Недалеко от деревни Хатежино Минского района, у самой железной дороги, стоит памятник с семнадцатью именами. Это жертвы автокатастрофы, случившейся 18 августа 1991 года. Тогда неисправный автобус сорвался с моста — погибла компания минчан, возвращавшихся с турслета на Ислочи. Рассказываем, что произошло в тот день, как очевидцы спасали пассажиров, чем завершилось расследование и почему об этой аварии, ставшей крупнейшей по числу погибших, не говорили четверть века.
Воскресный день, конец лета. Туристы из Минска и Петербурга, дружная компания инженеров и рабочих с авиационных заводов, возвращаются домой после слета на берегу Ислочи. Позади — два дня походной романтики: песни под гитару, спортивные соревнования, палатки на поляне. Впереди — всего несколько километров до Минска.
В 16:20 автобус ЛАЗ-699Р с 28 пассажирами проезжает по путепроводу над железнодорожными путями у деревни Хатежино. И вдруг — рывок. Машину бросает вправо, руль не слушается. Водитель пытается выровнять траекторию, но поздно: автобус пробивает металлическое ограждение, переворачивается в воздухе и падает крышей на рельсы.
Спасатели добирались сюда с трудом — место падения оказалось практически недоступным для техники, а необходимого инструмента не было. Шестнадцать человек погибли на месте, еще один умер позже в больнице. Остальные выжили, но получили тяжелые травмы.
Одним из первых на месте трагедии оказался Евгений, житель деревни Хатежино. Тогда ему было 30 лет. В тот день вместе с отцом он обтесывал стропила для нового сарая, как внезапно услышал скрежет металла и глухой удар со стороны железной дороги.
Прибежав на место, они с отцом увидели смятый автобус, лежащий прямо на рельсах колесами вверх.
«От удара крышу смяло, стойки не выдержали веса, от окон остался узенький проем — не залезть, не вылезть», — вспоминал мужчина в беседе с журналистом Onlíner.
Вместе с другими очевидцами (водителями и пассажирами, которые остановились на трассе) Евгений пытался помочь выжившим. Чтобы извлечь зажатых в салоне людей, использовали ломы, какие-то подручные инструменты. К мосту подогнали КАМАЗ, спустили вниз трос — были попытки приподнять автобус.
«После подъехала милиция, подогнали автокраны, — рассказывал мужчина. — Кое-как подняли одну сторону. Гидравлических инструментов, которыми сейчас пользуются в МЧС, тогда не было, работали железными прутьями. Спасение затянулось, уже начинались сумерки. Тела погибших мы относили к лесу, а кто дышал, того поднимали наверх, на трассу. В 91-м здесь не было никакой дороги, даже гравийки. Там, наверху, их забирали скорые».
Позднее Евгений не раз проезжал мимо этого места — уже в кабине поезда (как раз в августе 1991-го он устроился на железную дорогу). Видел, как появился памятник, как к нему приезжают родственники погибших. И спустя десятилетия сюда все так же приносят цветы.
Александр хорошо знал многих пассажиров того автобуса. Они вместе работали на заводе, ездили на турслеты, побеждали в соревнованиях по ориентированию и самодеятельности. В тот август он не смог присоединиться — семейные дела. Две знакомые девушки звали его поехать, одна из них, Анжелика, погибла. А он, наоборот, уговаривал поехать своего друга детства Костю, прошедшего Афганистан. Костя тоже не вернулся. «Мне говорят, что я ни в чем не виноват. Но я до сих пор корю себя, чувствую ответственность за Костю», — признавался Александр.
Каждый год 18 августа в 16:20 он собирает друзей и родственников погибших у памятника под Хатежино. Здесь встречаются и те, кто выжил.
«Выжившие в той трагедии помнят: еще в турлагере водителя видели залезающим под днище, — рассказывал нам Александр. — Определенно у него были сомнения в исправности автобуса. Но он понадеялся на случай. Водитель спешил закончить поездку, так как его выгнали на работу из отпуска. Это была не та машина, на которой он ездил постоянно, к которой привык».
Фотографии после аварии поражают: автобус почти сплющило. Основной удар пришелся на середину салона, и именно там погибло больше всего людей. Вспоминают, как один из друзей, Игорь, успел крикнуть: «Это конец!» — и в следующую секунду удар оборвал его жизнь.
На утро после катастрофы на заводе, где работал Александр, об этой трагедии говорили все. Называли фамилии погибших — поначалу их было 16. Какое-то время ничего не было слышно о еще одном пассажире. Пару дней спустя стало известно — он скончался в больнице. На его похороны прилетели ребята из Петербурга — настолько крепкой была эта компания.
Михаил Филиппович Папкович, полковник милиции в отставке, в начале 90-х был старшим следователем по особо важным делам. Именно ему поручили расследование трагедии под Хатежино.
«За всю мою практику, да и за все время существования Беларуси авария под Хатежино — самая крупная. На установление всех обстоятельств ушло девять месяцев. Выяснилось, что причиной трагедии стали техническая неисправность и повсеместное разгильдяйство», — вспоминал он.
При изучении остатков автобуса выяснилось: во время движения ЛАЗа по путепроводу оборвался элемент рулевой тяги. За месяц до происшествия автобус проходил техобслуживание. Узел разобрали, но при сборке допустили грубейшие ошибки: шаровый палец закрепили без динамометрического ключа, без шплинта. Крепления постепенно разболтались, и одна из гаек отлетела — ее нашли в 160 метрах до моста.
По словам Папковича, дело в отношении слесарей так и не было возбуждено. Ответственность ложилась и на механика, выпустившего автобус в рейс. Он настаивал, что проверял машину, но во время эксперимента оказалось: даже физически не мог залезть под автобус в ту смотровую яму, о которой говорил.
Отдельное внимание следствие уделило состоянию путепровода. Ограждение было сделано не по правилам: секции сварены, а не соединены болтами. Однако эксперты подсчитали, что даже при правильной конструкции ограждение не удержало бы автобус — угол удара и масса машины были слишком велики.
Особым вопросом стало поведение водителя. Он утверждал, что в момент поломки ничего не заметил. Для проверки провели эксперимент: аналогичный автобус нагрузили, воссоздали дефект рулевой тяги, отправили кататься (за руль посадили человека со стороны, не обвиняемого). В какой-то момент появились те же симптомы: громкий стук и люфт руля. Водитель сразу почувствовал проблему, снизил скорость и остановился без экстренного торможения. Результаты Папкович предъявил обвиняемому водителю. Тот признал: привык к люфту руля, «просто не обращал внимания».
Нажмите на баннер, чтобы узнать больше деталей о ходе расследования трагедии под Хатежино
Материалы уголовного дела подробно описывают, в чем именно усмотрели вину водителя.
Он не проверил исправность узлов и приборов, влияющих на безопасность, нарушив инструкции для водителей автобусов, правила дорожного движения и технической эксплуатации. При внимательном осмотре можно было заметить отсутствие шплинта в шаровом пальце, фиксирующего гайку рулевой тяги, а также ослабление креплений карданного вала. В пути водитель также имел возможность определить неисправность по увеличенному люфту руля и характерному стуку, но продолжал движение. На скорости 80—90 км/ч гайка окончательно развинтилась, тяга рассоединилась — она упала и волочилась по проезжей части, в результате чего автобус потерял управление и рухнул с путепровода на железнодорожное полотно.
Обвинение предъявили и механику, выпустившему автобус на линию. Однако уголовное преследование в его отношении прекратили в связи с амнистией.
Сам процесс длился несколько лет. В 1994 году Минский районный суд вынес водителю оправдательный приговор за отсутствием состава преступления. Потерпевшие обжаловали решение, и приговор отменили. В 1995 году водителя признали виновным: ему назначили семь лет лишения свободы без права управления транспортом, с отбыванием наказания в колонии-поселении для осужденных по неосторожности. Верховный суд оставил этот приговор без изменений.
История водителя автобуса Валерия оказалась не менее драматичной, чем само ДТП. Его вдова Ирина вспоминает, что несчастья преследовали мужа с раннего возраста. В три года он упал с высоты частного дома, в армии во время прыжка с парашютом едва не погиб, в катастрофе 1991 года получил переломы ног и ключицы, сотрясение мозга, после чего начались проблемы со слухом.
По словам Ирины, в тот день Валерий не должен был садиться за руль. Он был в отпуске, но его вызвали заменить напарника. «Он не считал себя виноватым, — рассказывала она. — Считал, что это было стечение обстоятельств. Когда выбивает рулевое управление, вряд ли человек может что-то сделать».
Судебная тяжба длилась больше трех лет. Каждый раз, когда выносился оправдательный приговор, родственники погибших обжаловали его. В итоге водителю назначили 7,5 года лишения свободы, прокурор же изначально требовал 15.
Ирина признавалась, что сама просила ускорить его заключение: «Мне хотелось уверенности в завтрашнем дне, хотелось знать, что его не увезут в любой момент. Как с таким раскладом было строить планы на семью?»
В итоге Валерий провел в местах лишения свободы два года и восемь месяцев. Работал в колонии механиком, после освобождения — грузчиком, укладчиком паркета, водителем маршрутного такси. У него с Ириной родилась дочь.
Жизнь оборвалась трагически. В 2013 году, в возрасте 51 года, Валерий погиб при пожаре в гараже: взорвался масляный обогреватель — мужчину окатило горящим маслом. Он смог доехать до больницы, самостоятельно оформил нужные бумаги, лег на каталку, и его увезли в реанимацию. Но он не проснулся — оказалось, ожог 80% тела.
Нажмите на баннер, чтобы прочесть воспоминания участника тургруппы и вдовы водителя автобуса
Публикации об автокатастрофе близ Хатежино появились на Onlíner осенью 2016 года. До этого же ни в прессе, ни в сети не было каких-либо статей, проливающих свет на подробности случившегося и дальнейшее следствие по делу. Лишь короткая заметка в одной из газет с констатацией факта ДТП. Так почему же столь крупная авария осталась забыта на 25 лет?
На следующий день после происшествия все внимание страны было приковано к политике. В Москве разворачивался августовский путч, и именно он стал главной темой газет и радиоэфиров.
Политическая драма в столице затмила остальные новости. Так трагедия 17 семей оказалась в тени.
Эта история также была рассказана в нашем подкасте «Красный треугольник». Вы можете прослушать ее ниже.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by