Какие значимые события и изменения произошли на белорусском рынке грузоперевозок? Рассказываем о том, почему теперь будет проще проходить казахстанскую границу, к чему приведет налаживание партнерских отношений с Пакистаном и когда ждать полную отмену виз для белорусских водителей в Турцию.
Проходить границу Казахстана с Китаем и Узбекистаном для белорусских грузовиков станет проще и быстрее, сообщает директор компании-партнера «Биржи грузоперевозок ATI.SU» в Беларуси Татьяна Солдатенко. Это связано с модернизацией четырех пунктов пропуска: «Калжат», «Алаколь», «Капланбек» и «Атамекен». Там внедрены современные системы контроля, сканирования и взвешивания транспортных средств. Стало больше и полос движения — шесть вместо двух. Для того чтобы пройти контроль, водителю даже не нужно покидать кабину своего авто. Сообщается, что такие нововведения позволят сократить время проверки фур до получаса.
«Модернизация КПП, конечно, обеспечила все условия, чтобы машины могли проходить границу быстрее. Это большой плюс, тем более что Казахстан — самый короткий транзитный коридор между Китаем и нашей страной и перевозки по этому маршруту стабильно растут. Однако белорусским перевозчикам не следует спешить радоваться. Так как начиная с июня таможенные органы Казахстана проявляют повышенное внимание к грузам, следующим из Китая в Беларусь и Россию. Это связано с проверкой товаров двойного назначения, но, как показывает практика, под усиленный досмотр могут попасть абсолютно любые грузы», — комментирует Татьяна Солдатенко.
При этом такой контроль может продлиться от пяти дней до месяца и обернуться дополнительными затратами (на оплату простоя, экспертизу и стоянку авто) для перевозчиков в $4000.
Парламент Беларуси ратифицировал соглашение с Пакистаном о международных автомобильных перевозках. Речь о документе, который был подписан еще в ноябре прошлого года. Он предусматривает в том числе и порядок осуществления международных автомобильных грузоперевозок, условия взаимного освобождения перевозчиков от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов, связанных с использованием транспортных средств.
«Планируется, что реализация договора поспособствует увеличению объема перевозок в направлении Пакистана и сопредельных стран, а также формированию нового транспортного коридора „Беларусь — Россия — Казахстан — Узбекистан — Афганистан — Пакистан“. Для Беларуси это возможность не только упростить поставки в Пакистан, которые сейчас достаточно дорогие и сложные, но и получить выход к морю. Что особенно актуально в условиях ограничений, затронувших маршруты через порты Литвы и Латвии. По подсчетам экспертов, налаживание партнерских отношений и выработка общих решений поможет удешевить поставки в среднем на 15%», — говорит Татьяна Солдатенко.
Однако для вступления в силу и реализации соглашение должно пройти еще несколько процедур: после ратификации Парламентом документ должен быть подписан президентом Беларуси, а затем пройти аналогичные процедуры одобрения в Пакистане.
Беларусь и Турция подписали документ, предусматривающий взаимную отмену виз для грузоперевозчиков. Протокол подписан, однако еще ожидает внутригосударственных ратификаций с обеих сторон.
Сегодня по соглашению между Беларусью и Турцией водитель и экипажи транспортных средств, выполняющих перевозки, могут делать это без виз. Однако срок безвизового пребывания ограничен 90 днями в году. А после вступления в силу нового протокола дальнобойщики из Беларуси смогут находиться в Турции (и наоборот) без виз 90 дней на протяжении каждого 180-дневного периода.
«Чем меньше бюрократических процедур нужно проходить, тем быстрее, проще и рентабельнее становятся перевозки. Меры для либерализации перевозок между Беларусью и Турцией принимаются уже давно. Например, с 2023 года между нашими странами отменены двусторонние и транзитные разрешения при грузовых перевозках. Это сделано в рамках пилотного проекта, который уже продлевался два раза. В последний — до конца 2025 года. Улучшение условий по безвизовому режиму для перевозчиков сделает работу в этом направлении еще удобнее», — считает Татьяна Солдатенко.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро