18 августа 2025 в 7:00
Источник: Onlíner. Фото: архив Onlíner. Обложка: Максим Тарналицкий
ИСТОРИИ

Автобус упал с моста — погибло 17 человек. 34 года назад произошла крупнейшая автоавария в истории Беларуси

Источник: Onlíner. Фото: архив Onlíner. Обложка: Максим Тарналицкий

Недалеко от деревни Хатежино Минского района, у самой железной дороги, стоит памятник с семнадцатью именами. Это жертвы автокатастрофы, случившейся 18 августа 1991 года. Тогда неисправный автобус сорвался с моста — погибла компания минчан, возвращавшихся с турслета на Ислочи. Рассказываем, что произошло в тот день, как очевидцы спасали пассажиров, чем завершилось расследование и почему об этой аварии, ставшей крупнейшей по числу погибших, не говорили четверть века.

О чем эта статья

В этом материале собрана информация из нескольких текстов Onlíner, которые были опубликованы ранее. Сегодня, в день очередной годовщины трагедии, мы решили снова поделиться с вами этой историей.

Что произошло 18 августа 1991 года на трассе близ Хатежино

Воскресный день, конец лета. Туристы из Минска и Петербурга, дружная компания инженеров и рабочих с авиационных заводов, возвращаются домой после слета на берегу Ислочи. Позади — два дня походной романтики: песни под гитару, спортивные соревнования, палатки на поляне. Впереди — всего несколько километров до Минска.

В 16:20 автобус ЛАЗ-699Р с 28 пассажирами проезжает по путепроводу над железнодорожными путями у деревни Хатежино. И вдруг — рывок. Машину бросает вправо, руль не слушается. Водитель пытается выровнять траекторию, но поздно: автобус пробивает металлическое ограждение, переворачивается в воздухе и падает крышей на рельсы.

Спасатели добирались сюда с трудом — место падения оказалось практически недоступным для техники, а необходимого инструмента не было. Шестнадцать человек погибли на месте, еще один умер позже в больнице. Остальные выжили, но получили тяжелые травмы.

«Выживших поднимали наверх, а тела погибших относили к лесу». Что вспоминает очевидец трагедии

Одним из первых на месте трагедии оказался Евгений, житель деревни Хатежино. Тогда ему было 30 лет. В тот день вместе с отцом он обтесывал стропила для нового сарая, как внезапно услышал скрежет металла и глухой удар со стороны железной дороги.

Прибежав на место, они с отцом увидели смятый автобус, лежащий прямо на рельсах колесами вверх.

«От удара крышу смяло, стойки не выдержали веса, от окон остался узенький проем — не залезть, не вылезть», — вспоминал мужчина в беседе с журналистом Onlíner.

Вместе с другими очевидцами (водителями и пассажирами, которые остановились на трассе) Евгений пытался помочь выжившим. Чтобы извлечь зажатых в салоне людей, использовали ломы, какие-то подручные инструменты. К мосту подогнали КАМАЗ, спустили вниз трос — были попытки приподнять автобус.

«После подъехала милиция, подогнали автокраны, — рассказывал мужчина. — Кое-как подняли одну сторону. Гидравлических инструментов, которыми сейчас пользуются в МЧС, тогда не было, работали железными прутьями. Спасение затянулось, уже начинались сумерки. Тела погибших мы относили к лесу, а кто дышал, того поднимали наверх, на трассу. В 91-м здесь не было никакой дороги, даже гравийки. Там, наверху, их забирали скорые».

Позднее Евгений не раз проезжал мимо этого места — уже в кабине поезда (как раз в августе 1991-го он устроился на железную дорогу). Видел, как появился памятник, как к нему приезжают родственники погибших. И спустя десятилетия сюда все так же приносят цветы.

Друг погибших: «Это была очень крепкая компания»

Александр хорошо знал многих пассажиров того автобуса. Они вместе работали на заводе, ездили на турслеты, побеждали в соревнованиях по ориентированию и самодеятельности. В тот август он не смог присоединиться — семейные дела. Две знакомые девушки звали его поехать, одна из них, Анжелика, погибла. А он, наоборот, уговаривал поехать своего друга детства Костю, прошедшего Афганистан. Костя тоже не вернулся. «Мне говорят, что я ни в чем не виноват. Но я до сих пор корю себя, чувствую ответственность за Костю», — признавался Александр.

Каждый год 18 августа в 16:20 он собирает друзей и родственников погибших у памятника под Хатежино. Здесь встречаются и те, кто выжил.

«Выжившие в той трагедии помнят: еще в турлагере водителя видели залезающим под днище, — рассказывал нам Александр. — Определенно у него были сомнения в исправности автобуса. Но он понадеялся на случай. Водитель спешил закончить поездку, так как его выгнали на работу из отпуска. Это была не та машина, на которой он ездил постоянно, к которой привык».

Фотографии после аварии поражают: автобус почти сплющило. Основной удар пришелся на середину салона, и именно там погибло больше всего людей. Вспоминают, как один из друзей, Игорь, успел крикнуть: «Это конец!» — и в следующую секунду удар оборвал его жизнь.

На утро после катастрофы на заводе, где работал Александр, об этой трагедии говорили все. Называли фамилии погибших — поначалу их было 16. Какое-то время ничего не было слышно о еще одном пассажире. Пару дней спустя стало известно — он скончался в больнице. На его похороны прилетели ребята из Петербурга — настолько крепкой была эта компания.

«Техническая неисправность и разгильдяйство». Бывший следователь о причинах автокатастрофы

Михаил Филиппович Папкович, полковник милиции в отставке, в начале 90-х был старшим следователем по особо важным делам. Именно ему поручили расследование трагедии под Хатежино.

«За всю мою практику, да и за все время существования Беларуси авария под Хатежино — самая крупная. На установление всех обстоятельств ушло девять месяцев. Выяснилось, что причиной трагедии стали техническая неисправность и повсеместное разгильдяйство», — вспоминал он.

При изучении остатков автобуса выяснилось: во время движения ЛАЗа по путепроводу оборвался элемент рулевой тяги. За месяц до происшествия автобус проходил техобслуживание. Узел разобрали, но при сборке допустили грубейшие ошибки: шаровый палец закрепили без динамометрического ключа, без шплинта. Крепления постепенно разболтались, и одна из гаек отлетела — ее нашли в 160 метрах до моста.

По словам Папковича, дело в отношении слесарей так и не было возбуждено. Ответственность ложилась и на механика, выпустившего автобус в рейс. Он настаивал, что проверял машину, но во время эксперимента оказалось: даже физически не мог залезть под автобус в ту смотровую яму, о которой говорил.

Отдельное внимание следствие уделило состоянию путепровода. Ограждение было сделано не по правилам: секции сварены, а не соединены болтами. Однако эксперты подсчитали, что даже при правильной конструкции ограждение не удержало бы автобус — угол удара и масса машины были слишком велики.

Особым вопросом стало поведение водителя. Он утверждал, что в момент поломки ничего не заметил. Для проверки провели эксперимент: аналогичный автобус нагрузили, воссоздали дефект рулевой тяги, отправили кататься (за руль посадили человека со стороны, не обвиняемого). В какой-то момент появились те же симптомы: громкий стук и люфт руля. Водитель сразу почувствовал проблему, снизил скорость и остановился без экстренного торможения. Результаты Папкович предъявил обвиняемому водителю. Тот признал: привык к люфту руля, «просто не обращал внимания».

Нажмите на баннер, чтобы узнать больше деталей о ходе расследования трагедии под Хатежино 

Что решил суд и кто понес наказание

Материалы уголовного дела подробно описывают, в чем именно усмотрели вину водителя.

Он не проверил исправность узлов и приборов, влияющих на безопасность, нарушив инструкции для водителей автобусов, правила дорожного движения и технической эксплуатации. При внимательном осмотре можно было заметить отсутствие шплинта в шаровом пальце, фиксирующего гайку рулевой тяги, а также ослабление креплений карданного вала. В пути водитель также имел возможность определить неисправность по увеличенному люфту руля и характерному стуку, но продолжал движение. На скорости 80—90 км/ч гайка окончательно развинтилась, тяга рассоединилась — она упала и волочилась по проезжей части, в результате чего автобус потерял управление и рухнул с путепровода на железнодорожное полотно.

Обвинение предъявили и механику, выпустившему автобус на линию. Однако уголовное преследование в его отношении прекратили в связи с амнистией.

Сам процесс длился несколько лет. В 1994 году Минский районный суд вынес водителю оправдательный приговор за отсутствием состава преступления. Потерпевшие обжаловали решение, и приговор отменили. В 1995 году водителя признали виновным: ему назначили семь лет лишения свободы без права управления транспортом, с отбыванием наказания в колонии-поселении для осужденных по неосторожности. Верховный суд оставил этот приговор без изменений.

Судьба водителя: вышел на свободу по амнистии, но погиб от несчастного случая

История водителя автобуса Валерия оказалась не менее драматичной, чем само ДТП. Его вдова Ирина вспоминает, что несчастья преследовали мужа с раннего возраста. В три года он упал с высоты частного дома, в армии во время прыжка с парашютом едва не погиб, в катастрофе 1991 года получил переломы ног и ключицы, сотрясение мозга, после чего начались проблемы со слухом.

По словам Ирины, в тот день Валерий не должен был садиться за руль. Он был в отпуске, но его вызвали заменить напарника. «Он не считал себя виноватым, — рассказывала она. — Считал, что это было стечение обстоятельств. Когда выбивает рулевое управление, вряд ли человек может что-то сделать».

Судебная тяжба длилась больше трех лет. Каждый раз, когда выносился оправдательный приговор, родственники погибших обжаловали его. В итоге водителю назначили 7,5 года лишения свободы, прокурор же изначально требовал 15.

Ирина признавалась, что сама просила ускорить его заключение: «Мне хотелось уверенности в завтрашнем дне, хотелось знать, что его не увезут в любой момент. Как с таким раскладом было строить планы на семью?»

В итоге Валерий провел в местах лишения свободы два года и восемь месяцев. Работал в колонии механиком, после освобождения — грузчиком, укладчиком паркета, водителем маршрутного такси. У него с Ириной родилась дочь.

Жизнь оборвалась трагически. В 2013 году, в возрасте 51 года, Валерий погиб при пожаре в гараже: взорвался масляный обогреватель — мужчину окатило горящим маслом. Он смог доехать до больницы, самостоятельно оформил нужные бумаги, лег на каталку, и его увезли в реанимацию. Но он не проснулся — оказалось, ожог 80% тела.

Нажмите на баннер, чтобы прочесть воспоминания участника тургруппы и вдовы водителя автобуса

Почему о трагедии под Хатежино ничего не было слышно 25 лет

Публикации об автокатастрофе близ Хатежино появились на Onlíner осенью 2016 года. До этого же ни в прессе, ни в сети не было каких-либо статей, проливающих свет на подробности случившегося и дальнейшее следствие по делу. Лишь короткая заметка в одной из газет с констатацией факта ДТП. Так почему же столь крупная авария осталась забыта на 25 лет?

На следующий день после происшествия все внимание страны было приковано к политике. В Москве разворачивался августовский путч, и именно он стал главной темой газет и радиоэфиров.

Политическая драма в столице затмила остальные новости. Так трагедия 17 семей оказалась в тени.


Эта история также была рассказана в нашем подкасте «Красный треугольник». Вы можете прослушать ее ниже.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by