которого пришелся как раз на начало 1990-х, а вот универсала в этой генерации не было.
У нас на рынке наиболее популярны версии с бензиновыми моторами объемом 1,8 и 2,0 л и мощностью 105 и 115 л. с. соответственно. 2,5-литровый V6 (165 л. с.) встречается крайне редко, но его очень любят поклонники модели. Был и 2,0-литровый дизель с механическим нагнетателем мощностью всего 75 л. с., но вот он как раз не очень котируется у наших соотечественников.
В 1990-х выпускалось сразу два поколения данной модели: до 1995-го — первое, после — второе. Оба получили большую популярность в нашей стране, но сейчас более распространена Vectra B. Она получила аэродинамически выверенный дизайн со своей стилистической фишкой — элегантным переходом выштамповки на капоте в наружные зеркала. К тому же эта модель выпускалась с большим количеством кузовных модификаций: помимо седана и лифтбэка, как у предшественницы, был еще и практичный универсал Caravan.
Достаточно широкой была и линейка моторов: основу бензинового ряда составляли 4-цилиндровые двигатели объемом 1,6—2,2 л (75—147 л. с.), но были доступны и моторы V6 объемом 2,5 и 2,6 л (170 л. с.), и это мы не говорим про версии от Irmscher. Дизельные модификации оснащались моторами объемом 1,7—2,2 л мощностью 82—125 л. с.
Возможно, лучший Citroen 1990-х — это флагманский ХМ. Но народный — Xantia. Достаточно сказать, что с 1993 по 2001 год концерн PSA выпустил более 1,5 млн экземпляров этой модели, которая была доступна с кузовами лифтбэк и универсал. Причем последний встречается у нас заметно реже, что несколько противоречит стереотипу о том, что белорусы любят «сараи».
Изначально Xantia оснащались 1,9-литровыми дизелями с наддувом и без (69—92 л. с.), а также 2,1-литровым турбодизелем (109 л. с.), а под конец производства получили 2,0-литровый HDI (90—109 л. с.). Бензиновые «атмосферники» объемом 1,6—2,0 л развивали от 88 до 152 л. с., а был еще 2,0-литровый турбомотор (147 л. с.), но топовым считался 190-сильный 2.9 V6. И, разумеется, все автомобили оснащались знаменитой гидропневматической подвеской Hydractive, причем в версии Activa она наделяла автомобиль просто потрясающей устойчивостью в поворотах.
Элегантный французский дизайн, изысканная управляемость? Да, и это тоже, конечно. И все же, думается, причина любви белорусов к Peugeot 406 (1995—2005 г. в.) кроется в том, что за сравнительно небольшие деньги они получали довольно комфортный и хорошо оснащенный автомобиль среднего класса. Любопытно, что в нашей стране более популярны седаны, хотя есть и практичный универсал. Отдельно стоит упомянуть купе, которое, несмотря на схожую стилистику с седаном, не имеет с ним ни одной общей кузовной детали и вообще выпускалось на заводе Pininfarina в Италии.
Особенно стоит отметить дизельные версии. До рестайлинга 1999 года Peugeot 406 оснащали атмосферным двигателем 1.9 SD (75 л. с.), а также турбодизелями 1.9 TD (90 л. с.) и 2.1 TD (109 л. с.). Обновленные версии получили двигатели с топливной системой Common Rail — 2.0 HDI (90—109 л. с.) и 2.2 HDI (133 л. с.). Бензиновые версии оснащались преимущественно «атмосферниками» объемом 1,8—2,0 л (88—136 л. с.), плюс был относительно редкий 2,2-литровый агрегат (158 л. с.), а до рестайлинга предлагали и 2,0-литровый турбомотор (147 л. с.). Но топовым для модели был 2,9-литровый V6 (190—207 л. с.), который стоит в том числе на знаменитом киношном автомобиле Даниэля из фильма «Такси».
Основатель сегмента «компактвэны» с 1996 по 1999 год продавался под именем Megane Scenic, что явно указывало на то, с какой именно моделью унифицирован этот автомобиль. При схожих с хетчбэком габаритах он предлагал куда более просторный салон с раздельными креслами и множеством тайников для мелочовки, а также более вместительный багажник. В этом поколении, выпускавшемся до 2003 года, была также версия Scenic RX4, которая имела внедорожный обвес, увеличенный дорожный просвет, полный привод и оригинальную заднюю подвеску.
И все же бо́льшая часть из 2,8 млн выпущенных Scenic первого поколения — это переднеприводные версии с обычным исполнением кузова. Эти автомобили оснащались простыми бензиновыми «атмосферниками» объемом от 1,4 до 2,0 л (95—139 л. с.) и 1,9-литровым дизелем в различных вариантах исполнения (64—102 л. с.).
В 1990-х на смену Sierra пришло новое поколение среднеразмерной модели, которое с ходу взяло титул «Автомобиль года» в Европе. Вместо классической компоновки покупателям предложили базовый передний привод, а для некоторых версий был доступен и полный. Появились новые бензиновые двигатели семейства Zetec объемом 1,6—2,0 л (90—136 л. с.), а также мотор 2.5 V6 Duratec (170 л. с.), но турбонаддув был доступен только с дизелем 1.8 TD (90 л. с.). Как и в случае с предшественником, можно было выбирать между седаном, лифтбэком и универсалом.
Первое поколение Mondeo дебютировало в 1993 году, а в 1996-м появилось второе. На самом деле, это был серьезно модернизированный автомобиль с более выразительным дизайном, который попутно получил версию ST200 (205 л. с.). Эта генерация выпускалась до 2000 года и в свое время была очень популярной на нашем рынке. Впрочем, эти автомобили в немалом количестве все еще встречаются на наших дорогах.
В 1995 году на рынок вышел новый Mercedes E-Class, который серьезно отличался от предшественника дизайном. Визитной карточкой седана W210 и универсала S210 стали четыре круглые фары, которые затем неоднократно обыгрывались на других моделях марки. Также Е-Class задал моду на повторители сигналов поворота в корпусах боковых зеркал. Автомобиль выпускался с 1995 по 2002 год, в 1999-м он пережил серьезное обновление, тогда же появились новые агрегаты.
Силовая линейка включала в себя огромное количество моторов мощностью от 95 (Е220 D) до 354 (Е55 AMG) л. с. Впрочем, наиболее популярны, в том числе у нас, массовые версии с четырех- и шестицилиндровыми двигателями, причем преимущественно дизельными.
Тройку лидеров в «народном» топе замыкает знаменитая «бочка» Audi 80 с индексом В4. Несмотря на схожий дизайн с предшественником (В3), автомобиль существенно отличается от него технически. У него более длинная колесная база, увеличенные размеры кузова, другая задняя подвеска и горизонтальное расположение топливного бака, что позволило обеспечить трансформацию багажника и получить версию универсал (у В3 бак располагался вертикально за спинкой дивана).
Модель запомнилась разнообразием версий. Кроме седана, были доступны универсал, купе и кабриолет — последний выпускали аж до 2000 года, остальные версии продержались лишь до середины 1990-х. На имидж марки и модели работали полноприводные версии quattro, много шума наделал суперуниверсал RS2.
Но все же в массе своей «восьмидесятки» шли с бензиновыми моторами объемом 1,6—2,3 л (71—133 л. с.), хотя были и версии с V6 объемом 2,6 и 2,8 л (150—174 л. с.). И, конечно, не забудем про знаменитый 1.9 TDI (90 л. с.), хотя была и более скромная версия 1.9 TD (75 л. с.).
Мы долго колебались, какой BMW включить в этот топ-10. В 1990-х выпускались две популярные баварские модели — 3-Series (E36) и 5-Series (E39). Остановились на последней, так как она более свежая, ее производили с 1995 по 2004 год. В том числе и поэтому на рынке больше «живых» экземпляров как раз «тридцать девятой». Компания BMW выпускала эту модель бизнес-класса исключительно в кузовах седан и универсал.
Внешность этой «пятерки» также попала под влияние биодизайна, хотя классические пропорции и фирменные стилевые детали сохранены. При этом коэффициент лобового сопротивления удалось снизить до 0,27. После рестайлинга 2000 года появились те самые «ангельские глазки» в передней оптике, которые затем стали популярной опцией при тюнинге старых моделей.
Силовая линейка включала бензиновые и дизельные моторы объемом от 2,0 до 4,4 л мощностью от 136 до 286 л. с., причем поздние версии уже оснащались дизелями серии М57, которые так любят белорусские владельцы BMW. Особняком стоит модель М5, которая в данном поколении оснащалась 4,9-литровым мотором, развивающим 400 л. с.
Лидер нашего сегодняшнего топ-10 в представлении не нуждается — это Volkswagen Passat B3/B4. С 1988 по 1997 год VAG выпускал одну и ту же модель Passat, но традиционно после серьезной модернизации, проведенной в 1993-м, машину представили как новое поколение (В4), хотя линейка силовых агрегатов и платформа остались прежними.
Автомобиль горячо любим белорусами за неприхотливость, надежность, большой багажник и, конечно же, за вместительный бак (особенно это ценят жители приграничных районов). На просторах нашей родины можно встретить как седаны, так и универсалы Passat. Благодаря относительно крепким кузовам и выносливым двигателям «на пенсию» В3 и В4 пока не собираются.
На третье и четвертое поколения модели приходится 21 вариант силовых агрегатов, чей объем варьировался от 1,6 до 2,8 л, а мощность — от 72 до 174 л. с. Как водится, более популярны простые версии — бензиновые 1.8 и 2.0, а также дизельные 1.9 в различных модификациях. И привод, как правило, передний, хотя были доступны и версии Syncro.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by